Конспект урока русского языка в 1 классе с использованием технологии проблемного обучения.
план-конспект занятия по русскому языку (1 класс) на тему

Конспект урока русского языка в 1 классе по теме:

«Правила переноса слов».

Цель: познакомить с правилами переноса слов.

Задачи:

·       организовать исследование обучающимися языкового материала с целью анализа грамматических правил переноса слов;

·       активизировать познавательную деятельность обучающихся: развивать умения наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы;

·       формировать коммуникативные навыки;

·       формировать учебные действия: действия самооценки и самоконтроля.

Формы и методы:

1.    Словесные методы: объяснение, описание, разъяснение.

2.    Проблемно-поисковый метод.

3.    Метод решения учебных задач в учебном диалоге.

4.    Метод исследования материала.

5.    Работа в парах и группах.

6.    Применение ИКТ (презентация).

Дидактический материал:

1.    Карточки с изображением солнышка и тучки.

2.    Карточки для групповой работы.

3.    «Цветок» для составления слов.

4.    Сигнальная карточка «светофорчик».

5.    Карточки для самооценки.

Оборудование:

1.    Компьютер.

2.    Мультимедиа.

3.    Учебник «Русский язык», 1 класс, Баласс 2015

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Конспект урока в 1 классе по теме:

«Правила переноса слов».

Цель: познакомить с правилами переноса слов.

Задачи:

  • организовать исследование обучающимися языкового материала с целью анализа грамматических правил переноса слов;
  • активизировать познавательную деятельность обучающихся: развивать умения наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы;
  • формировать коммуникативные навыки;
  • формировать учебные действия: действия самооценки и самоконтроля.

Формы и методы:

  1. Словесные методы: объяснение, описание, разъяснение.
  2. Проблемно-поисковый метод.
  3. Метод решения учебных задач в учебном диалоге.
  4. Метод исследования материала.
  5. Работа в парах и группах.
  6. Применение ИКТ (презентация).

Дидактический материал:

  1. Карточки с изображением солнышка и тучки.
  2. Карточки для групповой работы.
  3. «Цветок» для составления слов.
  4. Сигнальная карточка «светофорчик».
  5. Карточки для самооценки.

Оборудование:

  1. Компьютер.
  2. Мультимедиа.
  3. Учебник «Русский язык», 1 класс, Баласс 2015

Ход урока:

I. Организационный этап.

 Трудности всегда преодолеваются, если человек всё делает с хорошим настроением.

- Давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас?

- Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на уроке русского языка?

- У вас на парте  лежат карточки с изображением солнышка и тучки. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите её, покажите.

- Всё ваше хорошее настроение я обозначу одним большим солнышком.

- У кого настроение не очень хорошее, мы вместе постараемся его исправить.

II. Актуализация знаний.

Мы с вами получили  приглашение в сказочный лес. Во время путешествия нам предстоит открыть много тайн и  ответить на трудные вопросы. А поможет нам в этом наш гость: старичок – лесовичок. Он много знает и нам расскажет.  

Сейчас волшебный цветок на своих лепестках покажет буквы, а вы должны составить из этих букв слово.

ЛЕСОК

В этом слове есть любимая буква нашего гостя. Звук, который она обозначает: согласный, звонкий, непарный мягкий. Какая это буква?

Верно, это буква л. Посмотрите на доску. Давайте вспомним правила её написания. А какой еще звук может обозначать буква л?

О каком слове мы с вами говорили? А какая орфограмма спряталась в этом слове? Как проверить безударный гласный в корне слова?

III. Выявление затруднений и постановка проблемы.

Старичок – лесовичок хотел         записать предложение (У тропинки росла белая берёза.), но места на строке не хватило. Что делать? (Необходимо перенести слово с одной строки на другую.)

Ребята, кто догадался, какова тема сегодняшнего урока? Итак, что мы сегодня узнаем на уроке? Чему мы сегодня на уроке будем учиться?

Цель урока: познакомиться с правилами переноса слов.

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

1. Групповое выдвижение решающих гипотез на разном материале.

Дети работают по группам. С каждой группой учитель разворачивает побуждающий диалог, при необходимости давая подсказку к решающей гипотезе.

- В русском языке есть четыре правила переноса. Будете их открывать по группам. У каждой группы лист с одним правилом.

Надо:

  • прочитать слова на листе «про себя»;
  • обратить внимание на выделенные буквы и знак переноса;
  • догадаться, какое здесь правило переноса.

Выслушаем первую группу. Покажите лист с вашим заданием всему классу. Прочитаем слова хором так, чтобы услышать перенос. Какое правило спряталось в вашем задании?

