конспект урока по русскому языку по теме "Орфограммы корня. Повторение"(4 класс)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Данный урок русского языка  является первым уроком первой четверти 4 класса и может быть использован по любой программе. Разработка составлена в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения и представляет собой сценарный план урока в виде технологической карты  с приложением  и  презентацией к уроку.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilozhenie.doc35 КБ
Файл 555ta900000000009tsiya.ppt_1.rar2.9 МБ
Microsoft Office document icon tehnol._karta_uroka.doc131.5 КБ

Предварительный просмотр:

1. Примеры загадок о лете:

Ты весь мир обогреваешь и усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце, а зовут тебя все …(солнце).

Хочешь – в воду ты ныряй, хочешь – на песке играй.

Много замков здесь создашь! Что это за место? (пляж).

Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали,

А пошли искать их днём, ищем, ищем – не найдём! (роса)

2. Примеры предложений о лете:

Летом в саду над деревьями кружатся бабочки.

Хорошо отдыхать в лесу в жаркий летний денёк.

Приятно чудесным летним вечерком купаться в реке.

3.

Лист самооценки

1.

Работа с предложениями.

2.

Определение вида орфограммы и формулирование правил проверки.

3.

Работа с орфограммами в группе.

4.

Подбор загадок по теме урока.

5.

Подбор проверочных слов к отгадкам.

6.

Составление кроссворда.



Подписи к слайдам:

ଁ〔௃ѭH鐁ఀѓ0ƁࠀƃࠀƓ龎‹Ɣ뷞hƿǿ̄̿
16 18 22 16 4 18 1 14 14 1
РАСШИФРУЙ СЛОВО

Парные согласные в корне слова
Непроизносимые согласные в корне слова
Непроверяемые безударные гласные в корне слова
Проверяемые безударные гласные в корне слова



Предварительный просмотр:

Номинация «Урок с использованием цифровых образовательных ресурсов»

Автор: Ребнева Лидия Викторовна

учитель начальных классов

МОУ «СОШ №2 имени Героя Советского Союза М.С. Бочкарева р.п. Новые Бурасы Саратовской области»

Предмет

Русский язык

Класс

4 класс

Тема урока

«Учимся применять изученные орфограммы»

Тип урока

Урок повторения

Краткая аннотация урока

Данный урок русского языка  является первым уроком первой четверти 4 класса и может быть использован по любой программе. Разработка составлена в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения и представляет собой сценарный план урока в виде технологической карты с  приложением с  и  презентацией к уроку.

Место и роль урока в изучаемой теме:

Первый урок по теме

Цель:

Создание условий для восстановления знаний детей об изученных в 1 – 3 классах орфограммах.

Задачи:

образовательные: создать условия для повторения учащимися изученных орфограмм; проверки написанного, внесения коррективов;

 развивающие: способствовать развитию наблюдательности, внимания, памяти, любознательности; навыков орфографического письма;

 воспитательные: способствовать воспитанию ответственности за свою письменную и устную речь; интереса к предмету.

Планируемый результат:

Предметные УУД:

по освоенным опознавательным признакам обнаруживать орфограммы; определять разновидности орфограмм и соотносить их с определёнными правилами; проверять написанное и вносить коррективы.

ЛичностныеУУД: 
осознавать язык как средство общения; осознавать себя носителем русского языка; понимать то, что ясная, правильная речь – показатель культуры человека; умело пользоваться русским языком и элементами сознательного отношения к своей речи, контроля над ней.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно) свои действия для решения учебной задачи; контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы; оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления.

Познавательные УУД:

осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать учителя, одноклассников, решая её; самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, использовать её для решения учебно-познавательных задач; пользоваться толковыми словарями, сборниками загадок; строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и формулировать их;

Коммуникативные УУД:

осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; стараться проявлять терпимость по отношению к другим высказываемым точкам зрения; вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

Основные понятия:

Орфограмма, корень слова, однокоренные слова.

Межпредметные связи:

Русский язык, окружающий мир.

