олимпиадные задания для 3 класса
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Исауленко Ирина Витальевна


Задания по русскому языку повышенной сложности для уч-ся 3 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimp_3_klass_rusyaz_vesenniy_tur.docx29.37 КБ

Предварительный просмотр:

Олимпиада (осенняя сессия)

  1. Выпиши слова, в которых только твердые согласные звуки:

Малыш, лужицы, пальцы, подъезд, таблица, оркестр

_______________________________________

  2. Замени выражения одним глаголом:

Клевать носом – _________________

Зарубить на носу – ___________________

Чесать языком – _________________

Дать стрекоча – ____________________

Ломать голову – __________________

  1. Запиши:

а) 3 слова, в которых букв больше, чем звуков;

б) 3 слова, в которых звуков больше, чем букв.

а)____________________________________________

б)____________________________________________

  1. В каждой группе слов найди «лишнее», подчеркни его:

А) Молоко, бревно, пальто, число, весло.

Б) Клевета, забота, весна, победа, истина.

В) Звук, жест, долг, глаз, рукав.

Г)  Они, мы, сани, вы, ты.

Д)  Олень, прорубь, рояль, щавель, шампунь.

  1. Запиши пословицы, в которых встречается слово «семь»

______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

  1.  Запиши к выделенным  прилагательным противоположные по смыслу слова:

Свежее утро – _______________ утро;

Свежая булка – ________________ булка;

Свежая рыба – ______________ рыба;

Свежая газета – ______________ газета;

Свежая блузка – ______________ блузка.

  1. Однажды Незнайка составил 12 слов из слова «команда». Какие из них он включил в список неправильно? Подчеркни их.

Кот, дама, мак, карман, дамка, ад, мандат, дно, ода, мода, дан, анаконда.

  1. Вставь подходящие по смыслу предлоги.

Покатился _____ огород,

Докатился _____ ворот,

Подкатился _____ ворота,

Добежал ______  поворота,

Там попал ______ колесо,

Лопнул, хлопнул – вот и все!

  1. Запиши слова по группам: а) слова, родственные слову «нос», б) слова, родственные слову «носить: поднос, носорог, носилки, носик, утконос, носильщик, переносица, носитель, вынос, носатый.

А)____________________________________________

Б)____________________________________________

  1. В каких из перечисленных ниже глаголах можно по-разному поставить ударение? Подчеркни их.

Вычитать, прочитать, рассыпать, выкупать, искупать, вырезать, отрезать.

    11. Замени высказывания одним сложным словом с соединительной гласной. 

Человек, который любит трудиться — _____________________________

Ферма, на которой разводят птицу — ______________________________

Судно с паровым двигателем -___________________________________

Человек, который любит принимать гостей- _______________________

Лекарственное средство против боли -____________________________

(автор: Дичко Е.А. г.Гулькевичи)

12. Вставь пропущенные буквы. 

Шарик рану зал…зал, с костью в будку зал…зал.

Грязной тряпкой окна тру…, бесполезный это тру…  .

Кот под снегом пос…дел и мгновенно пос…дел.

Ответы:

1. Малыши, лужицы, подъезд. (3 балла)

2. Дремать, запомнить, болтать, убегать, думать. (5 баллов)

3. Возможные варианты: а) пальто, конь, тетрадь; б) юла, рисую, ёжик.  (6 баллов)

4. Лишние слова: а) пальто (нескл.) или молоко (3слога); б) весна (2 слога); в) рукав (5 букв); г) сани (существительное); д) прорубь (ж.р.)  (5 баллов)

5. Семь бед – один ответ.

Семеро одного не ждут.

Семь раз отмерь, а один – отрежь.

Один с сошкой –  семеро с ложкой.

У семи нянек дитя без глазу.  (1 балл за каждую пословицу)

6.  Теплое утро;  черствая булка;  тухлая (испорченная) рыба;  вчерашняя (давнишняя) газета;  несвежая (грязная) блузка.  (5 баллов)

7. Лишние слова: карман, мандат, анаконда. (3 балла)

8.    В, до, под, до, под. (5 баллов)

9.

