Русский язык. 4 класс. ОС «Школа 2100» Урок № 31
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Кузнецова Татьяна Григорьевна

Тема:  Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью.

Цель: Сформировать умение ставить знаки препинания (запятую) в сложном предложении с бессоюзной связью.

Задачи:   Научить различать простые и сложные предложения.

Планируемые результаты

Предметные:

·         различать простые и сложные предложения,

·          находить главные члены,

·         применять правила правописания знаков препинания (запятой) в сложных бессоюзных предложениях.

Метапредметные:

·         использовать знаково-символические средства (схемы) для решения учебных задач.

·         проводить самопроверку и самооценку;

·         контролировать и оценивать результаты деятельности

 

Личностные:

·         формулировать собственное мнение,

·         формировать  мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,

              способность к самооценке

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русский язык. 4 класс. ОС «Школа 2100»

Урок № 31

Тема:  Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью

Тип: изучение нового материала

Цель:

  • Сформировать умение ставить знаки препинания (запятую) в сложном предложении с бессоюзной связью.

 

Задачи:

  • Научить различать простые и сложные предложения.

Планируемые результаты

Предметные:

  • различать простые и сложные предложения,
  •  находить главные члены,
  • применять правила правописания знаков препинания (запятой) в сложных бессоюзных предложениях.

Метапредметные:

  • использовать знаково-символические средства (схемы) для решения учебных задач.
  • проводить самопроверку и самооценку;
  • контролировать и оценивать результаты деятельности

Личностные:

  • формулировать собственное мнение,
  • формировать  мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,

              способность к самооценке

Межпредметные связи: чтение, работа с текстом

Ресурсы урока: проектор, интерактивная доска, учебник «Русский язык», 4 класс, часть 1; рабочая программа

Ход урока

Содержание деятельности учителя:

Содержание деятельности обучающихся:

Актуализация необходимых знаний

1.Создание проблемной ситуации.

- Как-то мои ученики, выполняя работу в паре, сказали, что обнаружили 2 одинаковых предложения.

- Внимание на экран:

Слайд №1:

Зимний  дворец  благодарно  вздохнул, погрузился в сон.

Зимний дворец благодарно вздохнул, погрузился он в сон.

- Сравните предложения и найдите различия и сходство.

- Сформулируйте тему урока в виде вопроса.

Слайд №2

Как отличить сложное предложение от простого с однородными членами?

Какие знаки препинания нужно поставить в сложном предложении с бессоюзной связью.

- Нам предстоит ответить на эти вопросы.

- Запишите в листе самооценки «Что я знаю о предложении?».

Как отличить сложное предложение от простого с однородными членами?

Какие знаки препинания поставить?

Лист самооценки

«Что я знаю о предложении?»

Класс ______   Фамилия, имя _______________________

№ п/п

Умения

Начало урока

Конец урока

1

Основа предложения

2

Предложение простое, нераспространённое

3

Предложение простое, распространённое

4

Однородные члены предложения

5

Умение составлять схему предложения

6

Знаки препинания в сложных предложениях

Условные обозначения:

+  знаю хорошо

+  сомневаюсь

 не знаю

Мотивация познавательной деятельности

- На какие вопросы нам нужно ответить?

- Сформулируйте цели работы, закончив высказывания :

Слайд №3

  • Учиться различать…

  • Находить …

  • Учиться ставить …

2. Работа с учебником (Упражнение 68).

Фронтальная работа.

- Предлагаю открыть §3 и найти в учебнике упражнение с нашим вопросом.

- Какое это упражнение?

- Прочитайте вопрос.

- Кто сможет ответить на этот вопрос?

- Как вы себя оценили по данному умению на начало урока?

- Найдите грамматическую основу предложения.

- В учебнике работаем карандашом.

- Подумайте, как надо расставить знаки препинания в первом и втором предложениях?

- Интересно, в первом предложении есть запятые, и во втором – тоже. Они выставлены по правилу.

