неделя русского языка
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс) на тему

неделя русского языка была проведена в ГБПОУ "МОК-1"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predmetnaya_nedelya_russkogo_yazyka.docx550.47 КБ

Предварительный просмотр:

Предметная неделя русского языка в начальной школе

Цели:

  • привить любовь к русскому языку, пробудить интерес к нему как учебному предмету;
  • повысить общую языковую культуру;
  • углубить и расширить знания, получаемые на уроках.
  • развивать интерес к глубокому изучению русского языка, как на уроках, так и во внеурочное время.

План проведения:

День первый:

  1. Объявление о начале предметной неделе Русского языка
  2. Сообщение о плане проведения мероприятий в рамках недели Русского языка.
  3.  Конкурс «Лучший каллиграф» (2-4классы)

День второй:

  1. Конкурс  «Грамматический бой» (2-4классы)

День третий:

  1. Конкурс для обучающихся 2-4 классов «Веселая грамматика»

День четвёртый:

 1.Конкурс «Весёлый русовед» для обучающихся 2-х классов

        2.Конкурс «Загадки» для обучающихся 3-х классов

        3.Конкурс» Фразеологизмы » для обучающихся 4-х классов

День пятый:

  1. Объявление о завершении работы предметной недели.

                                                                           

       

Открытие недели. Знакомство с календарем недели

Ведущий. Вы любите волшебство и превращения? Если любите, то приглашаем вас на необыкновенную неделю русского языка.
Приглашаем в гости к нам Королеву Грамматику.

I ученик.

Грамматика, грамматика –
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.
Пусть трудна, но без нее
Плохо было бы житье.

II ученик. 

Люблю тебя, грамматика,
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я.

III ученик. 

Надо дружить с грамматикой,
Учить правила, и, если не лениться,
Можно всему-всему научиться.

Королева Грамматика. Ребята, освоить родной язык – трудное дело. Надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к знаниям. Наша неделя поможет вам в достижении того чудесного и таинственного, что прячется за словами «русский язык». Русский язык – необыкновенный язык и мы в этом убедимся.
– Как будет проходить наша неделя?
(Ведущий объясняет план работы)

I ученик.

И пусть сильней кипит борьба,
Острей соревнование,
Успех решает не судьба,
А только наши знания.

Все.

И соревнуясь вместе с вами,
Мы останемся друзьями.
Пусть борьба кипит острей,
Наша дружба крепнет с ней!

Ведущий:

Молодцы! С сегодняшнего дня у нас в школе будет царить «Неделя русского языка». На этой недели вы должны показать все свои знания в области русского языка.

Конкурс

«Лучший каллиграф»

(День первый)

2 класс

Фамилия, имя ___________________________

Лось.

   Белым снегом покрылись поля и леса. На снегу следы лося. У него сильные ноги и большие рога. Это красивое животное.

3 класс «_____»

Фамилия, имя ___________________________

Зимой.

   Я тихо иду по тропинке. Вот с дерева прыгнула белка. Дятел стучит по коре сосны. В дупле дуба гнездо совы. Около березы норка крота. Над елкой кружит клёст.

4 класс «_____»

Фамилия, имя ___________________________

Первый зимний день.

   Всё было покрыто снегом. В воздухе кружились мягкие пушистые снежинки. Низкие облака ползли над самой землёй и цеплялись за верхушки елей. Солнышко почти не светило. Пушинки снега продолжали кружить в воздухе. Они тихо падали на мёрзлую землю.

Конкурс  «Грамматический бой»

2 класс.

1. Подчеркни твёрдые согласные в скороговорке:

ЛЕТЕЛИ ЛЕБЕДИ С ЛЕБЕДЯТАМИ.

2. Расшифруй слова, подчеркни «лишнее» слово:

ЫТКАВ,   МИДОПОР,  РОТПО, КОРОМВЬ

____________________________________________________

3. Выполни математические действия и запиши получившееся слово:

СПОР + А – РОСА + АР + ТА = ________________________

ЗИМА + ВОТ - ТОМА + ОН - И + ОК = _________________

СОМ + ТИ - СИМ + МЕТЛА – ЛА + КА = _______________

4. Добавь одну букву в начале слова, чтобы получились новые слова:

ДАЧА - ______________,  ПОРТ - ______________,

РИС - ________________,  КЛАД - ______________.

5. Раздели текст на предложения. Поставь точку там, где это необходимо:

ПОДУЛА ЗИМА ХОЛОДОМ СВЕРКАЕТ ПЕРВЫЙ ЧИСТЕНЬКИЙ СНЕЖОК ПОЛЕТЕЛИ ЛИСТЬЯ С ДЕРЕВЬЕВ РУМЯНИТ ЩЕКИ ЛЕГКИЙ МОРОЗ. 

