Правописание слов с разделительным ъ
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Формировать умение писать слова с разделительным ъ; различать написания с разделительным ъ и разделительным ь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravopisanie_slov_s_razdelitelnym_i_znakami.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык.

Класс: 2-й класс.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Тема: Правописание слов с разделительным ъ.

Цели Формировать умение писать слова с разделительным ъ; различать написания с разделительным ъ и разделительным ь.

Формировать:

умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (личностные результаты);

умение проговаривать последовательность действий на уроке; обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать свою версию; работать по плану; находить и исправлять ошибки самостоятельно; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его (регулятивные УУД);

– умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; работать в группе; оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД);

– умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; извлекать информацию, представленную в разных формах; представлять информацию в виде схемы (алгоритма) (познавательные УУД).

Основные понятия

Ресурсы:

– основные  – Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 2-го класса общеобразовательной школы. С. 133–134.

проектор, компьютер, экран, таблица «Разделительный ь. Разделительный ъ»

– дополнительные – презентация к уроку;

                                    – карточки;

                                     – алгоритм самооценки.

Организация пространства: Фронтальная, групповая, индивидуальная работа.

ХОД УРОКА:

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин.).

Цели: 

– актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

– создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

– организовать планирование учебной деятельности.

– Вспомним правила поведения на уроке. Слайд 2.

– Для чего нужно соблюдать эти правила?

– Чтобы не потерять время, всё успеть сделать на уроке, что запланировали.

– Девиз нашего урока: «Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому». Слайд 3.(читают)

– Значит, …

– Значит, мы открываем что-то новое.

– Какие мы делаем шаги при открытии нового знания? Слайд 4

– Вспоминаем то, что важно на уроке; определяем основной вопрос урока, открываем новые знания, применяем новые знания.

II. Актуализация знаний (5 мин.).

Цель: организовать актуализацию умений писать слова с разделительным ь, объяснять написание и обозначать орфограмму.

– Запишите слова под диктовку. Но сначала вспоминаем алгоритм написания разделительного ь. Слайд 5.

Ручьи, семья, воробьи, собачья, Илья, пальто. (один ученик на доске)

 Найдите «лишнее» слово.

– По какому признаку оно «лишнее»?

ь обозначает мягкость согласного, а в других словах – разделительный ь.

III. Введение в тему урока (определяем основной вопрос урока) (8 мин.).

Цель: организовать постановку учебного побуждающего от проблемной ситуации диалога.

– Посмотрите на слова.

вьюга, въезд, шьют, объём, обезьяна. Слайд 6.

- Что вы можете сказать, чем они отличаются?

– Кто догадался, чем будем заниматься?

IV. Формулирование темы, целей урока (3 мин.).

Цель:

 организовать формулировку темы, цели урока с помощью учителя.

– Значит, какая тема урока сегодня?

Уточняет тему урока. Слайд 7.

 Корзина вопросов.

- Как вы думаете, какие вопросы, интересующие нас, сегодня мы можем задать по этой теме?

- Какую работу выполняет разделительный ъ?

- Где в словах пишется ъ?

- Как отличить разделительные ь и ъ?

(На слайде  8  наполняется корзина идей.)

- Ребята, давайте попробуем ответить на первый вопрос нашей корзины идей: 1.Какую работу выполняет разделительный ъ? 

- Прочитайте четверостишие. Слайд  9.

А дорога – далека,

А корзина – нелегка,

Сесть бы на пенек,

Съесть бы пирожок.

- Из какой сказки эти слова?

- Назовите героев этой сказки.

- Сегодня Маша будет помогать нам на уроке.

- Найдите в стихотворении слова, которые имеют 1 различие в написании и 2 различия в произношении.

- Объясните эти различия,

- В слове сесть нет ъ, а в слове съесть – есть. В слове сесть первый звук мягкий и в нем нет звука [й'], а в слове съесть – первый звук твердый и есть звук [й'].

- Сделаем вывод, составив кластер, какую же работу выполняет ъ?

(По ходу ответов на слайде 10  появляется кластер).

- Разделительный ъ предупреждает, что в слове есть звук [й'], разделяет согласный звук и согласный звук [й'].

