Рабочая программа для 4 класса
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

Светашова Марина Владимировна

Рабочая программа предназначена для учителей 4 класса, работающих по программе "Начальная школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа 4 класс74.11 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе программы «Русский язык» ( автор С.В.Иванов).  Москва. Издательский центр «Вентана- Граф» 2014г.

Данная программа построена в соответствии с  требованиями федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ №373 от 06.10.2009 года.

Учебная программа адресована обучающимся 4 в класса общеобразовательной школы.

Цели учебного предмета «Русский язык»:  

- ознакомление обучающихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления обучающихся;

- формирование коммуникативной компетенции обучающихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

              Специфика учебного предмета «Русский язык» в обучении в том, что этот предмет обеспечивает формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает знаково-символических действий — замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путем составления схемы) и преобразования модели видоизменения слова).

Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются педагогические и современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания: 

  • технология развивающего обучения;
  • проблемного обучения;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • информационно-коммуникационные;
  • технологию уровневой дифференциации;
  • игровые технологии;
  •  коллективного взаимообучения  и сотрудничества;
  • проектной и исследовательской деятельности;
  • технология развития критического мышления.
  • интенсификации обучения на основе схемных и знаковых материалов.

Формы обучения:

      Программа предусматривает разнообразные типы уроков: урок-аукцион, урок – ярмарка, урок-суд, урок «открытия новых знаний», урок контроля, урок – путешествие, урок–практикум, урок- исследование. При проведении уроков используются коллективные  и индивидуальные формы работы: беседы,  «работа в паре», работа в группах, разноуровневые задания, деловые игры, интеллектуальные марафоны.

      Произведена коррекция программы в связи  с выделением часов для резервных уроков,  проведения административных срезов. Количество уроков в неделю -5,  в год – 170.

Планируемые результаты

Предметные результаты

Содержательная линия «Система языка»

Раздел «Фонетика и графика»

Обучающийся научится:

-различать звуки и буквы;

-характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;

-пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.

Обучающийся получит возможность научиться пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.

Раздел «Орфоэпия»

Обучающийся получит возможность научиться:

-соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);

-находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.

Раздел «Состав слова (морфемика)»

Обучающийся научится:

-различать изменяемые и неизменяемые слова;

-различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

-находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.

Обучающийся получит возможность научиться 

-выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения;

-использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических и/или речевых задач.

Раздел «Лексика»

Обучающийся научится:

-выявлять слова, значение которых требует уточнения;

-определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря

-подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.

Обучающийся получит возможность научиться:

-подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

-различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);

-оценивать уместность использования слов в тексте;

-выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.

Раздел «Морфология»

Обучающийся научится:

-распознавать грамматические признаки слов;

-с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы).

Обучающийся получит возможность научиться:

-проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;

-находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.

Раздел «Синтаксис»

Обучающийся научится:

-различать предложение, словосочетание, слово;

-устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

-классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;

-определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;

-находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

-выделять предложения с однородными членами.

Обучающийся получит возможность научиться:

-различать второстепенные члены предложения — определения, дополнения, обстоятельства;

-выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;

-различать простые и сложные предложения.

Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

Обучающийся научится:

-применять правила правописания (в объёме содержания курса);

-определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

-безошибочно списывать текст объёмом 75-80 слов;

-писать под диктовку тексты объёмом 75-80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;

-проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Обучающийся получит возможность научиться:

-осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

-подбирать примеры с определённой орфограммой;

-при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;

-при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить её в последующих письменных работах.

Содержательная линия «Развитие речи»

Обучающийся научится:

-оценивать правильность (уместность) выбора языковых
и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе,
в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

-соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);

-выражать собственное мнение и аргументировать его;

-самостоятельно озаглавливать текст;

-составлять план текста;

-сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.

Обучающийся получит возможность научиться:

-создавать тексты по предложенному заголовку;

-подробно или выборочно пересказывать текст;

-пересказывать текст от другого лица;

-составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;

-анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;

-корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;

-анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);

-соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms­сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).

