Урок-путешествие (интегрированный) на тему: "Согласные звуки [м] [м'], буквы М, м. Многозначные слова"
методическая разработка по русскому языку (1 класс) на тему

Ирина Литвинова42

Педагогическая цель        

Создать условия для ознакомления учащихся с согласными буквами М, м, развития речи, логического мышления, памяти, развивать фонематический слух, внимание, мышление, учить детей сотрудничать.

Тип урока     Решение учебной задачи

Планируемые результаты (предметные)        

 Владеют навыками плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами, чтения предложений и коротких текстов с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания, показать, что одно и то же слово может иметь несколько значений.

Личностные результаты 

Оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.

Универсальные учебные действия (метапредметные)  

Регулятивные: учатся работать по предложенному плану.

Познавательные: общеучебные – отличают новое от уже известного с помощью учителя; логические – строят рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Коммуникативные: вступают в беседу на уроке и в жизни, воспитывать бережное отношение к природе

Основное содержание темы, понятия и термины     

Согласные буквы М, м; заглавная, строчная, печатная и письменная буквы; слого - звуковой анализ слова, предложение.

Образовательные ресурсы: Презентация к уроку. Предметные картинки с изображением гриба, карточки со схемами, маски животных, карточки со словами, шаблоны грибочков для штриховки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок-путешествие (интегрированный) на тему: "Согласные звуки [м] [м'], буквы М, м. Многозначные слова"

Педагогическая цель        

Создать условия для ознакомления учащихся с согласными буквами М, м, развития речи, логического мышления, памяти, развивать фонематический слух, внимание, мышление, учить детей сотрудничать.

Тип урока        Решение учебной задачи

Планируемые результаты (предметные)        

 Владеют навыками плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами, чтения предложений и коротких текстов с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания, показать, что одно и то же слово может иметь несколько значений.

Личностные результаты        

Оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.

Универсальные учебные действия (метапредметные)        

Регулятивные: учатся работать по предложенному плану.

Познавательные: общеучебные – отличают новое от уже известного с помощью учителя; логические – строят рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Коммуникативные: вступают в беседу на уроке и в жизни, воспитывать бережное отношение к природе

Основное содержание темы, понятия и термины        

Согласные буквы М, м; заглавная, строчная, печатная и письменная буквы; слого - звуковой анализ слова, предложение.

Образовательные ресурсы: Презентация к уроку. Предметные картинки с изображением гриба, карточки со схемами, маски животных, карточки со словами, шаблоны грибочков для штриховки.

Ход урока

I. Организация начала урока.

Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок.

Сегодня на уроке мы совершим путешествие в лес. Но чтобы попасть в лес, мы должны отгадать загадку-ключ.

 СЛАЙД (Читают дети)

Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть – нет головы. 
(Гриб)

После того как загадка отгадана, открывается слайд.

СЛАЙД -  ГРИБ

Учитель

 – Но мы с вами сделали только полдела, теперь мы должны правильно написать слово гриб.

Дети печатают слово ГРИБ

II. Постановка учебной задачи. Знакомство с многозначными словами.

Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели урока

 И вот мы в лесу. СЛАЙД - ЛЕС

Нашим проводником будет этот гриб. Вот какая история произошла с ним однажды...

Историю рассказывает заранее подготовленный ученик

    Жил в лесу гриб лисичка со своими детками-грибочками. Один грибочек был очень непослушным и ушел без разрешения гулять. Навстречу ему попался зверек с большим пушистым хвостом.

– Ты кто? – спросил грибочка зверек.

– Я лисичка, – ответил грибочек.

– Вот здорово, – обрадовался зверек, — я тоже лисичка. А ты не боишься, что тебя застрелит охотник?

– Ты все перепутал, – ответил грибочек, – охотники в нас не стреляют. Опаснее люди с корзинками, которые могут поджарить на сковородке...

Учитель выдерживает паузу, чтобы дети осмыслили содержание услышанного.

– Что за “лисички” встретились?

– Кто из них прав? (Оба по-своему?)

– Почему же лисички не поняли друг друга?  

 СЛАЙД (Лисички –грибы, лисичка – животное)

Вывод. Одно слово обозначает несколько предметов.

III. Усвоение новых знаний.

Учитель:

- Знаете ли вы, что грибы называют детьми леса? А почему?

