Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Имена существительные собственные и нарицательные"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Наева Наталья Владимировна

Урок русскогоязыка разработан по теме "Имена существительные собственные и нарицательные" по программе "Школа России" с использованием регионального компонента. Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Цель урока: познакомить с именами собственными и нарицательными; дать представление о различии имён собственных и нарицательных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc60 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku.ppt1.79 МБ
Microsoft Office document icon blok-shema.doc24 КБ
Microsoft Office document icon differentsirovannye_zadaniya.doc24.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

Предмет: Русский язык

Класс: 2 класс

УМК:  Школа России 

Тема: «Имена существительные собственные и нарицательные»

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель: познакомить с именами собственными и нарицательными; иметь

представление о различии имён собственных и нарицательных.

Задачи:

образовательные:

- формировать представление детей об основном назначении имен собственных;

- ввести термины «имена собственные» и «имена нарицательные»;

- закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных.

развивающие:

- содействовать развитию орфографической зоркости, речи, памяти, мышления, расширению словарного запаса, навыков самоконтроля;

воспитательные:

- содействовать воспитанию культуры общения, умению работать самостоятельно и коллективно;

- содействовать воспитанию любви к малой родине

Предметные:

- формировать представление учащихся об основном назначении имен собственных как названий единичных предметов;

- познакомиться со значением понятий «имена собственные» и «имена нарицательные»;

- понимать различие в функциях имен собственных и нарицательных.

Метапредметные:

- развивать речь учащихся при работе с предложениями и текстом.

Личностные:

- уметь использовать разные варианты собственного имени лица в конкретных ситуациях общения;

- овладение элементами способности оценивать свои достижения и трудности и достижения товарищей; готовность совместно с учителем искать способы преодоления трудностей.

Формируемые УУД

- уметь ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно.

- уметь осуществлять самооценку, взаимооценку результатов работы.

- уметь планировать учебное сотрудничество в паре,  объяснять различие существительных нарицательных и собственных и обосновывать своё мнение, выполнять учебное задание, в соответствии с правилом  формулировать понятные высказывания, используя термины.

Методы обучения: частично - поисковый, продуктивно - практический, инструктивно - практический, наглядно - иллюстративный.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная работа; работа в парах; индивидуальная работа, самостоятельная работа.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация

Средства обучения:

учебник: В.П. Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык» 2 класс, часть 2, М., - «Просвещение», 2014;

карточка с творческим заданием; лист с самостоятельной работой, карточки со словарными словами

Ход урока

I. Организационный момент

- Сядьте те, у кого в полном имени есть разделительный мягкий знак.

- Сядьте те, у кого имя или фамилия начинается с гласного звука.

- Сядьте те, у кого имя или фамилия начинается с согласного звука.

- Похлопайте в ладоши те, кто пришёл на урок с хорошим настроением. Хорошее настроение – залог успеха, значит, всё у нас получится.

- Откройте тетради, запишите число.

II. Словарная работа

- Начнём урок со словарной работы.

- Какие умения вы будете проверять, выполняя эту работу?

- Сделайте прогнозирующую оценку.

- Будем работать в парах сменного состава.

Запишите слово, поставьте ударение, подчеркните орфограмму. Обменяйтесь карточкой с соседом по парте. Передвигаться будет 1 вариант.

Словарные слова: январь, февраль, сентябрь, октябрь, декабрь, Россия, морковь, капуста, щавель, огурец.

Взаимопроверка. Оговорим критерии оценки. Сколько ошибок допускаем на оценку «4»? «3»? Оцените работу кружком нужного цвета.

- Встаньте те, у кого совпали прогнозирующая оценка и оценка, которую вам поставили. Вы молодцы.

- Встаньте те, у кого оценка за работу выше прогнозирующей. Вы не уверены в своих знаниях. Хорошо выучите словарные слова.

- Что общего в этих словах? (словарные, имена существительные)

- Что такое имя существительное?

- На какие две группы делятся все имена существительные?

- К какой из этих групп относятся словарные слова?

- На какие тематические группы можно разбить эти слова? (название овощей, название месяцев, название страны).

- Назовите лишнее слово. (Россия) Почему?

- Россия – это название нашей страны. А как называется республика, в которой мы живём? (Хакасия)

- Кто знает, как пишется это слово? Запишите его. Выделите орфограммы.

Хакасия, край мой! Родные просторы,
Вы мне улыбаетесь морем огней.
Широкие степи, высокие горы
Навеки в душе сохранятся моей.

Так написал о родной земле хакасский поэт Михаил Кильчичаков.

- К какой части речи относится это слово? Измените его так, чтобы оно стало прилагательным (хакасский) Что изменилось в написании?

