Связь имени прилагательного с именем существительным
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Сапегина Светлана Пименовна

Русский язык, 3 класс, УМК «Школа России», использованы приёмы технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Цель урока: развивать умение устанавливать связь слов в предложении; познакомить со сложными именами прилагательными.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка

  в 3 классе по теме

 "Связь имени прилагательного с именем существительным"

Целью критического мышления является развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в жизни.

 В основе урока, построенного по данной технологии, лежат следующие этапы: эвокация (вызов), реализация (осмысление), рефлексия.

 На стадии эвокации перед учителем стоит задача «вызвать» уже имеющиеся знания или создать ассоциации по изучаемому вопросу, а так же активизировать, заинтересовать учащихся.

 На стадии осмысления идет работа с информацией, идет поиск ответов, осознается смысл изучаемого. Использование методов и приемов данной технологии позволяет сохранить активность учеников, сделать работу осмысленной.

Метатема «Рисунок и схема»

Цели и задачи:

Предметные:

-  развивать умение устанавливать связь в предложении;

- познакомить с именами прилагательными в роли имени собственного;  

 - познакомить со сложными именами прилагательными и правилом написания  их;  

 - совершенствовать умения распознавать имена прилагательные;

 - развивать умение отличать имя прилагательное от имени существительного;

 - повторить корневые орфограммы;

 - развивать мышление, внимание.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

воспитывать любовь к русскому языку, уважение друг к другу;

формировать навыки контроля и самоконтроля.

Метапредметные УУД:

Коммуникативные:

развивать навыки сотрудничества в группах.

Регулятивные:

ставить цели урока, задачи, проблему и на основе этого строить свою учебно-познавательную деятельность;

развивать умение выделять главное, сравнивать, обобщать;

развивать умение аргументировать, доказывать.

Познавательные:

поиск информации, ее исследование, обработка и систематизация;

использовать предметные знания в модельной ситуации;

формирование познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.

Предметные УУД:

обеспечить усвоение написания сложных прилагательных.

Методологические:

 - ориентировать учащихся на мотивированную учебную деятельность;

 - формировать умение работать в группах, планировать свою деятельность.

Фундаментальный образовательный объект: имя прилагательное

Тип урока: Взаимообучение (по ТРКМ). Урок –комбинированный.

Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, практический, объяснительно-иллюстративный, исследовательский.

Ресурсы: презентация, карточки с заданиями,

Аннотация: 

   В ходе урока учащиеся знакомятся с  правилом правописания сложных прилагательных. В результате  исследования и выделения общих и отличительных признаков имен прилагательных, учащиеся должны прийти к выводу об особенностях употребления их в речи.

ХОД УРОКА

Реализация замысла:

Слайд 1         1 этап. Организационный момент

Долгожданный дан звонок,

Начинаем наш урок,

Мы за парты дружно сели,

Друг на друга посмотрели,

Пожелай успех глазами

И вперед, вперед за знаниями.

- Сегодня на уроке я желаю вам быть мудрыми, внимательно слушать, думать и приобретать новые знания.

-Покажите своей посадкой, что вы готовы работать. (Дети вспоминают правила «рабочего» человека).

- Запишем в тетрадях дату нашей встречи.

 Художницу нашу знает весь свет.

 Раскрасит художница всякий предмет,

 Ответит всегда на вопросы такие:

 Какой? Какое? Какая? Какие?

- О какой части речи говорится в стихотворении?

- Для чего в нашей речи нужны имена прилагательные?

Слайд 2    

- Посмотрите на слайд. По вашему мнению Это рисунок или схема? (Весна. Это картинка, рисунок и схема природы)    

- Составьте несколько предложений, используя имена прилагательные.

= ……………………………….

- Каким изображением вы пользовались для составления предложений? ………….

- Что вам помогало?

= Рисунок.

- Будет ли рисунок источником вашей информации? А схема?

Слайд 3    

- Прочитайте предложения, соответствуют ли они рисунку?

- найдем и выпишем имена прилагательные с именами существительными.

Наступила ранняя весна. Тает последний снег. Журчат говорливые ручьи. Светит ласковое солнце. Летят голосистые птицы.

II. Стадия ВЫЗОВА. (5 мин)

 Прием ТРКМ «Верные и неверные утверждения»

Слайд 4    

А сейчас я предлагаю поработать в парах.

У вас на столах лежат листы, на  которых начерчена таблица. Цифрами указан № вопроса.

1

2

3

4

5

-

+

+

+

+

 Я вам задаю вопросы, а вы обсуждаете в парах. Если согласны, то ставите «+», если не согласны «-», если у вас возникнет спор, то обведите этот номер в кружок.