Форма организации ПД: 

Фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование:

 Компьютеры, интерактивная доска, презентация, ручка с синей и зелёной пастой, рабочая тетрадь, цветные карандаши, листы самооценки.

                                                                                       Ход урока:

Этап урока, его цель

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

I. Орг. момент. Мотивация деятельности.

- Всё начинается с любви… (слайд №1). В одном селении жили счастливые люди. Они умели дарить друг другу любовь. А знаете как? Очень просто. Они протягивали друг к другу руки. Их ладошки встречались, и между ними вспыхивала крошечная искорка, маленькое солнышко. Такое маленькое, что оно не обжигало, а согревало ладони и вспыхивало яркими искорками в глазах людей. Давайте протянем ладони друг к другу, с теплотой и улыбкой посмотрим друг другу в глаза.

 -Какое у вас стало настроение? А теперь с хорошим настроением начинаем работу.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Личностные: самоопределение; 

мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

II. Каллиграфическая минутка

- Ребята, какое время года наступило? Назовите осенние месяцы. Совсем недавно мы радовались лету, ласковому летнему солнышку (слайд № 2).  Предлагаю вспомнить об этом замечательном времени года и назвать летние месяцы.

-А теперь откройте свои рабочие тетради. Вам нужно красиво, а главное, правильно написать данные буквосочетания и слова. (Слайд №3).

- Ребята, посмотрите на экран и попробуйте составить предложения со словом «лето». (Слайды 4 - 5). Можно использовать однокоренные слова.

Ответы детей.

Учащиеся на первой строке прописывают слоги ле, то. На второй строке – слово «лето».

Ученики составляют предложения, выбирают 2 – 3 из них и записывают в тетрадь.

Регулятивные: контроль и коррекция, соотноотнесение выполненного задания  с образцом, предложенным учителем;

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; умение грамотно строить свою речь; познавательные-общеучебные: умение структурировать знания.

III. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности 

(слайд № 6) -Ребята, попробуйте отгадать, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке русского языка.  

(слайд № 7) - Для этого вам нужно расшифровать слово, зная, что за цифрой 1 скрывается буква А, за цифрой 2 – буква Б и т.д..

- Верно. Мы сегодня будем говорить об орфограммах, а о каких – нам предстоит выяснить.

- В какой части слова может находиться орфограмма?

- Посмотрите на доску, прочитайте задание и выберите вариант ответа.

1) Выбор слова с непроверяемой гласной в корне.

-  Почему не проверяется данное слово?

-  Какую буку вставите в двух других словах?

- Запишите эти слова в рабочую тетрадь и подчеркните орфограммы.

- Назовите данные орфограммы.

2) Определение парного гласного в корне слова.

- Итак, какие орфограммы вам встретились?

- Расскажите правила.              

Учащиеся расшифровывают слово «орфограмма» (слайд № 8) и объясняют значение этого слова.

- В любой: в приставке, корне, суффиксе и окончании слов.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ae6a5125-3ef2-46f3-a6dd-7a8da36a04e6/%5BNS-RUS_3-33%5D_%5BQS_087%5D.html

 Ответы детей.

Ученики работают в тетради.

- Непроверяемый гласный в корне слова,  непроизносимый согласный в корне слова и проверяемый безударный гласный в корне слова.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0939addf-b101-427a-88e7-89e17df681b4/%5BNS-RUS_2-16%5D_%5BIG_047%5D.swf

Ответы детей.

На экране появляется слайд (№ 9) с названиями орфограмм.

Ответы детей.

Познавательные:анализ и синтез, умение извлекать информацию;

Регулятивные: оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. целеполагание: выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.  коммуникативные: постановка вопросов; инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

познавательные:

умение структурировать знания;

логические - анализ, объектов с целью выделения признаков.

коммуникативные: умение грамотно строить свою речь,

IV. Постановка темы и цели урока.

- Ребята, глядя на экран,   сформулируйте тему нашего урока более конкретно.

- Какова цель нашего урока?

- Тема урока: «Орфограммы корня».

