Конспект урока по русскому языку на тему:"Нарицательные и собственные" (УМК "Перспектива") 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Конспект урока по русскому языку на тему:"Нарицательные и собственные" (УМК "Перспектива")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narits_i_sobstv.docx40.62 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

 

Технологическая карта урока

по русскому языку

   

Челябинск, 2016

Предмет: Русский язык

Класс: 2б

Тема урока: Нарицательные и собственные.

Цель: познакомить уч-ся с новыми терминами -  существительные собственные и нарицательные.

Планируемые результаты:

- личностные:- нравственные качества личности;

-развивать речь детей, внимание, логическое мышление, наблюдательность.

-воспитывать умение работать в коллективе.

- предметные:- уточнить представление об именах собственных и нарицательных.

-объяснять различие существительных нарицательных и собственных и обосновывать своё мнение.

Оборудование для учителя: Учебник для 2 класса.КлимановаЛ.Ф.,МакееваС.Г,Русский язык,Ч.2(УМК Перспектива),презентация.

Оборудование для учащихся:Учебник для 2 класса.КлимановаЛ.Ф.,МакееваС.Г,Русский язык,Ч.2(УМК Перспектива),рабочая тетрадь.

Этапы урока, методы и приёмы

Время

Содержание. Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.

Мотивационный

Словесный:

слово учителя.

Практич.:

Минутка чистописания

Практич.:

Работа с упражнением

Практич.:

Работа со словами

1

2-3

Здравствуйте ребята,

Повернитесь, оглянитесь,

Начинается урок!

Русский вас язык зовёт.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Наш урок я хотела бы начать с загадки

То я в клетку, то в линейку,

Написать на мне  сумей-ка

Можешь и нарисовать

Что такое я? (тетрадь)

Откройте свои тетради, отступите две строчки от предыдущих записей, запишите сегодняшнее число: 20 марта, классная работа, выделите орфограммы.

(Двадцатое марта.

Классная работа.)

Начнем наш урок с минутки чистописания. Посмотрите на доску и пропишите это буквосочетание как у меня.(Со На)

Откройте учебники на стр. 81 и найдите упражнение № 106. Что вы видите? (текст)  Как вы догадались?(потому что есть заголовок)  Прочитайте текст. Разделите существительные этого текста на две группы по написанию первой буквы.

На какие 2 группы вы разделили существительные? Назовите их.(Одни существительные пишутся с большой буквы, другие с маленькой.Имена собственные и имена нарицательные)

Слушать, приветствовать, смотреть презентацию.

Записывать число, выделять орфограммы.

Прописывать элементы.

Выполнять упражнение, отвечать на вопросы.

Делить существительные на группы.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу.

Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

П.: поиск и извлечение информации.

2.

Постановка учебной задачи и ее решение

Словесн.:

Ответы на вопросы

1-2

Итак, тема нашего урока:. . .(Собственные и нарицательные имена существительные)

Какую цель мы поставим перед собой?(научимся писать собственные и нарицательные имена существительные)

Прочитайте вопрос Совёнка.( Почему некоторые слова в этом тексте написаны с заглавной буквы?)Ответьте на него.(потому что это названия городов) Какой вывод мы можем сделать?(имена собственные пишутся с заглавной буквы)

Уточним наш вывод с ответом в учебнике на стр.81. Прочитайте высказывание профессора Самоварова. Совпадает ли наш вывод с правилом в учебнике?(да)Так что такое имена собственные?Какой частью речи выражены?(существительное)

Формулировать тему урока.

Определять цель.

Отвечать на вопросы.

Делать вывод, сравнивать его с выводом в учебнике.

Л: мотивация к новому

учебному материалу.

К: Строят речевые высказывания.

П: Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3.

Решение частных задач

Словес.: слово учителя, ответы на вопросы.

Практич.:

выполнение  заданий

Практич.:

Работа в парах

Словесн.:

Ответы на вопросы

Практич.:

Чтение слов

Практич.:

Составление предложений

Словесн.:

Вывод

Практич.: физминутка.

Практич.: работа с учебником - письменное упр.;

Практич:

Самост. Работа

Практич.:

Игра.

4-5

3-4

3-4

1-2

2-3

1-2

1-2

3-4

2-3

1-2

А сейчас поработаем в парах. Найдите номер 107 на стр. 81.Прочитайте задание.Что нам необходимо сделать в этом упражнении?(записать как можно больше имен собственных по группам) Какие из названий надо заключать в кавычки? (названия журналов для детей ,названия автомобилей)

Первый ряд записывают названия городов и рек. Второй ряд названия морей и стран. Третий ряд- названия столиц разных государств, названий автомобилей. И все записывают названия журналов для детей. А при выполнении этого задания вам поможет карточка,которую я вам дам.

