Конспект урока-игры «Что? Где? Когда?» по теме «Изменение глагола по временам»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Горбунова Людмила Николаевна

Руссский язык, УМК "Школа России", 3 класс. Конспект урока-игры "Что? Где? Когда?" по теме "Изменение глагола по временам". Закрепление полученных знаний об изменении глагола по временам. На уроке дети узнают новое о видах устного народного творчества. Весь материал заданий построен с использованием загадок, скороговорок, пословиц, народных примет, поговорок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 41»

Русский язык

Урок-игра «Что? Где? Когда?»

3 класс

Изменение глагола

по временам

Урок разработала:

учитель начальных классов

МОУ «СОШ №41» г. Саранска

Горбунова Людмила Николаевна

2014-2015 г.

Русский язык, 3 класс. Урок-игра «Что? Где? Когда?»

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Используемое оборудование и методическое обеспечение: компьютер, проектор, экран, магнитная доска, карточки, конспект урока, презентация к уроку.

Краткое описание: ресурс предназначается для традиционной программы

Тема: «Изменение глагола по временам».

Образовательные цели: узнать и закрепить знания об изменении глагола по временам.

Воспитательные цели: вспомнить и узнать новое о видах  устного народного творчества.

Дидактические цели:

- Формирование умения учащихся определять область своего незнания, умения объяснять причины своих ошибок, отбирать задания для устранения этих причин.

- Формирование алгоритма рефлексивного мышления.

Методические задачи:

- Проверить сформированность способа действия.

- Уметь вычленять из общего способа действия отдельные операции, производить процессуальный контроль.

(Весь материал заданий построен с использованием загадок, скороговорок, пословиц, народных примет, поговорок.)

I. Ход урока:

1. Настрой на работу. (Эмоциональный настрой на урок)

(Физминутка на регуляцию психического состояния)

Нам радостно, нам весело! Смеёмся мы с утра.
Но вот пришло мгновение, серьёзным быть пора.
Глазки прикрыли, ручки сложили, головки опустили, ротики закрыли.
И затихли на минутку, чтоб не слышать даже шутку,
Чтоб не видеть никого, а себя лишь одного!

Скорей за работу, готовьтесь к  работе!

2. - Сегодня каждый из вас соберёт своё солнышко. У вас на партах лежит карточка с изображением солнышка. Но его лучики не раскрашены. После каждого этапа урока, если с работой справитесь без ошибок, вы будете раскрашивать у солнышка лучик.

II. Введение в тему:

1. Выполнение задания.

- Какое время года сейчас, а какое было до этого? Прочитайте текст и найдите слова, отвечающие на вопросы: что сделал? что делает? что сделает?

Закончилась зима.

По земле движется весна.

Пробьётся вода и отожмет лёд от берегов.

- Как вы думаете, в каком времени употреблены глаголы? (В пр., наст., буд. времени.)

2. Определение темы урока.

- Сформулируйте тему урока. (Изменение глагола по временам.)

3. Беседа по вопросам.

- Какие виды устного народного творчества вы знаете? (Песни, потешки, считалки, небылицы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, приметы, загадки, частушки.)

- Что такое пословица? Что такое поговорка? Что такое примета? (Пословица - это краткое изречение, выражающее житейскую мудрость народа. Поговорка, как и пословица - остроумное, меткое народное суждение, краткое по форме. Пословица - законченное предложение. Поговорка - это устоявшаяся фраза или словосочетание, образное выражение, метафора.) 

- Кто знает, что такое примета? Народные приметы - это передаваемые из поколения в поколение определенные признаки, по которым можно прогнозировать те или иные события.

4. – Сегодня будем играть в игру Что? Где? Когда?

– Нам приготовили вопросы ученики 3А и 3В классов. Вы будете отвечать на их вопросы и, за правильный ответ, будете получать балл.

Начинаем игру.

III. Чистописание.

1. Работа с загадкой.

Волку, волчонку и волчице

Немножко нужно подучиться.

Они совсем не знают, вот беда!

С какой же буквы начинаются их имена?

- Дайте характеристику этой букве. (Буква В обозначает согласный звук, парный по звонкости/глухости [в] / [ф], парный по твёрдости/мягкости [в] / [в'])

2. Прописывание букв, сочетаний.

В в во вл

- Молодцы, вы дали правильную характеристику буквы В, хорошо знаете все соединения в правописании слов и сочетаний с этой буквой.

- За это задание мы получаем 1 балл, счёт игры 1 - 0. Оцените себя сами. Кто выполнил задание без ошибок – раскрашивает лучик.

IV. Словарная работа.

1. Отгадывание ребуса.

(Волк, воля, вода, ворона, весна, тыква, Валя, Вера.)

2. Работа со словарными словами.