3 класс.

1. Исправь ошибки в тех словах, которые записаны неправильно:

ПРАВЕЛО, ЛОПАТА, ПИТУХ, ПАЛЬТО, ВЯЗАНКА, БАЛЛКОН, ДИРЕВНЯ, НАПРИМЕР, СОСЕД, ПИНАЛ.

2. Подчеркни мягкие согласные в словах:

БУКВАРЬ, КРЮЧКИ, ЛЮСТРА, УЧИТЕЛЬНИЦА, ГОРЬКИЙ.

3. Раздели слова для переноса:

Птичьи - ___________________________________________,

льют - _____________________________________________,

большая - __________________________________________,

удивительный - _____________________________________,

аккуратный - _______________________________________ .

4. Поставь слова во множественное число:

Воробей - ___________________________________________

Кол - _______________________________________________

Ручей - _____________________________________________

Крыло - ____________________________________________

Муравей - __________________________________________

5. Подчеркни только однокоренные слова:

ВОДА, ВОДИЧКА, ВОДОЛАЗ, ВОДИТЕЛЬ, ВОДНЫЙ.

ГОРИСТЫЙ, ПРИГОРОК, ГОРЕВАТЬ, ГОРА, ГОРНЯК.

6. Разбери слова по составу:

ЗВЁЗДОЧКА, МОРЯКИ, ПЕРЕЛЕСОК, БЕРЁЗОВАЯ.

7. Какую орфограмму в слове надо проверить? Подбери и запиши проверочные слова:

Шубка - ____________________________________________

Грустный - _________________________________________

Носовой - __________________________________________

Дождинка - _________________________________________

Редкий - ____________________________________________

8. Определи части речи и подпиши их над словами в предложении:

Утопают лесные опушки в розовой пене.

9.Подчеркни главные члены в предложении:

Мутными ручьями побежала вода к реке.

10. Определи количество букв и звуков в каждом слове:

Корабль - __________________________________________

Подъезд - __________________________________________

Янтарь - ____________________________________________

Ягода - _____________________________________________

4 класс.

1. Исправь ошибки в тех словах, которые записаны неправильно:

ПРАВЕЛО, ЛОПАТА, ПИТУХ, ПАЛЬТО, ВЯЗАНКА, БАЛЛКОН, ДИРЕВНЯ, НАПРИМЕР, СОСЕД, ПИНАЛ.

2.Подчеркни слова, в которых буква Я обозначает два звука:

МЯЧ      ОБЪЯВЛЕНИЕ      МАЯК      РЕБЯТА      ЯГОДА

3. В какое слово надо вставить непроизносимый согласный?

ЧУДЕС__НЫЙ      КАПУС__НЫЙ      БЛЕС___НУТЬ

4. Запиши антонимы (слова противоположные по значению) к данным словам:

Молодой - __________________________________________

Счастье - ___________________________________________

Вверх - _____________________________________________

Плохой - ___________________________________________

Дневной - __________________________________________

5. Запиши цепочку из 8 словарных слов так, чтобы первая буква каждого следующего слова была такой же, как последняя у предыдущего слова.

________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________

6. Найди среди слов однокоренные. Выдели корень. Лишние слова зачеркни.

ЛЕС, ЛЕСНИК, ПРЕЛЕСТЬ, ЛЕСНОЙ, ПЕРЕЛЕСОК, ЛЕСНИКИ,  ЛЕСЕНКА,  СЛЕСАРЬ,  ЛЕСНИЧЕСТВО.

7. Подчеркни слова, в которых 6 звуков:

ТОПОЛЬ, БЕРЁЗА, ЯСЕНЬ, СОСНА, ЯБЛОНЯ, РЯБИНА.

8. Объясни одним словом значение фразеологических оборотов:

КАК СНЕГ НА ГОЛОВУ - ____________________________

С ГЛАЗУ НА ГЛАЗ - _________________________________

ОДНА НОГА ЗДЕСЬ, ДРУГАЯ ТАМ - __________________

ДЕРЖАТЬ ЯЗЫК ЗА ЗУБАМИ - _______________________

РАБОТАТЬ СПУСТЯ РУКАВА - _______________________

9. Нужна ли запятая в предложении? Если нужно, вставь недостающие знаки препинания:

В синем небе звёзды блещут в синем море волны хлещут.

10. Отгадай, что это?

Он в голове у легкомысленного человека; его советуют искать в поле, когда кто-то бесследно исчез; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит. ______________

 Загадки

 

2 класс.

Отгадай загадки, рядом запиши отгадки:

 О каких знаках идёт речь?

  1. Когда слова гремели и блистали,

Я в моде был, я был на пьедестале!

Однако время новое настало –

Оно меня и свергло с пьедестала.

  1. Что о себе сказать могу?