Какие существительные записал 1-ый ряд?2-ой ряд? 3-ий ряд?(пары зачитывают слова,которые они записали, сверка с образцом, оценивают свою работу.Кто выполнил без ошибок поставьте себе «+»,кто допустил ошибку-поставьте «?»)

-Всегда ли легко найти имена существительные в предложении? (нет)Давайте обратимся к упражнению105. Прочитайте все предложения. Прочитайте выделенные слова.

Давай разберем каждое выделенное слово.Затопили печь. Затопили что?-печь. Печь,-что обозначает это слово?(предмет)

Чтобы пироги печь. Чтобы пироги что делать?-печь. Что обозначает это слово?(действие)

Снежное покрывало. Снежное что?-покрывало. Что обозначает это слово?(предмет)

Все поле покрывало. Все поле что делало?-покрывало. Что обозначает это слово?(действие)

В борту корабля открылась течь. В борту корабля открылась что?-течь. Что обозначает это слово?(предмет)

Из крана начала течь вода. Из крана что начала делать вода?-течь что обозначает это слово?(действие)

В мастерской звенит пила. В мастерской звенит что?-пила. Что обозначает это слово?(предмет)

Лосиха пила воду из лесного ручья. Лосиха что делала?-пила. Что обозначает это слово?(действие)

Почему слова звучат одинаково, но относятся к разным частям речи?Как вы это объясните?(одни обозначают предмет,другие-действие предмета) какие из этих слов можно назвать именами существительными?(печь,покрывало,течь, пила)Почему?(звучат одинаково, пишутся одинаково, но разные части речи)Почему?(потому что отвечают на разные вопросы) Какой вывод мы можем сделать после выполнения этого упражнения?(слова, которые пишутся и звучат одинаково, могут отвечать на разные вопросы и обозначать либо предмет, либо действие)

Прочитаем слова,которые вы видите на доске. Чем они различаются?

Скворцов, скворцов.

Рыбаков, рыбаков.

Арбузов, арбузов.

(Первые слова – это имена собственные – фамилии – пишутся с заглавной буквы – Скворцов, Рыбаков, Арбузов.

Вторые слова – это нарицательные имена существительные.)

Вставим в каждое предложение подходящие по смыслу слова.

Лёва …… делал домик для ……

Андрюша …… любил слушать рассказы ……

Толя …… привёз много ……

Проверим.

Лёва Скворцов делал домик для скворцов.

Андрюша Рыбаков любил слушать рассказы рыбаков.

Толя Арбузов привёз много арбузов.

Какой вывод можем сформулировать, выполнив это задание?(Это задание помогло нам понять, что одно и тоже слово может быть и собственным и нарицательным).

А сейчас давайте отдохнем. Кто проведет разминку?

Теперь откройте свои рабочие тетради на стр.31,найдите  упражнение 153. Прочитайте стихотворение А. Барто. (дети читают стих)

Что такое имена собственные?

Давайте найдем в этом стихотворении имена собственные. Найдите и подчеркните их.Что получилось у вас? Давайте проверим.(Василия, Васенька,Вася Чистяков,  Василия)

Выпишите полное имя мальчика. А как назвать его ласково? Запиши.Что вы записали?(Василий,Васенька)Чье имя вы написали?Почему вы написали с заглавной буквы?(потому что это имя собственное)Что такое имя собственное?

-Ребята,  как называется столица России?(Москва) Какое главное место в Москве?(Красная Площадь) Почему она называется «Красная»?(от слова красивая, в старине все красивое называли красным) Что такое Кремль?( Московский Кремль в прошлом - это крепость, которая защищала наших предков (наши бабушки и дедушки) москвичей от нападения врагов, он был центром Московского государства.
В настоящее время – здесь работает президент и правительство страны. Кремль-это место, где находятся знаменитые на весь мир музеи.
)Обратимся  к упражнению 154.Прочитайте задание.Выполните его самостоятельно.

Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу по эталону, который вы видите на доске.Какие слова написаны с заглавной буквы?(Родина,Москва,Кремль,Красная площадь, Тверская )Почему?(это имена собственные и они имеют только единственное свое название)

Оцените свою работу, если у вас нет ошибок, поставьте «+»,если есть ошибки-поставьте «?»

