конспект урока обучения грамоте "Буква Ё"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Конспект урока обучения грамоте с использованием технологий индивидуального и группового обучения 1 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

(с использованием технологий индивидуального и группового обучения )

ТЕМА: Путешествие на остров буквы Ё

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: урок- путешествие

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, работа в парах .

 Необходимое техническое оборудование: Азбука, лента букв, сигнальные

карточки,  « судовые  журналы» ( тетрадь для печатания) фишки для звуковой

модели, , ПК, проектор, звуковые колонки, интерактивная доска,   презентация  

«Морское путешествие».

 

Ход  урока

I.  Организационный момент

    - Ребята, сегодня у нас необычный урок, урок-путешествие. Мы сегодня

отправимся с вами в морское путешествие, в котором нас ожидает знакомство с

новой буквой. (Слайд1)

«Эмоциональная минутка». Ребята развернувшись лицом к своему соседу по парте

 проговаривают вместе с учителем четверостишие ,желая удачи друг другу  и

учителю.

Желаю в путешествии  удачи,

И добиться в знаниях высот.

Мы справимся с поставленной  задачей,

Ведь только труд победу принесёт!

- И действительно, всякое уменье трудом даётся .

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

 

II. Актуализация знаний.

-В пути нужно быть очень внимательным, ведь запоминать умеет тот, кто  

умеет быть внимательным.  А нам предстоит очень многое сегодня запомнить.

(Слайд 2)

- Нам понадобится терпение, потому что, есть терпение будет и умение. ( Слайд3)

Только терпение и упорная работа приносят успех. Иногда люди, совершая какое-то

дело, сталкиваются с большими трудностями. Чтобы их преодолеть, нужно

терпение. Правда, не у всех оно бывает. Некоторые люди начинают дело, но у них

не хватает терпения, и они останавливаются на полпути. Только половина людей

доходят до конца в своих начинаниях. Нужно быть терпеливым, и только тогда  вы

приобретёте необходимые знания.

-Нам в пути пригодятся наши знания  которыми мы уже обладаем, поэтому ,

давайте вспомним:

-Какие гласные  буквы обозначают мягкость согласных?

-Какие буквы могут обозначать два звука?

- В каких случаях это бывает?

- Как вы думаете, есть ли ещё  гласные буквы , которые  обозначают два звука?

-Итак,  что бы узнать это мы отправляемся в путь на красивом корабле по синему

морю…

-Всё свои наблюдения, мы будем записывать в свои судовые  журналы.

-Приготовились, поплыли. (Слайд4)

 

     III.Сообщение темы и целей урока

-Ах, да совсем  забыла,  я предлагаю взять с собой в путешествие мёд. Вы спросите,

почему именно мёд?

- Мед повышает энергетический уровень, жизненный тонус человека и придает сил,

поможет нам   излечиться от простудных заболеваний.

-Какая буква вам в этом слове незнакома? ( Слайд 5)

-Как вы думаете, какую букву мы сегодня будем изучать?( Ё) и для этого мы

отправимся на остров буквы Ё. Показ буквы Ё.( Слайд 6)

-А т.к. мы познакомимся с новой буквой, значит, нам предстоит:

  научиться слышать новый звук в словах;

  учиться читать слова и предложения с новой буквой;

  а также мы узнаем много новой и интересной информации.

 

IV.Работа по теме урока

   Знакомство со звуками и буквой.

-Давайте произнесём эту букву. Как она произносится? (тянется), значит, эта буква,

какая? (гласная) Какой звук  буква Ё обозначает в этом слове? (о)

-Давайте  запишем в судовые журналы слово мёд (я на доске) и выполним звуковой

анализ.  

-Обратите внимание, что когда буква ё стоит после согласной, сколько звуков она

обозначает? (Один звук – «о»),  

-Как слышится согласный звук как? (Мягко)

 Вывод: Буква Ё обозначает один звук, когда стоит после согласной. ( Слайд7)

-Вот мы и приплыли на остров буквы Ё.  

-Ребята на этом острове живёт наша новая буква Ё.