Личностные универсальные учебные действия

У обучающего будут сформированы:

-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

-широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;

-учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

-способность к оценке своей учебной деятельности;

-основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

-знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

-развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;

-установка на здоровый образ жизни;

-основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Обучающийся получит возможность для формирования:

-внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

-выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;

-устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

-адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

-положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

-компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

-морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

-установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

-осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

-эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

-учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

-различать способ и результат действия;

-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Обучающийся получит возможность научиться:

-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

-преобразовывать практическую задачу в познавательную;

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

-самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;

-осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

-использовать знаково­символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

-строить сообщения в устной и письменной форме;

-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

-основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

-осуществлять синтез как составление целого из частей;

-проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

-устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

-обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;

-осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

-устанавливать аналогии;

-владеть рядом общих приёмов решения задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

-записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

-создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

-осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей;

-произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

-строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

-задавать вопросы;

-контролировать действия партнёра;

-использовать речь для регуляции своего действия;

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

-учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

-учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

-понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

-аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

-продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

-с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

-адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.

Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты).

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Обучающийся научится:

-находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

-определять тему и главную мысль текста;

-делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

-вычленять содержащиеся в тексте основные события и
устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;

-сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;

-понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);

-понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;

-понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;

-использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

-ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Обучающийся получит возможность научиться:

-использовать формальные элементы текста (например,
подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;

-работать с несколькими источниками информации;

-сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Обучающийся научится:

-пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;

-соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;

-формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;

-сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;

-составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Обучающийся получит возможность научиться:

-делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;

-составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

Работа с текстом: оценка информации

Обучающийся научится:

-высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

-оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

-на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

-участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Обучающийся получит возможность научиться:

-сопоставлять различные точки зрения;

-соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

-в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся (метапредметные результаты)

Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером

Обучающийся научится:

-использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно­двигательного аппарата эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини­зарядку);

-организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.

Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных

Обучающийся научится:

-вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото- и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию, набирать небольшие тексты на родном языке; набирать короткие тексты на иностранном языке, использовать компьютерный перевод отдельных слов;

-рисовать (создавать простые изображения) на графическом планшете;

-сканировать рисунки и тексты.

Обучающийся получит возможность научиться использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке.

Обработка и поиск информации

Обучающийся научится:

-подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты);

-описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нем, используя инструменты ИКТ;

-собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;

-редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео- и аудиозаписей, фотоизображений;

-пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида; следовать основным правилам оформления текста;

-искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);

-заполнять учебные базы данных.

Обучающийся получит возможность научиться грамотно формулировать запросы при поиске в сети Интернет и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации.

Создание, представление и передача сообщений

Обучающийся научится:

-создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их;

-создавать простые сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или последовательности слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;

-готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;

-создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.;

-создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);

-размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательной организации;

-пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.

Обучающийся получит возможность научиться:

-представлять данные;

-создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и «музыкальных петель».

Планирование деятельности, управление и организация

Обучающийся научится:

-создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно управляемых средах (создание простейших роботов);

-определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения;

-планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.

Обучающийся получит возможность научиться:

-проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы, включая навыки роботехнического проектирования

-моделировать объекты и процессы реального мира.

Учебно-тематический план

п/п

Тема блока

(тема учебного занятия при отсутствии тематического блока)

Количество

часов

1

Как устроен наш язык

54ч.

2

Правописание

63ч.

3

Развитие речи

28ч.

4

Итоговое повторение

10ч.

5

Резервные уроки

15ч.

Итого:

170ч.

Содержание учебно-тематического плана

4 класс (170 уроков).

«Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний)

Фонетика и графика

Повторение изученного на основе фонетического разбора слова.

Орфоэпия

Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

Состав слова (морфемика)

Повторение изученного на основе разбора слова по составу и словообразовательного анализа.

Морфология

Повторение основных признаков имени существительного и имени прилагательного на основе морфологического разбора.

Глагол: общее значение, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глаголов. Наклонение глаголов. Личные формы глагола. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения 1-го и 2-го спряжения глаголов. Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. Словообразование глаголов. Глагол в предложении.

Наречие: значение и употребление в речи. Морфологический разбор наречий.

Имя числительное: общее значение.

