Конспект урока по русскому языку изложение 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Рыжкова Мария Евгеньевна

Русский язык 4 класс "Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока
по русскому языку

                                                                                                                                                              Выполнила: Гунтина Мария        
                                                                                                                                                                                                 

Челябинск, 2016

Тема: «Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану»
Цели деятельности учителя: 
-
формировать умение определять тему и главную мысль текст;
- формировать умение составлять план текста;
- формировать умение записывать текст изложения с опорой на план.

Планируемые результаты: 

Личностные:

  • развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы;
  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • понимать ответственность за свои поступки.

 Предметные:

  • определять тему, тип, главную мысль текста, озаглавливать текст;
  • составлять план текста;
  • передавать содержание текста с опорой на план.

Тип урока: закрепление.

Оборудование:  Презентация в формате PowerPoint 97-2003, Учебник «Русский язык» 4 класс 1 часть В. П. Канакина,
В. Г. Горецкий
         

Этапы урока
Методы и приёмы

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный
Словес.: слово учителя

1 мин

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Мария Евгеньевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.
- Сейчас тихо-тихо сядет на свои места первый ряд, а теперь я послушаю, какой ряд сядет тише, второй или третий.

Приветствовать учителя.

Регулятивные- обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Мотивационный
Словесн.: слово учителя

2 мин

- Что такое изложение? (Письменный пересказ текста.)
- О ком мы будем писать сегодня изложение, узнаете, отгадав ребус:
Собака
-
О ком будем писать изложение? (О собаке.)
- Какую цель мы поставим перед собой? (Написать подробное изложение по прочитанному тексту.)

Размышлять над целью урока и учебной деятельностью.

Регулятивные - постановка учебной задачи; принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия.

Постановка учебной задачи и её решение

Словесн.: слово учителя; озаглавливание текста; толкование значения слов; анализ текста; озаглавливание частей текста.

Практич.: вставка пропущенных орфограмм; пересказ частей текста; выполнение физкультминутки.

17 мин

 Чтение текста учителем.
- О чем этот рассказ? (О собаке, которую оставили на балконе.)
- Докажите, что это текст.
 (Предложения в тексте связаны по смыслу.)
- Чего не хватает?
(Заголовка.)
- Что отражает заголовок текста?
(Главную мысль текста.)
- Как бы вы озаглавили рассказ?
 (Мой вариант «Помощь друга».) 
- В тексте вы заметили слово «Боксер». В русском языке это слово имеет два значения:
 1) спортсмен, занимающийся боксом; 2) порода сильных собак с широкой грудью и короткой шерстью.
- О ком мы будем писать изложение? (О собаке такой породы.) 
- Определите тип текста. Докажите.
 (Повествовательный. В тексте мы много слов-действий – глаголов.)
-
Пробегитесь глазками по тексту. 
- Сколько частей в рассказе? (5 частей.)    
- Как вы это определили?
(5 абзацев.)
- Что это обозначает?
(5 красных строк.)
- Прочитайте первую часть. Сколько в ней предложений?
(3, 4 предложения.)
- Посмотрите на первое предложение. Что вы можете о нем сказать?
(Оно сложное, состоит из двух простых.)
- Как можно озаглавить первую часть? (Собаку оставили на балконе. Ожидание.)
-
Прочитайте вторую часть. Сколько в ней предложений? (6 предложений.)
- Посмотрите на предпоследнее предложение в этой части. Что вы можете о нем сказать?
(Однородные сказуемые.)
- Как можно озаглавить вторую часть?
(Долгожданная радость.)
- Прочитайте третью часть. Найдите восклицательное предложение. Прочитайте его выразительно. Что оно выражает? (Радость, восторг, счастье.)
- Какие слова помогают…
- Как озаглавим? (Благодарность в глазах собаки.)
- Прочитайте четвертую часть. Сколько в ней предложений? (3, 4 предложения.)
- Что вы можете сказать о втором предложении?
(Оно сложное, состоит из двух простых.)
- Как можно озаглавить четвертую часть?
(Прогулка.) 
- Прочитайте пятую часть. Сколько в ней предложений? (2 предложения.)
- Как можно озаглавить пятую часть?
(Возвращение домой.)

