Тема курса. Продолжаем разговор об именах существительных и именах прилагательных
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Вивдыч Светлана Васильевна

Система уроков по русскому языку, 4 класс, УМК "Гармония" (Центральный вопрос раздела - обучение правописанию безударных падежных окончаний имён существительных и имён прилагательных.Принцип обучения строится от освоения общих способов действия к решению конкретных задач. Уроки 13-15)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_urokov.docx15.76 КБ
Файл urok_1.docx22.39 КБ
Файл urok_2.docx29.07 КБ
Файл urok_3.docx27.62 КБ

Предварительный просмотр:

Тема курса.  Продолжаем разговор об именах существительных и именах прилагательных.

Тематика уроков.

Предметные умения

Универсальные учебные действия

Деятельность учащихся

13-15.

Выбор буквы в безударном окончании имени прилагательного (Как не ошибаться в безударных окончаниях имён прилагательных?)

Распознавать части речи. Склонять имена прилагательные. Определять морфологические признаки имён прилагательных.

Находить в предложениях словосочетания с именами прилагательными.

Формировать комплекс орфографических умений.

Употреблять в речи имена прилагательные.

    -Способность осознавать и оценивать полноту своих знаний, готовность пополнять их для решения жизненных задач.

     - Самостоятельно ставить учебную задачу, планировать свои действия, контролировать процесс и результаты своей деятельности.

     - Находить информацию в материалах учебника.

     -Осуществлять анализ, синтез, сравнение, делать выводы.

     - Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя правила речевого поведения, задавать вопросы, отвечать на вопросы других, строить несложные рассуждения.

Вспоминают об особенности имён прилагательных, осознают зависимость прилагательного от имени существительного. Наблюдают за несовпадением окончаний в именах прилагательных и вопросах, устанавливают способ действия для написания безударных окончаний имён прилагательных, используют его при письме.

Отвечают на поставленный вопрос, выдвигают предположения, читают сообщение в учебнике и проверяют свои гипотезы. Дополняют знания новыми сведениями, обращаются к таблице учебника для определения безударных окончаний имён прилагательных, пользуются памяткой. Наблюдают за ролью имён прилагательных в речи, выявляют случаи употребления слов в переносном значении. Указывают части слов, выполняют различные  грамматико- орфографические действия, осваивают способ действия при написании безударных окончаний имён прилагательных.

Центральный вопрос раздела - обучение правописанию безударных падежных окончаний имён существительных и имён прилагательных.

Принцип обучения строится от освоения общих способов действия к решению конкретных задач.

Движение «от общего к частному» делает процесс обучения не только более эффективным, но и более экономным. «Открыв» для себя на одном уроке правильный способ действия, школьники получают возможность на всех следующих уроках накапливать опыт его свободного применения.

  1. Аналогия со способом выбора букв безударных гласных в корнях слов позволяет вывести общий способ действия для решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных - подбор проверочного слова.
  2. Специально организованные «опыты» помогают учащимся «открыть», что проверочное слово для окончания должно быть словом того же склонения. На основе сделанного «открытия» устанавливается тот порядок действий, который должен обеспечить решение орфографической задачи в безударном окончании имени существительного любого склонения.

Выведенный алгоритм используется и на уроках, посвящённых имени прилагательному (13-15)

Ученики продолжают осмысливать сам принцип решения орфографических задач в окончаниях - с помощью проверочного слова, в роли которого для имён прилагательных выступает вопрос. За счёт подбора дидактического материала учащиеся, тренируясь в правописании имён прилагательных, продолжают тренироваться и в написании окончаний имён существительных

  Предмет: русский язык , 4  класс, УМК Гармония Урок 13- 15

План урока по теме: Как не ошибаться в безударных окончаниях имен прилагательных?

Цель: Отработать способ действия для решения орфографической задачи в  безударных окончаниях имен прилагательных.

Задачи:

- Развивать речь, умение точно употреблять прилагательные в письменной и устной речи;

- Формировать универсальные учебные действия: личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные;

-Формировать предметные умения: находить и правильно писать орфограммы;

Формируемые УУД:

Личностные: положительное отношение к учению; желание совершенствовать имеющиеся  знания, умения, навыки;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать необходимые действия по плану; контролировать процесс и результаты деятельности; адекватно оценивать свои достижения;

Познавательные: делать обобщения и выводы; использовать знаково – символичные средства для решения учебной задачи;

Коммуникативные: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; слушать и отвечать на вопросы учителя; высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Оборудование: презентация, таблицы.



