Обобщение знаний об имени прилагательном
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Мажитова Елена Викторовна

Разработка урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ф.И.О. учителя: Мажитова Е.В

Предметная область: русский язык

Класс: 3 класс «Б»

Тема:«Обобщение  знаний об имени прилагательном»

Цель урока: обеспечить обобщение изученного материала по теме: «Имя прилагательное»

Задачи:

- формирование умения  распознавать имена прилагательные среди других частей речи, выделять словосочетания с именем прилагательным из предложения, подбирать однокоренные слова, определять изученные грамматические признаки имени прилагательного и обосновывать правильность их выделения, правильно писать родовые окончания прилагательных, развивать умение употреблять имена прилагательные в речи;

 - создать условия для развития  памяти, критического мышления; групповой сомоорганизации, умения вести диалог;

 - создать условия для формирования правильных  взглядов на здоровое питание.

 



Предварительный просмотр:

Ф.И.О. учителя: Мажитова Е.В

Предметная область: русский язык

Класс: 3 класс «Б»

Тема:«Обобщение  знаний об имени прилагательном»

Цель урока: обеспечить обобщение изученного материала по теме: «Имя прилагательное»

Задачи:

- формирование умения  распознавать имена прилагательные среди других частей речи, выделять словосочетания с именем прилагательным из предложения, подбирать однокоренные слова, определять изученные грамматические признаки имени прилагательного и обосновывать правильность их выделения, правильно писать родовые окончания прилагательных, развивать умение употреблять имена прилагательные в речи;

 - создать условия для развития  памяти, критического мышления; групповой сомоорганизации, умения вести диалог;

 - создать условия для формирования правильных  взглядов на здоровое питание.

Учебные задачи :

1.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- формирование умения  распознавать имена прилагательные среди других частей речи, выделять словосочетания с именем прилагательным из предложения, подбирать однокоренные слова, умения определять род, число, падеж имени прилагательного,  правильно писать родовые окончания прилагательных, развивать умение употреблять имена прилагательные в речи.

2.Учебные задачи, направленные на достижениеличностных результатов:

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости.

3.Учебные задачи, направленные  на достижениеметапредметных результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи;

- уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

- формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний;

-  находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения.

Коммуникативные УУД:

- уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;

- формирование умения взаимодействовать в паре;

- формирование умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

 

 


 



Технологическая карта урока по русскому языку.                                                                                                                                                     Тема: «Обобщение знаний об имени прилагательном»

№п\п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

1.

Самоопределение к деятельности.

Организационный момент.

Ребята, вы хотели бы увидеть, что спрятано за этой картинкой?  (Слайд №1)

Если вы сегодня будете внимательными, активными и дружными, то увидите в конце урока, что там спрятано.

Чтобы  определить тему урока, послушайте стихотворение:

Я слово ищу необычное, звучное,                               
Особое, сильное, самое лучшее,
Понятное, длинное, чуть-чуть игривое,
Неброское, яркое, очень красивое,
Оно уменьшительное или ласкательное,
А называют его… 
прилагательное. 

  

(Слайд 2)

Сегодня мы обобщаем знания об имени прилагательном.

 Мы должны доказать, имя прилагательное – важная часть речи!

   

 

  Будем использовать линейку – знаний для самооценки

Приветствуют учителя, гостей. Настраиваются на работу. Выдвигают предположения о теме урока.

Аргументируют свои ответы.

Ребята отвечают отгадку: 

Прилагательное

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.

Регулятивные:

- нацеливание на успешную работу.

- выполнять задание в соответствии с поставленной целью

Коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной форме;

-умение слушать и слышать друг друга;

- высказывать свои мысли.

-уметь оформлять свои мысли в устной речи и понимать речь других.

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу.

2.

3.

Актуализация знаний

Словарная работа.

Давайте вспомним, что такое имя прилагательное?

Прилагательное

Часть речи

Признак предмета

Какой? Какая?

Какое? Какие?

