Статья "Состав слова".
статья по русскому языку (2 класс) на тему

Климова Елена Алексеевна

Статья посвящена интереснейшей теме "Состав слова", работа над которой идёт со второго по четвёртый класс. Даются фрагмент урока, стихи, загадки, истории возникновения приставок и суффиксов, рекомендации учителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_sostav_slova.doc314.5 КБ

Предварительный просмотр:

Помни, при разборе слова

Окончанье и основу

Первым делом находи.

После корня будет суффикс,

А приставка – впереди.

Автор Климова Е. А.

Разобрать слово по составу – не всегда лёгкое занятие.

Значимые части  слова, даже одинаковые на вид, бывают многолики, словесная «архитектура» порой аж захватывает дух; сказочная биография отдельных простеньких слов поражает; а разбор слова о составу становится нередко настоящим детективным поиском.

Но в этом словообразовании скрыты строгие закон языка, схемы и точный анализ. Оказавшись «внутри слова», можно узнать, из чего оно сделано, как скроено; приобрести твёрдые языковые навыки, лингвистическое чутьё, узнать много интересного (и не только  по словообразованию). Практический разбор слова помогает подчас и правильно написать его, точнее представить значение и грамматические свойства, а иногда и проникнуть в его историю.

Перед разбором слова нужно установить «кто  есть кто»: к какой части речи относится слово, является ли оно изменяемым, где основа и окончание, и всё это на фоне родственных слов в сравнении с аналогичными  по своему строению словами. Одно слово, как в сказке, может превратиться в другое, стоит приставить к нему приставку или суффикс. Слов без корня не бывает (разве только удивительное вынуть) – это центр слова. Может не быть суффикса, приставки, окончания, но корень есть всегда.

Как растут слова

Как – то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым –

Был он только словом.

Это слово – слово – корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новых  слов.

Вот из сада

Вам рассада.

Вот ещё посадки рядом.

А вот садовод.

С ним садовник идёт.

Очень интересно

Гулять в саду словесном.

(Е. Измайлов)

Если словообразовательная сила греков и римлян заключена в силе приставок, английского – в переводе слов из одной части речи в другую, то мощь и гибкость русского языка обусловлены не в последнюю очередь немыслимыми комбинациями создания слов с помощью приставок и суффиксов. Именно это даёт нашему языку превосходство над другими  европейскими  языками по богатству и разнообразию словопроизводства. Для русского языка (для русского глагола в частности) самые большие возможности предоставляет образование новых слов с помощью приставок. В своей практике я использую « Копилку приставок», которая постоянно пополняется из класса в класс.  Например,  предлагаю на уроке по  вариантам корни бег- и ход. Учащиеся высыпают перед собой из конвертов карточки,  с записанными на них приставками и записывают в тетрадь вновь появившиеся слова, выделяя при этом использованную приставку. Проверку можно произвести различными игровыми способами: «Эстафета»,  «Внимание, какое слово забыли?» и т. п. Существует очень много приставок, у них разное значение. Вот, например, приставка  в- означает движение внутрь, вы- изнутри, за- начало, до- завершение действия. Для лучшего запоминания приставок, использую  на уроках стихотворения и сказки о частях слова, даю домой задания по словообразованию, не ограничивая при этом «полёт фантазии» ребёнка и родителей. Им нравятся такие упражнения, которые проходят даже в виде соревнования между ребёнком и взрослым. Что же касается правописания приставок, то тут ничего не поделаешь: их приходится просто запоминать, благо не так уж их много. Вот они: без - (бес-), вз - (вс-,  взо-), воз –(вос-), вы -,  до -,  за -, из –(изо-,  ис-), на -, над-(надо-), не-, недо-, низ-, нис-, о-, об-(обо-), от-(ото-), пере-, по-, под-(подо-), пра-, пре-, пред-(предо-), при-, про-, раз-(разо-), рас-, роз-(рос-),с-(со-), су-, у-, через-(чрез-, черес-).   