- Запишите хакасскую народную пословицу «Ума не купишь, сам думай». Как вы её понимаете? Пусть она станет нашим девизом на сегодняшнем уроке.

III. Постановка учебной задачи

- На одном из уроков русского языка учительница дала задание написать слово «жарки». Света написала так: жарки, а Серёжа так: Жарки. Кто из ребят прав? Когда слово пишется с большой буквы? А когда с маленькой?

Научное название этого цветка – купальница.

- Выберите нужную букву в предложении Весной вокруг оздоровительного центра  «(Ж,ж)арки» распускаются красивые (Ж,ж)арки.

- Кто уже догадался, какая будет тема сегодняшнего урока? (Слова, которые пишутся с большой буквы и с маленькой)

- А вы знаете, как называются слова, которые пишутся с большой буквы? С маленькой буквы?

- Какие цели и задачи поставим перед собой? (узнать, научиться…)

- Как мы это будем делать? Какой вид работы будем использовать? (Вывешиваются картинки с видами работы)

IV. Физминутка

- Вы, наверное, устали?

- Дружненько тогда все встали.

- Как живёте? Вот так!

- Как идёте? Вот так!

- Как бежите? Вот так!

- Ночью спите? Вот так!

- А как машете вслед? Вот так!

- А как ждёте обед? Вот так!

- Как шалите? Вот так!

- А как в школе за партой сидите? Вот так!

V. Открытие нового знания.

1. В русском языке для обозначения имён существительных, которые пишутся с большой буквы и для имён существительных, которые пишутся с маленькой буквы, есть специальные термины. Это - имена собственные и нарицательные.  

- Как вы думаете, почему они так названы «собственные»?

- Сколько стран можно назвать словом «страна»?

- А сколько стран можно назвать словом «Россия»?

- Сколько городов можно назвать словом «город»?

- А сколько городов можно назвать словом «Саяногорск»?

- Сколько человек можно назвать словом «человек»?

- А сколько человек носят имя Леонид Михайлович Быков? А кто это?

У каждого человека есть имя, отчество и фамилия. Но каждый человек имеет своё собственное имя, свою собственную фамилию и своё собственное отчество, принадлежащие только ему.

- Прочитайте правило на с. 52. О чём рассказала вам Мудрая Сова?

- Запишите своё имя, отчество и фамилию в тетрадь.

- Как вы их запишите?

Взаимопроверка.

- У кого ещё может быть своё собственное имя? Значит, клички животных, ….. – это тоже имена собственные?

2. Работа по учебнику. с.52, упр. 88

- Прочитайте слова. Являются ли они собственными именами существительными? Вы правы. Это общие названия, которыми дети и взрослые называют своих родителей и родственников.

- Как называются такие слова? Прочитайте в правиле на с.53.

- Почему их так назвали? (обозначают общее слово для группы похожих предметов). Нарицательные имена существительные называют, нарицают любой предмет, но не дают ему имени.

Сделайте вывод, какие существительные относятся к собственным, а какие к  нарицательным.

VI. Закрепление изученного материала.

1. Первичное закрепление

- Сможете ли вы на слух отличить их друг от друга?

- Сделайте прогнозирующую оценку.

- Если я называю имя собственное, то хлопайте в ладоши, высоко подняв руки над головой, потому что они пишутся с большой буквы. Если нарицательное – то вы должны присесть, потому, что они пишутся с маленькой буквы. Ученик, Алексей, машина, Абакан, река, планета, Мурка, Барто, Незнайка, шарик.

- В каком слове возникли разногласия? Почему? (Шарик, шарик)

- Да, ребята, некоторые слова могут из нарицательных «превратиться» в собственные.

- Какие умения вы проверяли, выполняя это задание?

Оцените себя

2. Работа в парах.

- Сейчас вы будете работать в парах. Посмотрите на листочки. Предположите задание. (Вставить пропущенные слова – имена собственные).

Мой город.

        … - мой любимый город. Он расположен у подножия гор …. Рядом протекает река …. По вечерам в наших домах зажигается свет, который вырабатывается на …… ГЭС.

Слова для справок (Саяногорск, Саяны, Енисей, Саяно-Шушенская) написаны на листочках, которые развешены по классу.

Проверка. Одна из пар читает получившийся текст, другие проверяют.

- У кого получился такой же текст? Как вы написали имена собственные?

3. Самостоятельная работа.

        Предлагаю выполнить самостоятельную работу с выбором заданий. На работу даётся 5 минут. Оговорим критерии оценки:

«5» - 6 баллов

«4» - 5 баллов

«3» - 4 балла

Задания, оцениваемые в 3 балла, помечены значком ۞, задания, оцениваемые в 2 балла – значком ☼, в 1 балл – значком ☺.