- Выпишите словарное слово (ворона).

- На какой вопрос отвечает это слово? (кто?)

- А теперь измените, это слово так,  чтобы оно отвечало на вопрос  что сделать? (проворонить)

- Какой частью речи является образованное  слово? (Глаголом.)

- Ребята, для чего мы учим словарные слова? (Чтобы писать без ошибок, т.к. у них нет проверочных слов).

3. Скороговорка.

- Познакомимся со скороговоркой, в которой есть глагол проворонила. Прочитайте её и попробуйте проговорить её.

Проворонила ворона вороненка. (Дети проговаривают скороговорку)

- Определите время глагола проворонила. (пр. вр.)

- За это задание мы получаем 1 балл, счёт игры 2 - 0. Оцените себя сами. Кто выполнил задание без ошибок – раскрашивает лучик.

V. Актуализация знаний.

1. Повторение времён глагола.

Этот хитренький глагол

Себе ВРЕМЯ изобрел.

«Ухожу», - кричит  сегодня.

«А вчера, - кричит, -  ушел».

«Завтра, - скажет, - я  уйду

Позавидуйте ему!

- Ребята, сколько мы знаем времен у глагола?

- Какие времена встретились в стихотворении у глагола уходить?

- Какие слова помогли определить время? (Сегодня, вчера, завтра)

2. Выборочное списывание.

- Выпишите эти глаголы.

Ухожу – что делаю? (наст.вр.),

ушел – что сделал? (пр.вр.),

уйду – что сделаю? (буд.вр).

- Как еще можно определить время глагола? (По вопросу и по суффиксу -л- у пр. времени)

- На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени? Приведите примеры.

- На какие вопросы отвечают глаголы настоящего? Приведите примеры.

- На какие вопросы отвечают глаголы будущего времени? Приведите примеры.

- С какой целью мы изучаем эту тему? (Научиться определять время глагола, правильно употреблять в речи глаголы каждого  времени.)

- За это задание мы получаем 1 балл, счёт игры 3 - 0. Оцените себя сами. Кто выполнил задание без ошибок – раскрашивает лучик.

VI. Тренировочные упражнения

1. Списывание.

- Прочитайте предложения.

В.да пот.кла, в.сну прин.сла. З.ма в.сну пугает, а сама тает. Будет много апрельской в.дицы, и зел.нь нар.дится.

- К какому жанру фольклора можно отнести эти предложения? (Пословицы)

- Как вы понимаете смысл этих пословиц?

- Спишите предложения. Определите время глаголов.

Вода потекла (п.в.), весну принесла (п.в.).

Зима весну пугает (н.в.), а сама тает (н.в.).

Будет много апрельской водицы, и зелень народится (б.в.).

- За это задание мы получаем 1 балл, счёт игры 4 - 0. Оцените себя сами. Кто выполнил задание без ошибок – раскрашивает лучик.

2. Выборочный диктант.

- Давайте придумывать рифмы.

- Прослушайте незаконченные предложения, вставьте слово по смыслу, чтобы получилась рифма.

1) Всё пробудилось ото сна:
По миру быстро шла … (весна).

2) Я раскрываю почки в зелёные листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю.
Движения полна, и
 зовут меня … (весна.)

3) В листве зелёной утону
И в этом обвиню … (весну).

- Запишите глаголы в три столбика и определите время.

п.в.                           н.в.                           б.в.

пробудилось           раскрываю              утону  

шла                         одеваю                     обвиню

                                поливаю

                                зовут

- За это задание мы получаем 1 балл, счёт игры 5 - 0. Оцените себя сами. Кто выполнил задание без ошибок – раскрашивает лучик.

3. Письмо по памяти.

а) Отгадывание загадок.

- Отгадайте загадки.

1) Солнышко всё ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает.
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает? (Март)

2) Мишка вылез из берлоги,
Грязь и лужи на дороге,
В небе жаворонка трель –
В гости к нам пришел ... (Апрель)

3) Сад примерит белый цвет,
Соловей споёт сонет,
В зелень оденется наш край –
Нас теплом встретит ... (Май)

б) Письмо по памяти.

- Какой месяц сейчас идёт? (Апрель)

- Прочитайте загадку про апрель. Эту загадку мы запишем по памяти.

- За это задание мы получаем 1 балл, счёт игры 6 - 0. Оцените себя сами. Кто выполнил задание без ошибок – раскрашивает лучик.

4. Физкультминутка для глаз.

- А теперь, ребята, давайте дадим отдых нашим глазкам. Смотрим на экран за движущими насекомыми. (На экране анимационная физкультминутка для глаз)

5. Работа по учебнику. Упражнение 212.

а) работа с антонимами

- Нам даны пословицы. Нужно вставить глаголы-антонимы.

