Оценочный материал "Понимание текста. Пословицы"
тест по русскому языку на тему

В разработке "Понимание текста. Пословицы" отобран и переработан материал, который позволит оценить уровень понимания текста на основе пословиц и поговорок учащимися 1, 2, 3, 4 классов, отследить динамику результатов. Критерии оценки изложены в конце разработки. Данная разработка может быть использована не только на уровне начального образования, но и в 5 и 6 классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mardanova_e.u._poslovitsy_ponimanie_teksta.doc186 КБ

Предварительный просмотр:

Марданова Е.У.

Лицей №2 г. Альметьевска

Задания на понимание текста с критериями оценивания

Работаем с пословицами.

1 класс

  1. Азбука - к мудрости ступенька.
  2. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  3. В сентябре лето кончается, осень начинается.
  4. Век живи - век учись.
  5. Вся семья вместе, так и душа на месте.
  6. Глаза страшатся, а руки делают.
  7. Декабрь год кончает, зиму начинает.
  8. Для дружбы нет расстояния.
  9. Июль — макушка лета.
  10. Май леса наряжает, лето в гости поджидает.
  11. Маленькая ложь за собой большую ведет.
  12. Мир строит, а война разрушает.
  13. Нет друга - ищи, а нашел - береги.
  14. Отца с матерью почитать - горя не знать.
  15. При солнышке тепло, при матери добро.
  16. Птица сильна крыльями, а человек дружбой.
  17. Семья опора счастья.
  18. Старый друг лучше новых двух.
  19. Терпенье и труд всё перетрут.
  20. Ученье — свет, а не ученье — тьма.
  21. Хорошая книга - лучший друг.
  22. Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.

1) Выпишите номера пословиц, распределив их по темам:

Времена года – __________________________________________________________

Ученье – _______________________________________________________________

Семья – ________________________________________________________________

Труд – _________________________________________________________________

Дружба – _______________________________________________________________

2) Выпиши номера пословиц, в которых есть слова, противоположные по смыслу (антонимы): _____________________________________________________________

2 класс

  1. Букварь — к мудрости ступенька.
  2. В здоровом теле - здоровый дух.
  3. Гусь свинье не товарищ.
  4. Два сапога — пара.
  5. Дерево живет корнями, а человек друзьями.
  6. Друг за друга держаться — ничего не бояться.
  7. За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.
  8. Июль — макушка лета.
  9. Каждый кулик свое болото хвалит.
  10. Лучше молчать, нежели врать.
  11. Любишь кататься - люби и саночки возить.
  12. Много будешь знать — скоро состаришься.
  13. Не зная броду, не лезь в воду.
  14. Правдивый человек не покривит душой.
  15. С книгой дружить — век не тужить.
  16. Семь раз отмерь, один раз отрежь.
  17. Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.
  18. Трусливому зайке и пенек — волк.
  19. У мастера и три дела сладятся
  20. У умной головы сто рук.
  21. Февраль — месяц лютый, спрашивает, как обутый.
  22. Хочешь есть калачи — не сиди на печи.
  23. Храбрость города берёт.

1) Какое название можно придумать сборнику пословиц? ____________________________

_____________________________________________________________________________

2) Составь  пары похожих по смыслу пословиц (записать номера n-n, …).______________

_____________________________________________________________________________

3) Составь  пары противоположных  по смыслу пословиц (записать номера n-n, …).

_____________________________________________________________________________

3 класс

  1. Белый хлеб растет в черной земле.
  2. Будет день, будет и ночь.
  3. Было бы начало, будет и конец.
  4. Декабрь год кончает, зиму начинает.
  5. Добрая слава лежит, а худая — бежит.
  6. Добро побеждает, зло проигрывает.
  7. Доброго чти, а злого не жалей.
  8. Дождик вымочит, солнце высушит.
  9. Друг спорит, а враг поддакивает.
  10. Жизнь короткая, а слава долгая.
  11. За доброе жди добра, за худое — зла.
  12. Злость плачет от зависти, а доброта от жалости.
  13. Как пришло, так и ушло.
  14. Лучше горькая правда, чем красивая ложь.
  15. Маленькая ложь за собой большую ведет.
  16. Мир строит, а война разрушает.
  17. Не называй дурное хорошим, а черное белым.
  18. Нового счастья ищи, а старого не теряй.
  19. От лени — болезнь, от работы — здоровье.
  20. Родная сторона — мать, чужая — мачеха.
  21. Старый друг лучше новых двух.
  22. Трус погибает, а храбрец побеждает.
  23. У мудрого человека длинные уши и короткий язык.
  24. Умеешь ссориться, научись и мириться.
  25. Умей взять, умей и отдать.
  26. Чему научишься в молодости, пригодится и в старости.
  27. Черная земля белых рук не любит.
  28. Что у умника на уме, то у глупца — на языке.