Синтаксис

Синтаксический анализ простого предложения.

Словосочетание: различение слова, словосочетания и предложения. Установление с помощью смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в словосочетании. Связи слов в словосочетании.

Различение простых и сложных предложений.

«Правописание» (формирование навыков грамотного письма)

Повторение правил правописания, изученных в 1-3 классах.

Формирование орфографической зоркости, речевого слуха, навыков письма: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.

Ознакомление с правилами правописания и их применением:

- непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определённые программой);

- не с глаголами;

- мягкий знак после шипящих на конце глаголов;

- мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;

- безударные личные окончания глаголов;

- суффиксы глаголов-ива-/-ыва-, -ова-/-ева-;

- гласные в окончаниях глаголов прошедшего времени;

- буквы а, она конце наречий;

- мягкий знак на конце наречий;

- слитное и раздельное написание числительных;

- мягкий знак в именах числительных;

- запятая между частями сложного предложения (простейшие случаи).

Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова.                Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.

«Развитие речи»

Устная речь

Адекватное использование речевых средств для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Формулировка и аргументирование собственного мнения и позиции в диалоге и дискуссии. Умение договариваться, приходить к общему решению, осуществлять взаимный контроль, оказывать необходимую взаимопомощь в сотрудничестве при проведении парной и групповой работы. Соблюдение норм речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).

Письменная речь

Знакомство с основными видами сочинений и изложений: изложения подробные, сжатые, выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-рассуждения, сочинения-описания (без заучивания учащимися определений). Пересказ текста (изложение) от другого лица.

Продолжение работы над правильностью, точностью, богатством и выразительностью письменной речи в процессе написания изложений и сочинений. Озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текста (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.

Корректирование текстов, в которых допущены нарушения норм письменной речи. Создание собственных текстов с учётом правильности, богатства и выразительности письменной речи.

Календарно-тематический план

п/п

Тема урока

Дата

 проведения

Условные

обозначения

По плану

По факту

1

Повт. Фонетика

исп. ИКТ

2

Повт. Разбор слова по составу

3

Повт. Правописание парной согласной в корне слова

Проект. деят.

4

Повт. Правописание безударной гласной в корне слова

5

Повт. Правописание приставок

Проект. деят.

6

Повт. Правописание непроизносимых согласных в корне слова

исп. ИКТ

7

Повт. Правописание окончаний имен существительных 1-го склонения

Проект. деят.

8

Повт. Правописание окончаний имен существительных 2-го склонения

Проект. деят.

9

Повт. Правописание окончаний имен существительных 3-го склонения

Проект. деят.

10

Повт. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных

Контрольный словарный диктант

К.сл.д.

11

Повт. Упражнения в правописании безударных падежных окончаний слов на – ий, -ие, -ия

исп. ИКТ

Проект. деят.

12

Повт. Правописание окончаний имен существительных множественного числа

13

Текст - рассуждение

14

Контрольный диктант по теме: «Правописание окончаний имен существительных»

К.д.

15

Работа над ошибками. Имя прилагательное

исп. ИКТ

Исслед. деят.

16

Признаки имени прилагательного.

17

Правописание орфограмм в окончаниях имен прилагательных

Проект. деят.

18

Морфологический разбор имени прилагательного

Исслед. деят.

19

Обучающее изложение

Об.изл.

20

Буквы о, ё после шипящих и -ц

исп. ИКТ

21

Правописание мягкого знака на конце слов после шипящих

Исслед. деят.

22

Местоимение

Проект. деят.

23

Правописание приставок

Исслед. деят.

24

Упражнения в правописании слов с разделительным твердым и мягким знаком

Проект. деят.

25

Однородные члены предложения

исп. ИКТ

26

Разбор предложения по членам предложения

Проект. деят.

27

Упражнения в разборе предложений по членам предложения. Синтаксический разбор предложения

исп. ИКТ

Исслед. деят.

28

Обучающее сочинение

Об.соч.

29

Знаки препинания при однородных членах предложения

Проект. деят.

30

Союзы при однородных членах предложения

Исслед. деят.

31

Контрольное  списывание

К. сп.

32

Текст. Озаглавливание текста

Проект. деят.

33

Глагол. Общее значение

Исслед. деят.

