Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 2 класс
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему

Елена Борисовна Маркова

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 2 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №57

г. Екатеринбурга

Согласовано                                                           Утверждена приказом №_____

Заместитель директора по УВР                            

__________  О.В.Бекетова                                  от «28» августа 2015 г.

         «27» августа  2015 г.                                  Директор МБОУ-СОШ№57

                                                                     ___________Т.В.Субботина  Согласовано на заседании ШМО            

от «26» августа  2015 г.

Рук. ШМО_____________

Рабочая программа

по русскому языку

2  класс

                                                   

                                                                  Программу составили:

                                                                  Маркова Елена Борисовна,

                                                                  Обухова Ирина Борисовна

                                                   

Екатеринбург

2015

Пояснительная записка

Программа разработана на основе Федерального государственного  образовательного стандарта  начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

- формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи , монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

           Основные задачи образовательной области «Филология»:

— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

— развитие коммуникативных умений;

— развитие нравственных и эстетических чувств;

— развитие способностей к творческой деятельности.

Практические задачи:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Общая характеристика курса

Программа  направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

-формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

-развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

-развитие коммуникативных умений;

-развитие нравственных и эстетических чувств;

-развитие способностей к творческой деятельности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

-развитие речи, мышления, воображения школьников, умения  выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

-формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике, морфологии и синтаксисе;

-формирование навыков культуры речи во всех ее проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

-воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений,  обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму.                Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трех его периодов: добукварного, букварного и послебукварного.

Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание  уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача- приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.

Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое и орфоэпическое; работают со слоговыми таблицами и слогами- слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.

Послебукварный - повторительно-обобщающий этап. На данном этапе  осуществляется постепенный переход  к чтению  целыми словами, формируется  умение читать про себя, развиваются  и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идет параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают  читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.

После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Систематический курс русского языка представлен  следующими содержательными линиями:

-система языка: лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова, грамматика;

-орфография и пунктуация;

-развитие речи.

Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской  Федерации, языка  межнационального общения.

Программа предусматривает формирование  представлений о лексике русского языка.  Освоение знаний о лексике  способствует пониманию материальной природы языкового знака; осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию  словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова.

Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических.

Содержание программы является основой для овладения обучающимися приемами активного анализа и синтеза, сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что , несомненно, способствует умственному и речевому развитию.

Программа предполагает  организацию проектной деятельности, которая способствует включению обучающихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создает условия для творческого развития детей, формирования  позитивной самооценки, навыков  совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений  сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Место курса в учебном плане

             На изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч. В 1 классе – 165 ч (5 ч в неделю,33 учебные недели): из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 50 ч (10 учебных недель) – урокам русского языка.  

            Во 2 классе – 175 часов (5 ч в неделю, 35 учебных недель); в 3-4 классах на уроки русского языка отводится по 170 ч ( 5 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

Личностные, метапредметные и предметные результаты  освоения курса

Программа обеспечивает  продолжение достижения второклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Во втором классе учитель продолжает создавать условия для достижения учащимися следующих личностных результатов изучения курса «Русский язык»:

1.        Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю  России; осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование отношения к родному русскому языку как к духовной, культурно-исторической ценности, чувства сопричастности к сохранению его чистоты, выразительности, ёмкости, восприятия языка как средства и условия общения.

2.        Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии  через формирование представления младших школьников о языке как целостной системе, представления о единстве окружающего мира и языка, отражающего этот мир во всем его многообразии, о взаимосвязи и взаимозависимости изменений, происходящих в языке (и прежде всего, в его словарном составе), и социокультурных изменений окружающего мира;

3.        Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.                                                        

4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7.        Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8.        Развитие  этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной  отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9.        Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Во втором классе учитель продолжает создавать условия для достижения учащимися следующих метапредметных результатов изучения курса «Русский язык»:

1.        Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

2.        Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

4. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

5. Использование знаково-символических средств  представления  информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

6. Активное использование  речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

7. Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

8. овладение навыками осознано строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

9. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

10. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

11. Определение общей цели и путей её достижения; умение договориться о распределении функций и ролей в совместной  деятельности; осуществлять совместный контроль в совместной деятельности, адекватно оценить собственное поведение и поведение окружающих.

12. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

13. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием с содержанием «Русский язык».

14. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

15. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями ) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты:

1.        Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства  России, о языке как основе национального самосознания.

2.        Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание  значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3.        Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4.        Овладение первоначальными  представлениями о нормах русского языка  (орфоэпических, лексических, грамматических, орфоэпических, стилистических) и правилах речевого этикета.

5.        Формирование умения ориентироваться  в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываниях и письменных текстов; развитие мотивов, содержания и средств речевой деятельности; овладение правилами речевого этикета.

6.         Умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое и сложное предложение (в объёме изученного).

7.        Овладение учебными действиями  с языковыми единицами  и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8.         Умение применять орфоэпические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов.

9.         Способность проверять написанное.

                         

Содержание курса

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое  овладение диалогической формой речи. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения. Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте.

Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов. Создание небольших собственных текстов по интересной детям тематике.

Систематический курс

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных  и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Деление слов на слоги. Фонетический анализ слова.

Графика. Различение звуков и букв. Установление  соотношения звукового и буквенного состава слов. Использование небуквенных графических средств. Знание алфавита. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения.

Состав слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов. Выделение в словах окончания, корня, приставки, суффикса, основы.

Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное, имя прилагательное, местоимение, числительное, глагол, наречие, предлог, союз, частица.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова. Определение в словосочетании  главного и зависимого слов при помощи вопроса.

Простое предложение. Нахождение главных членов предложения. Установление связи между словами в словосочетании и предложении.

Нахождение однородных членов  и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами.

Сложное предложение (общее представление)

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Применение правил правописания и пунктуации.

Развитие речи. Осознание ситуации общения. Практическое овладение диалогической  и монологической формой речи.

