Конспект урока развития речи "Умная галка. Изложение" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Иванова Ирина Владимировна

3 класс. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_klass._razvitie_rechi._umnaya_galka.docx33.86 КБ
Файл slova_.docx10.13 КБ
Файл umnaya_galka_34_slova.pptx453.4 КБ

Предварительный просмотр:

Этап урока.

Методы и приемы

Хро

Номе

траж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1

Организационный

1-2 мин

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ирина Владимировна!

- Первым сядет тот, кто назовет самую большую птицу (страус).

- Птицу, у которой красная шапочка (дятел).

- Птицу ,которая умеет подражать человеческой речи (попугай).

Молодцы.

Приветствовать учителя.

Настрой на урок

Р: принимают и сохраняют учебную задачу

2

Мотивация к учебной деятельности

Словесный: ответы на вопросы, слово учителя

- В жизни людям часто приходится рассказывать устно или письменно о том, что они читали, видели или слышали, о событиях, которые с ними случаются. Чтобы рассказывать интересно и понятно, нужно уметь составлять рассказ и уметь передавать чужую речь.

- Сегодня мы продолжим учиться составлять план и пересказывать по нему, разберём трудные слова и напишем подробное изложение.

- А что такое изложение? (пересказ текста письменный или устный)

- А что такое подробное изложение? (это подробный пересказ текста с сохранением последовательности повествования и языковых особенностей авторского текста.)

- Запишем сегодняшнее число в тетради.

Выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.

Постановка учебной задачи и ее решение

Словесный: слово учителя

Слово о писателе

Практический: чтение теста изложения

-Сегодня мы будем готовиться к  изложению текста по рассказу писателя,  портрет которого на доске.

-Кто может назвать его имя , отчество и фамилию?( Лев Николаевич Толстой)

–Какие рассказы Л.Н.Толстого вы знаете?(«Лев и собачка», «Лев и мышь», «Муравей и голубка» и т.д.)

-Чему они учат? (учат помогать в беде,

приходить на помощь в трудных ситуациях,

слушаться родителей, держать данное слово)

- Верно! Они поучительные, интересные, в них много мудрости.

Эти рассказы собраны в книге Л.Н.Толстого  «Ясная Поляна» -в названии того места , где он родился, где учил детей и писал для них.

- Чтобы узнать о ком мы будем писать изложение, я предлагаю вам отгадать загадку.

Черная птица,

Ничего не боится,

На зиму не улетает

Нашу местность оживляет.(галка)

- Галка – наша главная гостья на уроке. Что вы знаете про эту птицу?

- Назовите тем нашего урока. (Подробное изложение. Галка)

- А вот что пишет А.Толстой о галке. 

- Послушайте текст внимательно, постарайтесь его запомнить.

     Захотела галка пить. Заметила она на столе кувшин с водой. В кувшине было мало воды. Галка не могла достать её. Тогда галка стала кидать камешки.

         Вода в кувшине поднялась. Галка смогла напиться. Вот так галка!

Слушать слово о писателе

Отгадывать загадку

Слушать и запоминать текст

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя

Словесный: анализ текста

- Кто главный герой рассказа? (галка)

- Что захотела сделать галка? (попить)

- Почему она не смогла сразу попить из кувшина? (в нем было мало воды) 

- Какой выход нашла галка?( она начала кидать камешки в кувшин)

-В каком предложении автор выразил своё удивление, восхищение? (Вот так галка!)

-Прочитайте, передав отношение автора.

- Какой вид данного текста? (повествование)

- Докажите. (слова-действия, в тексте рассказывается о событиях, т.е. повествуется)

Участвовать в беседе

Анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом.

Отвечать на вопросы

П:  извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.

Решение частных задач

Практический: деление текста на части

Практический: чтение и озаглавливание частей

Словесный: ответы на вопросы

Физминутка

Словесный: пересказ по плану

Итог урока. Рефлексия Практический: чтение текст

Практический: выполнение письменного задание

Проверка

-Каким требованиям не соответствует оформление текста? (Нет заголовка, не выделены части).

- Что мы должны сделать? ( разделить текст на части и озаглавить каждую часть)

- Что нужно сделать, чтобы подобрать заголовок к тексту?( Нужно определить тему и его основную мысль)

- Закончите предложение: «В этом рассказе говорится о том, как …»  (В  рассказе говорится о том, как галка достала воду;  как галка догадалась достать воду из кувшина).

 -Что определили , ответив на этот вопрос?

  (тему текста).