Предварительный просмотр:

Урок 1

             Структура урока: усвоения новых знаний.

 

Название этапа урока

                             

                              Деятельность    учителя  

Деятельность

ученика

Использование ЦОР

Слайд №

Формируемые УУД

IСамоопределение к

 деятельности 

(организационный момент).  

Приветствие, проверка готовности учащихся  к уроку, организация внимания

Проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой.

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

III. Актуализация знаний учащихся

IV. Первичное усвоение знаний учащихся

V. Первичная проверка понимания

VI. Рефлексия.

Домашнее задание.

Упр.245, стр.111.

Обсудим тему уроку.

Известное правило подсказывает новое.

Буквы безударных гласных можно узнавать по буквам    ударных в тех же частях слова.

- В каких случаях можно применить это действие?

        

        

                

Вывод.

Буквы безударных гласных можно узнавать по буквам    ударных в корне и в окончаниях существительных.

- Как это делать?

1) Река - речка;  

2) Рука (1скл), плечо (2скл), грудь (3 скл)  - проверочные слова для окончаний существительных.

Можем ли мы предположить, что это действие применимо и для безударных окончаний имён прилагательных?

Итак, тема урока  «Как не ошибаться в безударных окончаниях имён прилагательных»

Задачи урока. 1. Проверить предположение.

                        ? - проблема

Для этого необходимо:

-вспомнить  признаки имён прилагательных;

- пронаблюдать, с помощью чего устанавливается связь имени прилагательного с именем существительным.

- Как узнать признаки имени прилагательного?

   Ещё не замёрз ручей. В нём журчит прозрачн… вода. А в ней отражается прозрачн… небо с прозрачн… облаками.

- Какие признаки у первых двух форм имени прилагательного одинаковые, а каким они различаются? Можно ли у третьей формы определить род? А падеж?

- По какому слову узнавали признаки имени прилагательного, как части речи?

Антон (проблемный вопрос) - А почему всё об имени прилагательном нужно узнавать по имени существительному?

Обсудите в группах.

Задания. 1. В каком словосочетании главное слово стоит после зависимого?

А) шьёт кофточку              В) смеялся громко

Б) еловый лес                      Г) ветка яблони

                 2.  Найди неправильно выделенное словосочетание.

Плавно опускались лёгкие снежинки на маленькие ёлочки.

А) снежинки (какие?) маленькие

Б) опускались (как?) плавно

В) опускались (куда? на что?) на ёлочки

Г) на ёлочки (какие?) маленькие

                3. В каком словосочетании неверно выделено главное слово?

А) перья птицы

Б) занимались вечером

В) огромные лужи

Г) грустные от обиды

Вывод. Имя существительное, становясь главным членом словосочетания, подчиняет себе имя прилагательное в числе, роде и падеже. Оно как бы требует: «Всё делай, как я!»

                Имя прилагательное выполняет эту команду и, как говорят учёные, согласуется с именем существительным в числе, роде и падеже.

 - Вот почему форму имени прилагательного узнают по имени существительному, которому оно подчиняется.

              Вопрос от главного слова к зависимому подсказывает ещё и окончание имени прилагательного.

  1. Ещё не замёрз ручей. В нём журчит прозрачн… вода. А в ней отражается прозрачн… небо с прозрачн… облаками.

Обрати внимание: совпадают ли окончания в подчёркнутых словах и вопросе - подсказке?

Вывод. Совпадают.

- Какие слова будут проверочными для окончаний прилагательных?

Вывод. Слова - вопросы с ударным окончанием.

Гипотеза подтвердилась?

Буквы безударных гласных можно узнавать по буквам    ударных в тех же частях слова. 

       Это действие применимо и для безударных окончаний имён   прилагательных?

  1. Знакомство с памяткой.  Стр. 164

 Самостоятельная работа.

Упр. 244.

Спиши текст, вставляя буквы. Определяя окончания имён прилагательных, устно проводи полное рассуждение по памятке.

Проанализируем, что удалось сделать на уроке.

Какая была цель? Достигли ли цели?  

 Применимо ли для безударных окончаний имён прилагательных способ действия: «Буквы безударных гласных можно узнавать по буквам    ударных в тех же частях слова?

Сможете самостоятельно записать вопросы- подсказки и окончания прилагательных?

Решение проблемного вопроса

(Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имён прилагательных.)

Ответы детей на ранее изученное правило

Выполняют задание повышенной сложности

Самооценка по тестам.

(результат заносят в тетрадь достижений)

Выполнение упражнений.

Самооценка сам. работы

Оценка накапливает

ся.