Знакомство с приставками идёт со 2  класса  в наглядной или игровой форме. Например, учитель предлагает детям посмотреть на, то что он будет делать и назвать это действие:

-Наливает воду в стакан.

-Выливает воду из стакана.

-Переливает из стакана в стакан.

-Разливает воду по стаканам.

-Доливает воду в стакан.

-Поливает водой цветы.

Затем, учитель спрашивает учащихся: Перечислите действия, которые я совершила. Чем похожи слова? Что стоит в словах перед корнем?

Послушайте сказку о девочке Приставке и вы поймёте почему приставки пишутся со словами слитно.

В густом дремучем лесу жила девочка Приставка. У нее была старая избушка. Девочка любила подолгу бродить в лесу, собирать грибы и ягоды. Слушать пение птиц и играть с животными. Иногда Приставка выводила из леса заблудившихся грибников.

Так и жила Приставка. Летом собирала дары леса, делала запасы на зиму, а зимой вязала носки для маленьких зверят, штопала одежду вместе с ежихой и рассказывала зверятам сказки.

Однажды в лес, где жила девочка Приставка, отправились СЛОВА. Они решили набрать побольше грибов и ягод, поэтому не заметили, как забрались в самую чащу леса и заблудились. День шел к концу. Вот уже солнце село за горку. На лес опустился вечер. Стало темнеть. СЛОВА сели на пенек и заплакали. Услышали их плач белки, поскакали по верхушкам деревьев к девочке Приставке и рассказали ей о заблудившихся героях. Девочка выслушала зверей и поспешила на помощь  СЛОВАМ.

В лесу уже совсем стало темно. Торопится Приставка, бежит, а впереди держит свой волшебный фонарик. Освещает себе путь. Еле нашла бедняжек. Повела девочка бедных грибников к родной деревне. Сама идет впереди, над головой держит волшебный фонарик, а за ней идут СЛОВА. Да так СЛОВАМ страшно было, что они к Приставке прижимались, а некоторые из них даже приросли к фонарику.

Вот так и до дома добрались. Смотрит Приставка, а многие СЛОВА за время пути изменились и так крепко к фонарику приклеились, что они превратились в НОВЫЕ СЛОВА. С тех пор прошло много времени, а СЛОВА не забывают девочку Приставку и ее волшебные фонарики, со временем они научились даже менять эти фонарики, но расставаться с ними не хотят.

  1. В качестве закрепления проводится  работа со словами-антонимами
  • У девочки Приставки новые фонарики, но она не может понять, какому слову какой фонарик подходит. Помогите приставкам встать на свое место так, чтобы получились пары слов с противоположным значением.

Образец: приклеить – отклеить

ПРИНЕСТИ - …        

ВСКОЧИТЬ - …        

ВОГНУТЬ   - …        

ВПОЛЗТИ      - …

ПРИВЕЗТИ     - …

ВПОРХНУТЬ - …

ПРИВЯЗАТЬ - …

ВПУСТИТЬ   - …

ОТКЛЕИТЬ   - …

  1. Работа на уровне словосочетания. Образование относительных прилагательных

  • Замените словосочетание словом с приставкой

Образец: часы на стене – настенные часы

час перед рассветом  - …                        переход под землей - …

повязка на руке          - …                        камни под водой      - …

шаг без шума             - …                        совет без пользы      - …

  1.  Развитие пространственных  представлений и практическое употребление слов с пространственными приставками

  • Учитель выставляет на доску картинки, изображающие девочку Приставку и медвежонка Торопыжку.

  • Прочитайте диктант медвежонка Торопыжки (запись на доске) и помогите девочке Приставке исправить в нем ошибки

Мальчик вышел в дом.

Птичка перелетела к гнезду.

Ученик списал на доске.

Оля вырисовала в альбоме льва.

Шофер подвел машины ключом.

Коля накрыл дверь ключом.

Мама закрыла на стол и вызвала всех обедать.

  1. Работа по развитию связной речи.

  • Составьте рассказ-описание по картинке, которую нарисовала девочка Приставка.