Род    Число  Падеж (морфологические признаки )

Второстепенный член

Составляют схему –опору с учителем

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем  и сверстниками

Регулятивные:

умение удерживать учебную задачу

 

Найдите о обведите имя  прилагательное в файнворде .(молочная) Докажите, что это прилагательное.(Отвечает на вопрос –Какое?, обозначает признак)

В каждой строчке найдите и обведите  ещё спрятавшееся слова. (Завтрак, обед, ужин, овёс, горох, пшеница )

В Б Ш Э Ц Ж П М О Л О Ч Н А Я

З А В Т Р А К Ф К П К Е М А З К

В О Б Е Д К В К Р К Т К Е К В К

Ц П И Ь У О П Х У Ж И Н В К В

С К Ш К П О В Ё С  А К Т К В К

К Ф К Ь Б Ю К Й Ц Ё К ГО Р О Х

Р П Ш Е Н И Ц А Н К К В К К Р Щ

(На индивидуальных карточках или на слайде №3 -4)

Назовите их

- Что вы можете сказать об этих словах?

Вот крупа, молоко, чаша.

Сварилась к завтраку вкусная(каша).

 

- Можно ли записанные слова связать со словом …. Каким образом?

 

Находят словарные слова, проговаривают орфографически,запоминают, записывают по памяти.

Самопроверка

Регулятивные:

- оценивать результаты своей работы.

Познавательные:

Логический анализ объектов с целью выявления признаков

№п\п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

 5.

 

  Закрепление материала

А) Связь имени существительного и имени прилагательного.

-Какой  частью речи является  слово «каша»? (Сущ.)  Слайд № 6

-Похвалите её, подобрав имена прилагательные.  (Ароматная, вкусная, сладкая, удивительная, любимая….)

 

Вывод: --С какой частью речи связано имя прилагательное?

-В чём помогают нам прилагательные?

(Имена прилагательные помогают нам выразить своё  отношение к предмету, более точно описать предмет)

Мы знаем, что  каши бывают  разные. Прочитайте слово.

Гречка, рис, кукуруза, перловка, овёс   пшеница .

-Образуйте от данных слов родственные имена прилагательные, которые согласуются со словом «каша», при помощи суффиксов 

-н, -ев, -ян,-ов,

  (Слайд 7-11)- фото

(Гречневая,  рисовая, кукурузная,  овсяная, пшеничная)  

 

 Слайд № 12 (Проверяем)

-Докажите, что каждая пара слов являются родственными? (Имеют одинаковый корень и лексическое значение)

              КАША

Кукуруза –   кукурузная

 Овёс -            овсяная

Рис  -             рисовая

Гречка  -      гречневая

Пшеница   -  пшеничная

     Проверьте, правильно ли вы написали слова,  обратите внимание на «опасные места» и оцените себя:

 А знаете ли вы, что каша существует очень много лет? Самые старые среди  каш – пшеничная, перловая и овсяная . Человек ест их уже 9000 лет. Рисовую кашу- 5000 лет, гречневую – 4000 лет.

Слайд № 13

-Давайте посмотрим на слова второго столбика.

-Что общего? ( Имена прил, в ж.р, в ед. ч, в им. п.)

-Как определили? (связаны с им.сущ. каша)

  -Как определить род, число, падеж у прилагательного?

(Род, число, падеж определяем по имени существительному с которым оно связано)

Б) Разноуровневые задания.  С.р.  Слайд №14

 2уровень- 2вариант

Определить падеж у имени прилагательного.  

На плите в кастрюльке нашей

Томится ароматная каша. (И.п.)

Наш Аркаша подружился

С рассыпчатой рисовой кашей. ( Т. п.)

Маленькой девочке Даше

Нравится манная каша.  (И.п.)

А спортивный мальчик Саша

Обожает перловую кашу. ( В.п.)

Жить не может юная Наташа

Без молочной гречневой каши. ( Р.п.)

Благодарны все вкусной каше, (Д.п.)

Что стали здоровее, бодрее и краше.

 

Проверка:  Открываю закрытую доску к  2 уровню, карточки у учителя ко 1 уровню)  Начинаю проверку со 2-го.