(Ответы детей.)

– Да потому, что грибы растут только в лесу.

Учитель читает текст

Гриб – дитя леса. В степи нет грибов... Всем известно, что если посеять и вырастить лес в чистом поле, то начнут родиться в нем грибы, свойственные породам деревьев разведенного леса...

Народ, признавая влияние деревьев на грибы, дал некоторым из них названия, происходящие от названия деревьев: подберезовик, подосиновик, дубовик.

СЛАЙДЫ( подберезовик, подосиновик, дубовик)

– Почему их так назвали? (Ответы детей.)

– Кто из вас ходил в лес за грибами?

- Как надо собирать грибы? (Срезать ножом, нельзя рвать, так как можно повредить грибницу.)

– Что может произойти, если грибники будут рвать грибы? (Их не станет, и могут погибнуть животные и птицы, так как будет меньше корма.)

IV. Физминутка (По грибочки)   СЛАЙД

       Идем в лес по грибы. Встали рано утром. Потянулись. Сделали зарядку (несколько движений), умылись (имитация),оделись, взяли корзинки и пошли.

      Идем по лесу. Деревья большие, раздвигаем ветки (имитация). Чтобы найти гриб, надо наклониться. Увидели…Присели, срезали, положили в корзинку. Пошли дальше. Еще гриб: наклонились, присели, срезали, положили в корзинку…Пошли дальше

       Еще гриб: наклонились, присели, срезали, положили в корзинку….

      Полная корзинка.

V. Работа со словами и составление схем (работа в паре)

Задание: записать схему слова, написать согласные буквы.

– А это кто нам встретился в лесу?    

СЛАЙД

О

Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный?  
(Волк)

И

А

Рыжая с пушистым хвостом, 
Живет в лесу под кустом.  
(Лиса)

СЛАЙД

Ё

Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Еж)

И

И

СЛАЙД

Живет в лесу, ухает, как разбойник; 
Люди его боятся, а он людей боится. 
(Филин)

Е

А

СЛАЙД

В сосне дупло, в дупле тепло.
А кто в дупле, живет в тепле? 
(Белка)

VI. Штриховка шаблона гриба.

– Белка принесла нам грибочки. (Детям раздаются шаблоны грибов, которые они обводят в своих тетрадях.)

VII. Инсценировка диалога Мыши и Миши.

Грибок вывел нас на полянку, но на ней кто-то есть. Кто это, грибок?( Дети отвечают)

СЛАЙД

- Это мышонок Мыша и медвежонок Миша. О чем они говорят?

(Диалог Мыши и Миши можно проинсценировать.)

Мыша: Давай стихи придумывать. Вот слушай, какой я сочинил:

Каждый день и каждый час
Мы твердим упрямо: 
Нет на свете никого 
Лучше нашей...

– Малины! – заорал Миша.

– Да при чем здесь малина? Я хотел сказать: "Лучше нашей... (мамы)".

– Это тоже здорово! А теперь я сочиню...

– А про что?

– Ну, хотя бы про мухомор.

Не ешьте белые макароны,
А ешьте красные мухоморы!

- Что ты, что ты! – испугался мышонок.

– Мухоморы нельзя есть, в больницу попадешь. Вот слушай стих про доктора:

В лесу нет доктора важней, 
Чем бойкий рыжий ...

– Айболит! – закричал медвежонок.

– Да не Айболит, а... (муравей). Айболит лечит зверей, а муравей – лес.

– Откуда ты так много знаешь?

Кто много читает, тот много знает! (Артисты уходят)

VIII. Знакомство со звуками [м] [м'] и буквой М м.

Учитель:

- Ребята, прислушайтесь внимательно к словам: мама, малина, мухомор, муравей, медведь, мышь. Какой звук есть во всех этих словах? [м].

Какой это звук?

(Согласный - доказать, звонкий - доказать)

Сравните: Мыша, Миша. Один ли и тот же звук? (Нет: [м] [м'].)

Звуки [м] [м'] записываются буквой...М

СЛАЙД  

Послушайте, пожалуйста,  о букве М м и о звуке [м] [м']  СЛАЙД   

Сравнение букв:печатных и письменных - М м и Мм. СЛАЙД

X. Запись в тетрадях букв М м, предварительно сравнив.

Чтение и запись слогов на слайдах.