В каждой из этих пословиц есть пары антонимов. Найди их и определи, какой частью речи они являются. Выпиши номера пословиц, где антонимы – это …

1) имена существительные___________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

2) имена прилагательные ___________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

3) глаголы ________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

4) Укажи 10 тем, которые отражены в этих пословицах:

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

4 класс

1) Найди начало пословицы и её продолжение. Заполни таблицу соответствия:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

  1. Любишь кататься,
  2. Делано наспех,
  3. Что посеешь
  4. За двумя зайцами погонишься,
  5. Доброе слово
  6. У плохой пряхи
  7. Волков бояться –
  8. Век живи,
  9. Как аукнется,
  10. Чем дальше в лес,
  11. Делу время,
  12. Не в свои сани
  13. Поспешишь —
  14. Семь раз отмерь,
  15. В гостях хорошо,

А) то и пожнешь.

Б) и кошке приятно.

В) в лес не ходить.

Г) нет для себя рубахи.

Д) ни одного не поймаешь.

Е) люби и саночки возить.

Ж) сделано на смех.

З) а дома лучше.

И) тем больше дров.

К) век учись.

Л) так и откликнется.

М) потехе час.

Н) не садись.

О) людей насмешишь.

П) один раз отрежь.

2) Дополни пословицы названиями времён года, сохраняя смысл пословицы.

Что в августе соберешь, с тем и ________________ проведешь.

Весна дает цветы, а ____________ — плоды.

Кто ______________ трудиться рад, будет осенью богат.

____________ без снега — лето без хлеба.

Чем крепче зима, тем скорее ______________ .

Увидал скворца, знай — ______________ у крыльца.

Кто спит______________ , плачет зимою.

Худо ______________, когда солнца нету.

______________ каждый кустик ночевать пустит.

______________ солнце светит, да не греет.

Одна ласточка _______________ не делает.

Что летом родится, то _________________ пригодится.

Земля _________________ отдыхает, а весной расцветает.

Лето собирает, а _______________ поедает.

Длинные сосульки к долгой ___________________.

Лето со снопами, а ______________ с пирогами.

Кто весной трудиться рад, будет _________________ богат.

Что летом соберешь, то ________________ на столе найдешь.

3) Дополни пословицы словами «большой», «маленький», чтобы они имели поучительный смысл и верно согласовывались с существительными.

__________________________ пенек опрокинул __________________ воз.

_________________________ дело лучше _______________________ безделья.

Даже самое __________________ дерево выросло из ____________________ семени.

В _________________ лодку _______________________ груз не кладут.

 __________________________ крючком __________________________ рыбу не выудишь.

___________________________ кораблю — _____________________________ плаванье.

____________________________ ложь ведёт к ___________________________ обману.

Критерии оценивания

1 класс

Задание, ответ

Оценивание – max 27 баллов

1) Выпишите номера пословиц, распределив их по темам

Ответ 

Времена года – 3, 7, 9, 10

Ученье – 1, 4, 20, 21

Семья – 5, 14, 15, 17

Труд – 2, 6, 19, 22

Дружба – 8, 13, 16, 18

0 – ответа нет

1-20 – по 1 за правильное распределение каждой пословицы

2) Выпиши номера пословиц, в которых есть слова, противоположные по смыслу (антонимы).

Ответ: 3, 7, 11, 12, 18, 20, 22

0 – ответа нет

1-7 – по 1 за каждый верный выбор пословицы

Высокий уровень понимания

24-27 баллов / 89%-100%

Уровень понимания выше среднего

19-23 баллов / 70%-85%

Средний уровень понимания

14-17 баллов / 52%-63%

Уровень понимания ниже среднего

11-13 баллов / 41%-48%

Низкий уровень понимания

8-10 баллов / 30%-37%

Понимание текста отсутствует

менее 8 баллов / менее 30%

2 класс

Задание, ответ

Оценивание – max 12 баллов

1) Какое название можно придумать сборнику пословиц?

0 – ответа нет

1 – название есть, но прямое («Пословицы» и т.п.)

2 – название есть, оно непрямое («Народная мудрость» и т.п.)

2) Составь  пары похожих по смыслу пословиц (записать номера n-n, …).

Ответ: 1-15, 5-6, 10-14, 11-22, 13-16

0 – ответа нет

1-5 – по 1 за каждую верную пару

3) Составь  пары противоположных  по смыслу пословиц (записать номера n-n, …).

Ответ: 3-4, 7-19, 8-21, 12-20, 18-23

0 – ответа нет

1-5 – по 1 за каждую верную пару

Высокий уровень понимания

11-12 баллов / 92%-100%

Уровень понимания выше среднего

9-10 баллов / 75%-83%

Средний уровень понимания

7-8 баллов / 58%-67%

Уровень понимания ниже среднего

5-6 баллов / 42%-50%

Низкий уровень понимания

4 балла / 33%

Понимание текста отсутствует

менее 4 баллов / менее 33%

3 класс

Задание, ответ

Оценивание – max 40 баллов

1) Выпиши номера пословиц, где антонимы – это имена существительные.

Ответ: 2, 3, 6, 9, 12, 14, 16, 19, 22, 26, 28

0 – ответа нет

1-11 – по 1 за каждый верный выбор

2) Выпиши номера пословиц, где антонимы – это имена прилагательные.