(Оценить двоих. Объяснить подробно по одному слову)

  • Прочитай выразительно.
  • Читаем по 1 предложению , выделяем имя прилагательное и определяем род. Слайд №15-16

Выключаю проектор

  1 уровень – 1  вариант

 Определить число и род имен прилагательных. Будьте внимательны, есть «ЛОВУШКИ» Написать окончания имён прилагательных.

 цельное зерно _____________________

 раннее утро________________________

 сладкий чай_______________________

традиционное кушанье___________

синяя скатерть_____________________

 душистая булочка__________________

горячий кофе_____________________

 полезные вещества ______________

 суворовская каша __________________

(Для тех, кто раньше выполнит)

2 - у закрытой доски: Разложите окончания по родам.

Проверка: -Кто согласен?  Зачем нам надо помнить таблицу? (Чтобы правильно писать безударные окончания прилагательных)

- А знаете ли вы, что такое « суворовская каша»? (Фото Суворова)

Рецепт знаменитой суворовской каши родился  300  лет назад во время исторического перехода армии великого полководца через Альпы. К концу подходили запасы, оставалось чуть-чуть гороха, перловки, пшена, гречки. Задумавшись, как же накормить голодных, уставших солдат, Суворов вдруг приказал сварить всё в общем котле, добавив лука и масла. Получилось вкусно и полезно, такую кашу до сих пор называют суворовской.

-Как правильно написать безударные окончания имён прилагательных?

( По таблице  окончаний или по вопросу)

Вывод: -Как определить род, число, падеж у прилагательного?

(Род, число, падеж определяем по имени существительному с которым оно связано)

Имя прилагательно всегда стоит в том же роде, числе и падеже, что и имя существительное, к которому оно относится.

Оцени себя :         

         

Физкультминутка под музыку

Выполняют задание, добавляют,  делают вывод, формулируют правила.

Записывают, составленные слова, проверяют по слайду, оценивают себя.

Делят слова на две группы.

Сравнивают произношение слов с их написанием. Объясняют в  данных словах    орфограмму.

Слушают учителя. Участвуют в беседе.

Обобщают, анализируют, делают вывод.

Тренируются в определении падежа, числа рода им. прилагательного. Делают выводы.

Слушают ответы одноклассников, оценивают их.

Учащиеся сравнивают таблицу  с эталоном:

-яя   -ий        -ее

-ая    -ый        -ое

          -ой      

Делают вывод.

Оценивают себя

Повторяют движения за учителем по песню «Варись, варись кашка»

Познавательные:

 Развитие логического действия, сравнения, синтеза, анализа, классификации , обобщения.

Личностные:

 способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности ,

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости.

Познавательные:

 -умения определять род, число, падеж имени прилагательного,  правильно писать родовые окончания прилагательных,

- ориентироваться в своей системе знаний

Регулятивные:

Контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные:

-умение выражать свои мысли,

-умение слышать, слушать и понимать партнёра

 

  


6.

7.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Рефлексия деятельности урока

-А знаете ли вы, что у русских князей существовал обычай – в знак примирения между врагами сварить кашу. Без каши мирный договор считался недействительным. С тех пор про несговорчивого человека говорят: “С ним каши не сваришь”. А как вы думаете вы сможете сварить кашу? Сейчас проверим.

        

В.) Работа в группах.                                               

Перед вами текст. Прочитает его…

 Дополните текст именами прилагательными, используя слова для справок. Слов много, но вы  берёте только нужные. Разыграем, кто какую историю будет составлять. (Смайлики - обычный, грустный, сказочный)

 … группа:             _________________ история

Мы с другом решили сварить ……… кашу.

Налили в кастрюлю  ………. воды, засыпали ……..   крупу, сахар, соль.

Поставили на ……. огонь.

Вскоре почувствовали запах …….. каши.

Мы были ……….. и побежали пробовать своё ……… произведение.  

Каша получилась…………... .

Вот такие мы ………… повара.