Текст. Признаки текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста. План текста. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов. Знакомство с основными видами изложений и сочинений.

Тематическое планирование

Тема

Количество часов

1

Наша речь

4

2

Текст

5

3

Предложение

12

4

Слова, слова, слова

22

5

Звуки и буквы

34

6

Правописание буквосочетаний с шипящими звуками

27

7

Части речи

49

8

Повторение

22

Всего

175

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Раздел курса, количество часов

Характеристика деятельности учащихся

Наша речь (4 ч.)

Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка в жизни и общении.

Анализировать речь людей (при анализе текстов). Наблюдать за особенностями собственной речи и оценивать ее. Различать устную, письменную речь и оценивать ее.Различать устную, письменную речь и речь про себя. Работать с памяткой «Как научиться правильно списывать предложение»

Отличать диалогическую речь от монологической. Использовать в речи диалог и монолог. Участвовать в учебном диалоге.Соблюдать в речи правила речевого этикета,оценивать свою речь на предмет ее вежливости и доброжелательности по отношению к собеседнику . Работать со страничкой для любознательных. Наблюдать над этимологией слов диалог и монолог. Составлять по рисункам диалог и монолог.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению.

Текст (5 ч.)

Отличать текст от других записей по его признакам. Осмысленно читать текст.

 Определять тему и главную мысль текста. Соотносить текст и заголовок. Подбирать заголовок к заданному тексту.

Составлять текст по заданной теме. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Выбирать ту часть текста,  которая соответствует заданной коммуникативной задаче. Передавать устно содержание прочитанного текста-образца или составленного текста. Создавать устный и письменный текст в соответствии с поставленной задачей. Составлять рассказ по рисунку, данному началу и опорным словам.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению. Проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

Предложение

(12 ч.)

Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак для обозначения конца предложения.

Обосновывать выбор знака препинания в конце предложения.

Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. Составлять предложения из слов. Составлять (устно и письменно) ответы на вопросы. Употреблять заглавную букву в начале предложения и необходимый знак препинания в конце предложения.

Писать слова в предложении раздельно.

Находить главные члены (основу) предложения. Обозначать графически грамматическую основу.

Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения.

Обосновывать правильность выделения подлежащего и сказуемого. Анализировать схему и составлять по ней сообщение о главных членах предложения. Обсуждать алгоритм выделения в предложении подлежащего и сказуемого.

Различать распространенное (с второстепенными членами ) и нераспространенное (без второстепенных членов ) предложения. Составлять нераспространенные и распространенные предложения. Распространять нераспространенные предложения.

Устанавливать при помощью вопросов связь слов между членами предложения. Составлять предложение из деформированных слов.

Рассматривать репродукции картины И.С. Остроухова «Золотая осень» в «Картинной галерее» учебника. Составлять рассказ по репродукции картины И.С.Остроухова «Золотая осень», используя данное начало и опорные слова.

Анализировать результаты работы.

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации.

Оценивать результаты выполненного задания  «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению.

Слова, слова, слова (22 ч.)

Определять значение слова по толковому словарю. Объяснять лексическое значение слова.

Находить в тексте незнакомые слова. Классифицировать слова по тематическим группам.

Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении. Работать со страничкой для любознательных. Наблюдение над этимологией слова лопата. Работать толковым и орфографическим словарями.

Создавать в воображении яркие словесные образы, рисуемые авторами в пейзажных зарисовках. Оценивать эстетическую сторону речевого высказывания.

Распознавать среди данных пар слов синонимы, антонимы. Подбирать к слову синонимы, антонимы. Работать со страничкой для любознательных. Знакомиться с этимологией слов синоним и антоним. Работать со словарями синонимов и антонимов учебника. Находить нужную информацию о слове в этих словарях. Определять смысловое значение пословиц и соотносить их с определенными жизненными ситуациями. Анализировать речевые высказывания с использованием в них языковых средств. Подбирать заголовок к тексту. Излагать  письменное содержание текста по данным вопросам. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению.

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации.

Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.

Находить однокоренные слова в тексте и среди других слов. Выделять корень в однокоренных словах, различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. Группировать однокоренные слова с разными корнями.

Доказывать правильность выделения корня в однокоренных словах. Подбирать однокоренные слова к данному слову и выделять в них корень. Работать с памяткой «Как найти корень слова?» Работать со словарем однокоренных слов учебника. Производить анализ,

сравнение, обобщение при выделении в словах корня.

Делить слова на слоги. Определить количество в слове слогов. Классифицировать слова по количеству в них слогов.

Определить ударение в слове. Наблюдать за ролью словесного ударения. Различать ударные и безударные слоги.

Наблюдать над разноместностью и подвижностью русского ударения. Составлять простейшие слогоударные модели слов. Находить слова по заданной модели. Сравнивать модели слогоударной структуры слова и подбирать к ним слова. Работать с орфографическим словарем, находить в нем нужную информацию о произношении слова. Соблюдать в практике речевого общения изучаемые нормы произношения слов.

Сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую (крот, улей, зима). Переносить слова по слогам. Определять способы переноса (ко-локольчик, коло-кольчик, колоколь-чик).

Составлять рассказ по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам.

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации.

Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.

Звуки и буквы

(34 ч.)

Различать звуки и буквы. Осознавать смыслоразличительную роль звуков и букв в слове. Распознавать условные обозначения звуков речи. Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова. Наблюдать модели слов (звуковые и  буквенные), анализировать их.

Объяснять, где могут пригодиться знания об алфавите. Называть буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке. Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они обозначают. Определять положение заданной буквы в алфавите: ближе к концу, к  середине, к началу, называть соседние буквы по отношению к заданной.

Работать с памяткой «Алфавит». Располагать заданные слова в алфавитном порядке. Использовать знание алфавита при работе со словарями. Работать со страничками для любознательных (знакомство со сведениями из истории русского языка: о самых молодых буквах в алфавите, о прописных и строчных буквах и др.)

