I.Самоопределение к деятельности | Предлагает послушать сказку: -В стране Частей речи жили имена существительные. И были они настолько похожи друг на друга , что даже сами жители этой страны их часто путали. Тогда жители решили найти тех, кто придумает, как различать имена существительные. -Как вы думаете, ребята, сможем ли мы помочь жителям этой страны? | Слушают сказку.
Отвечают: сможем |
Ι. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
| Предлагает открыть тетрадь. – Что надо записать? – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». 1.Предлагает провести блиц-опрос по рядам
2. Словарная работа. – Прочитайте на с. 19 слова, написание которых надо запомнить. – Запишите эти слова в тетрадь, обозначьте орфограмму. Составьте словосочетания по схемам: 3.Предлагает уч-ся: -Подберите слова, называющие мужчин. -Подберите слова, называющие женщин. | Открывают тетради. -Дату. Комментированная запись числа. Записывают «Классная работа» Проводят блиц-опрос: 1.Что такое имя существительное?(Самостоятельная часть речи) 2.Что обозначают имена существительные?(Предметы, явления) 3. На какие вопросы отвечают и.с.?(кто? что?) 4. Что ещё мы знаем об именах существительных? (бывают одушевлённые и неодушевлённые)
2 Записывают словарные слова в тетрадь, обозначают орфограмму, составляют словосочетания по схеме.
Подбирают слова - Как назвать эти группы? |
II. Постановка учебной задачи.
| -Мы получили две группы слов. Какой возникает вопрос?
-Какова цель нашего урока?
-Что для этого будем делать?
– Что мы сейчас делали?
| - Как назвать эти группы слов? -Узнать, как назвать признак различия имён существительных.
Совместно с учителем составляют план урока
-Формулировали тему урока, планировали свою работу на уроке. |
III. Построение проекта выхода из затруднения. | 1. Наблюдение над языковым материалом. Разграничение слов мужского и женского рода. а) Упр. 230 – вводится понятие мужской и женский род с опорой на семантику одушевлённых существительных. Прочитайте слова. Выпишите их в два столбика. По какому признаку вы их разделите? Задаёт вопрос: какие это существительные: одушевлённые или неодушевлённые?. После выполнения оставшихся шагов задаёт вопрос: – А как быть с неодушевлёнными существительными? Имеют ли они род?
б) Предлагает проверить предположения и выполнить упр. 231. Предлагает:
– Сделайте вывод: можно ли определить род у неодушевлённых существительных? Что в этом помогает?
Предлагает: – Сравните ваши наблюдения над одушевлёнными и неодушевлёнными существительными. Что общего заметили в окончаниях существительных одного рода? (У существительных ж.р. чаще всего окончания -а, -я, а мужского – нулевое, а также у одушевлённых м.р. – окончания -а, -я.)
2. Продолжение наблюдений над словами среднего рода. а) Постановка проблемного вопроса. – Прочитайте слова ( на слайде ). Окно, солнце, поле, гнездо.
– Определите род этих имён существительных.
– Можно ли к этим словам подставить слова-помощники женского рода: она, моя? Мужского рода: он, мой? – Какой вывод можно сделать? (Это слова не женского рода и не мужского.) – Какой же это род? б) Поиск решения. 1. Упр. 233. – Прочитайте информацию в задании к упражнению. – Какой род ещё есть у слов? Попробуйте подобрать слова-подсказки к записанным на доске словам.
Предлагает выполнить задание в упр. 233. -Какие слова вы выписали в 3-й столбик? Выделите в них окончания. Сделайте вывод: какие существительные относятся к среднему роду?
– Одушевлёнными или неодушевлёнными являются существительные среднего рода? 2. Работа с таблицей. На основании выполненных упражнений предлагает построить таблицу и заполнить строки и столбцы в группах: «Род имён существительных»
Предлагает после заполнения таблицы сравнить с образцом, а затем сравнить записи в таблице с определением на с. 23.
|
Выполняют по «шагам» в задании.
Отвечают на вопрос учителя.
Предполагают , отвечают.
Записывают в столбики существительные разного рода. выделяют окончания и сравнивают их. Делают вывод: Неодушевлённые существительные бывают и мужского и женского рода. Род помогают определить слова он, она, которые можно подставить к имени существительному, а также окончания. Отвечают:
У существительных ж.р. чаще всего окончания -а, -я, а мужского – нулевое, а также у одушевлённых м.р. – окончания -а, -я.
Читают слова на слайде. Затруднение.
Эти слова –помощники нельзя подставить.
Читают. Подбирают слова-подсказки.(оно моё) Выписывают. Читают, выделяют окончания. К среднему роду относятся неодушевл. имена существительные. Делают вывод: все существительные среднего рода -неодушевлённые 2 Работают над заполнением таблицы в группах «Род имён существительных» Мужской род | Женский род | Средний род | он мой | она моя | оно моё | нулевое окончание -а; -я | нулевое окончание -а; -я |
-о; -е |
|
|
|
Оценивают выполнение таблицы по образцу, сверяют с определением на стр.23. |
ΙV. Первичное закрепление во внешней речи | Работа в учебнике. Упр. 235 – развивается умение составлять алгоритм работы по определению рода имён существительных и группировать существительные по родам. Предлагает оценить работу у доски. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? | Ученики по очереди выполняют у доски с комментированием, строя рассуждение по алгоритму
Формирование алгоритма самооценки. Учащиеся. работавшие у доски оценивают свою работу. |