программа 3 класс
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему

программа по русскому языку в 3 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_3_kl._2015.docx76.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Ключанская средняя школа»

«Утверждаю»

Директор муниципального

 общеобразовательного учреждения

«Ключанская средняя школа»

 

 ________________ Видехина Т.И.

«__30__»_августа__2016 г.                

Рабочая программа по русскому языку(3 класс)

( Разработана в соответствии с Федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта с учётом начального образования.

                                                                                                                                                                                              Учитель

Демина Галина Семеновна

Ключ 2016

Пояснительная записка

 Классы-3

 Статус документа                                                                                                                              

    Программа по  математике составлена на основе  федерального компонента государственного стандарта начального  образования на базовом уровне. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает  распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.                                                                                                                                                        Программа выполняет две основные функции:                                                                          

 Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.                                                                      

   Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Исходными документами для составления примера рабочей программы явились:

- Закон РФ «Об образовании» № 273-ФЗ в последней редакции от 29 декабря 2012г.

- Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования. (Приказ МО от 5 марта 2004 г. № 1089);\

- Авторская программа для общеобразовательных  школ:  Русский язык. Программы для общеобразоват. учреждений. Начальные классы. автор Канакина В.П., Горецкий В.Г., принадлежащей системе учебников «Школа России».

- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;

- Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы начального образования по русскому языку, федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ и авторской программы автор Канакина В.П., Горецкий В.Г., принадлежащей системе учебников «Школа России».

. Рабочая программа адресована учащимся 3 класса начальной школы.

Программа рассчитана на 170 часов.

                      Формы организации обучения:

  • индивидуально-опосредованная—соответствует опосредованному общению (индивидуальная работа обучающегося с учебным материалом, посредством которого он находится в ситуации общения с другим человеком);
  • парная — соответствует взаимодействию в обособленной паре (результаты его не используются в других парах);
  • групповая — соответствует общению в группе, когда каждый говорящий направляет сообщение одновременно всем. Осуществляется такое взаимодействие в рамках всего коллектива или в рамках небольшой группы.

Технологии обучения:

     Традиционная, личностно-ориентированная, парацентрическая, игровая, здоровьесберегающая, ИКТ, ТРИЗ, проблемное и дифференцированное обучения, метод проектов.

Виды контроля:

-предварительный, текущий, тематический (периодический), итоговый;

-внешний, взаимный, самоконтроль.

 Формы контроля:

-устный контроль - индивидуальный и фронтальный опрос. Правильность ответов определяется учителем, комментируется. По итогам контроля выставляются оценки;

-письменный контроль - выполняется с помощью контрольных и самостоятельных работ, письменных зачетов, перфокарт;

-тестовый контроль -  в основе которого лежат тесты;

-самоконтроль предполагает формирование умения самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности, намечать способы устранения обнаруживаемых пробелов.  

-В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, математические диктанты.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  1. Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических,  проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
  2. Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
  3. Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ

 4. уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся.

 Используются следующие средства обучения:  учебно-наглядные пособия, организационно-педагогические средства (карточки, перфокарты, раздаточный материал).

Виды деятельности учащихся:

Устные сообщения; Обсуждения; Мини – сочинения; Работа с источниками; Доклады; Защита презентаций; Рефлексия

 Структура документа                                                                                                                                        Программа включает пять разделов

 -пояснительную записку

- основное содержание с указанием часов, отводимых на изучение каждого блока минимальным    перечнем лабораторных и практических работ

-требования к уровню подготовки обучающихся

                    - перечень учебно-методического обеспечения    

                      -календарно-тематическое планирование  

Количество часов-170

Всего-170,  в неделю-5

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка» (К. Д. Ушинский).

Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Общая характеристика курса

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

— развитие коммуникативных умений;

— развитие нравственных и эстетических чувств;

— развитие способностей к творческой деятельности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).

Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.

Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.

Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.

Послебукварный (заключительный) — повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.

После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

• орфография и пунктуация;

• развитие речи.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.

Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.

Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).

Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.

Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.

Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.

Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.

Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.

Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.

Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.

Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Место курса «Русский язык» в учебном плане

На изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч. В 1 классе — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте[1] и 50 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка.

Во 24 классах на уроки русского языка отводится по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

Результаты изучения курса

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

 

Содержание курса

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.[2]

Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

 

Обучение грамоте

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.

Овладение первичными навыками клавиатурного письма.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

• раздельное написание слов;

• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);

• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

• перенос слов по слогам без стечения согласных;

• знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.

Систематический курс

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика[3]. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.

Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных. 

Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.

Наречие. Значение и употребление в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.

Частица. Частица не, её значение.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.

Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).

Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания и пунктуации:

• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;

• сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;

• перенос слов;

• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

• проверяемые безударные гласные в корне слова;

• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

• непроизносимые согласные;

• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова

• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

• разделительные ъ и ь;

• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);

• соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход)

• е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек-замочка).

• безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

• безударные падежные окончания имён прилагательных;

• раздельное написание предлогов с именами существительными;

• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

• раздельное написание частицы не с глаголами;

• мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);

• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;

• безударные личные окончания глаголов;

• раздельное написание предлогов с другими словами;

• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;

• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;

• запятая при обращении в предложениях;

• запятая между частями в сложном предложении.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.

Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

Распределение основного содержания по темам представлено в следующем разделе программы, который включает:

— Тематическое планирование по русскому языку к учебнику:

  1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс.

Содержание учебного материала

Раздел программы

Содержание ФГОС НОО

Кол-во часов

Язык и речь

Учащиеся учатся различать язык и речь, анализировать высказывания о русском языке

2 часа

Текст   Предложение Словосочетание

Учатся различать текст и предложение, отличать предложение от группы слов, выделять части текста, классифицировать предложения по цели высказывания, выделять в предложении словосочетание

14 часов

Слово в языке и речи

Учатся распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении, работать со словарями, находить в тексте фразеологизмы, распознавать изученные части речи, однокоренные слова, определять наличие в слове наличие изученных орфограмм, выделять в слове корень

19 часов

Состав слова

Учатся распознавать однокоренные слова и группировать их, различать однокоренные слова и синонимы, работать со словарём однокоренных слов, выделять все части слова, составлять описательный текст по картине

16 часов

Правописание частей слова

Учатся находить в словах орфограммы , подбирать проверочные слова, группировать слова по типу орфограмм, работать с орфографическим словарём

29 часов

Части речи

Учатся распознавать части речи, признаки частей речи, находить в тексте знакомые части речи, учатся писать сочинения по картине

76 часов

Повторение

Обобщить и систематизировать изученный материал, совершенствовать грамматико-орфографические и речевые умения и навыки, умения делать логические заключения

14 часов

Учебно-тематическое  планирование

№ п/п

Содержание

Кол-во часов

В том числе на

Выполнение практической части программы

уроки

резерв

сочинение

изложение

контр работы

1

Язык и речь

2

2

2

Текст. Предложение. Словосочетание

14

14

1 обучающее

диктант(входной)

3

Слово в языке и речи

19

18

1

1проект

2(обучающее)

диктант с грамматическим заданием

4

Состав слова

16

16

1(по картине)

1проект

1(обучающее)

диктант с грамматическим заданием

5

Правописание частей слова

29

26

3

1(по картине)

1проект

2(обучающее)

2 диктанта с грамматическим заданием

6

Части речи

76

74

2

3 проект

4 сочинения

3(обучающее)

4 диктанта с грамматическим заданием

7

Повторение

14

12

2

1

2(обучающее)

1(итоговый)

1 тест

Итого

170

162

8

6 п, 7с

11 об излож

9д, 1 тест

Календарно-тематическое планирование

№п/п

Тема урока

Характеристика основных видов деятельности ученика(на уровне учебных действий) по теме

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Примечание

1

Наша речь Виды речи

Различать язык и речь, анализировать высказывания о русском языке

02.09

02.09

записать в тетрадь 5 предложений об осени

2

Наш язык

Различать язык и речь, анализировать высказывания о русском языке

03.09

03.09

упр.9

3-4

Текст. Типы текста

Различать текст и предложение, определять главную мысль текста, подбирать заголовок к тексту, определять тип текста

