Урок русского языка в 3 классе по теме "Род имён существительных"ОС "Школа 2100"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Алешкова Светлана Викторовна

Урок русского языка в 3 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_3_klasse.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

РОД ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Тема: Имена существительные мужского, женского и среднего рода.

 Цель урока: создать условия для формирования понятия «род имён существительных».

Задачи: -повторение известных учащимся признаков имени существительного;

-формирование умения выделять признаки каждого рода, определять род и подбирать существительные разных родов.;

-развитие внимания, памяти, мышления;

-воспитание любви к родному языку.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оргмомент

Приветствует учащихся:

С добрым утром 
Начат день. 
Первым делом
Гоним лень. 

Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Приветствуют учителя. Садятся на места

I.Самоопределение к деятельности

Предлагает послушать сказку:

-В стране Частей речи жили имена существительные. И были они настолько похожи друг на друга , что даже  сами жители этой страны их часто путали. Тогда жители решили найти тех,   кто придумает, как различать имена существительные.

-Как вы думаете, ребята, сможем ли мы помочь жителям этой страны?

Слушают сказку.

Отвечают: сможем

Ι. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Предлагает открыть тетрадь.

– Что надо записать?

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

1.Предлагает провести блиц-опрос по рядам

2. Словарная работа.

– Прочитайте на с. 19 слова, написание которых надо запомнить.

– Запишите эти слова в тетрадь, обозначьте орфограмму. Составьте словосочетания по схемам:

3.Предлагает уч-ся:

-Подберите слова, называющие мужчин.

-Подберите слова, называющие женщин.

Открывают тетради.

-Дату.

Комментированная запись числа.

Записывают  «Классная работа»

Проводят блиц-опрос:

1.Что такое имя существительное?(Самостоятельная часть речи)

2.Что обозначают имена существительные?(Предметы, явления)

3. На какие вопросы отвечают и.с.?(кто? что?)

4. Что ещё мы знаем об именах существительных? (бывают одушевлённые и неодушевлённые)

2 Записывают словарные слова  в тетрадь, обозначают орфограмму, составляют словосочетания по схеме.

Подбирают  слова

- Как назвать эти группы?

II. Постановка учебной задачи.

-Мы получили две группы слов. Какой возникает вопрос?

-Какова цель нашего урока?

-Что для этого будем делать?

– Что мы сейчас делали?

- Как назвать эти группы слов?

-Узнать, как  назвать признак различия имён существительных.

Совместно с учителем составляют план урока

-Формулировали тему урока, планировали свою работу на уроке.

III. Построение проекта выхода из затруднения.

1. Наблюдение над языковым материалом. Разграничение слов мужского и женского рода.

а) Упр. 230 – вводится понятие мужской и женский род с опорой на семантику одушевлённых существительных.

 Прочитайте слова. Выпишите их в два столбика. По какому признаку вы их разделите?

Задаёт  вопрос: какие это существительные: одушевлённые или неодушевлённые?.

После выполнения оставшихся шагов задаёт вопрос:

– А как быть с неодушевлёнными существительными? Имеют ли они род?

б) Предлагает проверить  предположения и выполнить упр. 231.

Предлагает:

– Сделайте вывод: можно ли определить род у неодушевлённых существительных? Что в этом помогает?

Предлагает:

– Сравните ваши наблюдения над одушевлёнными и неодушевлёнными существительными. Что общего заметили в окончаниях существительных одного рода? (У существительных ж.р. чаще всего окончания -а, -я, а мужского – нулевое, а также у одушевлённых м.р. – окончания -а, -я.)

2. Продолжение наблюдений над словами среднего рода.

а) Постановка проблемного вопроса.

– Прочитайте слова ( на слайде ).

Окно, солнце, поле, гнездо.

– Определите род этих имён существительных.

– Можно ли к этим словам подставить слова-помощники женского рода: она, моя? Мужского рода: он, мой?

– Какой вывод можно сделать? (Это слова не женского рода и не мужского.)

– Какой же это род?

б) Поиск решения.

1. Упр. 233.

– Прочитайте информацию в задании к упражнению.

– Какой род ещё есть у слов? Попробуйте подобрать слова-подсказки к записанным на доске  словам.

Предлагает выполнить задание в упр. 233.

-Какие слова вы выписали в 3-й столбик? Выделите в них окончания.

Сделайте вывод: какие существительные относятся к среднему роду?

– Одушевлёнными или неодушевлёнными являются существительные среднего рода?

2. Работа с таблицей.

На основании выполненных упражнений предлагает построить таблицу и заполнить строки и столбцы в группах:

«Род имён существительных»

Предлагает после заполнения таблицы сравнить с образцом, а затем сравнить записи в таблице с определением на с. 23.

Выполняют по «шагам» в задании.

Отвечают на вопрос учителя.

Предполагают , отвечают.

Записывают  в столбики существительные разного рода. выделяют окончания и сравнивают их.

Делают вывод:

Неодушевлённые  существительные  бывают и мужского и женского рода. Род  помогают определить слова он, она, которые можно подставить к имени существительному, а также окончания.

Отвечают:

У существительных ж.р. чаще всего окончания -а, -я, а мужского – нулевое, а также у одушевлённых м.р. – окончания -а, -я.

Читают слова на слайде.

Затруднение.

Эти слова –помощники нельзя подставить.

Читают. Подбирают слова-подсказки.(оно моё)

Выписывают.

Читают, выделяют окончания.

К среднему роду относятся неодушевл. имена существительные.

Делают вывод: все существительные среднего рода  -неодушевлённые

2 Работают над заполнением таблицы в группах

        «Род имён существительных»

Мужской род

Женский род

Средний род

он мой

она  моя

оно моё

нулевое окончание

-а;   -я

нулевое окончание

-а;   -я

-о;  -е

Оценивают выполнение таблицы по образцу, сверяют с определением на стр.23.

ΙV. Первичное закрепление во внешней речи

Работа в учебнике.

 Упр. 235 – развивается умение составлять алгоритм работы по определению рода имён существительных и группировать существительные по родам.

Предлагает оценить работу у доски.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

Ученики по очереди выполняют у доски с комментированием, строя рассуждение по алгоритму

Формирование алгоритма самооценки. Учащиеся. работавшие у доски оценивают свою работу.

V/.Самостоятельная работа с самопроверкой

Предлагает поработать в парах.

Упр. 236 – развивается умение самостоятельно подбирать слова разного рода.

Выполняется в парах

После выполнения упражнения-коллективная проверка.

V. Итог урока.

– Назовите ключевые слова урока.

– Какие цели ставили в начале урока?

-Как бы вы ответили на основной вопрос урока?

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

Отвечают а вопросы учителя.

VI. Домашнее задание.

1. Упр. 1, 2 задание по вариантам, с. 29–30.

2. Выучить определение на с. 23 и стихотворение на с. 24.

Формирование УУД,

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.


Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные:

1.Готовность к целенаправленной познавательной деятельности