- Почему автор рассказал об этом случае? Отметьте самый точный ответ:

1) В кувшине была вода.

2) Галка хотела пить.

3) Галка оказалась умной и находчивой.

- Прочитайте текст еще раз с доски. Выберете более подходящий заголовок:

1) Галка и вода.

2) Галка.

3) Умная галка.

4) Кувшин с водой

- Ребята, что мы должны сделать, чтобы грамотно написать изложение? (разобрать орфограммы)

-Верно! На доске вы видите тот же текст, только в некоторых словах пропущены буквы. Разберем этот текст устно и вставим пропущенные буквы.

     Зах..тела(о) галка пить. Заметила ..на(о) на ст..ле(о) кувш..н(и) с в..дой(о). В кувш..не(и) было мало в..ды(о). Галка не м..гла(о) достать её. Тогда галка стала к..дать(и)) каме...ки(ш).
    В..да(о) в кувш..н
е(и) подн..лась(я). Галка см..гла(о) напиться. Вот так галка!

- На доске вы видите слова(достать, тогда, поднялась, напиться), если у вас возникнут трудности в их написании, вы можете свериться с ними.

- Что нужно сделать, чтобы лучше запомнить текст? (Составить план.)

-Для этого разделим текст на части. Определим главное в каждой части и озаглавим их.

-На сколько частей  разделим текст ?

 (три )

- Как они называются?(Вступление, основная часть, заключение.)

- Найдите первую часть. Прочитайте её. (

- О чем мы узнаем из этой части? (О том, как галка захотела пить)

- Как можно озаглавить? ( Захотела галка пить.))

- Найдите вторую часть. Прочитайте её. (Заметила она на столе кувшин с водой. В кувшине было мало воды. Галка не могла достать её. Тогда галка стала кидать камешки.).

- О чем мы узнаем в этой части? (о том, что она стала кидать камешки в кувшин, чтобы достать воду)

- Как можно озаглавить эту часть? (Галка кидает камешки)

- Найдите третью часть. Прочитайте её. (Вода в кувшине поднялась. Галка смогла напиться. Вот так галка!)

- О чем говорится в этой части? ( о том, что вода поднялась и галка смогла напиться)

- Обратите внимание как автор восхищается  сообразительностью галки!

- Как озаглавим эту часть? (Вот так галка!)

- Значение всех ли слов вам понятно?

Птички и ветер

Маленькие птички,

Птички-невелички,

По лесу летают,

Песни распевают,

Буйный ветер налетел,

Птичек унести хотел.

Птички спрятались в дупло

Там не тронет их никто.

- Прочитайте текст про себя еще раз.

- Кто может пересказать текст опираясь на план?  Анализ пересказа:

-Текст получился подробный(краткий).

- Происходящие действия переданы правильно

и в нужной последовательно (по порядку),

 -В пересказе точно использовались авторские слова.

-Не было необоснованных повторов.

-Правильно построены предложения.

-Тема и идея раскрыта.

-Не было слов паразитов.

-Слушать было интересно.

-Передал (а) нужную интонацию в конце рассказа.

- Ребята, теперь приступайте к написанию изложения.

- Прочитайте свою работу. Получился ли у вас текст? Все ли в нем понятно?

- Проверьте грамотность написанного текста. – Кто желает прочитать классу свою работу?

Анализ текста:

-Текст получился подробный(краткий).

- Происходящие действия переданы правильно

и в нужной последовательно (по порядку),

 -В пересказе точно использовались авторские слова.

-Не было необоснованных повторов.

-Правильно построены предложения.

-Тема и идея раскрыта.

-Не было слов паразитов.

-Слушать было интересно.

-Передал (а) нужную интонацию в конце рассказа.

- Подведем итог нашего урока.

- Чем мы занимались на уроке?

- Что вам понравилось?

- В чем испытывали затруднения?

Делить текст на части

Строить грамматические рассуждения

Работать со словами

Читать и озаглавливать части

Пересказывать текст опираясь на план

Воспроизводить текст в соответствии с заданием

Контролировать правильность записи

Обобщать изученное

П: осуществляют по учебнику и словарю поиск необходимой информации; дополняют и расширяют знания.

П: обобщают.

Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.

П: осуществляют по учебнику и словарю поиск необходимой информации; дополняют и расширяют знания.

П:  извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.

Р.:  действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.

Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий.

П:  извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта.


Конспект урока развития речи.

Тема: Подробное изложение по коллективно составленному плану «Умная галка».