Согнула жизнь меня в дугу.

За свой характер я плачу –

За то, что много знать хочу.

  1. Известно миру с давних пор,

Что знак и я немаловажный

И не окончен разговор...

И начинает думать каждый.

  1. Он очень вежлив...

Не любит споров он и драк.

Он всем старается помочь,

Он в слове "мать" и в слове "дочь"

И в тихом лунном слове "ночь".

Чтоб никого не огорчить,

Он всё старается смягчить...

  1. Что за зверь:

Белый как снег,

Надутый, как мех,

Лопатами ходит,

А рогом ест.

  1. В воде она родится,

Но странная судьба:

Воды она боится

И гибнет в ней всегда.

  1. Уничтожает все кругом:

Цветы, зверей, высокий дом, -

Сжует железо, сталь сожрет

И скалы в порошок сотрет,

Мощь городов, власть королей

Его могущества слабей.

  1. Встает во весь рост

На небе меж звезд.

Все начинает

И все кончает.  

 

Кто быстрее?

1. Не стукнет, не брякнет, а в окно войдет.

2. Сильнее солнца, слабее ветра, ног нет, а идет, глаз нет, а плачет.

3. Шуба нова, а на подоле дыра.

4. Вокруг носа вьется, а в руки не дается.

5. Синий мундир, желтая подкладка, а в середине сладко.

6. Не море, не река, а волнуется.

7. Сидит на ложке, свесив ножки.

8. Много рук, а нога одна.

9. Сер, да не заяц,

      С копытами, да не лошадь.

10. Без замков, без засовов дом,

Слиток золота спрятан в не

11. Не увидать ее корней,

Вершина выше тополей,

Все вверх и вверх она идет,

Но не растет.  

 

О каких знаках идёт речь?

  1. Когда слова гремели и блистали,

Я в моде был, я был на пьедестале!

Однако время новое настало –

Оно меня и свергло с пьедестала.

  1. Что о себе сказать могу?

Согнула жизнь меня в дугу.

За свой характер я плачу –

За то, что много знать хочу.

  1. Известно миру с давних пор,

Что знак и я немаловажный

И не окончен разговор...

И начинает думать каждый.

  1. Он очень вежлив...

Не любит споров он и драк.

Он всем старается помочь,

Он в слове "мать" и в слове "дочь"

И в тихом лунном слове "ночь".

Чтоб никого не огорчить,

Он всё старается смягчить...

  1. Что за зверь:

Белый как снег,

Надутый, как мех,

Лопатами ходит,

А рогом ест.

  1. В воде она родится,

Но странная судьба:

Воды она боится

И гибнет в ней всегда.

  1. Уничтожает все кругом:

Цветы, зверей, высокий дом, -

Сжует железо, сталь сожрет

И скалы в порошок сотрет,

Мощь городов, власть королей

Его могущества слабей.

  1. Встает во весь рост

На небе меж звезд.

Все начинает

И все кончает.  

 

Кто быстрее?

1. Не стукнет, не брякнет, а в окно войдет.

2. Сильнее солнца, слабее ветра, ног нет, а идет, глаз нет, а плачет.

3. Шуба нова, а на подоле дыра.

4. Вокруг носа вьется, а в руки не дается.

5. Синий мундир, желтая подкладка, а в середине сладко.

6. Не море, не река, а волнуется.

7. Сидит на ложке, свесив ножки.

8. Много рук, а нога одна.

9. Сер, да не заяц,

      С копытами, да не лошадь.

10. Без замков, без засовов дом,

Слиток золота спрятан в нем.

11. Не увидать ее корней,

Вершина выше тополей,

Все вверх и вверх она идет,

Но не растет.  

 

 

 Конкурс «Весёлый  русовед» для обучающихся  3-х классов

(День четвертый)

 

 

1. Какие слова не делятся для переноса:

  а) весна              б) осень             в) арбуз                   г) мак

2. Сколько гласных звуков в русском языке:

  а) 10                    б) 6                    в) 12                        г) 33

3. Какой знак надо поставить в конце предложения: Какая погода будет завтра

а) точка                          

б) восклицательный знак                

 в) вопросительный знак            

 г) запятая

4. О каком времени года эти строки Ф.И. Тютчева:

Кроет уж лист золотой

Влажную землю в лесу.

Смело топчу я ногой

Вешнюю леса красу.

а) весна                б) зима               в) лето                    г) осень

5. Какие слова не родственные:

а) лиса – лисица  б) кора – корица в) роща – рощица г) куст – кустик

6. Прочитай слова: дупло, берлога, улей. Реши, кто из данных животных лишний:

а) медведь          б) пчела           в) орел                  г) белка

7. Какое слово в словаре стоит впереди других:

а) утро                б) вечер            в) день                 г) ночь

8. Укажи слово, в котором два слога:

а) строй             б) сарай             в) всплеск          г) ария

9. В скольких из данных слов пропущен  мягкий знак ь:

а) птен…чик  

 б) печ…ка  

в)  камен…щик  

г) ноч…ной

10. В каком варианте верно указано количество букв О и звуков [о] в предложении «Звонят во все колокола»:

а) 5б.,   5зв.  