-Ребята давайте посмотрим на печатные буквы  Е  - Ё, они похожи или отличаются

друг от друга?( Слайд 8)

Ё -не Е , взгляните сами:

Буква с точками – глазами.

А снимите  точки с Ё-

Превратите в Е её.

Задание №1. Прочитайте слова на доске, найдите букву Ё в словах  и подчеркните.

(Слайд 9)

-А вам интересно узнать как появилась буква Ё? Послушайте сказку (Слайд 10)

Сказка.

Однажды буква «Е» убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, закачались деревья.

Буква «Е» испугалась и спряталась под ель. На неё упали две шишки, от которых на

голове у «Е» образовались шишки. Так «Е» превратилась в «Ё». От этого «Ё» -

всегда ударная гласная.  

 Задание№2 .Давайте проверим, для этого поставим ударение в каждом слове.

(Слайд11)

 Вывод :  Буква Ё всегда  ударная.  

- Мы продолжаем наше путешествие по волшебному острову.

-Отгадайте загадку, и вы узнаете, какие деревья растут на этом острове.

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт.  

А в иголках круглый год? (Ёлка.)( Слайд12)

 

Проведём звуковой анализ слова ёлка.

-Сколько слогов в слове? (ёл-ка)

-На какой слог падает ударение?

-Из каких звуков состоит первый слог? (из слияния йо и отдельного звука л)

-Из каких звуков состоит второй слог? (из слияния ка)

- Ребята, а кто прячется под ветвями  ёлки, вы узнаете, отгадав следующую загадку.

Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной

Иголок очень много

А ниток – ни одной.(Ёжик.) (Слайд13)

-Правильно! Молодцы!

-Проведём звуковой анализ слова ёжик.

-Сколько в слове слогов? (ё-жик)

-Из каких звуков состоит первый слог? (йо)

-Второй слог? (жык)

-На какой слог падает ударение? (на 1)

-Какая из схем подходит к слову ёжик?

-Какие звуки слышатся вначале слов ёлка и ёжик? Произнесите. (йо)

-Ребята, эти звуки обозначаются одной буквой ё

Вывод:  Буква Ё обозначает два звука в начале слова ( Слайд 14).

-Какие ещё гласные буквы обозначают два звука? ( Я, Е)

 

V.Физминутка. (Слайд15)

 

VI.Продолжение работы по теме урока

Продолжаем  знакомиться с новой буквой.  

-Ребята, давайте прочитаем слова   с доски и выполним следующее задание

( Cлайд16)

Задание№3:

1.  Найдите слова с буквой Ё.

2.  Если буква Ё обозначает один звук, то букву подчеркнём одной чертой, если два

звука - двумя  чертами.

-А как быть нам  со словом «МОЁ», сколько звуков обозначает буква Ё в этом

слове?  

- Проведем наблюдение, выполним звуковой  анализ слова «моё».

Вывод: Буква Ё  обозначает два звука после гласной.( Слайд 17) 

  Работа  по учебнику. Введение понятия суффикс.

-Рассмотрим иллюстрацию на с. 30 « Азбуки». Кого вы видите?

- Почему малыши  плачут? Что их так встревожило?

- Помоги детёнышам найти своих мам.( Слайд18)

- Как называют детёныша слона, утки, тигра?

-Подумайте, какая часть слова «делает» из взрослого животного детёныша?

- Эта часть стоит перед  корнем или после него?

-Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования однокоренных

слов, называется суффикс.

- Назовите суффикс в этих словах.( -ёнок-)( Слайд19)

- И здесь не обошлось без буквы Ё.

 

VII. Закрепление нового материала  

 Работа  с текстом

-Сейчас мы прочитаем рассказ о лесном зверьке. ( Чтение рассказа о еже.) Найдите

в тексте слова, в которых буква Ё обозначает один звук, два звука.

-Что нового узнали о ёжике?

