Конспект открытого урока русского языка в 4 классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Конспект урока дан в виде технологической карты. На уроке использовы разные виды заданий,позволяющие сделать урок интересны и увлекательным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_uroka.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе

Ф. И. О. педагога      Мурлыкина Мария Валерьевна

Предмет    русский язык

Класс     4а

Тема урока   «Изменение глаголов по временам»  

Цель: познакомить с понятием временных форм глагола и с особенностями каждой временной формы глагола.

Задачи:

  1. Образовательные: познакомиться с временными формами глагола, закрепить правописание глаголов, умение подбирать глаголы  по вопросам, обогащать словарный запас учащихся, учить обобщать, аргументировать свои ответы.
  2. Развивающие: развивать логическое мышление, внимание, память, познавательные способности учащихся, орфографическую зоркость, продолжить работу по развитию речи учащихся.
  3. Воспитательные: продолжать формировать  культуру поведения на уроке, аккуратность, самостоятельность, терпение друг к другу, воспитывать интерес к русскому языку и русской поэзии.

Тип урока: открытие новых  знаний.

Формы: индивидуальная, парная, фронтальная.

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация ,набор карточек; опорные схемы; учебник С. В. Иванова, М.И. Кузнецовой "Русский язык" 4 класс, тетрадь, рабочая тетрадь, наглядное пособие, карточки для рефлексии.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которых проектируется урок: Предметные результаты: знают, что такое глагол, значение и правописание глаголов,  их использование в речи.

Цели урока как планируемые  результаты обучения, планируемый уровень их достижений.

Предметные УУД. Уметь применять правила правописания на практике

Познавательные УУД. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания; пользоваться знаковыми символическими средствами; анализировать изучаемые объекты с выделением  существенных и несущественных признаков. Уметь находить нужную информацию в  текстах учебника.

Регулятивные УУД. Принимать и сохранять учебную задачу, использовать знаково-символические средства в представлении информации для решения учебных и практических задач .Ставить цель, осуществлять контроль, коррекцию знаний. Уметь работать по алгоритму.

Коммуникативные УУД. Принимать участие в работе парами, делать выводы, приходить к общему решению в спорных вопросах и проблемных ситуациях.

Личностные УУД. Проявлять учебную и коммуникативную активность. Формировать широкую мотивационную основу учебной деятельности. Уметь взаимодействовать  в группе в соответствии с правилами, развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Используемые методы, приёмы, формы

Формируемые УУД

I. Организационный момент.

Цели:

– актуализировать требования к обучающимся со стороны учебной деятельности;

– создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

– У нас сегодня необычный урок. Сегодня у нас много гостей. Давайте поприветствуем их.

-Сегодня мы с вами совершим интересное путешествие на машине времени. В наших силах сделать урок полезным и интересным. Будем работать вдумчиво и внимательно, порадуем друг друга успехами.

-Далекие звезды над нами горят,

Зовут они в гости хороших ребят.

Собраться в дорогу нетрудно для нас –

И вот мы к полету готовы сейчас.

Итак, отправляемся в путешествие.

Настраиваются на урок, на партах лежат звезды разных цветов.

фронтальная

Личностные УУД: готовность к обучению, отношение к учению.

II. Актуализация опорных знаний. Целеполагание.

Учитель предлагает серию вопросов на восстановление пройденного материала о глаголе.

Пробуждает детей к высказыванию своего мнения, предлагая аргументировать свои высказывания

На уроках литературного чтения, когда изучали УНТ, то приводили много примеров пословиц и поговорок.

-Скажите, а зачем нужны пословицы и поговорки?

-Сегодня на уроке мы вспомним пословицу о дружбе, т.к. мы – команда и должны быть дружными.

1.Минутка чистописания.

Слайд.

Друг за друга держаться - ничего не бояться.

Слайд.

 -Что за слова у меня выделены?

-Что такое глаголы?

-На какие вопросы отвечают глаголы в ед.ч?

-На какие вопросы отвечают глаголы во мн.ч.?

-Как изменяются глаголы?

-На какие вопросы отвечают глаголы в НФ?

-Объясните правописание глаголов в пословице.

2.Словарная работа.

Слайд.

-Откройте словари, запишите новую группу, сегодня она будет связана с нашим путешествием.

Ракета, космос, космонавт, космический корабль.

Ставим ударение, подчеркиваем безударные гласные, сочетания, которые нужно запомнить. Составляем предложение.

-Как можно назвать слова космос, космонавт, космический корабль?

Воспринимают на слух вопросы, отвечают на вопросы учителя.

Глаголы. Перечисляют их. Записывают пословицу в тетрадь, подчеркивают глаголы.

Запись слов в словарь.

Предложение.

Ракета стартует в космос.

Однокоренными.

Беседа по уточнению и конкретизации знаний, фронтальная.

