Предложение. Текст. Типы текстов
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Дятлова Надежда Анатольевна

Урок обощения имеющихся знаний о Предложении, тексте и их типах. Итогом урока становится выпуск газеты класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык.

Тема: «Предложение. Текст. Типы текстов»

Цель: учиться логически мыслить и оформлять свои мысли по заданному типу речи, обобщить знания об особенностях, назначении и строении текстов разных типов.

Задачи урока:

- систематизировать знания учащихся о типах текстов;

- формировать коммуникативные УУД (умения общаться, взаимодействовать с одноклассниками)

Формы организации деятельности: групповая, коллективная, индивидуальная.

Оборудование: экран, компьютер, мультимедийный проектор;

цветные таблички с названиями типа текстов;

сигнальные карточки (карандаши);

задания для групповой работы;

заготовка для газеты (лист ватмана с заголовком).

Структура урока.

  1. Определение темы урока - заготовка классной газеты, Слайд 1 (разные газеты и журналы, а в них тексты)

-Посмотрите на доску. Что вы видите? Какое отношение это все может иметь к нашему уроку?

- Как вы думаете, чему будет посвящен наш сегодняшний урок повторения?  (версии)

- Мы действительно будем сегодня работать с газетой и говорить об этом.  А как это может быть связано с нашим повторением по русскому языку?

Целеполагание, уточнение темы

1)- Что же такое газета? (Работа с толковым словарём) Слайд 2

ГАЗЕ́ТА, -ы, ж. Периодическое издание в виде больших листов, обычно еженедельное, посвящённое событиям текущей политической и общественной жизни.

- Какие вам известны профессии людей, которые трудятся над выпуском газет? Слайд 3. Краткое объяснение понятий.

Корреспондент (журналист) - автор корреспонденций (заметок, статей) в газете, журнале, на радио и телевидении.

Корректор - работник типографии или издательства, занимающийся чтением и правкой текстов,  (исправлением ошибок)

Редактор - лицо, обрабатывающее и подготовляющее, редактирующее текст для печати или оформляющее издание.

Запись в тетрадях: журналист, корреспондент, корректор, редактор.

 -Кто сейчас готов уточнить тему нашего урока?

- Люди, которые выпускают газеты и журналы, должны хорошо уметь работать с текстом, предложением, должны хорошо владеть правилами разговорной и письменной речи

 - Попробуйте сформулировать цель нашего урока.

Мы сегодня будем продолжать учиться работать с  предложениями и текстами. подбирать его в зависимости от ситуации.  А как вы думаете, где и как мы сможем применить наши знания, судя по оформлению доски?

- Я предлагаю побывать в роли работников  редакции  газеты и совместно начать работу по выпуску завершающего номера нашей классной газеты.

( 4Б КЛАССА)

  1. Актуализация знаний

- Мы выяснили, что каждый сотрудник газеты должен уметь хорошо работать с предложением и текстом.

Дайте определение, что такое- предложение;  

 - А что такое текст?

Текст - последовательность предложений, построенная согласно правилам данного языка и образующая сообщение.

III.        Орфографическая минутка

-Среди названных профессий была профессия корректора. Я предлагаю вам стать корректорами. Найти и исправить ошибки в представленном  материале на доске. Какие знания для этого необходимы?

( Слайд 4)

Многии ребята 5 класса - члены математическово крушка. Занятия видет анна ивановна петрова. Рибята с интересом решают занимательные задачи, учяться приемам быстрово счета. С интересом школьники участвовали вконкурсе сочинений "Математика в жызне человека". Анна Ивановна всем дала разныи задания. Одни подбирали высказывания великих людей о математики, другие нашли факты о роли математике в сельском хозяйстве.

 

Можно ли данную запись отнести к тексту? (Тема, главная мысль)

- Из каких частей состоит текст?

Тексты, как вы знаете, бывают разными.  А какие типы текстов вы знаете?

-Давайте соберем признаки и дадим определение  разных типов текстов

(собираем из разных частей )

Текст – повествование.

Что? когда? где? произошло, случилось

Сообщается о последовательных действиях.

Обилие глаголов.

Слова-связки: однажды, потом, наконец.

  1. когда, где, с кем …
  2. что произошло, как развивались события.
  3. чем все закончилось

Текст-описание.

Какой? какая? какое? какие?