34

Совершенный и несовершенный вид глаголов

Проект. деят.

35

Правописание приставок в глаголах

исп. ИКТ

Исслед. деят.

36

Правописание  не с глаголами

Проект. деят.

37

Личные формы глагола.

38

Вид глагола. Контрольный словарный диктант

К. сл. д.

39

Начальная форма глагола

Проект. деят.

40

Контрольное изложение

К.  изл.

41

Лицо и число глаголов

42

Мягкий знак после шипящих в глаголах

исп. ИКТ

43

Упражнения в правописании мягкого знака после шипящих в глаголах

Исслед. деят.

44

Правописание ться и тся в глаголах

исп. ИКТ

Проект. деят.

45

Упражнения в правописании ться и тся в глаголах

Исслед. деят.

46

Контрольный диктант по теме: «Правописание мягкого знака после шипящих в глаголах»

К. д.

47

Работа над ошибками. Спряжение глаголов.

Проект. деят.

48

Способы определения 1-го спряжения глаголов

Исслед. деят.

49

Способы определения 2-го спряжения глаголов

50

Контрольный словарный диктант.

Правописание глаголов.

исп.ИКТ

К. сл. д.

51

Озаглавливание текстов. Корректирование текстов

Исслед. деят.

52

Правописание безударных окончаний глаголов.

53

Изложение с элементами сочинения

Из.соч

54

Безударные окончания глаголов 1-го спряжения

исп. ИКТ

Проект. деят.

55

Контрольный диктант по теме: «Спряжение глаголов»

К. д.

56

Работа над ошибками. Безударные окончания глаголов 2-го спряжения

Исслед. деят.

57

Упражнения в правописании безударных окончаний глаголов

Проект. деят.

58

Правописание глаголов 2-го лица единственного числа

Исслед. деят.

59

Правописание личных окончаний глаголов

Проект. деят.

60

Правописание приставок раз-/рас-, из-/ис-, без-/бес- в глаголах

исп. ИКТ

61

Настоящее время глагола.

62

Правописание суффиксов глаголов

Исслед. деят.

63

Прошедшее время глагола

Соч.

64

Упражнения в определении прошедшего времени глагола

исп. ИКТ

Проект. деят.

65

Правописание суффиксов глаголов

66

Контрольный словарный диктант. Будущее время глагола.

исп. ИКТ

 К. сл. д.

67

Правописание гласных перед –ть в начальной форме глагола.

68

Обучающее изложение

Обуч. изл.

69

Изменение глаголов по временам

Проект. деят.

70

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение

Проект. деят.

71

Контрольная работа за Iполугодие по тексту администрации

К.р.

72

Условное наклонение глагола

исп. ИКТ

73

Правописание  глаголов в прошедшем времени

Проект. деят.

74

Упражнения в правописании окончаний глаголов в прошедшем времени.

75

 Текст. Составление текста по заданному плану

Проект. деят.

76

Повелительное наклонение глагола

исп. ИКТ

77

Упражнения в определении повелительного наклонения глаголов

Исслед. деят.

78

Словообразование глаголов

Проект. деят.

79

Глагол в предложении

исп. ИКТ

80

Текст. Сочинение – повествование

81

Правописание глаголов

Исслед. деят.

82

Правописание окончаний глаголов

83

Озаглавливание текстов и их корректирование

Проект. деят.

84

Морфологический разбор глагола

исп. ИКТ

85

Повторение изученных признаков глагола. Контрольный словарный диктант

К.сл.д.

86

Изложения сжатые, выборочные. Пересказ

Проект. деят.

87

Контрольный диктант по теме: «Правописание глаголов»

К.д.

88

Работа над ошибками. Наречие.

Исслед. деят.

89

Значение и употребление наречий в речи

исп. ИКТ

Проект. деят.

90

Упражнения в различии наречий как части речи

91

Образование наречий

Исслед. деят.

92

Правописание гласных на конце наречий

Проект. деят.

93

Образование наречий от качественных прилагательных

94

Контрольное изложение

К.изл.

95

 Морфологический разбор наречий

Исслед. деят.

96

Мягкий знак на конце наречий после шипящих

исп. ИКТ

97

Упражнения в правописании мягкого знака на конце наречий после шипящих

Исслед. деят.