Сопоставлять случаи употребления заглавной (прописной) и строчной буквы в словах. Использовать  правило написания имен собственных и первого слова в предложении.

Находить в слове гласные звуки. Объяснять особенности гласных звуков. Правильно произносить гласные звуки. Различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Работать с памяткой «Гласные звуки и буквы для их обозначения». Определять «работу» букв, обозначающих гласные звуки в слове. Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как клюв, юла, поют. Объяснять причины различного количества звуков и букв в слове. Соотносить звуковой и буквенный состав слов (роса, якорь). Определять качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный.

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации.

Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.

Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове.  Находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять. Различать проверочное и проверяемое слова. Подбирать проверочные слова (слоны-слон, слоник; трава-травы, травка). Наблюдать над единообразным написанием корня однокоренных словах. Использовать правило при написании слов с безударным гласным в корне. Планировать учебные действия при решении орфографической задачи, определять пути ее решения, решать ее в соответствии с изученным правилом. Объяснять правописание слова с безударным гласным в корне, пользуясь  алгоритмом проверки написания.

Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы. Запоминать написание непроверяемой орфограммы безударного гласного звука в словах, предусмотренных программой 1и2классов.Работать с орфографическим словарем учебника: находить слова с изучаемой орфограммой и проверять написание слова по орфографическому  словарю. Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой. Работать со страничками для   любознательных. Знакомство со сведениями о происхождении слов орфограмма, малина, земляника.

Объяснять, когда в речи употребляют образные выражения -               фразеологизмы. Составлять текст из предложений. Составлять рассказ по репродукции картины С.А Тутунова «Зима пришла. Детство» (под руководством учителя).

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.

Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.

Находить в слове согласные звуки. Правильно произносить согласные звуки. Различать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки. Работать с памяткой «Согласные звуки русского языка» . Составлять предложения из слов, данных в начальной форме, из составленных предложений-рассказ в соответствии с рисунком.

Различать согласный звук Й  и гласный звук  И. Различать способы обозначения согласного звука Й  буквами. Работать со страничкой для любознательных; знакомство со сведениями о звуке-невидимке Й. Использовать правило при переносе слов с буквой «И краткое (чай-ка).

Наблюдать над произношением  и правописанием слов с удвоенными согласными. Использовать правило переноса слов с удвоенными согласными (ван-на).

Составлять рассказ по репродукции картины А.С.Степанова «Лоси» и опорным словам, записывать составленный рассказ.

Находить совместно со сверстниками и взрослыми информацию(занимательные задания) в учебнике, сборнике дидактических материалов, рабочей тетради и других источниках и создавать свои занимательные задания.

Определять и правильно произносить мягкие и твердые согласные звуки. Различать твердые и мягкие согласные звуки (парные и непарные).

Объяснять, как обозначена мягкость согласных на письме. Работать с памяткой «Как подготовиться к письму по памяти». Планировать учебные действия при письме по памяти.

Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как  огонь, кольцо. Объяснять причины расхождения количества звуков и букв в этих словах. Подбирать примеры слов с мягким знаком (ь). Переносить слова с мягким знаком (паль-цы, паль-то). Обозначать мягкость согласного звука мягким знаком на конце слова и в середине слова перед согласным (день,коньки).

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.

Работать с текстом: определять тему, подбирать к нему заголовок, определять части текста. Анализировать текст с целью нахождения в нем информации для  ответов на вопросы, записывать ответы.

Составлять продолжение рассказа. Писать письмо Деду Морозу.

Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (27 ч.)

Различать непарные мягкие шипящие звуки.

Находить в словах буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ,ШН,НЧ, подбирать примеры слов с такими сочетаниями. Соблюдать в речи правильное орфоэпическое произношение слов с сочетаниями ЧК,ЧН,НЧ,ШН,ЧТ.

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации.

Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.

Работать с текстом. Подбирать к тексту заголовок. Выделять в тексте части и определять их микротемы. Записывать предложение из текста на заданную тему.

Наблюдать и выявлять слова с твёрдыми и мягкими согласными звуками. Объяснять причины.

Находить в тексте рифмующиеся строки, подбирать рифмующиеся слова, сочинять стихи на заданные рифмы, составлять словарик собственных рифм, участвовать в презентации выполненной работы.

Различать непарные твердые и мягкие шипящие звуки. Находить в словах буквосочетания ЖИ-ШИ,ЧА-ЩА,ЧУ-ЩУ, подбирать примеры слов  с такими буквосочетаниями. Применять правило при написании слов с буквосочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.

Работать с предложением и текстом.

Составлять предложения из слов, обсуждать, составляют ли они текст, подбирать к тексту заголовок, записывать составленный текст.

Различать глухие и звонкие согласные звуки, парные и непарные. Характеризовать согласный звук (глухой-звонкий, парный-непарный) и оценивать правильность данной характеристики.

Правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки на конце слова перед другими согласными (кроме сонорных).

Определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова и в корне перед согласными. Соотносить произношение и написание парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным.

Находить в словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять.

Различать проверочные и проверяемые слова.

Подбирать проверочные слова путем изменения формы слова и подбора однокоренных слов ( травка-трава, травушка; мороз-морозы, морозный).

Использовать правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на основе алгоритма проверки написания.

Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой.

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.

Сопоставлять приемы проверки написания слов с изученными орфограммами. Работать с памяткой «Как провести звуко-буквенный разбор слова». Проводить звуко-буквенный разбор слова по заданному образцу.

Наблюдать над произношением слов с разделительным Ь. Соотносить количество звуков и бувк в таких словах, как  семья, вьюга.

Подбирать примеры слов с разделительным мягким знаком. Различать слова с мягким знаком-показателем мягкости предшествующего согласного звука согласного звука и с разделительным мягким знаком.

Использовать правило при написании слов с разделительным мягким знаком (ь). Объяснять написание разделительного Ь в словах.