- (под документ-камеру ставлю работу в учебнике )

Как же вы отличаете простое предложение от сложного?

- Составьте схемы первого и второго предложения в тетради.

          Слайд №4

-Проверьте себя.

-При помощи чего соединяются части сложного предложения?

Чем разделяются части сложного предложения на письме?

- Какое оно?

3. Самостоятельная работа.

(упр. 70)

- Прочитай.

- Самостоятельно расставь и объясни знаки препинания.

- Работу выполняем по рядам.

1. Кузнечики трещали в порыжелой траве перепела кричали ястребы плавно носились над полями.

2. Деревья сливаются в чернеющие массы на синем небе робко выступают первые звёздочки.

3. Ещё раз прозвенел над вами голос пеночки печально прокричала иволга соловей щёлкнул в первый раз.

Слайд № 5

1. [- =]1, [= -]2

2. [= -]1, [= -]2, [- =]3.

3. [- =]1, [- =]2,[- =]3.

- Какие номера схем соответствуют вашим предложениям?

- Поднимите руку, у кого схема №1?

-У кого схема №2?

-У кого схема №3?

-Оцените себя.

- Как отличать сложные предложения от простых с однородными членами?

- Какие знаки препинания в сложных предложениях?

  • Учиться различать простые и сложные предложения.
  • Находить сложные предложения с бессоюзной связью.
  • Учиться ставить знаки препинания в сложных предложениях с бессоюзной связью.

- Упражнение 68.

- Как ты отличаешь сложное предложение от простого с однородными членами?

- Надо определить грамматическую основу предложения.

- Умеем…

[С половины мая яркое солнце печёт невыносимо]1,

[степь выгорает]2, [дожди не идут месяца по два]3, [раскалённый ветер-суховей в несколько дней выжигает всякую растительность]4.

Комарьё, мошкара, слепни и оводы носятся тучами.

- В простом предложении одна грамматическая основа, а в сложном – две и более.

- В I предложении есть части простых предложений.

- Во II – однородные члены.

[  ]1, [  ]2, [  ]3, [  ]4.

[      ,     ,     и      =]

- При помощи интонации.

- Запятой.

- Бессоюзное.

1. [Кузнечики трещали в порыжелой траве]1, [перепела кричали]2, [ястребы плавно носились над полями]3.

2. [Деревья сливаются в чернеющие массы]1, [на синем небе робко выступают первые звёздочки]2.

3. [Ещё раз прозвенел над вами голос пеночки]1, [печально прокричала иволга]2, [соловей щёлкнул в первый раз]3.

- Во  втором  ряду №1.

-В первом ряду №2

-В третьем ряду №3

-На полях знаки: + или -

Организация познавательной деятельности

4.Игра «Определи предложение по структуре»

Условия:

- Если предложение сложное – поднимаем руку вверх.

- Если простое – опускаем.

Наступили осенние дни,

и по небу поплыли серебристые облака.(С)

Осенние листья темнеют

и теряют свои яркие краски.(П)

На опушке леса я отыскиваю

 большую кучу осенних листьев

и набиваю ими полный мешок.(П)

Наступила осень,

 и птицы потянулись к югу.(С)

Листья потемнели

и тихо шелестят.(П)

Пришла осень,  

а листья еще не опали.(С)

Полил сильный дождь,

и земля намокла.(С)

Лил серый дождь,

и  даль была черна.(С)

Прилетели птицы

и наполнили своим пением лес.(П)

Листья падали на землю

и устилали ее разноцветным ковром.(П)

Подведение итогов

5. Диагностика достижения планируемых результатов:

ТЕСТ.

6. Самооценка.

- Оцените себя по умениям на конец урока.

7. Домашнее задание.

с.66,упр71.

- Напишите маленькую пейзажную зарисовку на тему «Осень», «Осенняя печаль», «Краски осени».

-Попробуйте нарисовать картину природы с помощью 2-3 предложений, части которых соединены без помощи союзов.