Использование образных выражений, ярких сравнений.

Описание предмета, состояния, явления, места.

Изображение «замерло».

Обилие имен прилагательных.

Текст-рассуждение

Почему? зачем?

Содержит объяснение свойств, явлений, доказательство чего-либо.

Слова-связки: потому что, поэтому, значит, не случайно, во-первых, так как

  1. утверждение
  2. доказательство, объяснение
  3. вывод, итог, результат

Практическая деятельность

-Нужно ли корреспонденту  и редактору уметь распознавать тексты по их типу? Поупражняемся в этом.

Чтение текста учителем.

а) Однажды щенок Мурзик полез в лодку и нашёл там единственную вещь, которую можно было сжевать, - резиновую пробку. Ею был заткнут клапан, выпускавший воздух из надувной лодки. Мурзик лёг, зажал пробку между лапами и заворчал – пробка ему начинала нравиться.

-Проанализируйте текст. К какому типу вы его отнесете? Почему?

б) Чтение текста учителем.

Я поднял голову и при свете костра увидел мохнатую, мокрую от слёз Мурзикову морду.

Он визжал от радости, но не забывал извиняться – всё время подметал хвостом сухую хвою на земле. На шее его болтался обрывок разгрызенной веревки. Он дрожал, в шерсть его набился мусор, глаза покраснели от усталости и слёз.

- Что можно представить, читая этот текст?

- Так как же называются тексты, в которых описываются люди, природа, предметы?

в) Чтение текста учителем.

И взрослым, и мальчику стало жаль Мурзика, потому что все поняли, какой трудный путь он проделал в ночном лесу. Ведь ему, щенку, было страшно, он слышал крики совы, может быть, вой волка, не раз сбивался с дороги, прежде чем нашёл своих хозяев.

- Что объясняется в этом тексте?

- Тексты, в которых объясняются причины событий, явлений, доказывается что–либо, о чем – то размышляется, называются рассуждением.

- Автором текстов, с которыми мы с вами работали, является Константин Георгиевич Паустовский. Слайд 5. Он в своих произведениях часто рассказывает о забавных приключениях животных. С некоторыми из них мы знакомились и еще познакомимся на уроках литературного чтения.

г)  Определение типа текста в зависимости от ситуации.

- Для следующей работы нам понадобятся сигнальные знаки .Ими сегодня  будут ваши цветные карандаши или фломастеры. Слушайте внимательно и поднимите карандаш такого цвета, которая соответствует типу текста в данной ситуации:

а) Твои родители собираются ехать в другой город и спрашивают, какой тебе привезти подарок ко дню рождения? Ты подробно описываешь подарок.

б) Ты только что был свидетелем смешного происшествия и звонишь другу, чтобы рассказать об этом.

в) Друг спрашивает тебя, почему ты не пришёл на занятия спортивного кружка. Ты объясняешь ему причину своего отсутствия.

- Для чего нужно различать типы текстов? (Чтобы грамотно говорить в зависимости от ситуации).

д) Какой тип текста чаще других мы используем и встречаем при обучении в школе? Почему?

- Давайте еще раз вспомним со строение текста-рассуждения. (Слайд 6)

- Так на какой вопрос должен отвечать текст- рассуждение? (Почему?)

ж)  «Вопросы-почемучки».

- Есть такая детская песенка:

Сто тысяч «почему?» живут на белом свете,

Сто тысяч «почему?» гуляют по планете…

Действительно, очень много вокруг «почему?».

Есть загадочные «почему?»- почему птицы летают. Почему летом идёт дождь, а зимой снег?

Есть сердитые – почему не приготовил урок?

Есть внимательные «почему?» - почему ты такой грустный сегодня?

Вот такие разные «почему?» - и все требуют ответа. А ответить – объяснить и доказать - нелегко.

з) На это «почему» ответьте сами:

Почему Незнайку так назвали?

– Как вы начнете свое рассуждение?

(Незнайку так назвали, потому что…) Запись предложения в тетрадь.

-Думаю, что мы достаточно подготовились к тому, чтобы справиться  разными ролями в нашей газете.  Итак, приступим к ее созданию.

V. Работа в группах.

А) -Почти в каждой газете есть вопросы, над которыми должен задуматься каждый.