1

со-ба-ка

со-ро-ка

ве-тер

2

маль-чик

боль-шой

конь-ки

3

хо-зяй-ка

май-ка

лей-ка

4

мас-са

кас-са

суб-бо-та


Аналогично проводится работа с остальными тремя группами.

Алгоритм (как перенести слово):        

  1. Прочитай слово.
  2. Раздели его на слоги.
  3. Вспомни правило переноса.
  4. Запиши слово.

Физкультминутка.

V. Реализация проекта, структурирование полученных знаний.

1. Найдите слова, которые можно перенести: чайка, юла, Анна, якорь, кольцо. Почему слова юла и якорь не переносятся?

2. Назовите грибы, которые засушила белочка. Соотнесите названия грибов со слоговыми схемами.

- Назовите слово, которое не переносится (груздь).

- Назовите слово из трёх слогов, имеющее только один вариант переноса (опята).

Зарядка для глаз.

VI. Закрепление полученных знаний.

Закончи предложение:        

  • Слова переносим  …
  • Если в слове больше 2 слогов …
  • Слово, состоящее из 1 слога …
  • 1 букву нельзя …

Сейчас наш гость предлагает вам испытать свои знания: посмотрите на карточки помощники.  Прочитайте задание. Постарайтесь выполнить без ошибок.

1 уровень (жёлтая карточка).

Раздели слова для переноса:

Лейка, угольки, осень, речка, лист, белочка (хором).

2 уровень (голубая карточка).

Найди слова, которые разделили слова для переноса неправильно, раздели их верно:

Лес - ок, по - лянка, шляп - ка, и - юль, ле - то, ёж - ик, лужа - йка, окунь - ки, де – ньки.

3 уровень (розовая карточка).

Найди в тексте слова, которые нельзя переносить:

Стояла тёплая осень. Алёша пошёл в лес за грибами. Вот пень. Там рос большой гриб. Это был опёнок.

 Какие слова пропущены?

VII. Итог урока. Рефлексия.

Для чего нужно уметь делить слова на слоги? Какие правила переноса запомнили?

Ребята, посмотрите, перед вами лежат грибочки. Вы их сейчас раскрасите:

зелёным - если все было понятно на уроке и вы легко выполнили все задания;

жёлтым - если необходимо ещё поработать над данной темой.

красным - если вам необходима помощь учителя и одноклассников.


2


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правила переноса слов

Слайд 2

бе р-ё за бе рё- за со-ба-ка со-ро-ка ве-тер

Слайд 3

Первое правило переноса слов: Слова надо переносить по слогам, если нет приставок и суффиксов.

Слайд 4

ма ль- чик бо ль- шой ко нь- ки пи сь- мо па л-ь то па ль- то

Слайд 5

мо й- ка ча й- ка ле й- ка хозя й- ка хоз я-й ка

Слайд 6

Второе правило переноса слов : Буквы ь , ъ и й не переносятся на следующую строку.

Слайд 7

Третье правило переноса слов : Нельзя оставлять и переносить одну букву. Я-года Яго-да

Слайд 8

ма с-с а ка с-с а су б-б ота

Слайд 9

Четвертое правило переноса слов : Две одинаковые буквы в середине слова разделяются переносом. Ма-сса Мас-са

Слайд 10

Найди слова, которые можно переносить. чайка юла Анна якорь кольцо чай-ка Ан-на коль-цо

Слайд 12

ОПЯТА ГРУЗДЬ ЛИСИЧКИ БЕЛЫЙ

Слайд 13

МОЛОДЦЫ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 4 классе с использованием технологии "Проблемные ситуации" на тему: "Решение задач на движение".

На этом уроке дети самостоятеьно озвучивают  проблему и решают ее в ходе совместной деятельности....

Урок русского языка 3 класс с использованием диалоговой технологии УМК "Система Занкова" тема урока Творительный падеж

Урок построен  в режиме развивающего обучения с использованием проблемно-диалоговой технологии. Тема урока "Творительный падеж" Урок решает предметные и метапредметные ууд...

Урок русского языка 3 класс с использованием исследовательской технологии "Творительный и предложный падежи существительных 2 склонения" УМК "Система Занкова"

Тема: ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ В ТВОРИТЕЛЬНОМ И           ПРЕДЛОЖНОМ ПАДЕЖАХ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ВТОРОГО    СКЛОНЕНИЯ....

Конспект урока русского языка.1 класс.Использование алфавита при работе со словарями.

Урок дан по СДО (способу диалектического познания) по ФГОС. учебник В.П.Канакина...

Конспект урока русского языка 3 класс по теме "Алфавит. Использование алфавита при работе с энциклопедиями"

Представленный урок является обобщающим по теме "Русский алфавит". Рекомендуется провести его в школьном информационно-библиотечном центре с целью формирования умений использовать алфавит на...