урок по русскому языку в 4 классе
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) на тему

урок по русскому языку в 4 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_russkomu_yazyku_v_4_klasse.odt359.79 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе.

Учитель: Гильмизянова Марина Георгиевна  

Тема: Введение понятия сложного предложения

           Цели:

            - определить с помощью чего соединяются части сложного предложения;

             - определить какую роль в сложном предложении играют союзы И, А, НО;

            - развивать умения ставить запятые в сложном предложении с союзами;

           развивать умение отличать простые предложения от сложных; развивать     умения        конструировать предложения;

           - развивать умения составлять схемы простых предложений и сложных;

           - развивать умения работать с толковым словарём;

           - обогащать лексический запас обучающихся;

           Универсальные учебные действия.

       Личностные: освоить личностный смысл учения, дать детям возможность оценить свои         достижения, ощутить радость успеха.

     Регулятивные: определять цель задания, планировать алгоритм его выполнения,    корректировать работу по ходу выполнения задания.

      Познавательные: анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления,   факты по теме «Глагол»; обобщить и систематизировать знания о глаголе, формировать умение    писать окончания глаголов.

           Коммуникативные:

       -участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на  события, поступки;

           -выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

           -аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;

            -участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом;

            - предвидеть последствия коллективных решений;

            - обучать навыкам самооценки и самоконтроля;

  • совершенствовать коммуникативные навыки.
  • Образовательные:
  • Формирование  понятия «сложное  предложение».
  • Формирование умений различать простое и сложное предложения, разделять запятой части сложного предложения.
  • Совершенствовать умение находить грамматическую основу предложения.


Развивающие:

  • Развивать готовность и способность к речевому   и   взаимодействию взаимопониманию.
  • Развивать навыки исследовательской деятельности.
  • Развивать умения анализировать и оценивать                                                                собственную деятельность.

Воспитательные:

  • Воспитание интереса и любви к русскому языку.
  • Воспитывать толерантное и уважительное отношение к        мнению других людей.
  • Воспитание самостоятельности и умения оценивать себя и   другого.
  • Взаимопомощи и товарищества.

Оборудование:

  • Учебник М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко.
  • Мультимедийное оборудование.
  • Компьютерная презентация.
  • «Тест» по теме «Предложение».
  • Сигнальные карточки.

Ход урока.

I.Организационный момент.

 

                  Вы любите преодолевать трудности?

                  Кто уверен, что справится со всеми   трудностями?

                  Все трудности  можно преодолеть, если все делать с   настроением и          с хорошими мыслями, чего и вам желаю.    

II.  Актуализация знаний.

 

Вам знакомо научное название, которое начинается   словом  сложные…

                  Объясните, что им называют.  Приведите примеры.

 Сложные задачи .  Сложные слова…

  Какие слова мы называем сложными?

 Сложные – слова, в которых не один, а два корня, соединенных между собой.

  Приведите примеры. Обоснуйте свой ответ.

Самолет, теплоход, пароварка…                                                

III. Введение в тему урока .

 Мы с вами  продолжаем изучать большую тему «Предложение».

 Предположите, на какой вопрос мы будем искать ответ?

 Что-то новое о предложении…Что-то связанное со словом сложное…                                                                                      

                  Может быть сложное предложение?

   А бывают ли сложными  предложения?      

Бывают.       Нет.     Возможно бывают.

         

 Вы хотели бы узнать ответ на этот вопрос?

   (карточки)

  Пришла осень и отправила журавлей в теплые края.

  Пришла осень, и журавли полетели в теплые края.

 Чем похожи?

Одна и та же мысль

 Чем отличаются? (,)

  Найдите грамматическую основу в 1 предложении. Какова роль союза и?

  Найдите грамматическую основу в 1 предложении. Какова роль союза и?

  Чем отличаются еще предложения?

 1 основа, 2 основы

  Как называются слова, где 2 корня?

  Как назовем предложение, где 2 основы?

  сложное

  Какой сделаем вывод?

  Оказывается, предложения тоже бывают сложными.

  В них соединяется несколько частей.

  В каждой части есть  свои главные члены, своя основа.