04.09,05.09

04.09

05.09

составить и записать текст -описание

5

Предложение

Отличать предложение от группы слов

06.09

06.09

упр.17

6

Виды предложений по цели высказывания

Наблюдать над значением предложений, находить предложение в тексте, выделять в письменном тексте диалог

09.09

09.09

упр.26

7

Виды предложений по интонации

Наблюдать над значением предложений, различных по цели высказывания

10.09

10.09

упр.33

8

Предложения с обращением

Находить в предложении обращение

11.09

11.09

упр.36

9

Обучающее изложение

Составлять план, писать изложение

12.09

12.09

повторить словарные слова

10-11

Главные и второстепенные члены предложения

Учить находить в предложении подлежащее и сказуемое, развивать орфографическую зоркость

13.09,16.09

13.09

16.09

упр.46,48

12-13

Простое и сложное предложение

Различать простые и сложные предложения, объяснять знаки препинания внутри сложного предложения

17.09,18.09

17.09

18.09

упр.51,54

14,15

Словосочетание

Различать словосочетание и предложение, составлять предложения

19.09, 20.09

19.09

20.09

упр.60,63

16

Контрольный диктант по теме «Предложение»(входной, диагностический)

Оценить результаты выполненных заданий

24.09

24.09

повторить словарные слова

17

Лексическое слова. однозначные и многозначные слова

Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение в толковом словаре

23.09

23.09

упр.65

18

Синонимы и антонимы

Узнавать синонимы и антонимы в тексте

25.09

25.09

упр.72,73

19

Омонимы

Работать со словарём омонимов

26.09

26.09

упр.78

20

Слово и словосочетание

Различать слово и словосочетание как сложное название предметов

27.09

27.09

выучить правило

21

Фразеологизмы

Находить в тексте и предложении фразеологизмы, объяснять их значение

30.09

30.09

упр.87

22

Обучающее изложение

Письменно излагать содержание текста-образца, развивать орфографическую зоркость

01.10

01.10

Повторить словарные слова

23

Части речи

Классифицировать части речи, находить их в тексте

02.10

02.10

Повторить словарные слова

24

Имя существительное

Уметь находить имена существительные в тексте, объяснять их значение

03.10

03.10

упр.96,выучить части речи

25

Имя прилагательное

Уметь находить имена прилагательные в тексте, объяснять их значение

04.10

04.10

выучить части речи

26

Глагол

Уметь находить глагол в тексте, объяснять значение

07.10

07.10

упр.101

27

Что такое имя числительное?

Уметь находить имя числительное в тексте, объяснять значение

08.10

08.10

упр.105

28

Однокоренные слова

Распознавать однокоренные слова, выделять в них корень

09.10

09.10

упр.109

29

Звуки и буквы. Гласные звуки

Различать слово и слог, звук и букву

10.10

10.10

упр.115

30

Звуки и буквы. Согласные звуки

Определять качественную характеристику гласных и согласных звуков

11.10

11.10

повторить словарные слова

31

Звонкие и глухие согласные звуки

Разделительный мягкий знак

Подбирать проверочные слова, находить и отмечать в словах орфограммы

14.10

14.10

упр.125,126

32

Обучающее изложение

Письменно излагать содержание текста-образца, развивать орфографическую зоркость

15.10

15.10

упр.128

33

Обобщение и закрепление изученного

Повторить и обобщить изученный материал, развивать  орфографическую зоркость

16.10

16.10

повторить словарные слова

34

Проект «Рассказ о слове»

Подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении

17.10

17.10

записать 10слов с разделит. ь знаком

35

Контрольный диктант:»Слово в языке и речи»

Оценить результаты

18.10

18.10

повторить словарные слова

36

Что такое корень слова?

Формировать определение однокоренных слов и корня слова

21.10

21.10

записать 10 слов с корнем мор

37

Как найти в слове корень?