- Нам  нужно вспомнить орфограммы корня и учиться их применять. (Слайд № 10)

Личностные:

мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

коммуникативные: умение грамотно строить свою речь, самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели; Познавательные-общеучебные: умение структурировать знания.

V. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Работа в группах.

- А теперь разделитесь на 5 групп и займите места за компьютерами.

- Выполняйте предлагаемые задания и контролируйте работу друг друга. После выполнения задания переходите за следующий компьютер.

1) определение парного согласного гласного в корне;

2) определение безударного гласного в корне;

3) Правописание словарных слов (заполнение кроссворда);

4) Вставить пропущенные буквы в тексте;

5) Восстановить текст  правила;

Группы меняются местами: 5-ая с 4-ой, 4-ая с 3-ей и т.д. 

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b0ae2f73-944b-486c-b4ce-c4ad9d8e7d18/%5BNS-RUS_3-03%5D_%5BIG_104%5D.swf

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1d343247-0e1c-4297-bb6c-5f7bb5f2cf67/%5BNS-RUS_3-06%5D_%5BQS_120%5D.html

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2ca542e7-8438-4c48-85e3-93d3b702f2da/%5BNS-RUS_3-01%5D_%5BQS_094%5D.html

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/351a66da-0bbf-11dc-8314-0800200c9a66/russ12_kl2_112.swf

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/da76209b-c071-4b34-9426-4ae09a44198a/%5BNS-RUS_3-03%5D_%5BID_103%5D.html

Регулятивные: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексии,

умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задаче;.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; управление поведением партнера; умение работать в паре; познавательные-общеучебные: умение структурировать знания. личностные: самообразование.

VI. Физминутка.

-Предлагаю немного отдохнуть. (Звучит mp3 запись детской песни «Вот оно какое наше лето»).

Один ученик показывает различные упражнения, танцевальные движения. Остальные повторяют под музыку.

коммуникативные: управление поведением партнера.

VII. Проблемно-поисковая ситуация.

- А сейчас возьмите свои тетради и вернитесь к предложениям о лете. Подчеркните все орфограммы, которые мы сегодня вспоминали.

- Ребята, предлагаю вам подобрать по 3 загадки на тему «Лето».

- Где можно найти загадки?

- Верно! Продолжаем работать в группах. Будем искать загадки в интернете. Можно сочинить свою загадку.

- Но есть одно условие: отгадки должны содержать орфограммы по теме урока.

- Запишите отгадки в столбик. Найдите и подчеркните повторяемые сегодня орфограммы. Если возможно, подберите проверочное слово и запишите его в скобках.

- Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг друга.

Выполняют задание.

- В интернете, в библиотеке, придумать самим.

Поиск загадок и запись отгадок.

Дети подбирают и записывают проверочные слова.

Взаимопроверка внутри группы. Дети вносят исправления зелёным карандашом (ручкой).

Регулятивные: планирование, прогнозирование; контроль, коррекция;

познавательные: моделирование,

 познавательные: логические анализ, объектов с целью выделения признаков.

решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные: умение работать в паре; инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. личностные: самообразование.

VIII. Творческая работа.

- Продолжаем работать в группах.

- Я предлагаю вам небольшую творческую работу. Вы подобрали загадки. Попробуйте составить кроссворд из ваших отгадок и оформить его на бумаге.

- По окончании работы прикрепите свои листы на доску (учитель консультирует, помогает).

 

Составляют кроссворд, оформляют его на бумаге и  прикрепляют листы с кроссвордами на доску.

познавательные-общеучебные: умение структурировать знания, выполнение задания в соответствии с планом,

познавательные: логические - анализ, объектов с целью выделения признаков.

IХ. Рефлексия.

- Ребята, мы выполнили сегодня большую работу. Для чего мы повторяли изученные нами  орфограммы?

- Перечислите ещё раз орфограммы корня.

- Расскажите, чем мы занимались на сегодняшнем уроке.

- У вас на партах лежат листы самооценки. Настала пора оценить свою работу.

- А теперь нарисуйте солнышко рядом с тем видом работы, который был вам интересен и понравился больше всего.