  1. Верите ли Вы, что имя прил отвечает на вопрос кто? что?
  2. Верите ли Вы, что в предложении имена прил связаны с именами сущ?
  3. Верите ли Вы, что имя прил в предлож являются второст чл пр?
  4. Верите ли Вы, что имена прилагательные могут быть собственными?
  5. Верите ли Вы, что прилагательное можно образовать из двух слов?

- Есть ли такие высказывания, которые вызвали спор? Почему?

Значит, мы с вами еще не все знаем об имени прилагательном.

К таблице и этому высказыванию мы вернемся позже.

Попробуем сегодня ответить на эти вопросы.

III. Стадия ОСМЫСЛЕНИЯ   (20 мин)         

- Что мы сейчас заполняли? (таблицу)

- Можно ли таблицу условно назвать – схема? (да)

- Таким образом, большинство понятий (а понятия - это правила?), связанных с именем прилагательным мы условно вложили в данную схему? (да)

- Но как мы видим у нас остались вопросы, исходя из этих вопросов, можно ли определить тему нашего урока? 

= ……………………………………………………. Слайд 5

- Исходя из темы урока, определим учебную задачу: что будем наблюдать, исследовать, чему будем учиться? (Наблюдать за прилагательными, которые могут быть собственными, ……..) Слайд 6  

- Тогда начнём

 Прием ТРКМ «Фишбоун»

Слайд 7    

- Мы продолжим открывать для себя тайны имени прилагательного. Систематизировать материал нам поможет Фишбоун - таблица (рыбный скелет): голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки — суть понятии, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

- Какие косточки можно заполнить сразу, что мы повторили о прилагательном? (вопросы, связь с частями речи, роль в предложении).   Слайд 8, 9

Верхние косточки

Нижние косточки

Вопросы

какой? какая? какое? какие?

Связь с частями речи

Существительное (с предлогами)

Роль в предложении

Второст чл. предл.

Топонимы

Прилагательное в роли имени собственного

Сложные прилагательные

Пишутся через дефис

- Начнём с наблюдения.

Слайд 10  

- Посмотрите на слайд, что видите? (карта, рисунок-схема)

- Можем ли на карте найти информацию про прилагательное? (это географические названия)

Слайд 11

Северный Ледовитый океан, Чёрное море, Балтийское море, Кировская область, Уральские горы, город Нижний Новгород.

 

- Что заметили в их записи? Запишем данные географические названия.

- В русском языке данные наименования называют ТОПОНИМАМИ – имя собственное, т.е. имя прилагательное в роли имени собственного.

Слайд 12

- С просторов России перенесемся в центр столицы нашей страны (картинка Красная площадь). Знакомы ли вам эти достопримечательности столицы?

Красная площадь, Московский Кремль. (словарные слова)

- Эти записи считаются неделимыми синтаксическими единицами – подлежащим.

Слайд 13

- Что дополним в ФИШБОУН? Слайд 14

- Выполним задание на карточках. (текст про пингвина)

- Озаглавьте текст. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните имена прилагательные волнистой линией.

С какой целью употреблены имена прилагательные?

Что можно сказать о выделенных именах прилагательных? Что они обозначают?

= (цвет, оттенки цвета)

- Кто может сказать, как они образовались?

Какие кр..сивые з..л..товолосые пингвины! Над глазами у них з..л..тистые хох..лки, словно две метёлочки, брови ярко-ж..лтые. а клюв и глаза красные. Спинка и бока изумрудно-з..лёные. А белая грудка кажется шёлковой – такая она гладкая и блестящая.

                                                             А.Иванченко

- Нужно ли это указать в ФИШБОУНЕ? Слайд 15, 16

- Осталось в рыбке вывод сделать по теме урока.

- Что у нас получилось?

- Когда мы говорим о правилах русского языка можно ли эти правила для запоминания записать в виде схемы?

- Так можно ли сказать, что рисунок и схема являются источником информации?

IV. Физкультминутка.

А  теперь  давайте  отдохнём. Я  буду  называть прилагательные, если  я  назову   простое прилагательное, вы  делаете  хлопок. А если  сложное прилагательное   - прыжок:

 Мартовское, проворная, серебристо-белый, тёмно-каштановый, лесная, ярко-красный, светло-жёлтый, маленькая, бледно-розовый, еловые, черно-белый, снеговая.

V.  Стадия  РЕФЛЕКСИЯ. (5 мин)

Слайд 1

Прием ТРКМ «Верные и неверные утверждения»

А сейчас давайте вернемся к нашему первому заданию «Верите ли вы...» и проверим, все ли верно.

Учитель читает вопросы, ученики проверяют ответы со слайдов.

  • В каких высказываниях у вас возник спор?
  • Узнали ответы на этот вопрос?

Вот и подошла к концу наша исследовательская работа.

Итак, расскажите, что знали о имени прилагательном.

Что узнали в ходе урока?

На доске появляются предложения, которые не закончены. Детям предлагается их закончить (устно).