   Сколько основ, столько и частей.

 IV . «Открытие» нового знания.

  1) Постановка учебной проблемы.(№1)

  Как  определить, сложное предложение или нет?

  Сегодня мы и  будем искать ответ на вопрос.

  Найдем главные члены       предложениях.

  2)Поиск  решения проблемы.               Работа в парах.

 

            Тексты на листочках.

   Пришла живописная осень в лес. Подул холодный  ветер, полетела желтая    листва с   деревьев. В лесной тиши животные приготовили зимнее жилье,

неустрашимая   белка насушила грибов, птицы собрались в дорогу.

  Какие предложения оказались сложными?

( Показывают цифры — обратная связь).

 Докажите.  

 Во втором предложении две основы – называют , второе предложение состоит  из двух частей.

 В третьем предложении 3 основы — называют , третье предложение   состоит из   3 частей.

  Почему нельзя считать сложным первое предложение?

  В этом предложении одна основа.  Предложение состоит из одной части.

   Если оно не сложное, то как бы вы его назвали? 

  Это простое предложение,  так как содержит одну   основу.

                                                                                                                                          Вывод. Предложения , в которых одна грамматическая основа  мы называем простыми, а  в которых  две и более  грамматических  основ - сложными.  

3).Сличение результатов поисковой деятельности с выводом 

       

   

 Как же будем действовать, чтобы  определить сложное   предложение или нет?     Предлагаю порядок действий обсудить в парах .

           (Дается время.)

  4)Выражение решения.

     Итак, что у нас получилось.

   (Выслушиваются мнения учащихся.)

     Составим алгоритм.

    Алгоритм. ( Вынесен на экран. Появляется постепенно.)

                        АЛГОРИТМ.

           1. Выделить грамматическую основу.

           2. Если грамматическая основа одна, то предложение простое.

           3. Если грамматических основ несколько, то предложение сложное.

     4. Найти границы грамматических основ и поставить знак препинания.

               4  пункт мы дополним позднее.

  1. Физкультминутка.

  1) Постановка учебной проблемы.(№2)

 А сейчас проведем небольшой эксперимен

 Попробуйте  устно превратить сложные предложения в простые.

 2)Поиск  решения проблемы.

 Как  вы  это сделаете?

    Мы знаем, что в простом предложении одна основа.

  Черточкой (l) покажите границы новых предложений.

                     Проверка.

           (Ученики зачитывают простые предложения.)

   Подул холодный  ветер.

   Полетела желтая     листва с   деревьев.

   В лесной тиши животные приготовили зимнее жилье.

   Неустрашимая   белка насушила грибов.

    Птицы собрались в дорогу.

  Перечитайте и сравните: при каком построении предложений речь более    плавная, мягкая, а при каком- рубленая, отрывистая?

 Постарайтесь объяснить, почему так происходит?

       Более  плавная речь в сложных предложениях, отрывистая в простых  предложениях.

        Простые предложения, входящие в состав сложного, не имеют интонации конца предложения .

         Они связаны со вторыми предложениями по смыслу.

 Проверим ваши наблюдения  за сложным предложением. Я приготовила вам задание. Продолжите предложение, чтобы   получилось сложное.

 (На экране появляется первая часть предложения и варианты его продолжения.)

      На опушке леса стоял огромный  дуб ,….

   Предлагаю выбрать продолжение  из  вариантов на экране.

                            Мы собирали грибы.

                            На рассвете поднялся ветер.

                            В его ветвях  сновали птицы.

  А можно придумать и  свой вариант продолжения.

   Проверка.   Назовите свой вариант предложения, доказав, что это сложное     предложение.

 (Ученики называют  варианты,  обосновывая  ответ.)

                     На опушке леса стоял огромный  дуб,  в его ветвях                                сновали птицы.

                     На опушке леса стоял огромный  дуб,   в его дупле сидела белка .

                     

  Получилось ли соединить  два предложения в одно?

 Не везде получилось.

 Что вы заметили?

 В предложениях высказываются разные мысли.

 Какой же следует вывод?