- При написании изложения будет много трудных слов. На доске записаны слова, в которые нужно вставить пропущенные орфограммы.
 (1 – жильцы, оставили, балкон, (не) сводил; 2 – появился, загорелись, собака, взвизгнул, сарай, переставил, перила; 3 – припасы, голоден, (с) жадностью, благодарность; 4 – похлопал, отправились; 5 – возвратившись, преданность.)
- Это ваши слова-помощники. Обращайтесь к ним, когда будете писать изложение.

- Теперь вернемся к нашему тексту. Прочитайте 1 часть. Перескажите.
(заголовок)
- Прочитайте 2 часть. Перескажите. Прочитайте 3 часть. Перескажите.
 (заголовок)
- Прочитайте 4 часть. Перескажите. Прочитайте 5 часть. Перескажите.
 (заголовок)
- Ребята, сколько красных строк в тексте? (5 красных строк. 5  абзацев в тексте.).
- Прочитайте весь текст еще раз.

- Ребята, давайте немного отдохнём перед написанием изложения.

Слушать текст.


Озаглавливать прослушанный текст.
Толковать значения слов.


Устно анализировать прослушанный текст.




Озаглавливать части текста.





Озаглавливать части текста.


Вставлять пропущенные орфограммы.



Пересказывать части текста.


Выполнять физ. минутку.

Познавательные – слушаю текст.

Коммуникативные –  участвуют в учебном диалоге.

Познавательные – строить речевые высказывания в устной форме.



Коммуникативные –  участвуют в учебном диалоге.

Коммуникативные – оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные: использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.




Личностные- установка на ЗОЖ.

Решение частных задач
Практич.: написание изложения
Словес.: чт-е изложения

16 мин

-  Откройте свои тетради и запишите число прописью. Точки в конце не ставим.

Первое декабря
Изложение
Помощь друга

-  Ещё раз прочитайте текст и постарайтесь его запомнить. Закройте учебники. Записываем изложение. Не забывайте, что в изложении будет 5 красных строк. Будьте внимательны при написании изложения.

- Ребята, кто хочет прочесть своё изложение всему классу?

Писать изложение по плану




Читать написанное изложение

Регулятивные  –  действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.
Познавательные –адекватно воспринимают оценку

Итог урока
Словесн.:
обобщение

3 мин

- Чем мы сегодня занимались на уроке?
- Какого типа был текст? Как вы это определили?
- Что вызвало трудности?

Подводить итог урока.

Регулятивный – осуществлять итоговый контроль.

Рефлексия

1 мин

- Если вы сегодня на уроке все поняли, поднимите зеленый карандаш. Если вы не все поняли -  жёлтый. Если вы ничего не поняли, то красный.

Оценивать свою работу.

Регулятивные
анализировать собственную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку. Изложение по рассказу В.Чаплиной "Мушка" 4 класс

Это конспект урока по развитию речи изложение-повествование....

Конспект урока по русскому языку(2 класс).Обучающее изложение "Оляпка".

Обучающее изложение во 2 классе по вопросам. Презентация содержит словарную работу, орфографическую подготовку, вопросы по содкржанию текста. Данный ресурс полностью готов к уроку русского языка по пр...

Конспекты уроков по русскому языку 2 класс ШР (изложения) (4)

Русский язык 2 класс1. Тема: обучающее изложение текста "Оляпка"2. Тема: подробное изложение текста - повествования о медвежатах3. Тема: составление текста - повествования на заданную тему4. Тема: изл...

Конспекты уроков по русскому языку 3 класс "Школа России" Обучающее изложение

Цели урока:развивать умения передавать содержание текста по коллективно составленному плану.Планируемые результаты:·        Предметные:•...

Конспекты уроков по русскому языку 3 класс "Школа России" Обучающее изложение+ презентация

Цели урока: развивать умения передавать содержание текста по коллективно составленному плану.Планируемые результаты:·        Предметные:•...

Конспект урока по русскому языку 3 класс " Письменное изложение"

Конспект урока по русскому языку 3 класс " Письменное изложение"...