Регулятивные УУД: целеполагание, самопроверка и взаимопроверка;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

III. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи.

Цели:

– выявить место затруднения;

– зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

Самостоятельное  формулирование проблемы и постановку цели

Мы летим в космос на необычной ракете, на которой можно путешествовать не только в космосе, но и во времени.

-Прочитайте выражения:

Слайд.

Ах, как же быстро…

Время летит

Время разум дает

Всякой вещи время 

Делу время, потехе час

- Попробуйте сейчас самостоятельно сформулировать тему нашего урока.

- Верно, это время глагола.

-Какие виды работ мы будем выполнять ?

-На столах у вас лежат карточки с текстами. Почитайте их. И вместе со  своим соседом по парте сделайте вывод, что не так. Как изменить текст. Но не все глаголы в нем будут меняться.

Космонавты садятся в ракету времени и видят, как…

Слайд.

Рыженький котик сидеть на окошке.

 И увидеть он знакомую кошку.

 Он ей песню спеть ,

 А потом поесть.

 Вот теперь сидеть ,

 На неё глядеть.

 Кисонька мурлыкать ,

 Кота к себе кликать:

 Пойдём, котичек, на улицу гулять, 

 Курочек соседских попугать.

 Будем вместе по улице ходить.

 И о разном с тобой будем говорить.

-Что вы заметили?

-Что нужно сделать, чтобы текст стал связным?

-Давайте изменим глаголы и поставим их в нужное время.

Слушают, анализируют, предлагают свои варианты ответов.

Делают вывод о правописании

Высказывают предположения формулируют тему урока

Меняем глаголы. НФ меняем на нужное время глагола.

Практическая работа.

Индивидуальная, фронтальная, в паре.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

IV. Открытие нового знания.

Цели:

– организовать постановку цели урока;

– организовать составление совместного плана действий;

– определить средства.

-Наш корабль причалил к какой-то планете. Прочитаем ее название. (Открывает название планеты  на ленте). Это планета, на которой живут глаголы: сидит, слушает, думают, отвечает и т.д.

-На какие вопросы отвечают эти глаголы? (Что делает? Что делают?)

-Это глаголы, которые показывают, что действие происходит в момент речи, т.е. сейчас.

-Как вы думаете, какое это время?

 -Найдите эту тему в учебнике. Прочитайте.

Наше время пребывания на этой планете окончено. Продолжаем путешествие дальше. И теперь мы попадаем на следующую планету, на которой живут

 глаголы: сидел, слушал, думал, отвечали, нарисовал, написали.

-На какие вопросы отвечают эти глаголы? (Что делал? Что сделал? Что делали? Что сделали?)

-Это глаголы, которые показывают, что действие происходило до момента речи, т.е. вчера, на прошлой неделе или 5 минут назад и т.д.

Мы уже посетили 2 планеты, осталась последняя. Как вы думаете, а какое название будет у нее?

Здесь живут глаголы: уйду, напишу, решу, посчитаем, буду смотреть.

-На какие вопросы отвечают эти глаголы? (Что сделают? Что будет делать?)

-Посмотрите, здесь появляется дополнительный глагол будет. Глаголы, которые отвечают на вопрос Что сделает? – СВ, а те, которые имеют слово будут + НФ – НСВ.

Глаголы в форме будущего времени показывают, что действие будет происходить после момента речи, т.е. когда – то. Приведите примеры глаголов в форме будущего времени.

Запись в тетради по столбикам.

Открывается название времени на карточке.

Заполнение  таблицы в тетради.

Открывается название времени. Запись в тетрадь.

Запись в тетради.

Работа

фронтальная, беседа

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, извлечение необходимой информации, определение основной информации.

Коммуникативные УУД: сотрудничество в поиске и сборе информации.

Регулятивные: Планировать свои действия в соответствии  с поставленной задачей; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности.

Универсальные:

- анализ объектов с целью выделения признаков

Физкультминутка

Космонавты устали. Невесомость расслабила их. Им необходимо отдохнуть.

Делают движения под музыку.

Продолжение работы

-Отдохнули. Продолжаем наш полет.

-У нас с вами сегодня необычное путешествие, связанное с путешествием во времени Вспомните, а какое мы записали предложение на словарной работе? Да, на ракетах. Я сейчас вам расскажу о человеке, который разрабатывает их. Это Сергей Павлович Королёв.

Чтение текста без глаголов.

Сергей Павлович Королёв- известный конструктор. Он (создавал) космическую технику. Первую ракету (запустили) только на 400 метров в высоту. Королёв (изобретал) всё новые и новые летательные аппараты. Нередко испытания (заканчивались) трагически: ракеты (ломались),  (взрывались). Конструктор не раз (был) в большой опасности.     Но каждая новая ракета (становилась) лучше предыдущей.