-А может кто-то сумеет сделать это в одном предложении?

Лист самооценки

«Что я знаю о предложении?»

Класс ______   Фамилия, имя _______________________

№ п/п

Умения

Начало урока

Конец урока

1

Основа предложения

2

Предложение простое, нераспространённое

3

Предложение простое, распространённое

4

Однородные члены предложения

5

Умение составлять схему предложения

6

Знаки препинания в сложных предложениях

Условные обозначения:

+  знаю хорошо

+  сомневаюсь

 не знаю

Ответы теста

I

II

III

IV

V

Дополнительный материал

Диагностика достижения планируемых результатов:

 Тест.

 I.Выбрать определение сложного предложения.

1.Сложные предложения – это предложения, количество слов в которых больше, чем в простых.

2.Сложные предложения – это предложения, состоящие из двух или нескольких простых.

II. Выбрать способ связи простых предложений в сложном

1.При помощи интонации.

2.С помощью порядка слов.

III.Выбрать схему сложного предложения.

1.[ ═  ― ].

2.[―   =═ ,   =═].

3.[―  ═ ] , [═  ― ].

 

     IV. Найдите сложные предложения

1.  Дождь стучал по крышам

и трепал листья в саду.

2.  Над лугами шел холодный дождь,

и ветер налетал косыми ударами.

V. Найдите простые предложения с однородными членами

1.  Приближалась осень, и в лесу на земле лежали первые жёлтые листья.

2.  Тучка плыла  по небу небольшая, разразилась большим дождем.

Ответы

I

II

III

IV

V

2

1

3

2

2

Поставьте отметки:    «5» - нет ошибок;            

                                        «4» - 1 или 2 ошибки;        

                                        «3» - 3 ошибки

Дополнительные творческие задания:

Запись предложений под диктовку.

Крупные капли дождя резко застучали, зашлёпали по листьям, сверкнула молния, разразилась гроза.

- Выделите границы простых предложений.

- Составьте схему.

- Какое это предложение? Докажите.

Самоанализ

Достижения:

Сложности:

Предложения:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по программе "Школа 2100" "Способы обозначения мягкости согласных на письме" 2 класс

Урок русского языка 2 класса начала II полугодия. Урок из раздела повторение изученного в первом классе, идет отработка изученных правил и их применение на практике. На уроке проводится работа по всем...

Конспект урока по русскому языку по программе "Школа 2100" "Способы обозначения мягкости согласных на письме" 2 класс

Урок русского языка 2 класса начала II полугодия. Урок из раздела повторение изученного в первом классе, идет отработка изученных правил и их применение на практике. На уроке проводится работа по всем...

Разработка урока по русскому языку по программе "Школа 2100" 2 класс по теме "Какие слова отвечают на вопрос ЧТО?, а какие на вопрос КТО" с использованием ЦОР

Разработка урока по русскому языку 2 класс по программе "Школа 2100" на тему "Какие слова отвечают на вопрос ЧТО? , а какие на вопрос КТО?" с использование ЦОР...

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ос "ШКОЛА 2100"

Урок русского языка с презентацией 2 класс по теме " учимся задавать вопросы что делать? что сделать?Урок построен в сисемно-деятельностном подходе...

Схема заполнения открытого урока по русскому языку по программе "Школа 2100" для 2 класса

Урок русского языка во 2-м классе по теме "Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы. Связь слов в предложении» Цели:·         ...

Урок русского языка по УМК "Школа 2100". Тема: "Выведение общего правила правописания безударных окончаний имен существительных", 4 класс

Материал содержит технологическую карту урока русского языка в 4 классе.   В технологической карте указывается название этапа урока и его содержание, описана деятельность учителя и уча...

Презентация к уроку русского языка по программе «Школа 2100» на тему: «Предложения с прямой речью», 4 класс.

Презентация содержит материал к уроку на тему "Предложения с прямой речью" Это урок открытия нового знания, который составлен в соответствии с требованиями к современному уроку. Основные этапы работы:...