Главные вкладки

    Правописание безударных гласных в корне слова
    учебно-методический материал по русскому языку (2 класс) на тему

    Татьяна Александровна Щеголева

    Правописание безударных гласных в корне слова

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект урока

                                                           СЛАЙД  1

    Тема:  Правописание безударных гласных в корне слова.

                                                    СЛАЙД  2

    • Цель: Провести наблюдения над соответствием гласного звука и буквы в ударном слоге и возможным несоответствием гласного звука и буквы в безударном слоге; научитесь определять безударный гласный звук в корне слов ; научитесь умению подбирать проверочное слово для  написания гласной в безударном слоге. Научитесь использовать правило при написании слов с безударными гласными в корне  слова.

     Ход урока:

    I. Организационный момент.

    СЛАЙД 3

    - Сегодня урок необычный. К нам на урок пришел Смайлик   и принёс нам новое правило. Нам предстоит много работать, поэтому сядем правильно, спину держим ровно, тетрадь положите перед собой, учебник на уголок стола. Повторяйте за мной:

    Я сегодня молодец

    На уроке удалец

    Все я знаю, все скажу

    Все красиво напишу.

    Число. Классная работа. Минутка чистописания.

    II. Актуализация знаний.

    Орфографическая минутка.

    Бурундуки – мален_кие  лесные ж_ тели.  Они л_бят  яг_ды, плоды ш_повника.

    - Вставьте пропущенные буквы. (С объяснением)

    - Выпишите слово «лесные», подберите к нему однокоренные слова. Выделите корень в словах.

    III. Самоопределение к деятельности.

    - Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

    - Какие звуки слышите на месте гласных букв в слове «лесные».

                                                                СЛАЙД 4

    Итак, ударные гласные всегда слышатся так, как пишутся.

    Безударные гласные не всегда пишутся и слышатся одинаково.

    СЛАЙД 5

    В первый столбик выпиши слова с ударением в корне слова, а во второй столбик слова, в которых ударение в других частях слова.

    Гроза, море, цветы, мостик, земля, поле, мясной,  зимушка.

    (Дети выполняют работу самостоятельно с проверкой по слайду).

    Оцените работу.

    - К какому столбику было легче подобрать слова?

    IV. Постановка учебной задачи.

    Отправь ракеты к своим планетам.

           А             О             Я             И              Е

    В . лна             В . терок               Л . сток             П . руса              Гр . да  

    Дети предлагают свои варианты ответы, однако их надо подвести к тому, что просто так вставить букву в слово нельзя, НУЖНО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ КАКИМ-ТО ПРАВИЛОМ.

    - В какой части слова находится пропущенная буква? (В корне)

    - Пропущенная буква ударная или безударная? (Безударная)

    - Какова цель нашего урока? (Научиться писать слова с безударными гласными в корне слова)

    IV. Поиск решения проблемы.

    - Напишите название ракет в тетрадь друг под другом, оставляя на месте безударных гласных “окошки”.

    - Выдели части слова, в которых пропущена буква?

    - Какие безударные гласные в корне слова нужно проверять? (А или О, И или Е или Я)

    - Почему их следует проверять? (Звук и буква могут не совпадают)

    - Что же нужно сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с безударными гласными в корне слова? (Нужно проверять слова)

    - Давайте разберёмся каким должно быть проверочное слово.

    СЛАЙД 6

    (нажимаем на слово В .ТЕРОК гиперссылка)

    - Выбери из данных слов  слово, которым можно проверить слово В . терок: ветрище, ветерочек, ветреный. Объясни почему? (Ветреный – так как гласный под ударением, произносится отчётливо и находится в той же части слова – в корне)

    - Значит на планету с какой буквой полетит ракета “В . терок”? (На планету с буквой Е)

    Запись в тетрадь проверочного слова.

    СЛАЙД 7

    (Нажимаем на слово В . ЛНЫ - гиперссыдка)

    - Подбери однокоренные слова к слову В . лна? (Волны, волновой)

    - Каким из них будешь проверять слово В . лна? Почему?

    Запись в тетрадь проверочного слова.

    СЛАЙД 8

    (Нажимаем на слово П . РУСА – гиперссылка)

    - Подбери однокоренные слова к слову П . руса? (Парусник, парус, парусный)

    - Все ли слова подойдут для проверки? Почему?

    Запись в тетрадь проверочного слова.

    СЛАЙД 9

    (Нажимаем на слово Л . СТОК - гиперссылка)

    - Подбери однокоренные слова к слову Л . сток? (Лист, листва, лиственный, листья)

    - Какие из этих слов подойдут для проверки? Почему?

    Запись в тетрадь проверочного слова.

    СЛАЙД 10

    (Нажимаем на слово ГР . ДА – гиперссылка)

    - Подбери проверочные слова к слову Гр . да? (Грядка, гряды, грядочка)

    - Почему эти слова подошли для проверки?

    Запись в тетрадь проверочного слова.

    СЛАЙД 11

    Давайте вместе  попробуем сформулировать правило проверки безударных гласных в корне слова. (Чтобы правильно написать безударные гласные буквы А О И Е Я в корне слова, надо подобрать проверочное слово с тем же корнем и с ударной гласной).

    Открываем учебник на странице 95.

    Читаем правило.

    V. Моделирование алгоритма.

    Дети в группах составляют  модель алгоритма проверки безударных гласных в корне слова.

    СЛАЙД 12

    1. Определяю часть слова;

    2. Слышу в корне безударный гласный;

    3. Ставлю его под ударение;

    4. Под ударением слышу звук;

    5. Пишу ту же гласную в корне слова.