  • А) Носорог, носик, утконос, переносица, носатый.
  • Б) Поднос, носилки, носильщик, носитель, вынос. (по 0,5 балла за каждое правильное слово)

10. Вычитать, рассыпать, выкупать, вырезать, отрезать.(5 баллов)

11.Трудолюбивый, птицеферма, пароход, гостеприимный, обезболивающее(болеутоляющее.) (5 баллов)

12. Шарик рану зализал, с костью в будку залезал. Грязной тряпкой окна трут, бесполезный это труд. Кот  под снегом посидел и мгновенно поседел. (3 балла)

Олимпиада (зимняя сессия)

3. Расставьте ударение в словах:

Торты, сливовый, звонишь, алфавит, свёкла, статуя, цемент, столяр, жалюзи.

4. Среди этих букв спрятались имена собственные и названия. Не переставляя букв, отыщи эти слова и запиши их:

И – В – А – Н – О – В – О – Л – Г – А – Л – Я

5. Подчеркните существительные, у которых  нет формы единственного числа:

Жалюзи, усы, очи, торты, туфли, каникулы, столы, фонари, ножницы.

6.Подчеркните слова, в которых количество букв и звуков совпадает:

Маяк, объём, грустный, юг, поют, окрестные, якорь, рассказ.

7. Какие слова можно отнести к разным частям речи:

Рой, мой, закрой, печь.


Составьте с ними такие словосочетания, чтобы можно было определить, какими частями речи являются.


 


 


 


8.Какие из данных слов являются сложными? Выпишите эти слова, выделите корень.

Снеговик, землекоп, земляника, островок, парник, теплоход, теплота.

___________________________________________________________________

9.  Преврати:

1. Мел в мелкое место на реке.

2. Полку в танец.

3. Тракториста в машину.

4. Рыбу в человека

5. Стол в комнату.

10. Путём перестановки букв в каждой паре слов составь третье слово – имя существительное. Должны быть использованы все буквы.

1. Кит + рана =

2. Ров + поза =

11. Перед вами предложение, придуманное замечательным лингвистом Л. В. Щербой. Укажите какой частью речи является каждое слово.  Пофантазируйте, что значит эта фраза.    (5 баллов)

Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка.

__________________________________________________________________________________________________________________________

12. Вставьте пропущенные знаки препинания так, чтобы стал понятен смысл стихотворения С. Бондаренко. (4 балла)

Едят там вилками компот

Там пьют из чашек бутерброд

Из хлеба с сыром там котлеты

Из мяса свежего конфеты

С начинкой сладкой суп с фасолью

В тарелках всё там варят с солью

В реке там рыба на бугре

Мычит корова…

 Ключи к олимпиадным заданиям  

1. 1) тише едешь, дальше будешь; 2) Язык до Киева доведет (2 балла, возможны варианты)

2. Приморский — При-мор-ск-ий (1 балл)

3. тОрты, слИвовый, звонИшь, алфавИт, свЁкла, стАтуя, цемЕнт, столЯр, жалюзИ. (за каждое правильное слово 1 балл)

4. Иван, Волга, Галя, Иваново (за каждое слово 1 балл)

5. Жалюзи, очи, каникулы, ножницы (за каждое правильное слово 1 балл, за каждое неправильное -1 балл).

6. Объём, окрестные, якорь. (3 балла)

7. Рой (рой-сущ. «рой пчел», рой-глагол «рой яму»), мой (местоимение и мой-глагол «мой пол»), печь (печь сущ. «русская печь», печь- глагол «печь блины») (4 балла за каждое слово, если составлены предложения с каждой частью речи) 


8. Землекоп, теплоход. (2 балла)

9. 1-Мель, 2- полька, 3- трактор, 4-рыбак, 5- столовая (за каждое слово 1 балл)

10. Картина; паровоз (2 балла)

11. «глокая»- определение выражено прил, «куздра»-подлежащее выраж.сущ., «штеко»-обстоятельство выраж. наречием, «будланула»-сказуемое выражан. глаг., «бокра»-допол. выраж. сущ., «кудрячит»-сказ. выраж. глаг, «бокренка-«допол. выраж. сущ