№ 1

№3-6

Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.

Познавательные: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, анализировать объект с выделением существенных признаков, умение сравнивать и устанавливать аналогии, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей.

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

Личностные: формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение)

Познавательные: умение подводить под понятие, применять новые знания на практике.

Коммуникативные: объективно оценивать себя.

Регулятивные: умение работать по алгоритму, с памятками, правилами,  овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного.

Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, а что ещё подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения.



Предварительный просмотр:

Урок 2

Название этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность

ученика

Использование ЦОР

Слайд №

 Формируемые УУД

IСамоопределение к

 деятельности 

(организационный момент).  

Приветствие, проверка готовности учащихся  к уроку, организация внимания

Проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой.

II. Определение темы урока.

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

 Актуализация знаний учащихся

Обсудим тему урока.

- Мы будем рассматривать часть слова, которая

имеет грамматическое значение…

        

-  Будем рассматривать безударное окончание части речи, которая согласуется с именем существительным…

-Можете назвать тему урока?

Итак, тема: Как не ошибаться в безударных окончаниях имен прилагательных?

1.На протяжении урока работаем с листом самооценки.

1. Я умею определять грамматические

признаки имен сущ.

(тест)

3. Я умею наблюдать, исследовать

и применять знания.

(работа в группе - научил товарища, помог разобраться в вопросе, доказал свою точку зрения)

2.Я умею определять грамматические

признаки имен прилаг.

(сам. работа)

4.Я активно работал на уроке.        

1.Работа в учебнике.

Стр.111 №246

1)  Что значит слово просклонять?

-Назовите часть речи, которую вы умеете склонять.

-Имя существительное  делят на три склонения. Зачем знать склонение?

-Как выяснить безударное окончание в нужной форме?

Итог. Это отработанный материал?

Это мы знаем?  

Хорошо ли мы знаем эту тему?

2)  Тестовая работа повышенной сложности.

Работа в группах.

1. В какой группе собраны имена сущ. одного скл.

зритель, печаль

 мощь, сила

 цыплёнок, сентябрь

 трусость, трус

3. Где все действия для выбора буквы в окончании им. сущ. выполнены верно?

  1. На недел_ -      1 скл.,  на плече
  2. У сетк_       -      3 скл., у груди
  3. Об орден_  -     2 скл., о плече
  4. О медал_    -     2 скл., о плече

2. Где даны проверочные слова для имён сущ.  1-го и

2-го скл.?

кукла, серебро

смола, альбом

земля, голубок

одежда, огонь

4. В какой строке имена сущ.

имеют одинаковые признаки?

  1. в болоте,   в магазине
  2. под черепахой,   под скрипку
  3. на поляне,   о тропинке
  4. из кастрюли,   у ладони

Вывод: Тест показывает, что есть ошибки. Значит над этим ещё надо работать. 

Задачи урока.

1.Ставим задачу совершенствовать свои умения по теме «Буква безударного гласного в окончаниях существительных».

Решение проблемного вопроса

(окончание)

(имя прилагательное)

(Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имён прилагательных.)

Ответы детей на ранее изученное правило

(Изменить по падежам.)

(имя сущ.)

Решать орфографические задачи в безударных окончаниях имён сущ.

Памятка

1.нач. форма

2.склонение

3.проверочное слово

(рука плечо грудь)

4.окончание

Самооценка по тестам.

(результат заносят в тетрадь достижений)

№ 1

№3-6

Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.

Познавательные: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, анализировать объект с выделением существенных признаков, умение сравнивать и устанавливать аналогии, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей.

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

IV. Первичное усвоение знаний учащихся

V. Первичная проверка понимания

VIПервичное закрепление 

VII. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

vIIРефлексия

(итог урока)

-А можно ли склонять прилагательное? (предположение)

2. Проверить свои предположения.

Проверь свои ответы и дополни их.

Стр.112 упр.247, 248.

Просклоняй, понаблюдай за окончаниями.

 Мы уже не раз обсуждали вопрос, который вынесен в тему урока?

-Как проверяем безударные окончания имён прилагательных?

Можно подвести итог?  Хорошо мы это знаем?

 Самостоятельная  работа.

Задание 1.

-Решите орфографическую задачу  в окончаниях прилагательных.

Укажите грамматические признаки прилагательных.

                Осторожно ступает по мягк… пушист… снегу   рыж… лиса.  

Вывод: Безударные окончания прилагательных определяем по вопросу - подсказке.

Орфографические задачи в безударных окончаниях решать…легко?

Затруднение.

-А всегда ли легко?