-Ребята, а как нужно относиться к ежам? (их нельзя ловить и держать у себя дома,

т.к. их дом – лес)

Ёж  не любит надолго уходить из своего дома. Ежи — это животные которые  

ведут  ночной образ жизни . День ежи проводят в гнезде  или норах. Гнёзда строят

в кустах, ямах, пещерах, заброшенных норах грызунов или в корнях деревьев  Ежи —

довольно быстрые животные для своих размеров , они хорошо умеют плавать и

прыгать. При ходьбе и беге ежи ступают на землю всей ступнёй. Как у многих

ночных животных, у ежа плохо развито зрение, зато они обладают

острым обонянием и слухом.  Ёж — это всеядное животное. Основу его питания

составляют насекомые, гусеницы, слизни, иногда дождевые черви. С наступлением

заморозков ежи плотно закрывают вход в нору и впадают в зимнюю спячку.

Обычно такая спячка длится с октября по апрель.

 

-А вы знаете, что есть и морские ежи?( Слайд 20)

Ёж морской на дне морском

Пел о ёжике лесном:

Ах ты, ёж. Братец ёж,

Как без моря ты живёшь?

Ёж живёт в глуши лесной,

Ёлка – дом его родной.

-Посмотрите на морских ежей. Они отличаются от лесных ежей?( Слайд)

-Иглы морского ежа длинные, как спицы, и служат для передвижения, защиты, а

также исполняют роль рук. Ползает он тихонечко по дну и ест, что в рот попадёт.

На букву Ё ты назовёшь  слова: ёж и ёлка  

И всё ужасно колко.

 -Итак, наше путешествие подходит  к концу, нам нужно возвращаться домой.

Приготовились. Поплыли.

VIII.Итог урока

-Ребята, с какой буквой познакомились?( Слайд21)

-Что узнали нового?

-В каких  случаях буква Ё обозначает один звук, а в каких - два звука?

  IX.Рефлексия.

-Вам понравился урок?

-Давайте оценим свою работу на уроке.  

-У вас на столах лежат якоря  красного и синего цвета. Оцените свои знания,

полученные на уроке , и выберите якорь нужного цвета. Если вам все понятно, и вы

можете объяснить этот материал другим -  поднимите синий якорь, если вам что-то

осталось непонятно -  красный якорь.( Слайд21)

 

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обучения грамоте 1 класс

На данном уроке дети осваивают работу в четвёрках(подготовка к работе в группе). Работа проводится на этапе закрепления.Задания на уроке - моя педагогическая находка....

Конспект урока обучения грамоте Тема урока: «Гласные и согласные звуки» (УМК « Система Л.В.Занкова»)

Конспект урока обучения грамоте  с использованием интерактивной доски, нетбуков для детей, Единой Коллекции ЦОР,  CD Программно-методического комплекса "Развитие речи"для интерактивной доски...

Конспект урока обучения грамоте.(Программа «Школа 2100») Тема урока: Согласный звук [ш], буква ш. Строчная буква ш.

Урок в 1 классе по теме «Согласный звук [ш], буква ш» разработан в соответствии с требованиями ФГОС по программе «Школа 2100». Это урок «открытия» новых знаний. Он проведён по технологии проблем...

План - конспект урока обучения чтению в первом классе и урок русского языка во втором классе. УМК Перспективная начальная школа

ФИО (полностью)Агафонова Антонина ВладимировнаМесто работыМАОУ «Окунёвская СОШ» Тюменская обл., Омутинский р.-н с.ОкунёвскоеДолжностьУчительПредметОбучение чтению (обучение грамоте)   и русс...

Конспект урока обучения чтению по УМК "Школа России". Тема урока "Звук й, Буквы Йй

В ходе урока дети определяют особенность буквы й (обозначает согласный звук, не входящий в слияние; звук [j’] слога не образует; в русских словах буква й бывает только строчная); выполняют слого-звуко...

Конспект урока обучения грамоте 1 «В» класс. Тема урока: «Век живи, век учись. Как образуется слог?»

1.      Обсудить тему «Век живи, век учись».2.      Вспомнить сказку «Волк и семеро козлят».3.      Р...

Конспект урока обучения грамоте (чтение). УМК «Перспектива». Тема урока: «Буквы В, в. Согласные звуки [В] и [В̓]».

Тема урока: «Буквы В, в. Согласные звуки [В] и [В̓]».Тип урока: урок открытия нового знанияЦель. Создать условия для формирования новых знаний  учащихся о звуках [в] и [в̓]...