-Что удивило вас в тексте?

-Все ли вы поняли в тексте?

Чтение текста с глаголами.

-Если убрать глаголы, то мир остановится.

-Какую роль играют глаголы? Как сказал русский ученый А.М.Пешковский: «Глаголы – это какие-то «живые» слова, оживляющие все, к чему они прилагаются…»

Высказывают предположения

фронтальная

VI. Первичное закрепление.

Цели:

– организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

– организовать самопроверку по эталону;

– организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Мы – космонавты, выполнили задания в космосе и теперь вернулись  на Землю. Теперь нам нужно заполнить наши бортовые журналы.

 На столах карточки с текстом.

-Прочитайте. Озаглавьте. Спишите текст в тетрадь и определите время глагола.  

    Сильный ветер разогнал тучи. Дождь прошёл. Мокрая трава блестит на солнце. Его яркие лучи осветили лесную поляну. Красивыми огоньками сверкает утренняя роса. Небо стало голубым и чистым.  Скоро запоёт свою звонкую песню жаворонок.

Работа самостоятельная.

Первые 3 человека подают тетради на проверку. Один ученик выписывает глаголы на доску, а остальные проверяют работы у своих одноклассников.

Работа по карточкам,  в тетради

Самостоятельная работа.

фронтальная

Познавательные УУД: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные УУД: работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию; уметь разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.

Регулятивные УУД: контроль, саморегуляция, коррекция.

Принимать  и сохранять учебную задачу, представлять информацию для решения учебных и практических задач

VII. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Минутка зоркости. А теперь уже с Земли мы наблюдаем за космосом.   Записываем слова и объясняем их написание. У глагола определить время.

Звездное небо, лечу в космос, хороший полет, ракета опустилась, скафандр космонавта.

Запись на доске и в тетрадях.

Выходят к доске по одному человеку.

Работа в тетрадях

Фронтальная

Самостоятельная  работа.

Коммуникативные УУД: уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Познавательные УУД: находить в тексте учебника необходимую информацию и работать с ней.

VIII. Рефлексия деятельности.

Цель: организовать рефлексию и оценку учениками собственной учебной деятельности.

Акцентирую внимание на конечный результат учебной деятельности обучающихся на уроке

 Слайд

Cегодня я на уроке  ...

Я учился (училась) …

Я узнал (а) …

Я понял, что …

Себя  я могу похвалить за …

Эти знания мне пригодятся…

Сделал (а) вывод …

Формулируют конечный результат своей деятельности

Беседа

Фронтальная

Регулятивные УУД: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. смыслообразование

Какое значение имеют для меня полученные знания

IX. Итог урока. Д/з.

Закрепить полученные знания

– Ребята давайте повторим, с  каким понятием мы сегодня познакомились.

– Какие времена бывают у глагола?

-На какие вопросы отвечает каждое время глагола?

Слайд  

Прошедшее время – то, что                  

Было, прошло.

Настоящее время – то, что происходит сейчас         

Будущее время- то , что будет.                         

А теперь приклейте на нашу ленту времени свои звезды те, у кого после урока осталось хорошее настроение!!

Оценки за урок.

– Д/з. Текст, в котором глаголы стоят в наст. времени, 1 вариант записывает в прош., а 2 вариант – в буд.времени.

                              С НОВЫМ ГОДОМ!

      К концу старого года в календаре остаётся всё меньше листков — дней. И, наконец, опадает последний листок. Тут появляются новые календари — приметы Нового года.

     У ребят большие зимние каникулы. Всюду зажигаются праздничные новогодние ёлки.

Чтение хором.

Делают дневниковые записи

Фронтальная

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии  с поставленной задачей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока русского языка 2 класс

урок русского языка по теме "Глагол"  УМК "Планета знаний" автор Л. Я. Желтовская...

Конспект открытого урока русского языка по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1. Авторы: Е.В. Бунеева, Р. Н. Бунеев, О. В. Пронина)

Конспект открытого урока русского языка  по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1.  Автор...

Конспект открытого урока русского языка, 1 класс

Конспект открытого урока русского  языка в 1 классе по теме "Заглавная буква в словах"....

конспект открытого урока русского языка 3 класс "Род имен существительных"

Данный конспект урока содержит различные виды работ по усвоению темы...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...

Конспект открытого урока русского языка, 3 класс.

Цель урока: уточнить представления о том, что такое корень и однокоренные, что корень слова в однокоренных словах пишется одинаково; учить находить корень в словах....

Конспект открытого урока русского языка 4 класс ОВЗ по теме: Мягкий знак в середине слова.

Конспект открытого урока по русскому языку 3 класс.Тема: Мягкий знак в середине слова.Цель: Развивать умение обозначать мягкость согласного звука в конце и в середине слова мягким знаком.Задачи:Образо...