- А все ли окончания прилагательных можно проверить по вопросу?

                       ? - прблема

Задание 2. Работа в парах.     -Попробуйте решить орфографическую  задачу  в данных окончаниях прилагательных.

Но вот на снежн…  ковёр вышел стар…  рыж… лис.

-Понаблюдайте, обратите внимание на окончания прилагательных и окончания вопросов - подсказок.

Вывод:  Вопрос подсказывает,  но не всегда точно. 

Стр.112,упр.249. Правило

Первичная проверка понимания

Понаблюдаем.

Склонение прилагательных  женского и мужского рода.

Учебник  стр.164, таблица- памятка

Как узнать буквы в безударных окончаниях имён прилагательных?

-В каких формах окончания прилагательных совпадают с вопросом - подсказкой, а в каких нет?

Подтверждают -  Вопрос подсказывает окончание имени прилагательного, но не всегда точно.

При затруднении написания окончания обращаемся к таблице   стр.164.

Первичное закрепление 

Решите орфографическую задачу (устно в группе).

С пасмурн…  неба изредка падали одинокие снежинки.

Учебник стр.113., правило.

Работа в учебнике. Самостоятельная  работа. 

Упр.251, стр.113

- Прочитай строки без имён прилагательных. Картины стали беднее? Как это объяснишь?

- Спиши строки, вставляя буквы и устно доказывая их выбор. Отмечай все орфограммы, не ошибись в трудных словах.

Дополнительное задание повышенной трудности..

( можно обращаться в совет научного центра - ученики с повышенным уровнем подготовки)

Взгляните в цирке Дурова

На медвежонка бурого.

                           С.Маршак.

Помните, у вас есть право оставлять окошки на месте трудного написания.

В словах с рифмой выделите  окончания, укажите начальную форму и признаки этих частей речи.

Вывод: В данном случае орфографическая «ловушка». Слова с созвучными концовками относятся к разным частям речи и имеют разные окончания.

Дом. задание: Стр.114, упр.252 (подобное)

 1.Проанализируем, что удалось сделать на уроке.

Какая была цель? Орфограмма в окончаниях.

С какой трудностью столкнулись?

Вопрос подсказывает окончание имени прилагательного, но не всегда точно.

Чем будете пользоваться при затруднении? Памятка стр.164.

2.Самооценка.

В течение урока вы оценивали свою работу.

Подсчитайте общий балл.

1. Я умею определять грамматические

признаки имен сущ.

(тест)

3. Я умею наблюдать, исследовать

и применять знания (научил, объяснил, доказал товарищам по группе)

(работа в группе)

2.Я умею определять грамматические

признаки имен прилаг.

(сам. работа)

4.Я активно работал на уроке.        

Доказывают

Склоняются все имена.

По ударному окончанию в вопросе.

Выполнение упражнений.

Самооценка сам. работы

легко

по какому?

по мягкому

(Окончания не совпадают.)

(какой? старый

рыжий)

Окончание  -ого

Форма Р.падежа.

Дополнительная оценка

Как решать орфографическую задачу в окончаниях имён прилагательных?

(самооценка активности в сотрудничестве с учителем)

Общий балл

(сумма накопленных отметок делится на число отметок)

№7

№8

№ 9-10

№11

№ 12

№ 13

Личностные: формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение)

Познавательные: умение подводить под понятие, применять новые знания на практике.

Коммуникативные: объективно оценивать себя.

Регулятивные: умение работать по алгоритму, с памятками, правилами,  овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного.

Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, а что ещё подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения.



Предварительный просмотр:

Задача урока 15 - речевая направленность.     Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).

Урок 3.

Название этапа урока

Деятельность   учителя.

Деятельность

ученика

Использование ЦОР

Слайд №

 Формируемые УУД

IСамоопределение к

 деятельности 

(организационный момент).  

Приветствие, проверка готовности учащихся  к уроку, организация внимания

Проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой.

II.  Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

III.  Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

IV. Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые)

в изменённой  ситуации

(конструктивные)

V.Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)       

VI Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнении

VII

 Рефлексия (подведение итогов занятия)

  1. Проверка домашнего задания.

Упр. 251.

Назовите жанр текста.

Прочитайте строки без имён прилагательных. Картины стали беднее. Как это объяснишь?

Вывод. Этюд. Словесная зарисовка. Прилагательные помогают точнее, полнее выразить мысль.

Тема. Продолжаем разговор о прилагательном.

 2) Актуализация. Коррекция опорных знаний.

Прочитайте.