Составлять устный рассказ по серии рисунков (под руководством учителя).

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.

Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

Части речи (49 ч.)

Соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий),на которые они отвечают, с частями речи. Анализировать схему «Части речи», составлять по ней сообщение. Находить в тексте части речи с опорой на признаки частей, пользуясь схемой.

Распознавать имя существительное среди других частей по обобщенному лексическому значению и вопросу. Обосновывать отнесение слова к имени существительному. Объяснять лексическое значение слов-имен существительных. Обогащать собственный словарь именами существительными разных лексико-тематических групп. Работать со страничкой для любознательных; знакомство с лексическим значением имен существительных.

Различать одушевленные и неодушевленные имена существительные с опорой на вопросы кто? и что?, подбирать примеры таких существительных. Классифицировать имена существительные одушевленные и неодушевленные по значению и объединять их в тематические группы.

Различать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких существительных. Классифицировать имена существительные собственные и нарицательные по значению и объединять их  в тематическиеигруппы. Писать с заглавной буквы имена собственные.

Находить информацию ( с помощью взрослых) из справочной литературы в библиотеке, интернета о происхождении своей фамилии и названии своего города (или села, поселка, деревни).

Составлять устный рассказ по репродукции картины В.М.Васнецова «Богатыри»(под руководством учителя).

Составлять устный рассказ о своем домашнем животном на основе наблюдений и по вопросам учителя.

Упражняться в написании имён собственных.

Анализ и запись предложений и текста.

Использовать в речи термины «имена собственные» и «имена нарицательные». Упражняться в написании имён собственных.

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению. Сопоставлять приемы проверки написания слов с изученными орфограммами.

Определять число имен существительных(единственное и множественное). Изменять имена существительные по числам(книга-книги). Правильно произносить имена существительные в форме единственного и множественного числа (туфля-туфли, простыня-простыни). Работать с орфографическим словарем. Определять, каким членом предложения является имя существительное в предложении. Определять грамматические признаки имен существительных; одушествленное или неодушествленное, собственное или нарицательное; число (единственное или множественное), роль в предложении. Обосновывать правильность определения грамматических признаков имени существительного. Классифицировать имена существительные по определенному грамматическому признаку.

Выбирать из ряда имен существительных имя существительное с определенным признаком.

Работать с повествовательным текстом: определять его тему и главную мысль, подбирать заголовок к тексту, определять части текста, составлять ответы на данные вопросы, записывать составленный текст в соответствии с вопросами. Проверять написанный текст.

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению. Сопоставлять приемы проверки написания слов с изученными орфограммами.

Распознавать глагол среди других частей речи по обобщенному лексическому значению и вопросу. Обосновывать правильность  отнесения слова к глаголу. Классифицировать глаголы по вопросам. Распознавать глаголы, употребленные в прямом и переносном значениях. Определять, каким членом предложения является глагол в предложении. Выбирать глаголы в соответствии с задачей речевого высказывания. Рассматривать репродукцию картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели» по данным вопросам, обсуждать план предстоящего рассказа, составлять (под руководством учителя) по картине рассказ, записывать рассказ.

Определять число глаголов, распределять глаголы по группам в зависимости от их числа, изменять глаголы по числам, приводить примеры глаголов определенного числа, употреблять глаголы в определенном числе. Соблюдать в практике речевого общения орфоэпические и лексические нормы употребления глаголов. Работать с орфоэпическим словарем.

Раздельно писать частицу НЕ с глаголами(не кричать).

Определять грамматические признаки глагола: число (единственное или множественное),  роль в предложении. Обосновывать правильность определения признаков глагола.

Определять правильный порядок предложений, составлять текст, подбирать к нему название и записывать составленный текст. Распознавать текст-повествование. Наблюдать над ролью глаголов в повествовательном тексте. Составлять текст-повествование на предложенную тему, находить нужную информацию для ответа на вопрос к тексту и записывать ответ.

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по элекронному приложению.

Распознавать имя прилагательное среди других частей по обобщенному лексическому значению и вопросу. Работать со страничкой для любознательных ознакомление с историей появления названия ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ и лексическим значением имен прилагательных.

Обосновывать правильность отнесения слова к имени  прилагательному. Использовать в речи прилагательные различных лексико-тематических групп. Выделять из предложения словосочетания с именами прилагательными. Приводить примеры имен прилагательных. Определить, каким членом предложения является  имя прилагательное. Анализировать высказывания русских писателей о русском языке. Подбирать имена прилагательные-сравнения для характеристики качеств, присущих людям и животным.

Определять число имен прилагательных, распределять имена прилагательные в группы в зависимости от их числа, изменять прилагательные по числам. Соблюдать литературные нормы употребления в речи таких слов и их форм, как  кофе, мышь, фамилия, шампунь и др. Определять грамматические признаки имени прилагательного; связь с именем существительным, число (единственное или множественное), роль в предложении.

Распознавать текст-описание. Наблюдать над ролью имен прилагательных в тексте описании. Составлять текст-описание на основе личных наблюдений (коллективное  обсуждение плана подготовительной работы). Составлять текст-описание натюрморта по репродукции картины Ф.П.Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка» (под руководством учителя).

Распознавать личные местоимения (в начальной форме) среди других слов и в предложении. Различать местоимения и имена существительные.

Редактировать текст; восстанавливать деформированный повествовательный текст.

Узнавать предлоги в устной и письменной речи. Правильно употреблять предлоги в речи (прийти из школы).

Раздельно писать предлоги со словами.

Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные личными  местоимениями. Составлять из предложений текст, подбирать к нему  заголовок, записывать составленный текст. Составлять по рисункам диалоги. Находить в диалогической речи местоимения и определять их роль в высказываниях.

Соотносить результат проведённого самоконтроля  с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.

Повторение

(22 ч.)

Распознавать разновидность предложения по цели высказывания. Воспринимать и понимать звучащую речь.