 б) 5б,  0зв.

 в) 0б., 5зв.    

г) 5б., 3зв.

Блиц - опрос для учащихся 4-х классов

1. В каком времени года не «живёт» буква «Е»?

а) лето            б) осень            в) зима         г) весна

2. Что обозначает имя существительное?

а) предмет      б) признак       в) действие  г) признак предмета

3.  С помощью чего человек выражает свои мысли?

а) жестов

б) криков

в) шипения

г) слов

4. Что значит сделать фонетический разбор? Разобрать по:

а) звукам б) составу в) значению г) членам предложения

5. Как пишется слово КРОКОДИЛ?

а) кракадил    б) крокодил       в) кракодил     г) крокодил

6. Сколько букв гласных звуков в русском языке?

а) 9            б) 10        в) 11      г) 12

7. Что называют главными членами предложения?

а) грамматическую основу

б) смысл предложения

в) всё, кроме второстепенных членов

г) самое нужное

8. Кто был создателем первого славянского алфавита?

а) Кирилл и Мефодий

б) Борис и Глеб

в) Афанасий Никитин

г) Минин и Пожарский

9. Как называются в языке слова-близнецы, одинаковые по форме, но не имеющие ничего общего по смыслу?

а) синонимы  б) омонимы   в)антонимы  г) паронимы

10. Подлежащее и сказуемое могут быть:

а) предложением  

б) сложным предложением  

в) словосочетанием

г) второстепенными  членами

 

Конкурс.  Фразеологизмы» для обучающихся 4-х классов

 Дайте толкование значений фразеологизмам:

  1. Знать на ять
  2. Альма матер
  3. Прописать ижицу
  4. Альфа и омега
  5. Без руля и без ветрил
  6. Бить челом
  7. Брить лбы
  8. В цейтнот попасть
  9. Вешать собак
  10. Властитель дум
  11. Все свое ношу с собой
  12. Дежурная фраза
  13. Драконовские законы
  14. Затрапезный вид
  15. Камень преткновения
  16. Камо грядеши
  17. Кисейная барышня
  18. Мартышкин труд
  19. Медвежья услуга

20.На блюдечке с золотой каемочкой

 

Завершающий этап

(День пятый)

- Сегодняшнее наше мероприятие, посвящённое НЕДЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА, завершаем замечательным стихотворением, которое называется…

Стихотворение «Выучи русский язык!».

1 -й ученик:

Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!

2-й ученик:

Он твой наставник - великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познанья кручи,
Выучи русский язык!

3-й ученик: 

Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово - свободы зарница,
Выучи русский язык!

4-й ученик: 

Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник,
Блещет зеркальностью русское слово -
Выучи русский язык!

5-й ученик: 

Мир разобщенных безрадостно тесен,
Спаенных мир необъятно велик.
Сын мой, работай, будь людям полезен,
Выучи русский язык!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ проведения недели русского языка и литературного чтения в начальной школе.

В данном  материале не только анализируется неделя русского языка и литературного чтения, но и приводится план проведения недели....

План проведения недели русского языка в начальной школе.

Предметная неделя  по русскому языку и литературному чтению  является одной из форм учебной деятельности, которая может повлиять на развитие личностных  особенностей учащихся. П...

"Секреты русского языка с Буквознаем" ( в рамках "Недели русского языка")

Лингвистический турнир "Секреты русского языка с "Буквознаем"...

"Наш родной язык" - игра, посвященная неделе русского языка

Познавательная игра «Наш родной язык»Цели: заинтересовать оригинальной формой игры, способствующей формированию у учащихся увлеченного отношения к процессу получения знаний; развивать у детей по...

Открытоя занятие по русскому языку в рамках недели русского языка.

Дети 4 класса проводят урок у детей 2 класса....

Внеклассное мероприятие учителя-логопеда О.С. Максимцевой "Учись красиво говорить и любить родной язык". Неделя русского языка

Данное внеклассное мероприятие предназначено для обучающихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью. Целью мероприятия является создние условий для формирования познавательных мотивов к о...

Конспект урока по русскому языку для учителей начальной школы в рамках недели русского языка по теме "Правописание безударных окончаний глаголов" ( 4 класс)

На уроке  развиваются умения обосновывать написание безударных окончаний  глаголов, совершенствуются  умения распознавать спряжение глагола  по суффиксу неопределенной формы, прове...