 Не всегда простые предложения можно объединить в   сложные. Простые предложения, входящие в состав сложных, должны   быть связаны между собой по смыслу и интонации.

3).Сличение результатов поисковой деятельности с выводом

               

  Хотите узнать авторское продолжение?

  Да.(На экране появляется вторая часть предложения.)

 На опушке леса стоял огромный  дуб, широко раскинулись его ветви.

   Прочитайте предложение. Запишите. Выделите основы предложений.

 Какое это предложение?

   Это сложное предложение.

  Докажите.

 В предложении две основы :  (что?) дуб, (что делал?) стоял,

(что?) ветви, (что сделали?) раскинулись, значит предложение сложное.

1) Постановка учебной проблемы.(№3)

   

  Понаблюдайте, как автор отделил части сложного предложения.

Приготовьте ответ на вопрос: «В каком месте нужно ставить запятую?»

2)Поиск  решения проблемы.

 Спишите сложные предложения.

  Проверка. Где необходимо ставить запятую?

 Запятая ставится между частями сложного предложения.

  3).Сличение результатов поисковой деятельности с выводом

 Прочитайте  важные сведения .

 

 

4)Выражение решения.

 Дополните наш алгоритм.(4)

 Между частями сложного предложения поставь запятые.

Алгоритм.( Вынесен на экран)

 Как вы думаете, могут ли  кроме смысла и интонации, по- другому, соединяться части сложного предложения?

 Да. 

Давайте проведем наблюдения и выявим правильный ответ

                   

     Блестят в воздухе тонкие паутинки, сыплются на землю пестрые листья.      

Золотом покрылась листва на деревьях, и  в воздухе появилась   прохлада.

Проверка. Назовите основы первого предложения.

  Как авторы отделили части сложного предложения?

  На границе частей стоит запятая .

 Зачитайте  второе предложение. Назовите основы.

 Как здесь авторы отделили части сложного предложения?

  На границе частей стоит запятая и союз и.

 Ребята, не удивила ли вас запятая в этом предложении?

  Мы не ставили запятую в предложении, если союз встречался один раз.

 Что это были за предложения?

Простые предложения с однородными членами.

Давайте подведем итог вашим наблюдениям. Что вы заметили?

 И в тех , и в других предложениях используются одинаковые союзы.

А в чем разница?

 В сложном предложении ставится запятая перед союзом и , а в предложении с однородными членами- нет.

 Сравним наш вывод с мнением авторов учебника.(с.58)

(Читает ученик). 

 Будем это помнить.

  1. Упражнение в применении знаний.

Тест.

(Учащимся раздаются  тестовые задания и бланки для ответов.)

Вариант 1.

В клетку под номером задания впишите букву с правильным ответом.

1

2

3

4

 

 

 

1.Укажите сложное предложение.

А) Отшумела листва на деревьях и стала постепенно опадать.                                                              Б) Ветер нагонял пепельные облака.                                                                                                                        В) На вершине ольхи сидела птичка и пела песню.                                                                                               Г) Раздался удар грома, и полил дождь.

2.Укажите сложное предложение, состоящее  из трех частей.                                                                                                        

А) Папа задергивает шторы, мама дает Марине яблоко.                                               Б) Живет Балда в поповом доме, ест , спит на соломе.                                                            В) Дети собрали букеты из желтых, красных и оранжевых листьев.                                        Г) Мама подарила Марине шапочку, папа купил спортивный чемодан, бабушка дала мохнатое полотенце.

3.Укажите  предложение, в котором союз и соединяет части сложного предложения.                                                                                             

 А) Лучи солнца греют и лицо, и руки.                                                                                        Б) Белые, золотые и синие цветы качаются над головой .                                                          В )Вихри ветра поднимали и кружили лепестки жасмина.                                                       Г) Ночью ударил мороз, и цветы к утру замерзли.

4.Укажите  предложение, в котором знаки препинания расставлены правильно.                                                                                                                                      

А) В ярком золоте ,день утопает и ручьи по оврагам шумят.                                                 Б) В ярком золоте день утопает и ручьи, по оврагам шумят.                                                  В) В ярком золоте день утопает, и ручьи по оврагам шумят.                                              Г) В ярком золоте день, утопает и ручьи по оврагам шумят.