Анализировать результаты наблюдений и воспоминаний и запись предложений и текста.

Упражняться в определении вида предложения.

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации за 2 класс.

Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.

Давать характеристику частям речи, используя изученные правила.

Делить слова на слоги и для переноса. Распознавать гласные и согласные звуки.

Выявлять слова на изучаемую орфограмму. Использовать разнообразные способы проверки правописания слов.

Списать текст с расстановкой знаков препинания в конце предложения. Формировать навык грамотного написания орфограмм в корне слова.

Пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями, словарями антонимов и синонимов,  словарем однокоренных слов. Находить полезную информацию в словарях, придумывать собственные задания, для выполнения которых потребуются словари, участвовать в презентации подготовленных заданий.

Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.

Учебно–методическое и материально-техническое обеспечение во 2 классе

Учебные пособия:

1. Канакина В., Горецкий Г. Русский язык. 2 класс в 2 ч., - М; Просвещение, 2012.

Методические пособия:

1. Канакина В. Русский язык. Рабочие программы. 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.; Просвещение, 2011.

2. Канакина В. Сборник диктантов и самостоятельных работ.1-4 классы.

- М.; Просвещение, 2012.

Наглядные пособия:

1. Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося

в программе по русскому языку.

2. Словари по русскому языку: орфографический, толковый, орфоэпический, фразеологизмов, иностранных слов.

3. Наборы предметных (сюжетных) картинок.

Материально-технические средства:

1. Классная доска.

2. Компьютерная техника.

3. Видеопроектор.

4. Экспозиционный экран.

Информационно-коммуникативные средства:

1. Электронное приложение к учебнику В.Канакиной «Русский язык. 2

класс» (СД).

 

Планируемые результаты изучения учебного курса

- понимать, что предложение – это основная единица речи;

- понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предложения», «побудительные предложения»; грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания;

-различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные, вопросительные);

- оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);

- различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание);

- различать главные члены предложения;

- понимать, что слова в предложении связаны по смыслу и по форме;

- различать словосочетание и предложение;

- понимать лексическое и грамматическое значение (вопрос) имени существительного, имени прилагательного, глагола;

- понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;

- понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»;

- различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова (без терминологии);

- использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;

- давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;

- понимать назначение букв Е, Ё, Ю, Я;

- различать деление слов на слоги и для переноса;

- понимать влияние ударения на смысл слова;

- различать звуки [и] и [й] и буквы, их обозначающие;

- различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твердости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;

- понимать роль разделительного мягкого знака в слове;

- верно употреблять прописную букву.

В результате изучения русского языка во втором классе дети  учатся  использовать приобретённые знания и познавательный опыт в практической деятельности и повседневной жизни для:

- выразительности, грамматической правильности речи, развития активного словаря;

- составления предложений на заданную тему;

- употребления в устной и письменной речи предложений, различных по цели высказывания и интонации;

- оформления предложений и текстов в устной и письменной речи (интонация, знаки препинания);

- самостоятельного составления или воспроизведения и записи текстов (описание, повествование, письмо другу с элементами описания и повествования, поздравление) по вопросам, плану, иллюстрации (сюжетным иллюстрациям);

- орфографической грамотности речи учащихся;

- проверки обозначения на письме безударных гласных и парных согласных в корне слова с помощью изменения числа и подбора однокоренных слов;

- деление слов на слоги и переноса слов;

- правильного написания слов с буквой Й;

- обозначение мягкости согласных на письме;

- написания слов с гласными и согласными орфограммами в слове, с разделительным мягким знаком;

- употребления прописной буквы в именах собственных;

- работы со словарём (использование алфавита);

- каллиграфически правильного списывания слов, предложений, тестов без пропусков, вставок, искажений букв;

- письма под диктовку текстов (40-45 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами.

Критерии оценивания

В соответствии с требованиями Стандарта, при оценке итоговых результатов освоения программы по русскому языку должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребёнка.                                        Оценивать диагностические и стандартизированные работы следует в соответствии с уровнем освоения второклассником программы по русскому языку. 70% сделанных верно заданий означает, что «стандарт выполнен».                                                        Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения русскому языку во втором классе. Объектом оценки предметных результатов служит способность второклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.                                                В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по русскому языку.  Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.                                Текущий контроль по русскому языку осуществляется в письменной и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или словарного диктанта. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.                        Тематический контроль по русскому языку проводится в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: проверка безударных гласных в корне слова, парных согласных, определение частей речи и др. Проверочные работы позволяют проверить, например, знания правил проверки безударных гласных, главных членов предложений и др. В этом случае для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, на выполнение которой отводится 5-6 минут урока.                Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, диагностических и итоговых стандартизированных контрольных работ.                                Основные виды письменных работ по русскому языку: списывание, диктанты (объяснительные, предупредительные, зрительные, творческие, контрольные, словарные и т.д.), обучающие изложения и сочинения. В конце года проводится итоговая комплексная проверочная работа на межпредметной основе. Одной из ее целей является оценка предметных и метапредметных результатов освоения программы по русскому языку во втором классе: способность решать учебно-практические и учебно познавательные задачи, сформированность обобщенных способов деятельности, коммуникативных и информационных умений.

Критерии отслеживания результативности деятельности по русскому языку во 2-4 классах (предметный уровень).

Проверка и оценка устных ответов. Устный опрос является важным способом учета знаний, умений и навыков учащихся начальных классов по данным разделам. При оценке устных ответов во внимание принимаются следующие критерии: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности усвоения излагаемых знаний; 3) последовательность изложения и культура речи.

Полный ответ ученика, особенно 3-4-х классов, должен представлять собой связное высказывание на заданную учителем тему и свидетельствовать об осознанном усвоении им изученного материала: умении подтверждать ответ (правила, определения) своими примерами, опознавать в тексте по заданию учителя те или иные категории (члены предложения, части речи, склонение, падеж, род, число и др.), слова на определенные правила; умении объяснять их написание, самостоятельно и правильно применять знания при выполнении практических упражнений и, прежде всего, при проведении разного рода разборов слов (звукобуквенного, по составу, морфологического) и предложений.