- Мы ответили на первый вопрос корзины идей?

V. Открытие нового знания

(13 мин.).

Цель:

– организовать поиск решения учебной проблемы с использованием подводящего от проблемы диалога

2.Где же пишется разделительный ъ?

 Работа с учебником в парах упр. 207 , с.133.

- прочитайте столбики слов. (Интерактивная доска)

- Дети читают столбики слов.

Поезд                 сэкономить                        въезд

выезд                безаварийный                      объезд

заезд                безоблачное                         подъезд

- где пишется разделительный Ъ?

- на какую букву оканчивается приставка? Сравни первый и второй столбики. (на согласную)

- с какой буквы начинается корень? (с гласной.)

- Попробуйте сформулировать правило правописания разделительного Ъ.

– Прочитайте вывод на с. 134.

 Работа над правилом с коллекцией цифровых ресурсов.

Ресурс: Орфограмма «Разделительный ъ» (№ 193868)

– Попробуем в группе составить алгоритм написания ъ. . Слайд 11.

Работа в группе

Перед работой в группе вспомним правила общения.

– Говори вежливо.

– Называй собеседника по имени.

– Говори внятно, понятно.

– Слушай внимательно собеседника.

– Если не понял, переспроси.

Составляют  алгоритм.

Представляют свои алгоритмы, соотносят с авторским.

Проговаривают алгоритм. Обобщение: Слайд 12.

VI. Применение нового знания (7 мин.).

Цель:

– организовать применение новых знаний.

– Какой наш следующий шаг?

– Применяем новое знание.

– Попробуйте выполнить задание, используя алгоритм.

Самостоятельная работа С. 134–135, упр. 208.

   

3.Как отличить разделительные ь и ъ знаки?

- Найдите сходства и различия.

- По ходу ответов вывод-кластер появляется на . Слайд 13.

 

- Приведите примеры слов.

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

(5 мин.).

Цели:

– зафиксировать новое содержание урока;

– организовать рефлексию собственной учебной деятельности.

– Какие были основные вопросы урока?

(Вопросы на доске)

– Расскажите по схеме (Я – знаю, запомнил, смог), чему научились на уроке.

Слайд 14.

VIII. Д/з (2 мин.).

Цель:

 организовать выполнение домашнего задания.

Составить предложения со словами:

въехали, подъезд, съёмка, объявление, подъём.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка -«Упражнение в правописании слов с разделительными ъ и ь знаками»."

Продолжить работу над правописанием слов с разделительными ъ и ь знаками; формирование орфографической грамотности; развитие устной и письменной речи; активизация познавательной деятельности учащихся...

Разделительный мягкий знак. Правописание слов с разделительным мягким знаком.

Повторить с детьми правило употребления разделительного ь; развивать умение правильно употреблять в словах разделительный ь; развивать умение определять способы обозначения мягкости согласных на письм...

Урок русского языка по теме: «Правописание слов с разделительным мягким знаком. Две роли мягкого знака в словах. » во 2 классе. УМК "Перспектива"

Тип урока:  урок повторения. Цели урока:Предметные:Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова;Закреплять умение  употреблять раз...

Конспект урока для 2 класса. Школа " 2100" : Разделительный ь. Правописание слов с разделительным ь.

Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Разделительный ь. Правописание слов с разделительным ь.Цели урока: обозначать звук [й\'] после согласных перед гласными с помощью ь, определять его функцию и пи...

Разделительный ь. Правописание слов с разделительным ь.

Цель: 1) Создать проблемную ситуацию и условия для ее разрешения, провести  исследовательскую работу по теме «Разделительный мягкий знак»...

русский язык 3 класс Тема урока: " Разделительный мягкий знак (ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь).

Цели: совершенствовать умение писать слова с разделительным ь знаком и другими изученными орфограммами.Задачи:1. Сформулировать правило написания разделительного мягкого знака в словах.2. Развивать ум...

Разделительный мягкий знак.(ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком(ь). проверяемая и непроверяемая орфограмма в слове. 3 класс

Разделительный мягкий знак.(ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком(ь). проверяемая и непроверяемая орфограмма в слове. 3 класс...