Ответ: 1, 5, 10, 11, 15, 17, 18, 20, 21, 23, 27

0 – ответа нет

1-11 – по 1 за каждый верный выбор

3) Выпиши номера пословиц, где антонимы – это глаголы.

Ответ: 4, 6, 8, 13, 16, 22, 24, 25

0 – ответа нет

1-8 – по 1 за каждый верный выбор

4) Укажи 10 тем, которые отражены в этих пословицах:

Ответ: тем больше десяти –

О земле

О здоровье

О дне и ночи

О начале и конце

О труде

Об обмане

О временах года

О добре и зле

О дружбе

О дожде и солнце

О славе

Об ученье

Об уме

О мире

О родине

О храбрости

0 – ответа нет

1-10 – по 1 за указание каждой имеющейся темы

Жирным шрифтом выделены номера пословиц, где две различные части речи имеют антонимы

Высокий уровень понимания

36-40 баллов / 90%-100%

Уровень понимания выше среднего

30-35 баллов / 75%-88%

Средний уровень понимания

20-29 баллов / 50%-73%

Уровень понимания ниже среднего

12-19 баллов / 30%-48%

Низкий уровень понимания

9-11 баллов / 23%-28%

Понимание текста отсутствует

менее 9 баллов / менее 23%

4 класс

Задание, ответ

Оценивание – max 40 баллов

1) Найди начало пословицы и её продолжение. Заполни таблицу соответствия.

Ответ

0 – ответа нет

1-15 – по 1 за каждое верное соответствие

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Е

Ж

А

Д

Б

Г

В

К

Л

И

М

Н

О

П

З

2) Дополни пословицы названиями времён года, сохраняя смысл пословицы.

Ответ

Что в августе соберешь, с тем и зиму проведешь.

Весна дает цветы, а осень — плоды.

Кто весной трудиться рад, будет осенью богат.

Зима без снега — лето без хлеба.

Чем крепче зима, тем скорее весна.

Увидал скворца, знай — весна у крыльца.

Кто спит весною, плачет зимою.

Худо лето, когда солнца нету.

Летом каждый кустик ночевать пустит.

Зимой солнце светит, да не греет.

Одна ласточка весны не делает.

Что летом родится, то зимой пригодится.

Земля зимой отдыхает, а весной расцветает.

Лето собирает, а зима поедает.

Длинные сосульки к долгой весне.

Лето со снопами, а осень с пирогами.

Кто весной трудиться рад, будет осенью богат.

Что летом соберешь, то зимой на столе найдешь.

0 – ответа нет

1-18 – по 1 за каждую верно дополненную пословицу

3) Дополни пословицы словами «большой», «маленький», чтобы они имели поучительный смысл и верно согласовывались с существительными.

Ответ

Маленький пенек опрокинул большой воз.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Даже самое большое дерево выросло из маленького семени.

В маленькую лодку большой груз не кладут.

Маленьким крючком большую рыбу не выудишь.

Большому кораблю — большое плаванье.

Маленькая ложь ведёт к большому обману.

0 – ответа нет

1-7 – по 1 за каждую верно дополненную пословицу

Высокий уровень понимания

36-40 баллов / 90%-100%

Уровень понимания выше среднего

30-35 баллов / 75%-88%

Средний уровень понимания

20-29 баллов / 50%-73%

Уровень понимания ниже среднего

12-19 баллов / 30%-48%

Низкий уровень понимания

9-11 баллов / 23%-28%

Понимание текста отсутствует

менее 9 баллов / менее 23%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Пословица-не зря молвится» (Работа над пословицами. Пословица век не сломится.)

Пословица-это всегда обобщение, образное отражение действительности, имеющая поучительный смысл. Вот как сказал В.И.Даль: пословица-это "свод народной премудрости и суемудрия, это стоны и вздохи, плач...

Пословицы и поговорки. Пословицы русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.

Пополнять активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками; уточнять значения некоторых из них; учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источнико...

Оценочный материал "Понимание текста. Шум"

В разработке "Понимание текста. Шум" отобран и переработан материал, который позволит оценить уровень понимания текста на основе статьи и данных о шуме учащимися 3 класса, отследить динамику результат...

Оценочный материал "Понимание текста. Б. Заходер. Серая Звёздочка"

В разработке "Понимание текста. Б. Заходер. Серая Звёздочка" отобран и переработан материал, который позволит оценить уровень понимания текста на основе сказки Бориса Заходера "Серая Звёздочка" учащим...

Оценочные суждения младших школьников при чтении текстов

В презентации показаны методические приёмы работы с текстом для формирования оценочных суждений у младших школьников ...

Сборник текстов и оценочных материалов для формирования и проверки читательских умений по литературному чтению для 2 класса

В сборнике представлены тексты и оценочные материалы для формирования и проверки читательских умений по литературному чтению для учащихся 2 класса....

ПРАКТИКУМ. ПРИМЕНЕНИЕ ПОСЛОВИЦ КАК СТУПЕНЬКА К ПОНИМАНИЮ ТЕКСТА

Работа с информацией предполагает поиск в информационных источниках, анализ найденной информации, фильтрация и выделение необходимого, синтез информационных блоков и практическое применение полученног...