VII. Рефлексия

Прочитайте предложения. Выберите из скобок нужную букву и запишите предложения без ошибок.

В небе летит воздушный (Ш, ш)арик. Дом охраняет (Ш, ш)арик. На девочке надета (Б, б)елая блузка. Мы плывём по реке (Б, б)елая.

Самопроверка по образцу на доске, самооценка.

VIII. Домашнее задание.

(По выбору)  1. Узнать секрет своего имени или фамилии.

   2. Выполнить упражнение 89 на с. 52

IX. Подведение итогов урока

Наш урок подошёл к концу.

- Что-то новое вы сегодня узнали?

Дополните блок-схему имени существительного. (Приложение)

- Расскажите всё, что вы знаете о слове Михаил.

- Какие существительные называются нарицательными?

- С какой буквы они пишутся?

Оцените свою работу на уроке.


САЯНОГОРСК

АБАКАН  ХАКАСИЯ ЖАРКИ

САЯНО-ШУШЕНСКАЯ

ЕНИСЕЙ

САЯНЫ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык 2 класс Школа России

Слайд 2

Михаил Еремеевич Кильчичаков

Слайд 3

хакасский жарки Жарки

Слайд 4

Весной вокруг оздоровительного центра «(Ж,ж)арки» распускаются красивые (Ж,ж)арки.

Слайд 5

Весной вокруг оздоровительного центра « Ж арки» распускаются красивые ж арки.

Слайд 6

Имена существительные собственные нарицательные

Слайд 7

Мой город. … - мой любимый город. Он расположен у подножия гор …. Рядом протекает река …. По вечерам в наших домах зажигается свет, который вырабатывается на …… ГЭС.

Слайд 13

Домашнее задание Узнать секрет своего имени или фамилии. с. 52 упр. 89

Слайд 14

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ часть речи предмет Кто? Что? одушевлённое, неодушевлённое собственное, нарицательное

Слайд 15

В небе летит воздушный (Ш, ш)арик. Дом охраняет (Ш, ш)арик. На девочке надета (Б, б)елая блузка. Мы плывём по реке (Б, б)елая.



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

۞     1. Составь предложение, в котором будет прилагательное, существительное и глагол.

            _________________________________________________________________

 ۞    2. Подчеркни лишнее слово:

           а) гроза, громкий, дом

           б) летел, писать, лишний

 ۞    3. Образуй от имени существительного прилагательное

               берёза - _______________________,

                глаза - ________________________

     4. Распредели слова по группам:

           Кто? Что? _________________________________________________________

           Какой? Какая? Какое? Какие? ________________________________________

           Что делает? Что делают? ____________________________________________

                         Большой, бежит, плывут, стол, яркое, книга.

      5. Подчеркни лишнее слово:

           а) город, городок, гордость

           б) зимовать, зимушка, пурга

      6. Подпиши над словами части речи (сущ., прил., гл.)

                 Старик  в  море  закинул  невод.

      7. Замени одним словом

            Друг человека ____________________,

            Самые близкие люди _______________

       

      8. Подчеркни лишнее слово:

            а) деньки, мальчики, ручьи

            б)  бежать, солью, пугаться

      9. Поставь к слову вопрос КТО? или ЧТО?

            Заяц ________, привет __________, картошка __________, муха __________

      10. Измени выделенные слова, чтобы они отвечали на вопрос ЧТО?

            По небу плывут облака. ______________

            Лиса подбежала к норе. ______________


۞ – 3 балла

 - 2 балла  

- 1 балл


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка, 3 класс " Род имён существительных"

Урок посвящён 90-летию Кировского района Санкт-Петербурга....

Урок русского языка 3 класс по теме "Имена собственные и нарицательные"

Правописание имен собственных. Определение рода у нескллоняемых имен собственных....

Конспект урока русского языка 3 класс " Род имен существительных"

Методические рекомендации к уроку русского языка по теме  « Род имен существительных» по программе " Начальная школа 21 век".   На этапе чистописания образец буквосочетаний и слов учитель ...

конспект урока русского языка 3 класс Род имени существительного

Русский язык . Канакина. "Школа России". Урок изучения нового материала сопровождается  презентацией. Технологическая карта урока по ФГОС.  Самоанализ урока....

конспект урока русский язык 3 класс падеж имён существительных

конспект урока русский язык 3 класс падеж имён существительных...

Конспект урока русского языка 3 класс - Разбор имени существительного. УМК Перспектива

Конспект урока русского языка 3 класс - Разбор имени существительного. УМК Перспектива...