Сегодня на уроке я…..

Сегодня на уроке мне было легко…..

Сегодня на уроке я испытывал трудности….

То, что я узнал на уроке, мне пригодится…

  • Что больше всего понравилось на уроке?
  • С какими трудностями столкнулись?
  • Какие вопросы вы бы задали в связи с этим?

Выставление оценок.

Наш урок подошел к концу

И умный вид вам всем к лицу,

Все вы милы и симпатичны

И отвечали на «отлично».

V.  Домашняя работа.  

Превратить схематическое изображение в яркий рисунок. Составить текст-описание, используя прилагательные простые и сложные.



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет, класс

Русский язык, 3 класс, УМК «Школа России»

Учитель

Сапегина Светлана Пименовна

Тема урока

Связь имени прилагательного с именем существительным

Метапредметная тема урока

«Рисунок и схема»

Тип урока

Взаимообучение (по ТРКМ). Урок-комбинированный.

Технология

Приёмы технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Цель урока

 Развивать умение устанавливать связь слов в предложении; познакомить со сложными именами прилагательными.

Задачи урока

предметные
-  развивать умение устанавливать связь в предложении;

- познакомить с именами прилагательными в роли имени собственного;  

 - познакомить со сложными именами прилагательными и правилом написания  их;  

 - совершенствовать умения распознавать имена прилагательные;

- развивать умение отличать имя прилагательное от имени существительного;

 - повторить корневые орфограммы;

 - развивать мышление, внимание.

Метапредметные

Коммуникативные:

развивать навыки сотрудничества в паре;

воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи;

Регулятивные:

ставить цели урока, задачи, проблему и на основе этого строить свою учебно-познавательную деятельность;

развивать умение выделять главное, сравнивать, обобщать;

развивать умение аргументировать, доказывать.

Познавательные:

поиск информации, ее исследование, обработка и систематизация;

использовать предметные знания в модельной ситуации;

формирование познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач;

использовать предметные знания в модельной ситуации;

формирование познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.

Организационная структура урока

Фаза «Вызова»

Форма организации деятельности учащихся

Работа в парах и фронтально, выходят на целеполагание.

Форма – парная, фронтальная, индивидуальная

Методы – объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, наглядно-проблемный

Источник знаний – иллюстрации, схемы

Функции и виды деятельности учителя

Активизация внимания учащихся, эмоциональный настрой на совместную учебную работу, через проблемные вопросы подводит обучающихся к целеполаганию

Приёмы ТРКМ

«Верные и неверные утверждения»

Фаза «Осмысления»

Форма организации деятельности учащихся

Фронтальная, индивидуальная, парная.

работают  над выполнением своего

задания, заполняют  «Фишбоун», демонстрируют свои результаты, формулируют выводы,

полученные на основе наблюдения и

исследования.

Форма – парная, фронтальная, индивидуальная

Методы – репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.

Источник знаний – карта, иллюстрации, схема (разновидность кластера)

Функции и виды деятельности учителя

Направляющая, контролирующая. Создание ситуации преодоления. Поддержка активности, интереса, усилий.

Приёмы ТРКМ

 «Фишбоун» (рыбий скелет)

Фаза «Рефлексия»

Форма организации деятельности учащихся

Работа в парах, индивидуальная. Корректируют таблицу «Верные и неверные утверждения», выполняют задание, записывают домашнее задание, оценивают уровень

достижения целей урока.

Форма – фронтальная

Метод – словесный

Источник знаний – таблица-схема

Функции и виды деятельности учителя

Направляющая.

Приёмы ТРКМ

Возвращение к «Верным и неверным утверждениям»  (обобщение), творческое домашнее задание  



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 3 класс по теме :"Словообразование имен прилагательных. Разбор имен прилагательных по составу."

Урок составлен в соответствии с ФГОС. В ходе урока использованы  элементы исследовательской работы учащихся. Поставлены  проблемные вопросы, способствующие созданию поисковых  сит...

Конспект урока на тему «Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным», разработанный в технологии критического мышления.

  Конспект урока  на тему  «Имя прилагательное как часть  речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным», разра...

Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным

Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным...

Конспект урока. Тема:" Связь имен прилагательных с именами существительными. Сложные прилагательные"

Тема: Связь имен прилагательных с именами существительными. Сложные прилагательныеЦели деятельности учителя:   -дать понять в...

Русский язык 2 класс. УМК"Школа России". «Единственное и множественное число имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам.»

Цели деятельности учителя: Формировать умение распознавать  прилагательные в единственном и во множественном числе; формировать умение работать самостоятельно и коллективно; развивать речь учащих...

Технологическая карта по русскому языку "Словообразование имен прилагательных. Разбор имен прилагательных по составу"

ознакомление с  образованием   имен прилагательных от основ имен существительных и прилагательных...