  • В зависимости от времени года выбирают рассказы «Осень», «Зима», «Весна». Дети второго класса составляют рассказ устно с опорой на схему описательного рассказа. Учащиеся третьего класса составляют описательный рассказ устно, анализируют его и записывают на индивидуальных листах

  • Найдите в рассказе слова с приставками и укажите их. Скажите, к какой части речи относятся эти слова. Подберите к словам с приставками родственные слова.

Итог урока.

  • Назовите сначала слова-предметы, а затем слова-действия с приставками.

Чтобы речь была богатой, нужно умело использовать суффиксы. Русский язык удивительно богат словообразовательными суффиксами: дом-домишко-домино; брат-браток-братец-братишка-братик. Одни звучат ласково, другие-пренебрежительно, иронически. В одних словах отражена положительная оценка предметов (девчурка, старичок, старушка), в других- отрицательная (деваха, старикан, старикашка). Суффиксы – ист, - тель, - ик, - ник, - изм, - арь всегда говорят о мужском роде. Суффиксы – ость, - изн, - от- указывают на принадлежность к женскому роду. Суффиксы – лив, - ическ- бывают только у прилагательных, а – о и –и у наречий. Суффиксы – арь, -ист, -щик указывают на профессию. Есть «ягодные» суффиксы: -ик- (голубика, черника, клубника), «мясные»: -ин- (баранина, свинина, телятина).

Подобно работе с «Копилкой приставок» проводится работа на уроках и дома с «Копилкой суффиксов». «Копилка» пополняется всё новыми суффиксами. Вот некоторые из них: - онок (- ёнок), -ик, -ек,- ер,  -ищ,  -ин, -чик, –ик, -к, -ок, -ор, -тель, –онк, -ник, -ниц, -ист, –изм, -арь, -лив, -ическ, -изн, -ость, -от, -ишк, -чанин, -ар, -яр, -ун, ец, -очк, -ечк, -щик, -инк, -ушк, -ив, -ак, -як и т. д.

. Обогащение словаря профессий. Знакомство с суффиксами -ОР-,  -ТЕЛЬ-.

  • Человек, который работает на радио или на телевидении (диктор).
  • Он в школе самый главный (директор).
  • Он проверяет и продает билеты в транспорте (кондуктор).
  • Он читает лекции для студентов или ученых (лектор).

Суффикс «-ТЕЛЬ-»: 

  • Он работает в школе (учитель).
  • Он пишет рассказы, сказки, повести, романы (писатель).
  • Он спасает людей (спасатель).
  • Он строит дома (строитель).

Знакомство с суффиксами -ОНК-, -НИК-, -НИЦ- .

Посмотрите на картинки. Назовите предметы посуды, в которых хранятся или подаются на стол эти продукты. Запишите названия эти предметов. Выделите суффиксы, с помощью которых они образованы.

Картинки: соль, хлеб, сахар, молоко, сухари, конфеты.

Итог урока.

Назовите суффиксы, о которых вы узнали на занятии. Что они обозначают? Для чего нужны?

В качестве закрепления знаний о частях слова проводится

Игра «Что это такое?»

Учитель раздает детям карточки с написанными на них частями слов

Прочитайте и скажите, какая часть слова это может быть?

Карточки: груз, ушк, изб, чик, а, пере, лёт, вагон, чик, изб, а, бел, ый.

Составьте слова из названных частей (белый, изба, грузчик, перелет, вагончик, избушка)

Закрепление знания о приставках.

Однажды части слов собрались вместе и стали спорить, кто из них важнее в словах корни говорили, что они самые важные, так как без них не может существовать ни одно слово. Приставки перебивали их и твердили, что они стоят впереди корня, значит, заметнее и важнее. Суффиксы напоминали, что большинство новых слов образовано при помощи суффиксов, и если бы не они, то люди не узнали бы названия многих детенышей, маленьких предметов и названий профессий.

Они бы так и спорили, но появились тихие незаметные окончания и предложили разрешить спор при помощи заданий. Они сказали: «Давайте предложим ребятам выполнить задания, каждое из которых будет посвящено какой-нибудь части слова. С каким заданием дети справятся быстрее, та часть слова им лучше знакома, значит, та и важнее!» на том и порешили.