Оценка «5» ставится, если ученик дает полный и правильный ответ, обнаруживает осознанное усвоение программного материала, подтверждает ответ своими примерами, самостоятельно и правильно применяет знания при проведении анализа слов и предложений, распознавании в тексте изученных грамматических категорий, объяснении написания слов и употребления знаков препинания, отвечает связно, последовательно, без недочетов или допускает не более одной неточности в речи.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ , близкий к требованиям, установленным для оценки «5», но допускает 1-2 неточности в речевом оформлении ответа, в подтверждении верно сформулированного правила примерами, при работе над текстом и анализе слов в предложении, которые легко исправляет сам или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если ученик в целом обнаруживает понимание излагаемого материала, но отвечает неполно, по наводящим вопросам учителя, затрудняется самостоятельно подтвердить правило примерами, допускает ошибки при работе с текстом и анализе слов и предложений, которые исправляет только с помощью учителя, излагает материал несвязно, недостаточно последовательно, допускает неточности в употреблении слов и построении словосочетаний и предложений.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание ведущих положений или большей части изученного материала, допускает ошибки в формулировке правил, определений, искажающие их смысл, в анализе слов и предложений, не может исправить их даже с помощью наводящих вопросов учителя, речь прерывиста, непоследовательна, с речевыми ошибками.

Диктанты

Оценка "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок, допускается 1-2 исправления; работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями письма.

Оценка "4" ставится за диктант, в котором допущено не более 2 орфографических ошибок или 4 недочетов, работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от норм каллиграфии.

Оценка "3" ставится за диктант, в котором допущено 3-5 орфографических ошибок или 8 недочетов. Работа написана небрежно.

Оценка "2" ставится за диктант, в котором 6 и более орфографических ошибок или более 8 недочетов, работа написана неряшливо.

Ошибкой в диктанте следует считать:

¬ нарушение правил орфографии при написании слов;

¬ неправильное написание слов с непроверяемыми написаниями;

¬ пропуск, перестановка, замена букв, слогов в словах;

¬ замену слов;

¬ отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса

За ошибку в диктанте не считаются:

¬ ошибки на разделы орфографии и пунктуации, которые не изучались;

¬ единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово   следующего предложения записано с заглавной буквы;

¬ единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.

За одну ошибку в диктанте считаются:

¬ два исправления;

¬ две пунктуационные ошибки;

¬ повторение ошибок в одном и том же слове.

Негрубыми ошибками считаются следующие:

¬ повторение одной и той же буквы в слове (например, картофель);

¬ дважды записанное одно и то же слово в предложении;3

¬ неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило;

¬ перенос слова.

Грамматические задания.

Оценка "5" ставится за безошибочное выполнение всех заданий, допускается 1 ошибка и исправления. Высокий уровень: 90% -100%.

Оценка "4" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 3/4 заданий. Уровень выше среднего: 65%- 89%.

Оценка"3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 1/2 заданий. Средний уровень: 51% - 64%.

Оценка "2" ставится, если ученик не справился с большинством грамматических заданий. Низкий уровень: менее 50%

Словарный диктант.

Оценка «5» – работа без ошибок.

Оценка «4» – 1 ошибка и 1 исправление.

Оценка «3» – 2 ошибки и 1 исправление.

Оценка «2» – 3–5 ошибок.

Ошибкой считается любая допущенная орфографическая ошибка, включая пропуск и замену букв.

Изложения и сочинения

К работам творческого характера относятся свободный диктант, изложение, сочинение, рассказ по картинкам, личному опыту и т.д. на начальной ступени школы все творческие работы носят обучающий характер, поэтому отрицательные оценки за них не выставляются.

Во 2-4 классах за обучающие изложения и сочинения выставляется одна отметка с учётом содержания, речевого оформления и грамотности написания слов.

Оценка "5" ставится:

а) по содержанию и речевому оформлению:

¬ правильное и последовательное воспроизведение авторского текста, логически последовательное раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок, богатство словаря,

правильность речевого оформления (допускается 1 речевая неточность);

б) грамотность:

¬ нет грубых орфографических и пунктуационных ошибок;

¬ допускается 1 -2 исправления.

Оценка "4" ставится:

а) по содержанию и речевому оформлению:

¬ правильное и достаточно полное воспроизведение авторского текста, раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей;

¬ допускается 1-2 речевых или фактических недочета, или недочёт в содержании и построении текста.

б) грамотность:

¬ 1-2 орфографические и 1-2 пунктуационные ошибки, 1-2 исправления.

Оценка "3" ставится:

а) по содержанию и речевому оформлению:

¬ имеются отступления от авторского текста;

¬ отклонение от темы;

¬ допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 1-2 предложений;

¬ беден словарь;

¬ имеются речевые неточности;

¬ 3-5 речевых недочетов в содержании и построении текста.

б) грамотность:

¬ 3-5 орфографических и не более 2 пунктуационных ошибок, 1-2 исправления.

Оценка «2» ставится:

а) по содержанию и речевому оформлению:

¬ работа не соответствует теме;

¬ имеются значительные отступления от авторского текста;

¬ много фактических неточностей;

¬ нарушена последовательность изложения мыслей;

¬ отсутствует связь между частями работы, отдельными предложениями;

¬ словарь однообразен;

¬ более 6 речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста;

б) грамотность:

более 5 орфографических и 3-4 пунктуационных ошибок, 3-5 исправлений.

Контрольное списывание

Оценка " 5 " ставится:

¬ нет ошибок и исправлений;

¬ работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями каллиграфии письма.

Оценка «4» –1 ошибка или 1-2 исправления (2 - 4 кл.);

Оценка «3» –2-3 ошибки и 1 исправление (2 - 4 кл.);

Оценка «2» – 4 и более ошибок (2 - 4 кл.);

За ошибку в списывании считается практически любая допущенная ошибка орфографического и пунктуационного характера.