Задание для 1 группы ( 4 человека):

Придумайте и запишите несколько таких  важных для человека «почему?» для нашей газеты.

Б) - А еще в каждой газете есть реклама.

Задание для 2-4 групп:

- Попробуйте прорекламировать наш класс.

Наш класс самый лучший, потому что…

Наш класс особенный, так как…

Наш класс замечательный потому, что…

В) Задание для 5 группы:

- Заполните пропуски в тексте так, чтобы получился рассказ о нашем классе.

Дружные, добрые и весёлые.

Уже 4 года мы вместе учимся в одном классе! Наше утро начинается с того, что мы говорим друг другу___________________. Каждый день мы рады видеть своих_______________________. Мы скучаем, когда долго _____________________.

В нашем классе учатся 11 __________________ и 14 __________________. Девочки _______________ и ________________ , а мальчики ___________________ и _________________. В нашем классе никогда не бывает ______________________.

- И конечно, в каждой газете есть фотоснимки.

Задание для 6 группы:

Сделайте небольшой фотомонтаж «Наш класс» и  составьте интересные подписи к рисункиам Учащиеся делают коллаж из заранее приготовленных фотографий класса. Все «статьи» приклеиваются в газету.

VI. Итог урока. Рефлексия.

- Перед вами выпуск нашей классной газеты.

- Что вы чувствуете, глядя на него?   Что понимаете? Знаете?

- Подумайте, почему она называется «Классная газета»? (Сделали всем классом, о нашем классе)

- А еще почему «классная»? (лучшая, замечательная)



Предварительный просмотр:

Классная газета

 4 класса Б

Текст – повествование.

Что? когда? где? произошло, случилось

Сообщается о последовательных действиях.

Обилие глаголов.

Слова-связки: однажды, потом, наконец.

  1. когда, где, с кем …
  2. что произошло, как развивались события.
  3. чем все закончилось

Текст-описание.

Какой? какая? какое? какие?

Описание предмета, состояния, явления, места.

Изображение «замерло».

Обилие имен прилагательных.

Текст-рассуждение

Почему? зачем?

Содержит объяснение свойств, явлений, доказательство чего-либо.

Слова-связки: потому что, поэтому, значит, не случайно, во-первых, так как

  1. утверждение
  2. доказательство, объяснение
  3. вывод, итог, результат


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

ГАЗЕ́ТА , -ы, ж.р . Периодическое издание в виде больших листов, обычно еженедельное, посвящённое событиям текущей политической и общественной жизни.

Слайд 3

журналист корреспондент корректор редактор

Слайд 4

Многии ребята 5 класса - члены математическово крушка . Занятия видет анна ивановна петрова. Рибята синтересом решают занимательные задачи, учяться приемам быстрово счета. С интересом школьники участвовали в конкурси сочинений "Математика в жызне человека". Анна Ивановна всем дала разныи задания. Одни подбирали высказывания великих людей о математики, другие нашли факты о роли математике в сельском хозяйстве.

Слайд 6

Текст-рассуждение Содержит объяснение свойств, явлений, доказательство чего-либо. 1 . утверждение 2. доказательство, объяснение 3. вывод, итог, результат

Слайд 7

Текст-рассуждение Ответ на вопрос: «Почему?» Слова-связки : потому что, поэтому, значит, не случайно, во-первых, так как


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Текст. Типы текстов.

Тема: Текст. Типы текстов. (Закрепление)Цель: Закрепить умения учащихся определять тип текста и составлять тексты разного типа. Задачи: Систематизировать знания учащихся о типах текстов...

Технологическая карта урока по русскому языку "Текст. Типы текстов"

Конспект урока русского языка для 4 класса по теме "Текст. Типы текстов." в виде технологической карты с презентацией. УМК "Перспектива"...

Презентация к уроку русского языка "Текст. Типы текстов" (3 класс)

Данная презентация подготовлена к уроку русского языка в третьем классе по учебнику В.П.Канакиной....

Конспект урока «Текст. Типы текстов. Повествование. Описание. Рассуждение»

Конспект урока по русскому языкуна тему «Текст. Типы текстов. Повествование. Описание. Рассуждение»3 класс.Учитель: Качай Галина Викторовна...

Урок русского языка текст.Типы текстов

Систематизация знаний учащихся по теме текст.Групповая деятельность.Личностно-ориентированный урок...