Запись в прописях слогов и слов с буквой "М"

X. Физминутка для глаз     СЛАЙД

XI.Работа с Азбукой.(текст на слайде)

- Наше путешествие подходит к концу и, чтобы мы вновь очутились дома, в классе, мы должны выполнить задания нашего грибочка.

Прочитать текст -   (ЧИТАТЬ ТЕКСТ «МУРКА» )СЛАЙД 

Дети читают «цепочкой»

XII. Работа со словами. Игра «Какие грибы спрятались?»

- Какие грибы здесь спрятались? Надо подумать и написать недостающие буквы…

слайды

И

И

И

лисички

Ы

И

рыжик

У

О

О

мухомор

Е

Ы

Белый

Грибок вам дает задание. Сделайте рисунки одинаковыми.

слайды

http://festival.1september.ru/articles/417856/image4499.jpg

XIII. Рефлексия. СЛАЙД
- Как вы думаете, кто у нас сегодня на уроке очень хорошо работал?
- Кому урок понравился - похлопайте.
- Кому очень понравился - похлопайте сильнее.D:\1 КЛАСС\русский яз карточки\Новая папка (4)\Новая папка\ПРОПИСИ ШТРИХОВКИ\штриховка00004.jpg

У вас на столах смайлики. Если вам было хорошо и все поняли, красный цвет и смайлик улыбается и т.д.
Грибочек приготовил для вас подарок. Рисунки – штриховки в подарок.

XIV. Итог урока. 

Наше путешествие завершилось.

Какие открытия вы сделали?

Что особенно запомнилось? 

Какую букву писали на уроке?
- Какие звуки она обозначает? (Буква М обозначает согласные звуки: твёрдый [м] и мягкий [м'].) 

D:\УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ И ПИСЬМА 111111\ФОТО ДЕТЕЙ НА УРОКЕ ГРАМОТЕ\УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ И ПИСЬМА И ПРЕЗЕНТАЦИЯ\DSC00466.JPG

D:\УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ И ПИСЬМА 111111\ФОТО ДЕТЕЙ НА УРОКЕ ГРАМОТЕ\УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ И ПИСЬМА И ПРЕЗЕНТАЦИЯ\DSC00426.JPG

D:\УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ И ПИСЬМА 111111\ФОТО ДЕТЕЙ НА УРОКЕ ГРАМОТЕ\УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ И ПИСЬМА И ПРЕЗЕНТАЦИЯ\DSC00481.JPG

Министерство Образования и науки КЧР

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 ст. Зеленчукской

им. В. В. Бреславцева»

                                                               

                                                                  Разработала Литвинова И.А.,

                                            учитель высшей

                                                                    квалификационной категории


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обучению грамоте на тему "Согласные глухие звуки [ф], [ф\'], отличающиеся по признаку мягкости и твёрдости. Буквы Ф, ф".

   Уроки обучения грамоте являются начальной ступенькой в речевом развитии детей. Если проанализировать данный урок, то мы увидим, как просматриваются все эти направления. Этапы...

Разработка урока по литературному чтению на тему: "«Согласные глухие звуки [т] [т’], отличающиеся по признаку мягкости – твердости. Буквы Т т».

Урок разработан по программе "Перспективная начальная школа" 1 класс. Дети познакомятся со звуками [т] [т]\' и буквами  Т, т....

Конспект урока обучения грамоте по теме: "Согласные звонкие звуки [в ],[ в\'], буквы Вв"

Конспект урока  с презентацией можно использовать на уроках обучения грамоте в любом УМК, а также в классах, где обучаются дети-билингвы...

Звуки [т], [т,]. Буква Т, т. Многозначность слова.

Технологическая карта урока обучения чтению в 1 классе по теме "Звуки [т], [т,]. Буква Т, т. Многозначность слова." Приготовлена презентация к уроку....

Конспект отрытого коррекционно-логопедического занятия для учащихся 3 класса (ОВЗ). Раздел: Звуки и буквы Тема: Согласный мягкий звук - [ч’] и буквы Ч-ч

Данный материал будет интересен для работы учителям начальных классов, логопедам.Тема занятия: Звук [ч’] и буквы Ч-ч. Цель занятия: Закрепление акустического навыка распознования звука [ч&r...