За одну ошибку в списывании считаются те же варианты недочетов, которые даны для оценивания диктантов.

5. Критерии отслеживания результативности деятельности по математике во 2-4

классах (предметный уровень).

Комбинированная работа, диагностическая работа

Оценка "5" ставится за безошибочное выполнение всех заданий, допускается 1 ошибка и

исправления. Уровень высокий: 90% -100%.

Оценка "4" ставится, если ученик безошибочно выполнил не менее 3/4 заданий. Уровень

выше среднего: 65%- 89%.

Оценка"3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 1/2 заданий.

Уровень средний: 51% - 64%.

Оценка "2" ставится: если ученик не справился с большинством заданий.

Низкий уровень: менее 50

График контрольных работ

Четверть

№ недели

№ урока

Вид работы

Тема

1 четверть

2

8

Входная диагностическая работа

Диктант № 1.

3

12

Контрольное списывание

Входная диагностика

5

20

Контрольный диктант № 2

«Предложение».

6

29

Контрольный диктант № 3

«Слова».

9

42

Контрольный диктант № 4

«Слова».

2 четверть

10

49

Контрольный диктант № 5

«Звуки и буквы».

13

60

Контрольный диктант № 6

«Безударные гласные в корне слова».

15

73

Контрольный диктант № 7

«Звуки и буквы».

16

79

Контрольный диктант № 8

 «Шипящие звуки».

3 четверть

19

96

Контрольный диктант № 9

«Шипящие звуки».

20

101

Контрольное списывание

«Разделительный ь знак».

23

116

Контрольный диктант № 10

«Заглавная буква в именах собственных».

25

123

Контрольный диктант № 11

«Число имён существительных».

4 четверть

30

146

Контрольный диктант № 12

«Части речи».

33

159

Контрольный диктант № 13

Итоговый

34

166

Контрольное списывание

По изученному материалу.

Всего:        Контрольный диктант – 13

                   Контрольное списывание – 3

Виды проверочных работ, проектов.

Четверть

№ недели

№ урока

Вид работы

Тема

1

четверть

2 четверть

1

4

Проверочная работа

«Наша речь».

9

41

Проверочная работа

«Слова».

14

67

Проект

«И в шутку и всерьёз» (занимательные задания).

15

74

Проверочная работа

«Работа с текстом».

16

76

Проект

«Рассказ» (письмо Деду Морозу).

3

четверть

17

83

Проект

«Рифма» (сочиняем стихи).

17

86

Проверочная работа

«Буквосоч. Жи-ши,ча-ща,чу-щу»

19

95

Проверочная работа

«Изученные орфограммы».

21

103

Проверочная работа

«Шипящие звуки».

24

122

Проверочная работа

«Глагол».

4 четверть

28

135

Проверочная работа

«Прилагательное».

29

30

141

145

Проверочная работа

Проверочная работа

«Предлог».

«Обобщение пройденного»

31

152

Тест

Итоговый

Проверочная работа – 10

Тест – 1

Проект -3

Контрольно – измерительные материалы

Контрольный диктант №1 «Входная диагностика»

На даче.

     Настало лето. Дети едут на дачу. Возле дачи есть роща и пруд. В пруду водятся щуки, ерши  и караси. Дети там рыбачат. Хороша будет уха.

Задания:

1.В 3 предложении подчеркнуть гласные буквы.

2.Выписать три слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу.

Контрольный диктант №2.

                                 Пушок.

     У Веры жил кот Пушок. Кот был беленький и пушистый. Лапки и хвост серенькие. Пушок любил рыбу и мясо. Девочка часто играла с котом.

Задания:

1.В предложениях 4 и 5 подчеркнуть основу.

 2.Дописать 1-2 предложения в конце текста.

            Контрольный диктант №3.

        Как красив лес осенью! Кругом деревья в золотом уборе. Хороши высокие березы и осины.

        Под кустом прячется зайка. У дупла сидит белка. На макушку ели села птица.

 Задания:

1. Подчеркнуть основу и выписать пары слов: вариант 1 – 4 предложение, вариант 2 – 5 предложение.

2. В последнем предложении в каждом слове поставить ударение, подчеркнуть безударные гласные.

                             

                               

Контрольный диктант №4.

                                   Зимой в лесу.

   Зимой друзья пошли в лес. Вот с сосны упали снежные хлопья. Это прыгнула белка. В ветвях дерева было дупло зверька. В дупле шишки и грибы. Тепло и сытно белочке в дупле.

 Задания:

 1.Списать первое предложение, разделив слова для переноса.

  2. Написать однокоренные слова к слову белка.

  3. Написать антонимы.

                 Тепло - …

                 Сытно - …

                                      Контрольный диктант №5.

                                                      Друзья.

       Алёша принёс домой щенка. Щенку дали кличку Бим. Бим пил молоко и ел суп из чашки. Скоро он стал большой собакой.         Друзья играли в парке. Вот Алёша бросил палку за куст. Бим принёс мальчику палку.

 Задания:

  1.Подчеркнуть основу в первом предложении.

  2. Разделить для переноса слова второго предложения.

 

                                        Контрольный диктант №6.

                                                     В роще.

        Дети пришли в рощу. Там весело и шумно. Пчела брала мёд с цветка. Муравей тащил травинку. Голубь строил гнездо для голубят. Заяц бежал к ручью. Ручей поил чистой водой и людей, и животных.

                                       

Контрольный диктант №7.

         С неба падал мокрый снежок. Ребята побежали во двор и стали лепить из снега фигурки.

          Коля слепил снеговика с метлой в руке. Женя выстроил домик с окошками изо льда. У Толи получился хороший Дед Мороз. Всем было весело.

  Задания:

 1.Выписать первое предложение. Разделить слова вертикальной чертой для переноса. Подчеркнуть основу предложения.

