Оценочный материал "Понимание текста. Шум"
тест на тему

В разработке "Понимание текста. Шум" отобран и переработан материал, который позволит оценить уровень понимания текста на основе статьи и данных о шуме учащимися 3 класса, отследить динамику результатов. Критерии оценки изложены в конце разработки. Данная разработка может быть использована не только в 3 классе, но и в 4, 5 и 6 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mardanova_e.u._shum_ponimanie_teksta.doc214 КБ

Предварительный просмотр:

Марданова Е.У.

Лицей №2 г. Альметьевска

Задания на понимание текста с критериями оценивания

3 класс

Остановись и прислушайся: по улице с шумом проносятся машины, хлопают двери, часто тебя оглушают магнитофоны и телевизоры… Нас повсюду преследует шум – мешающая, раздражающая совокупность звуков, сливающихся в однообразное звучание. Постоянный шум приводит к тому, что мы больше устаём, хуже спим, начинаем плохо слышать.

Уровень шума измеряется в децибелах (дБ). Такое название единица получила в честь Александра Белла, североамериканского учёного, изобретателя и бизнесмена шотландского происхождения, основоположника телефонии, который стал изучать природу звука для того, чтобы помочь глухим и любимой девушке, потерявшей слух после тяжёлой болезни.

То, что мы привыкли считать тишиной, – это естественный уровень шума, составляющий около 20-30 дБ. Шум не более 80-90 дБ безвреден для человека. Но уровень шума складывается из уровня шума, окружающего человека, и уровня шума, который создаёт сам человек . Уровень шума 90-120 дБ уже вызывает у человека болевые ощущения (болит голова, сердце), а, достигнув 180 дБ, становится для него непереносимым.

Таблица «Источники шума»

Источник шума

Уровень шума, дБ

Аплодисменты

60

Выстрел из оружия

170

Громкая музыка

110

Громкий голос на расстоянии 15 см

100

Громкий разговор

63

Звук в наушниках

98

Звук настенных часов

30

Приглушённый разговор

41

Рабочий шум на уроке

46

Сирена

130

Тихая улица

50

Шёпот на расстоянии 1 м

20

Шепот на расстоянии 10 см

50

Школьная перемена

65

Шум в салоне автомобиля

54

Шумная улица

72

1) Какие источники шума сами по себе наносят вред человеку? Выдели «V» эти строчки в таблице.

2) а) Уровень какого шёпота выше? Почему? ______________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

   

б) На сколько децибел больше уровень одного шёпота, чем другого?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

3)  а) Как вы понимаете слово «совокупность»? Подберите синонимы: ________________

____________________________________________________________________________

      б) Подчеркните в тексте определение шума.

4) На нас воздействует три источника шума a, b и c.

Какая схема показывает уровень шума на этот момент?

                                                                                                          А                Б

5) Каким станет уровень рабочего шума на уроке, если ты шепчешься со своим соседом по парте? __________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

6)  Каким станет уровень шума на школьной перемене, если кто-то будет громко говорить? _______________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

7) Твоему здоровью вредят  только те источники, которые ты выделил в таблице? ______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

8) а) Какой уровень шума воздействует на тебя, когда ты громко разговариваешь на тихой улице? ______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

    б) Какой уровень шума воздействует на тебя, когда ты громко разговариваешь на шумной улице? ______________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

   в) Сравни результаты. Какой вывод можно сделать?______________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

9) а) Какой уровень шума воздействует на тебя, когда ты громко разговариваешь на шумной улице, слушая музыку в наушниках? _____________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

    б) Какой уровень шума воздействует на тебя, когда ты громко разговариваешь с человеком на расстоянии 15см на тихой улице, слушая громкую музыку?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

     в) Эти ситуации очень обычны для современного человека, но приносят ли они пользу?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

10) Составить свою задачу на нахождение уровня шума, используя таблицу «Источники шума», записать и решить её. __________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Критерии оценивания

3 класс

Задание, ответ

Оценивание – max 24 баллов

1) Какие источники шума сами по себе наносят вред человеку? Выдели «V» эти строчки в таблице 

Ответ: выделено 11 строк, с данными меньше 90дБ

0 – ответа нет

1 – всё отмечено верно, лишних отметок нет

2) а) Уровень какого шёпота выше? Почему?

Ответ: уровень шепота на расстоянии 10 см выше уровня шёпота на расстоянии 1 м, так как звук на близком расстоянии сильнее. 

    б) На сколько децибел больше уровень одного шёпота, чем другого?

Ответ: 

50 – 20 = 30 (дБ) Ответ: на 30 дБ больше.

0 – ответа нет

1 – верный ответ на одно из двух заданий

2  – верный ответ на оба задания

3) а) Как вы понимаете слово «совокупность»? Подберите синонимы:  

Ответ:  это означает «вместе», «сумма».