98

Контрольный диктант по теме « Правописание наречий»

К.д.

99

Работа над ошибками. Правописание суффиксов –а- или –о- в наречиях

Проект. деят.

100

Текст. Создание собственных текстов по плану

исп. ИКТ

Проект. деят.

101

Имя числительное.

Исслед. деят.

102

Общее значение имени числительного. Контрольный словарный диктант.

Проект. деят.

К.сл.д.

103

Изменение имен числительных

104

Контрольное списывание

К.с.

105

Слитное и раздельное написание числительных

106

Правописание мягкого знака в именах числительных

исп. ИКТ

Проект. деят.

107

Упражнения в правописании мягкого знака в именах числительных

Проект. деят.

108

Повторение правил правописания мягкого знака в словах

Исслед. деят.

109

Правописание числительных

Проект. деят.

110

Правописания мягкого знака в словах

111

Типы текстов

Исслед. деят.

112

Связь слов в предложении

исп. ИКТ

Проект. деят.

113

Словосочетания и фразеологизмы. Контрольный словарный диктант.

К.сл.д.

114

Слово. Словосочетание. Предложение

Проект. деят.

115

Сочинение - рассуждение

        Соч.

116

Правописание слов в словосочетаниях

117

Связь слов в словосочетании. Согласование

Проект. деят.

118

 Правописание слов в словосочетаниях

Исслед. деят.

119

Связь слов в словосочетании. Управление

Проект. деят.

120

Склонение словосочетаний

исп. ИКТ

121

Обучающее изложение

Об.изл.

122

Связь слов в словосочетании. Примыкание

123

Контрольный диктант по теме: «Словосочетание»

К.д.

124

Работа над ошибками.

Правописание слов в словосочетаниях.

Проект. деят.

125

Словосочетание в предложении

исп. ИКТ

Исслед. деят.

126

Сложное предложение

Контрольный словарный диктант.

К.сл.д.

127

Как связаны части сложносочиненного предложения

Проект. деят.

128

Знаки препинания в сложном предложении

129

Правописание запятых между частями сложного предложения

исп. ИКТ

130

Контрольное изложение

К. изл.

131

Работа над ошибками. Как связаны части сложноподчиненного предложения

Проект. деят.

132

Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

Исслед. деят.

133

Знаки препинания между частями сложноподчиненного предложения

Проект. деят.

134

Различение простых и сложных предложений

135

Контрольный диктант по теме « Знаки препинания в сложном предложении»

К.д.

136

 Работа над ошибками.

Запятая между частями сложного предложения

исп. ИКТ

Проект. деят.

137

Знаки препинания в сложном предложении с однородными членами.

Исслед. деят.

138

Знаки препинания в сложном предложении с однородными членами.

Проект. деят.

139

Союзы в сложном предложении

исп. ИКТ

Проект. деят.

140

Контрольное списывание

К.сп.

141

Упражнения в правописании знаков препинания в сложном предложении

142

Текст. Создание собственных текстов.

Исслед. деят.

143

Правописание знаков препинания в сложном предложении

Проект. деят.

144

Упражнения в правописании знаков препинания в сложном предложении

Контрольный словарный диктант.

К.сл.д.

145

Сложное предложение.

исп. ИКТ

Итоговое повторение (10 ч.)

146

Правописание окончаний имён существительных.

147

Правописание окончаний имен прилагательных

148

Итоговая контрольная работа на промежуточной аттестации по тексту администрации

К.р.

149

Местоимение

150

Наречие

исп. ИКТ

151

Глагол. Спряжение глаголов

152

Правописание безударных окончаний глаголов

Контрольный словарный диктант

К.сл.д.

153

Правописание суффиксов глаголов

154

Имя числительное

155

Сложное предложение

156- 170

Резервные уроки (15ч.)

Система условных обозначений:

С/р – самостоятельная работа

К.сл.д. – контрольный словарный диктант  

Об.изл.- обучающее изложение

К.изл. – контрольное изложение

Соч. -сочинение  

Из.соч. – изложение с элементами сочинения

К/д – контрольный диктант                                              

исп. ИКТ- использование ИКТ

Исслед. деят.- исследовательская деятельность.