Учить находить корень в словах

22.10

22.10

повторить правило

38

Сложные слова

Познакомить со сложными словами, формировать умение находить корень в сложных словах

23.10

23.10

упр.141

39-40

Что такое окончание? Как найти в слове окончание

Формировать определение окончания, выделять окончание в словах

24.10

24.10

упр.146,152

41

Что такое приставка? Как найти в слове приставку?

Формировать определения приставки, выделять приставку в словах

25.10

25.10

выучить правило

42

Значения приставок

Уметь находить приставки в словах

28.10

28.10

упр.163

43

Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?

Формировать определения суффикса, уметь  выделять суффиксы в словах

29.10

29.10

записать 10 слов с суффиксами

44

Значения суффиксов

Объяснять значения суффиксов, разбирать слова по составу

30.10

30.10

упр.176

45

Сочинение по картине А.А.Рылова»В голубом просторе»

Письменно излагать содержание текста-образца, развивать орфографическую зоркость

31.10

31.10

упр.171

46

Что такое основа слова?

Формировать умения выделять основу в словах, разбирать слова по составу

01.11

01.11

упр.182

47

Обобщение знаний о составе слова

Планировать учебные действия, разбирать слова по составу

11.11

11.11

упр.188

48

Контрольный диктант оп теме «Состав слова»

Оценить результаты выполненных заданий

12.11

12.11

повторить словарные слова

49

Анализ контрольного диктанта Обобщение знаний о составе слова

Развивать орфографическую зоркость

13.11

13.11

упр.189

50

Обучающее изложение

Письменно излагать содержание текста-образца, развивать орфографическую зоркость

14.11

14.11

упр.190

51

Проект «Семья слов»

Подбирать из различных источников информацию

15.11

15.11

повторить словарные слова

52

В каких значимых частях слова есть орфограммы?

Формировать умения находить орфограммы в словах

18.11

18.11

упр.195

53-55

Правописание слов с безударными гласными в корне

Формировать умения подбирать проверочные слова

19.11, 20.11

21.11

19.11, 20.11, 21.11

упр.200,203, выучить правило

56-59

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне

Формировать подбирать проверочные слова

22.11,25.11

26.11, 27.11

22.11,

25.11

26.11, 27.11

упр.214, 218, выучить правило

60

Обучающее изложение

Письменно излагать содержание текста-образца, развивать орфографическую зоркость

28.11

28.11

повторить словарные слова

61-63

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне

Формировать умения писать слова с непроизносимыми согласными

29.11,02.12,

03.12

29.11

02.12

03.12

упр.224,229,230

64-65

Правописание слов с удвоенными согласными

Формировать умения писать слова с удвоенными согласными

04.12,05.12

04.12.

05.12

упр.235

66

Сочинение по картине В.М.Васнецова «Снегурочка»

Развивать умения составлять текст на заданную тему

06.12

06.12

повторить словарные слова

67

Контрольный диктант по теме «Правописание  корней слов»

Проверить усвоение правил написания слов с изученными орфограммами

09.12

09.12

повторить правила

68-71

Правописание суффиксов и приставок

Формировать умения находить орфограммы в суффиксах и приставках

10.12, 11.12, 12.12, 13.12

10.12,

11.12,

12.12, 13.12

упр.247, 251,255

72,73

Правописание приставок и предлогов

Формировать умения различать предлоги и приставки

16.12,17.12

16.12

17.12

упр.260,263

74

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком

Формирования умения различать слова с разделительным твёрдым и мягким знаком

18.12

18.12

упр.266

75-77

Разделительные твёрдые и мягкие знаки

Формирования умения различать слова с разделительным твёрдым и мягким знаком

19.12,20.12

23.12

19.12

20.12, 23.12

упр.274,279

78

Обучающее изложение

Письменно излагать содержание текста-образца, развивать орфографическую зоркость

24.12

24.12

записать 10 слов с приставками

79

Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова»

Проверить усвоение правил написания слов с изученными орфограммами

25.12

25.12

записать 10 слов с суффиксами

80

Проект «Составляем орфографический словарь»

Подбирать из различных источников информацию

26.12

26.12

повторить словарные слова

81

Части речи

Формировать умение распознавать части речи

27.12

27.12

упр.7

82-83

Имя существительное и его роль в речи

Развивать умения распознавать имена существительные

13.01,14.01

13.01

14.01

выучить правило

84-85

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Формировать умение распознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