    (Сравнение со слайдом)

    VI. Закрепление изученного.

    Работа с нетбуками.

    СЛАЙД 13

     Вставь пропущенные буквы в кроссворд. Какие слова получились? Какое из этих слов нельзя проверить? Почему?

    В

    Д

    Р

    З

    Д

    Ы

    Р

    С

    К

    В

    Р

    Ц

    Ы

    Б

    К

    Л

    С

    Т

    Ы

    Й

    (Нельзя проверить слово ВОРОБЕЙ, так как это слово для запоминания из словарика). Сверим со слайдом.

    Выполним упражнение №141 стр 93

    СЛАЙД 14

    В помощь детям, можно представить таблицу:

    Способы проверки безударных гласных в корне слова

    Изменяю слово

    Подбираю однокоренное слово

    1. Один  -  много

        волна – волны

    2.  Много  -  один

        паруса – парус

    3.  По вопросу:

          Где?  моря – в море

          Что делал? – Что делает?

          писал - пишет  

    1. Большой  -  маленький

        ковёр – коврик

    2. Маленький  -  большой

        площадка – площадь

    3. Назови ласково:

        зима - зимушка 

    4. Какой?  -  Что?

        зелёный – зелень

    5. Что делал?  -  Что?

         плясал – пляска 

    VII. Итог урока.

    - Какое правило нам помог изучить Знаток?

     - Как нужно действовать, чтобы не ошибиться в написании слов с безударным гласным в корне?

    - Зачем нужно знать и помнить это правило?

    - Какие способы проверки безударных гласных в корне слова вы запомнили?

    Закрепим тему урока проверочным тестом № 27 на нетбуке.

            VIII. Рефлексия.

    - Оцените свою работу на уроке сами.

    Тот, кто хорошо поработал на уроке и усвоил правило –

    Тот, кто чуть-чуть сомневается в своих знаниях –

    Тот, кому было что-то непонятно на уроке –

    IX. Домашнее задание. 

    СЛАЙД 15

    Смайлик прощается с вами и хочет проверить, как вы усвоили новое правило. Запишите задание и поработайте над ним дома.

    КОРМУШКА, СТОЛОВАЯ

    Подбери несколько однокоренных слов к этим словам, найди и подчеркни среди них проверочные, а кто захочет, составьте предложения о птицах зимой, используя эти слова.

           

    Правописание безударных гласных в корне слова (2 класс)

    Этап урока

    Время

    1

    Организационный момент

    1 мин

    2

    Актуализация знаний

    5 мин

    3

    Самоопределение к деятельности

    4 мин

    4

    Постановка учебной задачи

    3 мин

    5

    Поиск решения проблемы

    10 мин

    6

    Моделирование алгоритма

    4 мин

    7

    Закрепление изученного

    8 мин

    8

    Итог урока, рефлексия

    3 мин

    9

    Домашнее задание

    2 мин

    Этап

    Деятельность ученика

    Деятельность учителя

    1

    Приветствуют учителя, акцентируют внимание, настраиваются на работу.

    Приветствует учеников, настраивает детей на работу

    2

    Вспоминают материал прошлых уроков, из биографии А.С.Пушкина.Проверка д.з.

    Контролирует правильность ответов, ставит вопросы.Учащиеся оценивают учащихся, читавших стихи.

    3

    Отвечают на вопросы учителя, формулируют проблему урока, тему и цель.

    Задаёт вопросы, ставит проблему, корректирует формулировку темы и цели урока. Сообщения учащихся.            

    4

    Идёт восприятие новых знаний. Учащиеся прослушивают аудиозапись стихотворения «Зимний вечер».

    Учитель готовит учащихся к прослушиванию.

    5

    Отвечают на вопросы учителя, формулируют проблему урока, тему и цель.

    Контролирует и корректирует ответы детей, проводит подготовку к чтению стихотворения. Проводит словарную работу, работу над трудными словами.

    6

    Коллективно и индивидуально отрабатывают прочтение стихотворения, коллективно анализируют, составление плана,

    идёт работа над содержанием поэтапно.

    Следит за ходом мыслей детей, задаёт вопросы, корректирует ответы детей, подключает в работу всех учеников.

    7

    Учащиеся работают над изобразительно-выразительными

    средствами языка  .Составляют партитуру стихотворения, работают  над интонацией, паузами .Работа в группах и парах.

    Контролирует работу учащихся,

    оказывает помощь.

    8

    Отвечают на вопросы учителя в ходе обобщающей беседы.

    Контролирует и корректирует ответы детей, проводит,  к какому типу относится стихотворение.

    9

    Учащиеся прослушивают романс.

    Знакомит учащихся со стихотворением в музыкальной обработке.

    10

     

    Проговариваю, что узнали нового на уроке, дают оценку своей        работе.  

        Открывают дневники,  делают записи.

               

    Задаёт вопросы, выставляет оценки, благодарит за работу.

    Следит, чтобы все сделали записи в дневники.

    ПРИМЕЧАНИЕ:

    Материал из 6 раздела (закрепление изученного) может быть сокращён в зависимости от работоспособности класса.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Правописание безударных гласных в корне слова. Проверяемые и непроверяемые гласные в безударных словах.

    Закреплять знания учащихся в правописании безударных гласных в корне слова; обучать развитию восприятия: память,  внимание, мышление; повторить ранее изучений материал;  воспитывать ак...

    Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »

    Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...

    Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »

    Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...

    Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.

    Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...

    Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.

    Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...