- Чтобы не ошибаться в написании слов с орфограммами в корне.

 Повторяют названия орфограмм.

Ответы детей. (Слайд №11)

 Самооценка.

Познавательные: умение

делать выводы

Коммуникативные:

Умение слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные: умение ценивать учебные действия, осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и. точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование

Х. Домашнее задание.

- Кому из вас нужно ещё раз повторить правила? Это задание устное.

- А теперь задание на выбор – письменное.

1) Подберите и запишите по 3 слова с каждой из повторенных орфограмм с проверочным словом, если возможно.

2) Подобрать и записать 2 загадки с отгадками. Найти и подчеркнуть в тексте повторенные сегодня орфограммы.

- Вы сегодня продуктивно поработали. Молодцы! Спасибо вам за работу! (Слайд № 12)

Выбирают карточку с домашним заданием.

личностные: смыслообразование, самоопределение; Регулятивные: рефлексия способов и условий действий; познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

Написание какого слова нельзя проверить?

Мультимедийный,

практический

Интерактивное упражнение – демонстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ae6a5125-3ef2-46f3-a6dd-7a8da36a04e6/%5BNS-RUS_3-33%5D_%5BQS_087%5D.html

2.

Парный гласный в корне слова

Мультимедийный,

практический

Интерактивное упражнение – демонстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0939addf-b101-427a-88e7-89e17df681b4/%5BNS-RUS_2-16%5D_%5BIG_047%5D.swf

3.

Парный гласный в корне слова

Мультимедийный,

практический

Интерактивное упражнение – работа в группе

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b0ae2f73-944b-486c-b4ce-c4ad9d8e7d18/%5BNS-RUS_3-03%5D_%5BIG_104%5D.swf

4.

Безударный гласный в корне слова

Мультимедийный,

практический

Интерактивное упражнение – работа в группе

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1d343247-0e1c-4297-bb6c-5f7bb5f2cf67/%5BNS-RUS_3-06%5D_%5BQS_120%5D.html

5.

Правописание словарных слов (заполнение кроссворда);

Мультимедийный,

практический

Интерактивное упражнение – работа в группе

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2ca542e7-8438-4c48-85e3-93d3b702f2da/%5BNS-RUS_3-01%5D_%5BQS_094%5D.html

6.

Работа с текстом.

Мультимедийный,

практический

Интерактивное упражнение – работа в группе

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/351a66da-0bbf-11dc-8314-0800200c9a66/russ12_kl2_112.swf

7.

Восстанови текст правила

Мультимедийный,

практический

Интерактивное упражнение – работа в группе

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/da76209b-c071-4b34-9426-4ae09a44198a/%5BNS-RUS_3-03%5D_%5BID_103%5D.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по теме "Состав слова" 3 класс

На данном уроке дети закрепляют знания о частях слова. Игровая форма организации урока поможет легко включиться в познавательную деятельность и позволит получить полное представление о составе слова. ...

Конспект урока по русскому языку "Обобщение знаний о глаголе" 4 класс"

В работе представлен конспект урока по русскому языку "Обобщение знаний о глаголе", 4 класс....

Конспект урока по русскому языку с использование ЭОР для 3 класса "Части слова. Суффикс"

Тема и номер урока в теме  Части слова. Суффикс.(1 урок) Базовый учебник  Русский язык. 3 класс. Авторы: Л.М. Зеленина, Т. Е. Хохлова. 1 часть .  1....

Конспект урока по русскому языку по теме "Имя существительное" 2 класс.

В ходе урока проводится реализация проектной деятельности по теме "В гости к зиме"....

Конспект урока по русскому языку,"Корень слова. Однокоренные слова" 2 класс

Урок закрепления знаний. Уточнение представлений о понятиях "корень слова, однокоренные слова". Устранение обнаруженных пробелов в знаниях, достижения положительных результатов в самостоятельной деяте...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Личные местоимения. Повторение. Роль местоимений в речи». Класс: 4

laquo;Личные местоимения. Повторение. Роль местоимений в речи».Создать условия для ознакомления с особенностями местоимения как части речи....