Проект. деят. – проектная деятельность

К/р – контрольная работа

Т – тестирование

К.т. – контрольное тестирование

К.с. – контрольное списывание

Информационно-методическое обеспечение

Учебно-методический комплект

  1. Русский язык. 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.  Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. Петленко Л.В., Романов  В.Ю. в 2 ч. Ч.2.-3-е изд., перераб.- М.: Вентана-Граф, 2014 г.
  2. Пишем грамотно. Рабочая тетрадь № 1 для учащихся общеобразовательных учреждений.    

4класс.   Кузнецова М.И. - 3-е изд.,перераб.-М.: Вентана-Граф, 2014 г.

  1. Пишем грамотно. Рабочая тетрадь № 2 для учащихся общеобразовательных учреждений.    

 4 класс. Кузнецова М.И. - 3-е изд., перераб.- М.: Вентана-Граф. 2014 г.

  1. Учусь писать без ошибок. Рабочая тетрадь для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений. Кузнецова М.И. -2-е изд.,дораб. – М.: Вентана-Граф, 2014 г.

Литература для учителя

  1. Беседы с учителем. 4 класс Л.Е.Журова.М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2011г.
  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя; под ред. А.Г.Асмолова.- 2-ое издание. - М.: Просвещение, 2011.-152 с.
  3. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий в 2-х ч. Под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой .- 2-ое издание. - М.: Просвещение, 2012Г. -215 с.
  4. Планируемые результаты начального общего образования. Под ред. Г.С.Ковалевой,  О.Б. Логиновой .- 2-ое издание. М: Просвещение, 2011.-120 с.
  5. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х ч. – 2-ое издание.- М: Просвещение, 2014.-232с
  6. Практическое пособие по развитию речи. О.В.Узорова, Е.А. Нефёдова. Издательство «Аквариум», 1997.
  7. «Русский язык» справочник для учителей / Л.И. Тикунова, Т.В. Игнатьева. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003.
  8. Русский язык. Иванов С.В., Кузнецова М.И.Комментарии к урокам. 4 класс.- М.: Вентана-Граф, 2014.-448с. (Начальная школа 21 века).
  9.  Русский язык. Шукейло В.А.  Сборник проверочных и контрольных работ: 1-4 классы. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2007 – 360 с. – (Начальная школа: результаты обучения).
  10. Современные подходы к начальному образованию: Учебно-методическое пособие./ Под редакцией Н.Н. Ценаревой. – Саратов: Издательство ГОУ ДПО «СарИПК и П2008.-  47с.

Литература для обучающихся

  1. Занимательные материалы по русскому языку. А.Т. Арсерий. Книга для учащихся. – М. Просвещение. 2000 г.
  2. Занимательные задачи по русскому языку. Л.А. Шкатова. Книга для учащихся. – М. Просвещение.  1999 г.
  3. О русских именах. А.В. Суслова. Саратов. 1998 г.
  4. Русский язык в рисунках. В.М. Бурмако. – М. Просвещение. 1999 г.
  5. Учимся играя. В.В. Волина. – М. Новая школа. 1994 г.

Образовательные диски

  1. Демонстрационные таблицы. Русский язык. Начальная школа. Издательство «Учитель».Уроки русского языка Кирилл и Мефодий.
  2. Начальная школа. Новый образовательный Интернет-проект компании «Кирилл и Мефодий»

Адреса электронных ресурсов

  1. http://www.bookarchive.ru/fund-discipliny/russkijj-jazyk/94626-nachalnaja-shkola.-demonstracionnye-tablicy..html
  2. http://www.rusedu.info/reviews-22.html.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 3 класс окружающий мир по программе "Начальная школа XXI века"

Пояснительная записка , календано-тематическое планирование....

рабочая программа 1 класс ФГОС 2 поколения по программе Перспектива

Разработана рабочая программа по математике по программе Перспектива, авторы Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова. Офис 2007...

Рабочая программа. 1 класс. По программе "Школа 21 века"

Рабочая программа для 1 класса по программе "Школа 21 века" разработана мною в соответствии с требованиями новых стандартов....

Рабочая программа 2 класс по программе "Школа России" ФГОС

При составлении программы, я руководствовалась рекомендациями ФГОС. Здесь представлено календарно-тематическое планирование по предметам: русский язык, литер...

Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"

Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...