 2.Списать второе предложение. Поставить ударение в словах. Подчеркнуть безударные гласные.

Контрольный диктант №8.

                                                   В лесу.

       Катя и Юра идут в лес. Рядом бежит пес Тузик. Весело поют птицы. Скачут по веткам белочки. Спрятались под елкой серые ежики.

Задания:

1.В словах ветки и белочки подчеркнуть мягкие согласные звуки.

2.Записать, сколько букв и звуков в слове Юра.

3.Указать количество слогов в словах ежики, серые, рядом.

Контрольный диктант №9.

                                                Зяблик.

         По ночам холод. В лесу еще лежит снег. Много снега-целый сугроб. И на реке лед. А на еловой ветке сидит зяблик. Он поет. По всему лесу летит его трель. Откликнулась трелью лесная чаща. Что это? Это эхо. Вот чудо! Прозвучала птичья песня. Это привет весны.

Задания:

1.Выписать из текста 3слова с парными согласными, орфограмму подчеркнуть.

2.Сделать звуко-буквенный анализ слов (1вариант-снег, 2вариант-лед)

Контрольный диктант №10.

                                     Главный город.

     Москва-главный город нашей России. В Москве много улиц, переулков, проспектов. Все знают Красную площадь, площадь Пушкина, Суворовский бульвар, Садовое кольцо.

        Два друга Воронин Слава и Шишкин Коля живут на Плющихе. Мальчики гуляют в сквере с собакой Бимом и кошкой Муркой.

Задания:

1.Подчеркнуть заглавную букву в фамилиях людей, кличках животных, географических названиях.

2.В последнем предложении поставить знак ударения над всеми словами.

3.Записать название населенного пункта, в котором вы живете.

        Контрольный диктант №11.

                                           Друзья.

         Ребята города Москва любят ходить в парк Сокольники. У Андрюшки Соловьева есть там рыжий друг Яшка. Это пушистая белочка с длинным хвостом. Мальчик принес корм. Постучал по сосне. Спустился Яшка, взял еду и скрылся за деревьями.

   Задания:

1.Подчеркнуть имена собственные.

2.В четвертом предложении подчеркнуть главные члены.

3.В первом предложении обозначить имена существительные.

4.Записать имена существительные камыши, кирпичи, вещи в единственном числе.

Контрольный диктант №12.

Дети в лесу.

        Взяли ребята лукошки и бегут в ближний лесок. Хорошо в тени берёз! На траве капельки росы. В густых ветвях поют птицы. Детишки сели на пенёк, слушают чудное пение соловушки. Пора и по малину. Крупные спелые ягоды так и манят. Кто кладёт в рот, кто в кузовок.

    Задания:

1.Выписать предлоги

Вариант 1: из первых трёх предложений.

Вариант 2: из последних трёх предложений.

2.К словам пенёк, детишки подобрать и записать проверочные слова.

3. В первом предложении над словами написать части речи.

 

                                    Контрольный диктант №13.

Гроза.

     Наступила  большая засуха. Пыль стояла над полями. Ручьи и речки высохли. На траве нет росы. Длинные сухие ветки деревьев трещат от жары. Молодые берёзки и дубки опустили свои листочки. Вдруг появилась туча. Замолчали птицы. Ударил сильный гром. Полил дождь. Травка, деревья осветились. Как всё кругом стало радостно!

 Задания:

1.В первом предложении подчеркнуть главные члены предложения, обозначить части речи.

2.Выписать два слова с проверяемой безударной гласной, подобрать проверочные слова.

3.Разделить слова для переноса: сильный, длинные, пыль.

Контрольное списывание № 1.

      Жил на берегу Байкала старик. Однажды видит в окошко, что бежит к избе большой медведь. А за ним гонится стая волков. Мишка заскочил в сени. Дверь  за ним закрылась. А он ещё ее и лапой придавил.

     Так и остался медведь в избе зимовать под охраной старика.

Грамматические задания:

1.Выписать из текста 2 слова с безударной гласной. Написать проверочные слова.

2.Выписать из текста 2 имени существительных. Определить род и число этих имён существительных.

3.Выписать из текста 2 глагола.

4.Выполнить звуко-буквенный анализ слова рот.

                         

Контрольное списывание № 2.

                                              Кораблик.

   Наступил теплый апрель. Выдался ясный день. С крыш падает частая капель. На клёне надулись почки. Пушистые сугробы снега осели. Весело бежит звонкий ручеёк. У Никиты в руках кораблик. Он спустил его на воду. Быстро мчит кораблик.

     Задания:

1.В первом предложении подчеркнуть главные члены.

2.В третьем предложении поставить ударение.

Контрольное списывание № 3.

                                                     Родина.

       Родина начинается на пороге твоего дома.  Она огромна и прекрасна. Родина всегда с тобой, где бы ты не жил. И у каждого она одна. Как мама.  Родина – мать своего народа. Она гордится своими сыновьями, дочерьми, переживает за них, приходит на помощь, придаёт силы.

     Мы любим Родину. Любить Родину – значит охранять её, жить с ней одной жизнью.

    Задания:

1.В первом предложении подчеркнуть главные члены предложения, указать, какие это части речи.

2.Выписать слово, в котором букв больше, чем звуков.

3.Разделить для переноса слова: холодные, лесные.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса по учебнику "Русский язык", авторы Канакина В. П., Горецкий В. Г

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса по учебнику "Русский язык", авторов Канакиной В.П., Горецкого В.Г., составлена на 175 часов в год ( 5 часов в неделю, 35 учебных недель) с указанием ст...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

.Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 3 класса «Русский язык» начального общего образования

.Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 3 класса  «Русский язык»  начального общего образования...

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Изучаем русский язык" к рабочей программе по русскому языку для 3 класса

В настоящее время одной из особенностей контингента учащихся, посещающих общеобразовательные учреждения, является значительное число детей с билингвизмом (двуязычием). Это обусловлено как происходящим...