На скатерти снегов видны разн… следы. Вот следы стар… лиса.  А это следы тетерева. Дорогу взрыли копытами лоси.

Назовите жанр.

Почему трудно назвать словесным этюдом?

  1. А теперь прочитайте текст автора А. Соколова - Микитова.

На скатерти снегов видны разные следы. Вот красив… цепочкой по белоснежн… опушке леса вьётся след стар… лиса. На чист… бел… скатерти оставили красив… крестики следов тетерева. А широк… дорогу взрыли копытами лоси.

Какой вывод можно подтвердить?

Прилагательные употребляем  в речи часто. Должны уметь писать грамотно. На русском языке писать с ошибками стыдно. У нас есть право оставлять окошки. Если не знаешь, спроси у учителя, родителей, либо загляни в словарь.

Итак, задача урока.

  1. Ведём наблюдение за ролью прилагательных и учимся правильно употреблять их в речи.
  2. Тренируемся в записи под диктовку.

     

1.Запись загадки под диктовку.

Отмечай все орфограммы, не ошибись в трудных словах.

Есть право оставлять окошки.

Белый на белом написал, где бегал.

Рыжая прочтёт - белого найдёт.

                             В. Мусатов

    Взаимопроверка по эталону.

  1. Упр.256

      О чём это стихотворение?  Слова, какой части речи помогли вам догадаться?  Как бы вы его назвали?

Объясни, почему на месте безударных окончаний всегда есть

орфограммы.

  1.  Рассмотри репродукцию картины

 «Иван-царевич и серый волк».

- Придумай и запиши несколько предложений со словосочетаниями тёмный дремучий лес. Употреби его в предложном, дательном, винительном и родительном падежах.

Коллективная работа (на доске)

Д.п. по тёмному дремучему лесу

В.п. в тёмный дремучий лес

Р.п. из тёмного дремучего леса

Самостоятельная работа.  (Придумай и запиши предложения.)

Проверка.   Работа в парах. Прочитайте свои предложения друг другу.

     

       2.  Упр.255.  Работа в группах.

-Сравни по значению чёрный и белый. Как они называются?

-Догадайся, какое слово, в какое место текста нужно вставить.

- Спиши текст, возвращая слова на их места. Выделяй окончания имён прилагательных, указывай падеж.

Упр.257. Поработайте с отрывками из стихотворений Некрасова Н.

Выбор букв в окончаниях имён прилагательных доказывай письменно.

С текстами, каких жанров работали на уроке?

Как это связано с темой  и целью урока.

У кого учимся правильной и красивой речи?

Как не ошибаться в безударных окончаниях имён прилагательных?

Наблюдают за ролью имён прилагательных в речи, выявляют случаи употребления слов в переносном значении.

Отвечают на поставленный вопрос, выдвигают предположения, читают сообщение в учебнике и проверяют свои гипотезы.

Самостоятельно ставят учебную задачу.

самооценка

насколько

удачные предложения

Активность в группе

Оценка каллиграфии, правильность определения падежей.

Определяют качество работы на уроке.

Уровень знаний.

Над чем ещё надо поработать.

(круг зелёный, красный, жёлтый)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме: Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном.

Обобщение знаний об имени существительном и прилагательном....

Открытый урок русского языка по теме "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном" 3 класс

ТЕМА: «Обобщение  знаний  об имени существительном и имени прилагательном»Тип урока:   повторение и закрепление изученного  ( части речи)....

Презентация к уроку русского языка во 2 классе по теме "Связь имен существительных с именами прилагательными"

Презентация содержит разнообразные задания на закрепление темы, представляет возможность работать фронтально, индивидуально, группой (4ками,6ками).Красочно оформленная и информативно насыщенная-содерж...

Конспект урока по русскому языку по теме: "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном" (4 класс)

План-конспект урока по русскому языку, проведённого в 4 классе. Тема урока: "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном"....

Конспект урока по русскому языку во 2 классе Тема: «Связь имени существительного и имени прилагательного».

Урок составлен   с использованием образовательной технологии В.В Лебедева «Достижение прогнозируемых результатов учащихся»....

Тест по теме «Определение падежа имени существительного и имени прилагательного».

Тест предназначен учащимся 4 класса по программе УМК "Школа России"...

Логопедическое занятие в 3 классе Тема: Имя прилагательное. Согласование имени существительного и имени прилагательного в роде, в падеже и числе.

Цель:  Закрепить знания детей об имени прилагательном.Задачи:Уточнить знания детей об имени прилагательном.Развивать мелкую моторику.Активизировать межполушарное взаимодействие с помощью гимнасти...