- Что такое антонимы?

б) работа с пословицами

- Запишите первые две пословицы, определите время и число  

- А теперь прочитайте первое предложение, поставив глаголы в форму прошедшего времени.

1. Дождик вымочит (б.в.), а солнышко высушит (б.в.).

2. Солнце всходит (н.в.) на востоке, а заходит (н.в.) на западе.

- За это задание мы получаем 1 балл, счёт игры 7 - 0. Оцените себя сами. Кто выполнил задание без ошибок – раскрашивает лучик.

6. Физминутка.

- Ребята, мы много поработали, давайте отдохнём.

Раз – на цыпочки подняться,

Надо всем, друзья, размяться.

Два – нагнулись до земли,

И не раз, а раза три.

Три – руками помахали,

Наши рученьки устали.

На четыре – руки в боки,

Дружно делаем подскоки.

Пять – присели раза два.

Шесть – за парты нам пора.

7. Комментированное письмо.

а) работа с приметами

- Прочитайте предложения.

- К какому жанру фольклора можно отнести эти предложения? (Приметы)

Ласточка низко летает – дождь обещает.

Гром гремит – хлеб будет родить.

Поют синицы – жди тепла.

б) запись предложения с комментированием

- Запишем третье предложение с комментированием. Определите время глагола.

Поют (н.в.) синицы – жди (б.в.) тепла.

- За это задание мы получаем 1 балл, счёт игры 8 - 0. Оцените себя сами. Кто выполнил задание без ошибок – раскрашивает лучик.

8. Письмо под диктовку.

- Прослушайте предложения и определите, к какому жанру фольклора можно отнести эти предложения? (Поговорки)

Весной снег растаял быстро, вода бежит дружно – придёт холодное лето.

Весна красна, на всё пошла.

Одна ласточка весны не делает.

- Запишем первое предложение под диктовку. Определите время глаголов.

Весной снег растаял быстро, вода бежит дружно – придёт холодное лето.

Растаял (п.в.),

бежит (н.в.),

придёт (б.в.).

- За это задание мы получаем 1 балл, счёт игры 9 - 0. Оцените себя сами. Кто выполнил задание без ошибок – раскрашивает лучик.

VII. Домашнее задание.

1. Выполнить упражнение 210.

2. Вспомнить, что такое обращение.

3. Составить текст на тему «Как я помогаю родителям дома».

VIII. Итог урока.

1. Отгадывание загадок.

1. То, что прошло и уже не вернется,

Каким это временем назовется? (Прошедшее время)

2. Это время приходит сейчас

И расскажет о том, что у нас в этот час. (Настоящее время)

3. Но есть время мечтаний и планов,

Все, что будет, у него мы узнаем. (Будущее время)

2. Подведение итогов игры «Что? Где? Когда?»

- Ребята, с каким счётом закончилась наша игра? (9 -0)

- На все ли вопросы, которые нам задавали ученики 3А и 3В классов, мы ответили?

- Какие виды народного творчества мы знали и узнали новое? (Загадки, пословицы, поговорки, скороговорки, приметы)

IX. Рефлексия.

- Умею отличать глаголы от других частей речи.

- Могу изменять глаголы по временам.

- Умею определять времена глагола.

- Ребята, посмотрите на своё солнышко. Все ли лучики у него раскрашены? Если все раскрашены – хорошо, если у кого-то остались нераскрашенными некоторые лучики, не расстраивайтесь, вам есть к чему стремиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка для 3 класса на тему "Изменение глаголов прошедшего времени по родам"

Урок разработан на основе программы "Перспектива" по ФГОС НОО по учебнику Климановой.  Тип урока - урок открытия нового знания. На уроке использованы элементы Сингапурской методики, а именн...

План - конспект урока по русскому языку на тему:"Изменение глаголов по временам"

План-конспект урока по русскому языку на тему: "Изменение глаголов по временам"...

Конспект урока по русскому языку по теме "Изменение глаголов прошедшего времени"

Вашему вниманию предлагается разработка конспекта урока по русскому языку по теме "Изменение глаголов прошедшего времени"...

Конспект урока русского языка 4 класс на тему: «Изменение глаголов по временам». УМК "Школа России"

Конспект урока русского языка 4 класс на тему: «Изменение глаголов по временам»....

Конспект урока русского языка 3 класс на тему "Изменение глагола по временам" ( УМК "Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Изменение глаголов по временам» Цели деятельности учителя: формирование умения изменять глаголы по временам.Планируемые результатыПредметны...

Конспект урока русского языка 3 класс на тему "Изменение глагола по временам" ( УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование умения изменять глаголы по временам.Планируемые результатыПредметные:- знать признаки глаголов прошедшего, будущего и настоящего времени;    ...