12. 4 балла. (Возможные варианты расстановки знаков препинания)       

Едят там вилками, компот

Там пьют из чашек, бутерброд

Из хлеба с сыром там, котлеты

Из мяса свежего, конфеты

С начинкой сладкой, суп с фасолью

В тарелках, всё там варят с солью,

В реке там рыба, на бугре

Мычит корова…

Этот запутанный текст “распутается” и станет вполне понятным, если в нем правильно расставить точки.Едят там вилками компот там пьют из чашек бутерброд

из хлеба с сыром там котлеты

из мяса свежего конфеты

с начинкой сладкой суп с фасолью

в тарелках все там варят с солью

в реке там рыба на бугре

мычит корова на дворе

собака лает на заборе

поет синичка в коридоре

играют дети на стене

висит картина на окне

узоры инея в печурке

горят дрова в руках девчурки

нарядная там кукла в клетке

ручной щегол поет салфетки

там на столе лежат коньки

к зиме готовят там очки

лежат для бабушки тетрадки

всегда содержатся в порядке.

Вот как выглядит этот текст в “распутанном” виде.Едят там вилками. Компот там пьют из чашек. Бутерброд

из хлеба с сыром там. Котлеты

из мяса свежего. Конфеты

с начинкой сладкой. Суп с фасолью

в тарелках. Все там варят с солью.

В реке там рыба. На бугре

мычит корова. В конуре

собака лает. На заборе

поет синичка. В коридоре

играют дети. На стене

висит картина. На окне

узоры инея. В печурке

горят дрова. В руках девчурки

нарядная там кукла. В клетке

ручной щегол поет. Салфетки

там на столе лежат. Коньки

к зиме готовят там. Очки

лежат для бабушки. Тетрадки

всегда содержатся в порядке.

 Олимпиада (весенняя сессия)

Тестовые задания (А)

1. Укажите побудительное предложение.
А) В нашей стране любят спорт
Б) Спорт делает людей сильными
В) Он укрепляет здоровье
Г) Занимайтесь спортом, бегайте, прыгайте и будьте здоровы

2. Укажите группу слов, в составе которых есть приставка.
А) входят, поляночка, солнышко, списал
Б) продвигаются, надел, нашли, здоровье
В) переносишь, выход, накормит, подъехал
Г) пропуск, подписать, вышел, продукт

3. Укажите слово, в котором ь обозначает мягкость согласного.
А) веселье
Б) сучья
В) пальто
Г) листья

4. Изменяемая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых родственных слов, называется…
А) окончанием
Б) приставкой
В) суффиксом
Г) корнем.

5. Прочитай предложение: На берёзе распустились клейкие листочки.
Каким членом предложения в нём является слово распустились?
А) второстепенным членом подлежащим
Б) подлежащим
В) сказуемым

6. Сколько предложений в тексте?
В лесу есть овраг там у лисы глубокая нора в норе пятеро лисят лиса несёт добычу своим деткам она тихо крадётся по земле.
А) 3
Б) 4
В) 5

7. Определи, в каком слове звуков больше, чем букв
А) веер
Б) дятел
В) орёл

8. Укажи слово с приставкой
А) стон
Б) смех
В) свет
Г) сход

9. Какие части слова, кроме корня, имеются в слове избушка
А) приставка и суффикс
Б) суффикс и окончание
В) приставка и окончание
Г) приставка, суффикс и окончание

10. В каком слове есть непроизносимый согласный [т]
А) радос…ный
Б) небес…ный
В) прекрас…ный

Открытые вопросы (В)

Вопрос 1
Выпишите из предложений слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением. Запишите рядом проверочное слово.
Правый берег речки крут. Стрижи свили там гнёзда.

Вопрос 2
Запиши слова по группам:
А) слова, родственные слову «нос»
Б) слова, родственные слову «носить:
поднос, носорог, носилки, носик, утконос, носильщик, переносица, носитель, вынос, носатый.