15.01,16.01

15.01

16.01

записать 10 существительных

86

Обучающее изложение

Письменно излагать содержание текста-образца, развивать орфографическую зоркость

17.01

17.01

повторить словарные слова

87

Собственные и нарицательные имена существительные

Формировать умение распознавать собственные и нарицательные имена существительные

20.01

20.01

упр.27

88

Проект»Тайна имени»

Подбирать из различных источников информацию

21.01

21.01

повторить правила

89,90

Число имён существительных

Формировать умения определять число имён существительных

22.01,23.01

22.01,

23.01

упр.32,37

91,92

Род имён существительных

Формировать умения определять род имён существительных

24.01, 27.01

24.01

27.01

упр.44,50

93,94

Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих

Формировать умения писать имена существительные с шипящим звуком на конце мужского и женского рода

28.01, 29.01

28.01

29.01

упр.56,60

95

Обучающее изложение

Письменно излагать содержание текста-образца, развивать орфографическую зоркость

30.01

30.01

упр.63

96

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

Проверить знания, умения и навыки

31.01

31.01

повторить правила

97

Склонение имён существительных

Познакомить с изменением окончаний имён существительных в зависимости  от вопроса

03.02

03.02

просклонять

слова стрела, гора

98-99

Падеж имён существительных

Запоминать названия падежей, определять падеж  имён существительных

04.02,05.02

04.02

05.02

выучить падежи

100

Сочинение по картине И.Билибина»Иван-Царевич и лягушка –квакушка»

Составлять рассказ по репродукции картины под руководством учителя)

06.02

06.02

просклонять слово ручка

101

Именительный падеж

Распознавать именительный падеж, в котором употреблено имя существительное

07.02

07.02

повторить падежи

102

Родительный падеж

Распознавать родительный падеж

10.02

10.02

упр.81

103

Дательный падеж

Познакомить с особенностями дательного падежа

11.02

11.02

упр.84

104

Винительный падеж

Познакомить с особенностями винительного падежа

12.02

12.02

упр.93

105

Творительный падеж

Познакомить с особенностями творительного падежа

13.02

13.02

упр.96

106

Предложный падеж

Познакомить с особенностями предложного падежа

14.02

14.02

упр.98

107

Обучающее изложение

Письменно излагать содержание текста-образца, развивать орфографическую зоркость

17.02

17.02

повторить падежи

108

Все падежи

Развивать умение определять падеж существительного по вопросу и предлогу

18.02

18.02

повторить падежи

109

Обобщение знаний

Развивать умение определять падеж существительного по вопросу и предлогу

19.02

19.02

записать две пословицы и определить падеж

110

Сочинение по картине К.Юона «Конец зимы. Полдень»

Составлять рассказ по репродукции картины под руководством учителя

20.02

20.02

повторить падежи

111

Контрольный диктант по теме»Имя существительное»

Проверить усвоение правил написания слов с изученными орфограммами

21.02

21.02

повторить падежи

112

Проект»Зимняя страничка»

Подбирать из различных источников информацию

24.02

24.02

повторить падежи

113-114

Значение и употребление имён прилагательных в речи

Распознавать имена прилагательные среди других частей речи

25.02,26.02

25.02

26.02

упр.112,115

115

Роль прилагательных в тексте

Распознавать имена прилагательные среди других частей речи

27.02

27.02

упр.121

116

Текст-описание

Развивать умение составлять текс-описание

28.02

28.02

повторить правило

117

Отзыв по картине М.Врубеля «Царевна-Лебедь»

Развивать умение составлять текст на заданную тему

03.03

03.03

повторить правило

118

Род имён прилагательных

Развивать умения определять род имён прилагательных

04.03

04.03

упр.126

119-120

Изменение прилагательных по родам

Классифицировать имена прилагательные

05.03,06.03

05.03

06.03

упр.130,повторить правило

121-122

Число имён прилагательных

Развивать умение определять число имён прилагательных

07.03,10.03

07.03

10.03

упр.138,142

123

124

Изменение имён прилагательных по падежам

Изменять, пользуясь таблицей, имена прилагательные

11.03, 12.03

11.03

12.03

просклонять прилагательное высокая гора

125

126

Обобщение знаний

Определять падеж имён прилагательных по падежу имён существительных

13.03,14,03

13.03

14.03

повторить правила

127

Отзыв по картине А.Серова»Девочка с персиками»