      б) Подчеркните в тексте определение шума.

Ответ:

 шум – мешающая, раздражающая совокупность звуков, сливающихся в однообразное звучание)

0 – ответа нет

1 – верный ответ на одно из двух заданий

2 – верный ответ на оба задания

 4) На нас воздействует три источника шума a, b и c.

Какая схема показывает уровень шума на этот момент?

Ответ: Б

0 – ответа нет

1 – верный выбор

5) Каким станет уровень рабочего шума на уроке, если ты шепчешься со своим соседом по парте?

Ответ 

46 + 50 = 90 (дБ) – уровень рабочего шума с шёпотом на уроке.

0 – ответа нет

1 – верный ответ

6)  Каким станет уровень шума на школьной перемене, если кто-то будет громко говорить?

Ответ:  65 + 63 = 128 (дБ) – уровень шума на перемене с громким разговором.

0 – ответа нет

1 – верный ответ

7) Твоему здоровью вредят  только те источники, которые ты выделил в таблице?

Ответ: здоровью человека вредят сложенные вместе шумы, которые нас окружают.

0 – ответа нет

1 – верный ответ

8) а) Какой уровень шума воздействует на тебя, когда ты громко разговариваешь на тихой улице?

Ответ:

50 + 63 = 113 (дБ) – уровень шума громкого разговора на тихой улице

    б) Какой уровень шума воздействует на тебя, когда ты громко разговариваешь на шумной улице?

Ответ: 72 + 63 = 135 (дБ) – уровень шума громкого разговора на шумной улице

   в) Сравни результаты. Какой вывод можно сделать?

Ответ: при громком разговоре на улице уровень шума вызывает у человека болевые ощущения (болит голова, сердце).

0 – ответа нет

1 – верный ответ на одно из трёх заданий

2 – верный ответ на два из трёх заданий

3 – верный ответ на три из трёх заданий

9) а) Какой уровень шума воздействует на тебя, когда ты громко разговариваешь на шумной улице, слушая музыку в наушниках?

Ответ:  63 + 72 + 98 = 233 (дБ) – уровень шума громкого разговора на шумной улице, слушая музыку в наушниках

    б) Какой уровень шума воздействует на тебя, когда ты громко разговариваешь с человеком на расстоянии 15см на тихой улице, слушая громкую музыку?

 Ответ:  100 + 50 + 110 = 260 (дБ) – уровень шума громкого разговора на расстоянии 15см на тихой улице, слушая громкую музыку

     в) Эти ситуации очень обычны для современного человека, но приносят ли они пользу?

Ответ:  уровень шума в обоих случаях более 180дБ, что непереносимо человеческим организмом, следовательно, наносит большой вред здоровью.

0 – ответа нет

1 – верный ответ на одно из трёх заданий

2 – верный ответ на два из трёх заданий

3 – верный ответ на три из трёх заданий

10) Составить свою задачу на нахождение уровня шума, используя таблицу «Источники шума», записать и решить её  

0 – нет текста задачи, нет решения

1 – есть только текст задачи или её решение

2 – есть текст задачи и её решение в одно действие

3 – есть текст задачи и её решение в два действия

4 – есть текст задачи и её решение в три и более  действия

Высокий уровень понимания

23-24 баллов / 95%-100%

Уровень понимания выше среднего

20-22 баллов / 83%-92%

Средний уровень понимания

16-19 баллов / 66%-79%

Уровень понимания ниже среднего

12-15 баллов / 50%-63%

Низкий уровень понимания

9-11 баллов / 38%-46%

Понимание текста отсутствует

менее 9 баллов / менее 38%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оценочный материал "Понимание текста. Б. Заходер. Серая Звёздочка"

В разработке "Понимание текста. Б. Заходер. Серая Звёздочка" отобран и переработан материал, который позволит оценить уровень понимания текста на основе сказки Бориса Заходера "Серая Звёздочка" учащим...

Оценочный материал "Понимание текста. Пословицы"

В разработке "Понимание текста. Пословицы" отобран и переработан материал, который позволит оценить уровень понимания текста на основе пословиц и поговорок учащимися 1, 2, 3, 4 классов, отследить дина...

Этапы формирования оценочной и контрольно-оценочной самостоятельности

Этапы формирования оценочной и контрольно-оценочной самостоятельности...

Оценочные суждения младших школьников при чтении текстов

В презентации показаны методические приёмы работы с текстом для формирования оценочных суждений у младших школьников ...

Сборник текстов и оценочных материалов для формирования и проверки читательских умений по литературному чтению для 2 класса

В сборнике представлены тексты и оценочные материалы для формирования и проверки читательских умений по литературному чтению для учащихся 2 класса....