Вопрос 3
В каких из перечисленных ниже глаголах можно по-разному поставить ударение?
Вычитать, прочитать, рассыпать, выкупать, искупать, вырезать, отрезать.

Вопрос 4
В каждой группе слов найди «лишнее».
А) Молоко, бревно, пальто, число, весло
Б) Клевета, забота, весна, победа, истина
В) Звук, жест, долг, глаз, рукав
Г) Они, мы, сани, вы, ты
Д) Олень, прорубь, рояль, щавель, шампунь

Вопрос 5
Выбери только однокоренные слова:
Лес, лесник, прелесть, лесной, лесничий, лесенка, перелесок, лесником, лесничество, слесарь, у лесника.

Творческие задания (С)

Задание 1
В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?
1) Однажды зимой они поехали в тайгу.
2) Звали их Чук и Гек.
3) Там далеко от дома, работал их папа.
4) В одном городе жили два мальчика.

Задание 2
Составьте как можно больше слов из букв слова «фломастер»

Задание 3
Запишите слова, которые можно поставить между двумя словосочетаниями. Каждое слово, употреблённое в одном смысле, имеет значение левого столбика, а в другом смысле – значение правого столбика.

Выражение лица … Взрывное устройство
Нелетающая птица … Экзотическая ягода
Письменная принадлежность … Берутся за неё рукой
Песчаная отмель … Сплетённые волосы
Неторопливый бег … Хищное животное

Задание 4
Прочитайте зашифрованную фразу и запишите её правильно
К Й Г А И
Ы И О Н Б
З Ч М Е Ю
Я У Ш Т Л

Задание 5
Подберите и запишите такие три слова, в которых звуков меньше, чем букв.

Ответы на тесты (А)

Тестовое задание

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

Ответ

Г

В

В

В

В

Тестовое задание

№ 6

№ 7

№ 8

№ 9

№ 10

Ответ

В

А

Г

Б

А

Ответы на открытие вопросы (В)

Ответ на вопрос 1: стрижи — стриж
Ответ на вопрос 2:
А) Носорог, носик, утконос, переносица, носатый.
Б) Поднос, носилки, носильщик, носитель, вынос.
Ответ на вопрос 3: Вычитать, рассыпать, выкупать, вырезать, отрезать
Ответ на вопрос 4:
а) пальто (нескл.) или молоко (3 слога);
б) весна (2 слога);
в) рукав (5 букв);
г) сани (существительное);
д) прорубь (ж.р.)
Ответ на вопрос 5: Лес, лесник, лесной, лесничий, перелесок, лесничество

Ответы на творческие задания (С)

Пример ответа на творческое задание №1:
4, 2, 3, 1

Пример ответа на творческое задание №2
Мастер, тело, лето, фетр, слот

Пример ответа на творческое задание №3
Мина, киви, ручка, коса, рысь

Пример ответа на творческое задание №4
Любите наш могучий язык

Пример ответа на творческое задание №5
мышь, дочь, пень, пеньки и т. д.

Рекомендую прочитать:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания 2 класс

Собранный материал по предметам ( литературное чтение, математика, окружающий мир, русский язык) 2 класс....

Олимпиадные задания 1 класс

Задания повышенной сложности по русскому языку и математике для учащихся 1-го класса....

Олимпиадные задания 3 класс

Олимпиадные задания по русскому языку для 3 класса. Олимпиада помогает ученику в полной мере проявить свои способности, развить умение принимать самостоятельные решения...

Олимпиадные задания 2 класс

Задания для проведения олимпиад по русскому языку, математике и окружающему миру во 2 классе....

Олимпиадные задания. 2 класс

Олимпиадные задания  содержат задания  по русскому языку, математике и литературному чтению для учащихся 2 классов, которые можно использовать при проведении школьных предметных олимпиад, а ...

ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ 3 КЛАСС

ПРЕДЛАГАЮТСЯ 3 ВАРИАНТА ЗАДАНИЙ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 3 КЛАССЕ...

Олимпиадные задания 1 класс

Подборка материала по внеклассному занятию по математике в 1 классе...