Итак, первое задание – от приставок. Расположите слова под надписями «крепко» и «насквозь».

Слова: приколол, промерз, пролил, прибил, прошил, прогрыз, пролез.

Закрепление знания о корне слова.

Приставки рады. Вы быстро справились с их заданием. Теперь очередь за корнем.

Прочитайте на карточках слова и отыщите их корни.

Карточки:

ПОД……ОВИК                        ПО……КА                        ……НИЦА

……КА                                ПО……КА                        ПОД……НИК

ПОД……КА                                   ПОД……                        ……ИКИ

ПО……КА                                ПЕРЕ……ИЦА                ПРИ……

Корни для справок: -буд-, -сказ-, -суп-, -говор-, -ход-, -нос-, -вал-, -друг-, -берез-, окон-, -дел-, -сад-.

Ответы: подберезовик, будка, подсказка, посадка, поделка подвал, переносица, супница, подоконник, ходики, приговор

Работа по закреплению навыков словообразования при помощи суффиксов.

От словосочетаний (запись на доске) образуйте слова-предметы, добавив суффикс -к-.

Образец: посадить деревья – посадка.

Учитель  выставляет на доску карточку с суффиксом -к-.

Словосочетания:

Рубить лес -                           побелить стены -                         подкормить посевы –

Сушить сено -                засолить огурцы -                    обработать огород -

Молодцы! Вы отлично справились  с заданием. Части слов очень довольны они убедились, что все важны и все знакомы детям. Части слов благодарят вас и просят выполнить их любимое совместное задание.

Разберите по составу данные слова.

Слова: переезд, прочитал, сено, девочка, голосок, пересказал, горочка, столик, зима, прочитала, замерзла, прибежал, звонок, объезд, лисенок.

Развитие навыков морфологического анализа и синтеза.

Составьте слова из отгадок головоломок.

Приставка в слове ПОДМЕТАТЬ,

Корень, как у слова КОВАТЬ.

Окончание в слове СОВА.

Что это такое? … подкова.

Я имею два корня, друзья.

Как кольцо, соединительная гласная моя.

Первый корень возьму у ПАПА,

А второй у слова ХОДИТЬ.

Угадайте, что я за слово? …Пароход.

Корень попрошу у слова МАНИТЬ.

Окончание у слова ЛИСА.

Суффикс у слова КНИЖКА,

Приставку возьму у слова ПРИВЕЗТИ

Что получится? … приманка.

Приставка спряталась в слове ПОКОРМИТЬ.

Корень такой же, как в слове ХОДОК.

Суффикс сходный тому, что в слове ГЛАЗКИ.

Сознательный разбор слова по составу может пробудить у детей живой интерес к русскому языку, что так актуально в сегодняшней школе. Материал можно использовать на факультативах, кружках, в любой внеурочной работе.

Используемая литература:

В. Волина «Весёлая грамматика». – М., 1995.

Н. Ушаков «Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах».- М., 1971.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс, Тема: «Части слова. Корень. Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова».

Урок разработан с использованием технологии взаимного обучения А.Р.Ривина и В.К.Дьяченко Следует подчеркнуть, что коллективный способ обучения (КСО) базируется на игровом приеме - использование детьми...

Урок русского языка во 2 классе «Сравнение слов-названий, слов-признаков, слов-действий со словами, которые выражают чувства »

Заранее  класс разбивается на группы по 6 человек.Вся информация есть у каждого - учебник, тетрадь, карточки, задания - выдержать объём: можно по ходу регулировать.Опережающее знакомство в домашн...

Урок русского языка «Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия» 1 класс

Тема: Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия.На уроке передо мною стояла цель: научить детей различать предмет и слово как название предмета; опр...

: Знакомство с разными группами слов. Слова - названия предметов. Слова - признаки. Слова - действия.

Цель урока: формирование умения различать предмет и слово как название предмета, определение слов - названия предметов, признаки предметов, действия предметов....