Цели деятельности учителя: формирование умения определять основную мысль текста; формирование умения отражать основную мысль в заголовке; развитие речи, расширение словарного и языкового запаса слов детей;

        

Планируемые результаты:

  • Предметные: практическое ознакомление с построением текста-повествования; формирование умения составлять план текста-повествования.
  • Личностные: формирование ценностно-смысловой ориентации, положительное отношение к учению, к познавательной деятельности ; воспитывать любовь к родному языку, наблюдательность за животными.

Оборудование:

  • презентация;
  • карточки-опоры.

Школа №104

Класс: 3б

Кабинет: 206

Учитель: Копотева Л.И. __________

Методист: Астахова А.А. __________

ЧПК №1 студентки 41 группы

Ивановой Ирины Владимировны



Предварительный просмотр:

достать тогда поднялась напиться


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Изложение ?

Слайд 2

Отгадай загадку. Чёрная птица, Ничего не боится, На зиму не улетает, Нашу местность оживляет. галка

Слайд 3

Хотела галка пить. Заметила она на столе кувшин с водой. В кувшине было мало воды. Галка не могла достать её. Тогда галка стала кидать в кувшин камешки. Вода в кувшине поднялась. Галка смогла напиться.

Слайд 4

Х .. тела галка пить. Заметила .. на на ст .. ле кувш .. н с в .. дой . В кувш .. н е был о мал о в .. ды . Галка не м .. гла д о стать её. Т о гда галка стала к .. дать в кувш .. н каме ... ки . В .. да в кувш .. н е п о дн .. лась . Галка см .. гла напи ться . Вставь пропущенные буквы. о о о и о и о о и и ш о и я о

Слайд 5

Ответь на вопросы:  Что захотела сделать галка ? Почему она не смогла сразу попить из кувшина?  Какой выход нашла галка ?

Слайд 6

Хотела галка пить. Заметила она на столе кувшин с водой. В кувшине было мало воды. Галка не могла достать её. Тогда галка стала кидать в кувшин камешки. Вода в кувшине поднялась. Галка смогла напиться. Выберите более подходящий заголовок. 1.Галка и вода. 2.Галка. 3.Умная галка. 4.Кувшин с водой.

Слайд 7

Умная галка План. 1.Галке не достать воду. 2.Галка кидает камешки. 3.Вот так галка!

Слайд 8

2. Что заметила она на столе? 1. Что захотела галка? 3. Сколько воды было в кувшине ? 4. Что не могла сделать галка ? пить к увшин с водой мало кидать камешки Напиши изложение по вопросам . 5. Что тогда стала делать галка? 6. Что стало с водой ? поднялась достать воду 7. Что смогла сделать галка ? напиться

Слайд 9

2. Что заметила она на столе? 1. Что захотела галка? 3. Сколько воды было в кувшине ? 4. Что не могла сделать галка ? Напиши изложение по вопросам . 5. Что тогда стала делать галка? 6. Что стало с водой ? 7. Что смогла сделать галка ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока развития речи во 2 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида на тему: "Зимующие птицы. Воробей"

На данном уроке учащиеся На основе системно-деятельностного подхода выявляют основные признаки зимующих птиц, обощают, делают выводы.урок представляет сосбой серию учебных ситуаций, развивающихся ...

Конспект урока развития речи в 1 классе "Домашние животные. Кошка".

Урок развития речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности в 1 классе....

Конспект урока развитя речи в 1 классе коррекционной школы 8 вида. Тема: "Чайная посуда"

-  Познакомить детей с названием предметов чайной посуды: чашка, блюдце, чайник, чайная ложка, сахарница, молочник, чайный сервиз, чайная пара.-  Обобщить названия предметов чайной посуды в ...

КОНСПЕКТ урока развития речи в 1 классе II вида

На уроке обобщаются знания учащихся по теме "Лиственные деревья", развивается слуховое восприятие на основе знакомого речевого материала и активизируется речевой словарь по заданной теме....

Конспект урока развития речи во 2 классе. Работа над деформированным текстом.

В конспекте урока дан алгоритм работы над деформированным текстом и примерные тексты, с которыми ребенок работает. Так же представлены варианты работы с данными текстами на уроке....

Конспект урока развития речи для 4 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

Конспект урока развития речи "Зимние забавы", разработан для обучающихся 4 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида...

Конспект урока развития речи в 4 классе по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь", презентация к уроку.

Конспект поможет провести или спланировать урок развития речи. Можно провести этот урок  на литературном чтении или на уроке русского языка,  можно провести интегрированный урок. И жела...