  • хорошую, вкусную, волшебную;
  • родниковой, чистой, живой;
  • гречневую, рисовую, каменную;
  • средний, большой, маленький;
  • ароматной, горелой, необычной;
  • голодные, несытые, некормленные;
  • аппетитное, горькое, драгоценное;
  • знатная, несъедобная, разноцветная;
  • профессиональные, неумелые, необыкновенные.

 

       -  Какую роль  имеют имена прилагательные в речи?

Вывод: имена прилагательные делают речь более точной, выразительной, понятной, красивой. Имена прилагательные украшают нашу речь.

Даже содержание текста меняется в зависимости от того, какое прилагательное используем.

Е. ) Обобщение и систематизация знаний. Тест.( см. приложение 1)

- Давайте систематизируем наши знания. Все необходимое лежит на парте. Ваша задача охарактеризовать имя прилагательное, выбрав нужную информацию.

 

  Самопроверка: Презентация №2

Я ткрываю картинку, которая была закрыта в начале урока. Из пазлов появляется изображение ГЕРАКЛА.

-Кто это? (Геркулес) или Геракл – самый сильный и великий герой древнегреческих мифов. Сын Зевса и Алкемены.Он прославился своими подвигами. Овсяные хлопья так и назвали ГЕРКУЛЕСОВЫЕ. 

-А знаете ли вы, что каша   входила в ежедневный рацион римских бойцов-гладиаторов. Считалось, что она помогает стать сильным и непобедимым.

 Оцените тест:

Подведение итогов, рефлексия

 

 - Итак, ответим на проблемный вопрос урока: Имя прилагательное – важная часть речи?!

 - Имя прилагательное по частоте употребления занимает 3 место после имени существительного и глагола. Давайте чаще употреблять эту часть речи, и тогда наша речь будет красивой, яркой и понятной!

Покажите свои   листы. Хочу посмотреть, как вы себя оценивали.   Я увидела, кому нужна помощь. Будем работать.

Домашнее задание.   Принести рецепт любимой каши.  

Рабоают в группах по рядам. Подбирают нужные слова в зависимости от задания.

По одному человеку от группы выходят и читают получившийся текст, остальные слушают.

Оценивают себя.

Делают выводы.

Самостоятельн  работают над тестом,  фронтальная самопроверк а по  презентации № 2

Слушают учителя,участвуют в беседе.

Коммуникативные:

-инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации,

управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценка действий партнёра,

 - формирование умения договариваться, вести дискуссию, правильно выражать мысли и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Познавательные:

-развивать умение употреблять имена прилагательные в речи.

-  находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

 

Познавательные:

 Развитие логического действия, сравнения, синтеза, анализа, классификации , обобщения.

Рефлексия.

Регулятивные:

Контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные:

 -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности,

-смыслообразование.

 

 


Приложение 1

Имя прилагательное отвечает на вопросы

а) Кто? Что?

б) Какой? Какая? Какое? Какие?

в) Что делает? Что делают?

Имя прилагательное обозначает

а) Признак

б) Предмет

в) Действие

Имя прилагательное в предложении является:

Сказуемым

Подлежащим

Второстепенным членом

Найди прилагательное  в форме множественного  числа:

круглое

высокие

тусклое

ужасный

Найди прилагательное  в форме среднего рода:

теплое

красные

известная

душистый

Найди словосочетание с именем прилагательным   в форме мужского рода дательного падежа:

Найди  словосочетание с именем прилагательным в переносном значении:

с верным другом

до ближнего села

к доброй бабушке

к небольшому городу

дальняя дорога

 золотые руки

высокий сугроб

верный товарищ

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

?