Составлять сочинение-отзыв по репродукции и опорным словам

17.03

17.03

повторить правила

128

Обобщение знаний

Определять падеж имён прилагательных по падежу имён существительных

18.03

18.03

повторить правила

129

Контрольный диктант по теме» Имя прилагательное»

Проверить усвоение правил написания слов с изученными орфограммами

19.03

19.03

повторить словарные слова

130

Проект «Имена прилагательные в загадках»

Подбирать из различных источников информацию

20.03

20.03

повторить словарные слова

131

Личные местоимения

Распознавать личные местоимения среди других частей речи

21.03

21.03

выучить правило

132

Изменение личных местоимений по родам

Формировать умение определять лицо, число, род местоимений

31.03

31.03

упр.162

133

134

Местоимение

Формировать умение определять лицо, число, род местоимений

01.04

02.04

01.04

02.04

записать 10 местоимений

135

Обучающее изложение

Письменно излагать содержание текста-образца, развивать орфографическую зоркость

03.04

03.04

повторить правило

136-138

Значение и употребление глаголов в речи

Распознавать глаголы среди других частей речи

04.04, 07.04

08.04

04.04

07.04, 08.04

упр.172,176,

180

139

140

Неопределённая форма глагола

Развивать умения распознавать глаголы в неопределённой форме

09.04,10.04

09.04

10.04

упр.184,188

141

142

Число глаголов

Развивать умения определять число глаголов

11.04,14.04

11.04

14.04

составить и записать 5 предложений на тему «Весна»

143

Времена глаголов

Распознавать время глагола, изменять глаголы по временам

15.04

15.04

упр.199

144

Времена глаголов. 2-е лицо глаголов

Познакомить с написанием глаголов 2-ого лица единственного числа

16.04

16.04

упр.204

145

146

Изменение глаголов по временам

Изменять глаголы по временам

17.04,18.04

17.04

18.04

упр.209

147

Обучающее изложение

Письменно излагать содержание текста-образца, развивать орфографическую зоркость

21.04

21.04

повторить словарные слова

148

149

Род глаголов в прошедшем времени

Определять род и число глаголов в прошедшем времени

22.04,23.04

22.04

23.04

упр.218,222

150

151

Правописание частицы не с глаголами

Раздельно писать частицу не с глаголами

24.04, 25.04

24.04

25.04

выучить правило

152-155

Обобщение знаний

Закрепить навыки разбора глагола как части речи

28.04,29.04

30,04,01.05

28.04,

29.04, 30.04, 01.05

подготов

 контр диктанту

156

Контрольный диктант  теме «Глагол»

Проверить знания, умения и навыки

02.05

02.05

повторить словарные слова

157

158

Части речи

Закреплять навыки морфологического разбора

05.05,06,05

05.05

06.05

упр.239

159

Обучающее изложение

Письменно излагать содержание текста-образца, развивать орфографическую зоркость

07.05

07.05

повторить словарные слова

160

Обобщение изученного о слове, предложении

Развивать умения правильно употреблять предложения в речи

08.05

08.05

упр.246

161

Правописание окончаний имён прилагательных

Изменять, пользуясь таблицей, имена прилагательные

12.05

12.05

упр.249

162

Правописание приставок и предлогов

Закреплять навыки правописания приставок и предлогов

13.05

13.05

упр.250

163

Правописание безударных гласных

Развивать орфографическую зоркость

14.05

14.05

упр.255

164

Правописание значимых частей слова

Обобщить знания о правописании слов с орфограммами

15.05

15.05

упр.257

165

Итоговый контрольный диктант

Проверить знания, умения и навыки по программе 3 класса

16.05

16.05

повторить словарные слова

166

Анализ контрольного диктанта

Однокоренные слова

Обобщить знания о частях речи, однокоренных словах

19.05

19.05

упр.263

167

Обучающее изложение

Письменно излагать содержание текста-образца, развивать орфографическую зоркость

20.05

20.05

повторить словарные слова

168

Текст

Развивать устную речь

21.05

21.05

169

Сочинение на тему»Почему я жду летних каникул»