Вариант 2.

В клетку под номером задания впишите букву с правильным ответом.

1

2

3

4

 

 

 

1.Укажите сложное предложение.

А) Воротился старик ко старухе, рассказал ей великое чудо.                                                              Б) Наш кот Васька любит играть в догонялки.                                                                                                                         В) Опустел сад, и осыпались листья.                                                                                               Г) Щеголяют теперь одуванчики в желтом платье, а летом в белой шубке.

2.Укажите сложное предложение,  состоящее из трех частей.                                                                                                        

А) Зацвели сады, и вся земля в саду побелела от лепестков яблонь.                                        Б) На улицах, скверах и бульварах расчирикались воробьи.                                                                                                                                             В) Вот-вот выбросят первые листочки деревья, прилетят грачи, поплывут по реке  льдины.                                                                                                                                              Г)Час обеда приближался, топот по двору раздался.

 3.Укажите  предложение, в котором союз и соединяет части сложного предложения.                                                                                             

 А) У кумушки  глаза и зубы разгорелись.                                                                                        Б)  Игривые и озорные воробьи купаются в лужах.                                                           В) Барсук взвизгнул и с отчаянным воплем кинулся в траву.                                                     Г) Березки тихо шептались, и мягкие травы серебрила роса.

4.Укажите  предложение, в котором знаки препинания расставлены правильно.                                                                                                                                      

А) Рванул ветер  и, в воздухе закружилась пыль.                                                                                                                                                   Б) Рванул ветер  и в воздухе, закружилась пыль.                                                                                                                                                                                                                                                                                                 В) Рванул ветер, и в воздухе закружилась пыль.                                                                                                                                                                                                                                                                                                           Г) Рванул ,ветер  и в воздухе закружилась пыль.                                                                                                                                                  

Проверка.( Ключ на слайде.)

1 вариант- Г,Г,Г,В.

2 вариант- В,В,Г,В.

VIl. Домашнее задание.  

V lll. Итог урока.

 Какую задачу ставили?

 «Как  определить, сложное предложение или нет?»

 Удалось  ли нам найти ответ?

        (Да)                

 Какое  предложение называется сложным?

    В них соединяется несколько частей.   В каждой части есть  свои главные   члены, своя основа.    Сколько основ, столько и частей

  С помощью чего соединяются части сложного предложения?

Интонацией, союзом.

  Зависит ли постановка запятой от того, какой именно союз соединяет части сложного предложения?(…)

                   

Различать простые и сложные предложения.

Ставить знаки препинания в сложных предложениях.

IХ. Рефлексия.

Давайте подведем итог, каким же был для вас урок?

          1.Урок полезен, все понятно

          2.Лишь кое-что чуть-чуть не ясно.

          3.Ещё придётся потрудиться.

          4. Да, трудно всё-таки учиться!

          Х .Обобщение: какое время года сопровождали нас на   уроке?

     Самое красивое время года — осень. Не зря осень воспевают в своих    стихах  поэты. Отгадайте, чьи это строчки:

       Уж небо осенью дышало...

                                                                                     Пушкин А. С.

(слайд Осень)

ХI.Игра «Найди ответ»

ХII. Составь сложные предложения.Запиши. Подчеркни основы. Расставь знаки препинания.

В саду распустилсь прекрасные белые розы.

Ребята разошлись по домам.

Родители подарили сыну игрушечную железную дорогу.

Их аромат заполнял все комнаты.

Наступил вечер.

Весь день он гонял пл рельсам электричку с вагончиками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Урок по русскому языку, 2 класс "Упражнение в написании имён прилагательных" (обобщение) (учебник "Русский язык," 2 класс. Программа " Школа - России")

Цели урока: - формировать умение применять  и точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи, находить их в тексте, определять их род и число, формировать навыки правописания...

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...

Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Методическая разработка урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или азбука"

Цуканова Е.А.учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» г. ВалуйкиБелгородской области Технологическая карта урока по русскому языкуТема: Русский алфавит, или азбукаЦели Познакомить детей с алф...