Слайд 2

Тема: Обобщение знаний об имени прилагательном

Слайд 3

к ю м о л о ч н а я з а в т р а к ц й ё ы а т ь о б е д к м з у ж и н ф с я б в м у о в ё с ц ч я и т с а у д г о р о х п ш е н и ц а н л ю

Слайд 4

к ю м о л о ч н а я з а в т р а к ц й ё ы а т ь о б е д к м з у ж и н ф с я б в м у о в ё с ц ч я и т с а у д г о р о х п ш е н и ц а н л ю

Слайд 5

Словарь

Слайд 6

каша

Слайд 7

кукуруза

Слайд 8

овёс

Слайд 9

рис

Слайд 10

гречка

Слайд 11

пшеница

Слайд 12

каша кукуруза - овёс - рис - гречка - пшеница - кукурузн ая о всян ая рис о в ая гре ч н е в ая пш е ничн ая

Слайд 13

кукуруза - овёс - рис - гречка - пшеница - кукурузн ая о всян ая рис о в ая гре ч н е в ая пш е ничн ая Имя существительное Имя прилагательное

Слайд 14

Самостоятельная работа по вариантам

Слайд 15

На плите в кастрюльке нашей Томится ароматная каша . Наш Аркаша подружился С рассыпчатой рисовой кашей . Маленькой девочке Даше Нравится манная каша . И.п. Т.п. Т.п. И.п .

Слайд 16

А спортивный мальчик Саша Обожает перловую кашу. Жить не может юная Наташа Без молочной гречневой каши . Благодарны все вкусной каше , Что стали здоровее, бодрее и краше. В.п . Р.п. Д.п. Р.п.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Итоговый тест ?

Слайд 2

Имя прилагательное отвечает на вопросы: а) Кто? Что? б) Какой? Какая ? Какое ? Какие? в) Что делает? Что делают? ?

Слайд 3

Имя прилагательное обозначает: а) Признак б) Предмет в) Действие ?

Слайд 4

а) Подлежащим Имя прилагательное в предложении является: б) Сказуемым в) Второстепенным членом ?

Слайд 5

а) Круглое б) Высокие в) Тусклое Найдите имя прилагательное в форме множественного числа г) Ужасный ?

Слайд 6

а) Теплое б) Красные в) Известная Найдите имя прилагательное в форме среднего рода г) Душистый ?

Слайд 7

а) С верным другом б) До ближнего села в) К доброй бабушке Найдите словосочетание с именем прилагательным в форме мужского рода дательного падежа г) К небольшому городу ?

Слайд 8

а) Дальняя дорога б) Золотые руки в) Высокий сугроб Найдите словосочетание с именем прилагательным в переносном значении г) Верный товарищ ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку 2 класс по теме: «Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного»

Тема: Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.Педагогические цели: способствовать ознакомлению с единственным и мно...

Урок русского языка 3 класс по теме :"Словообразование имен прилагательных. Разбор имен прилагательных по составу."

Урок составлен в соответствии с ФГОС. В ходе урока использованы  элементы исследовательской работы учащихся. Поставлены  проблемные вопросы, способствующие созданию поисковых  сит...

Конспект урока "ОЗНАКОМЛЕНИЕ СО СПОСОБАМИ ПРОВЕРКИ НАПИСАНИЯ БЕЗУДАРНЫХ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ. ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА МУЖСКОГО И СРЕДНЕГО РОДА " Школа России 4 класс

Тип урокаПоиск и открытие нового способа действияПедагогические задачиСоздать условия для ознакомления со способами проверки написания безударных падежных окончаний имен прилагательных, с окончаниями ...

Конспект урока русского языка "Значение и употребление имен прилагательных в речи. Словообразование имен прилагательных". 4 класс

Конспект урока русского языка "Значение и употребление имен прилагательных в речи. Словообразование имен прилагательных". 4 класс...

Логопедическое занятие в 3 классе Тема: Имя прилагательное. Согласование имени существительного и имени прилагательного в роде, в падеже и числе.

Цель:  Закрепить знания детей об имени прилагательном.Задачи:Уточнить знания детей об имени прилагательном.Развивать мелкую моторику.Активизировать межполушарное взаимодействие с помощью гимнасти...

Урок русского языка в 4 кл. Тема: "Значение и употребление имен прилагательных в речи. Словообразование имен прилагательных"

Цель: актуализировать знания об имени прилагательном, его морфологических признаках, роли в речи....