Развивать устную и письменную речь

22.05

22.05

170

КВН «Знатоки русского языка»

Прививать интерес к предмету

23.05

23.05

                                                                                          Итого: 170 часов

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Примечания

Книгопечатная продукция

Сборник рабочих программ «Школа России».-М.:Просвещение, 2011.

Учебники

1.   Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 3 класс. М.:Просвещение, 2012. В 2 ч.: Ч.1.

  1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 3 класс. М.:Просвещение, 2012. В 2 ч.: Ч.2.

Методические пособия для учителя

  1. ДмитриеваО.И. Поурочные разработки по русскому языку, 3 класс.-Москва «ВАКО», 2013.

  1. Канакина В.П., Щёголева Г.С. Русский Язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1 - 4 классы. М.:Просвещение, 2012.

  1. Канакина В. П. Работа с трудными словами. 1-4 классы

  1. Тихомирова Е.Н. Тесты по русскому языку. 3 класс. М.: «ЭКЗАМЕН», 2013. В 2 ч.

  В программе определены цели начального обучения русскому языку; рассмотрены подходы к структурированию учебного материала и к организации деятельности учащихся; представлены результаты изучения предмета, основное содержание курса, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся; описано материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

В учебниках используются схемы, алгоритмические предписания. Задания к упражнениям имеют комплексный характер. Методический аппарат учебников позволяет организовать систематическое повторение. В учебники включены задания для работы в парах и материалы по проектной деятельности.

В пособии представлены поурочные разработки по русскому языку для 3 класса к УМК В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого («Школа России»), составленные в соответствий с требованиями ФГОС. Пособие включает: тематическое планирование учебного материала, подробные сценарии уроков, тексты диктантов и изложений, интересный игровой материал.

В сборнике представлены обучающие тексты различных типов, контрольные диктанты, творческие работы по основным разделам начального курса русского языка. Материал может быть использован для совершенствования грамматико-орфографических навыков и умений, а также для контроля усвоения содержания курса.

Пособие включает словарь слов с непроверяемыми и трудно проверяемыми написаниями, языковой материал для организации словарно-орфографической работы на уроках и во внеурочной деятельности, рекомендации по работе с трудными словами 

Данный сборник с тестами предназначен для тематического и итогового контроля знаний учащихся по основным разделам учебника "Русский язык. 2 класс" (авт. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий). Тесты помогут учащимся в изучении основных тем курса русского языка, а учителю предоставят систематизированный проверочный материал.

Компьютерные и информационно - коммуникативные средства

Электронные учебные пособия:
1. Электронное приложение к учебнику «Русский язык», 3 класс

(Диск CD-ROM),

Авторы: Канакина В.П., Половникова Е.Ю., Данилова Н.В.

Диски для самостоятельной работы учащихся на уроках (если класс имеет компьютерное оборудование) или для работы в домашних условиях. Материал по основным вопросам начального курса русского языка представлен на дисках в трёх аспектах: рассмотрение нового учебного материала, использование новых знаний в изменённых условиях, самоконтроль.

Технические средства

1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
2. Магнитная доска.
3. Персональный компьютер с принтером и сканером.
 


[1] На уроки обучения чтению в период обучения грамоте выделяются часы учебного плана по литературному чтению (92 ч).

[2] Курсивом обозначен материал для ознакомления. Он не является обязательным для усвоения и не выносится в требования, предъявляемые к учащимся.

[3] Изучается во всех разделах курса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3-4 классах по темам "Мари калык муро. Мыскара влак." (3 класс), "Мари калык муро. Такмаквлак." (4 класс)

Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

рабочая программа3 класс

рабочая программа Школа России 3 класс...

Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами

Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...