Давайте с вами поиграем. Откройте свои учебники на стр.80. игра называется «Кто это? Что это?» рассмотрите рисунки на стр. 80. По очереди показывайте друг другу на один из предметов, изображенных на рисунке, и записывайте название этого предмета. Выигрывает та пара, которая  без ошибок записала больше имён существительных каллиграфическим почерком.

-Сколько имён существительных вы записали?(дети отвечают, определяются победители)

Придумайте имена собственные для слона и людей, изображенных на рисунке. (мама Марина, сын Коля и Дима, слон Мартин)Как пишутся имена людей и клички животных?(с заглавной буквы)

Работать с учебником, выполнять упражнения, проверять и оценивать свою работу.

Работать в парах.

Анализировать,

Отвечать на вопросы.

Читать слова, отвечать на вопросы.

Читать слова.

Вставлять слова в предложения.

Проверять по эталону.

Делать выводы.

Делать двигательные упражнения.

Выполнять упражнение.

Выполнять действия под контролем учителя.

Работать с учебником, отвечать на вопросы учителя.

Называть предметы.

Работать в парах.

Выполнять задание самостоятельно.

Называть и записывать имена существительные.

Придумывать имена собственные.

П:поиск и извлечение

информации

Р:принятие цели и

постановка задач

урока.

К:умение договариваться в

группе, общаться,

приходить к единому

мнению,

распределять работу

в парах.

Л.: установка на ЗОЖ.

К: Донести свою позицию до других; высказать свою точку зрения и попытаться ее обосновать, приводя аргументы.

П:ориентироваться в своей системе знаний, понимать, что нужна дополнительная информация, для решения учебной задачи.

К: строят устные речевые высказывания.

П:

поиск, фиксация,

извлечение

информации.

Р: уметь организовать свою деятельность.

К: выполнять согласованно совместную деятельность, правильно выражать свои мысли.

Р:соотнесение своего результата с заданным эталоном, внесение необходимых дополнений.

4.

Итог урока

Словесный:

беседа

3-4

Наш урок подходит к концу. Давайте подведём итог. Что мы узнали на уроке?(Как писать имена собственные

На какие две группы можно разделить имена существительные?(собственные и нарицательные)

Какие из них пишутся с заглавной буквы?(имена собственные)

Какие существительные называются собственными?(Собственные имена существительные представляют собой названия отдельных единичных предметов, выделенных из однородных.)

Анализировать проделанную работу на уроке, оценивать свои силы, высказывать свое мнение.

Р: самооценка

5.

Рефлексия

Практический: оценка своей деятельности

1

Ребята, давайте посмотрим, как вы усвоили материал. Каждому из вас я раздам по 2 смайлика, если вы все поняли, и в самостоятельной работе не сделали ошибок, то приклейте на наш плакат желтый смайлик, а если в самостоятельной работе вы допустили ошибки, то приклейте розовый смайлик.

Проводить рефлексию, самооценку.

Р: самооценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по теме "Род имен существительных" (2 класс, система Л.В.Занкова)

Данный материал содержит подробное описание этапов урока по данной теме и презентацию. Урок составлен  в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода. Поставленные задачи реализую...

Конспект урока по русскому языку по теме "Падеж имен прилагательных" 4 класс

Данный конспект урока разработан для учащихся 4 класса, обучающихся в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи....

Конспект урока по русскому языку на тему "Однокоренные слова" в 3 классе

Конспект урока по русскому  языку в  3 классе на  тему "Онокоренные слова"...

конспект урока по русскому языку по теме "Орфограммы корня. Повторение"(4 класс)

Данный урок русского языка  является первым уроком первой четверти 4 класса и может быть использован по любой программе. Разработка составлена в соответствии с требованиями ФГОС...

Конспект урока по русскому языку по теме разделительный мягкий знак 2 класс школа россии

Урок по по русскому языку для 2 класса четырехлетней начальной школы. По программе "Школа России". Цели и задачи учебного занятия: Цель:  создать условия для успешного формирования у уч...

Конспект урока по русскому языку на тему "Род имен прилагательных" 3 класс

Конспект урока по русскому языку на тему "Род имен прилагательных" 3 класс...

Конспект урока по русскому языку на тему: "Разделительный Ъ знак" 2 класс.

Цель: - познакомить с правилами написания разделительного Ъ знака;          - научить писать слова с разделительным Ъ знаком...