Урок русского языка с использованием ИКТ-технологий (4 класс)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Алексеева Екатерина Николаевна

Тема урока

Три склонения имён существительных.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку с использованием ИКТ-технологий (4 класс)

Учитель: Алексеева Екатерина Николаевна

Тема урока

Три склонения имён существительных.

Цель урока

Дать понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе. Выявление признаков, по которым существительное относят к одному из трёх основных типов склонения, введение термина «склонение».                                                                                                                                                                                                                          

Задачи

Познакомить с понятием "склонение имен существительных", обобщать материал об именах существительных;  

  Развить навыки определения падежа и склонения существительных; развивать творческие способности, логику, умение анализировать, выбирать главное, умение работать по алгоритму;   выполнять различные роли в группе, проверять и оценивать результаты работы. Развитие речи, внимания, умения анализировать, классифицировать, развитие навыков самооценки, самоконтроля. Воспитание трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца ;воспитывать и формировать в процессе урока интерес к изучению русского языка;  воспитывать навыки самоконтроля, взаимоконтроля и взаимовыручку.

 

Основные понятия

Падежи, склонение имён существительных

Оборудование: 

компьютер, интерактивная доска, проектор, карточки у детей, нетбуки, ПМК Академия младшего школьника, тренажер для интерактивной доски «Склонения». презентации к уроку, документ-камера, карточки обратной связи

Технологическая карта урока

Этапы урока

Ход урока

Деятельность

учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

 

 

 I Организа-ция класса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II.Актуализация знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

III. Постановка учебной задачи

 

 

 

 

 

 

 

IV Открытие новых знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. Первич-ное закрепле-ние

 

  

Физ.мин.

Vl.Составление алгоритма действий

 Vll.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Vlll.

Рефлексия. Итоги урока

 

 

 Прозвенел уже звонок, начинается урок. (Слайд1)Мы настроились учиться, чур, ребята, не лениться.

– Поделитесь своим настроем на работу со мной и ребятами (карточки обратной связи – смайлики с улыбкой и без)  

Давайте прочитаем слова Ломоносова (Слайд 2)

“Всем, кто хочет добиться успеха в изучении языка, нужно научиться открывать его тайны.”
Михаил Васильевич Ломоносов.

Продолжим открывать тайны русского языка. Сегодня на уроке мы будем повторять предыдущий материал и узнавать новое; работать в парах и самостоятельно.

(Слайд 3) Работа в тетрадях.

Запишем дату.  Классная работа.. Минутка чистописания.

Рр// Рр // Ррр//

 Сообщение темы и цели урока.

- Какую част речи мы изучаем на уроках русского языка?

Что знаем об имени существительном? – У вас на партах есть кластеры (Слайд 4)на тему «Имя существительное».

Поработайте в парах, вспомните все, что знаете об этой части речи и заполните их. (проверка работы в парах при помощи документ-камеры)

Ученик: Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы КТО? ЧТО?, обозначает предмет. Например: книга – это слово отвечает на вопрос ЧТО?, обозначает предмет книгу.

Имя существительное может обозначать не только предмет, но и явления природы (дождь, ветер), процесс действия (бег, прыжок), события (праздник), животный и растительный мир (медведь, роза). В предложении существительное бывает подлежащим или второстепенным членом предложения (дополнением, обстоятельством). У имени существительного есть непостоянные признаки – число и падеж. Число может быть единственным и множественным. Например: журнал – журналы. 

Есть существительные в русском языке, которые имеют форму только единственного числа: молоко, сметана, любовь, дружба, краснота. И есть существительные, которые имеют форму только множественного числа: ножницы, брюки, очки, каникулы.

 Я говорю определение, а вы записываете (называете) название падежа, о котором идет речь:

1) – предлогов с детства не люблю, с собою рядом не терплю. Мои вопросы кто? и что? ни с чем не спутает никто;
2) – какой падеж употребляется с предлогами: про, через, на, за, под, в?
3) – падеж – “трудяга-работяга”;
4) – кого же нет, я очень беспокоюсь, чего же нет? Отправлюсь я на поиск. Прошу, друзья, скорее помогите! И как зовут меня, скажите;
5) – мне без предлогов свет не мил, пусть будут “в”, и “о”, и “при”;
6) – о как люблю я все дарить, делиться всем, дружить, дружить;
7) – подлежащее;
1) И. п.
2) В. п.
3) Т. п.
4) Р. п.
5) П. п.
6) Д. п.
7) И. п.
Сегодня на уроке мы будем изменять имена существительные по вопросам и узнаем, что такое склонение имен существительных.

Рефлексия

– Покажите свое понимание данного материала (карточки обратной связи – смайлики с улыбкой и без)  

Словарно-орфографическая работа. ( Слайд 5 ) Слова-существительные по заданным характеристикам (например: сущ. м.р., сущ. нариц. и т.д.)

Постановка проблемной задачи 

На нашем кластере осталось незаполненное поле. Какой же еще постоянный признак есть у существительных? Ответить на этот вопрос вам поможет следующее задание.

Решение проблемы (Слайд 6)

 Работа по карточкам ( с. 89 упр.153) (Работа в паре)

Измените по падежам существительные. На листе впишите в клеточки падежные окончания имён существительных и сравните их.

1вариант - лиса, сестра, папа

        Вывод 1:  имена существительные женского и мужского рода, у которых в начальной форме окончания – а, - я, имеют одинаковые окончания в одинаковых падежах.

2 вариант- гнездо, стол, окно

Вывод 2:  имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями – о, - е в начальной форме имеют  одинаковые окончания в одинаковых падежах.

3 вариант-степь, рожь, глушь   

Вывод 3:  имена существительные женского рода с мягким знаком на конце и нулевым окончанием в начальной форме имеют одинаковые падежные окончания. 

   2)Обобщение                                             

 -На  сколько групп мы разделили имена существительные? (Три группы)

 - Как иначе можно назвать эти группы слов? Прочитаем определение на слайде

- Значит, сколько склонений у имён существительных? Что такое склонение?   

 Физминутка для глаз (Слайд 7)

Заполнение таблицы "Склонения имён существительных" (Слайд 8 ) Работа в тетради Упр. 154 (Слайд 9)

Рефлексия

– Покажите свое понимание данного материала (карточки обратной связи – смайлики с улыбкой и без)  

2) Первичное закрепление с использованием интерактивного тренажера «Склонения» (Слайд 10)

3)Игра "Наряди ёлочку" Упр. 155 На доске 3 ёлки, прикрепить к ёлкам слова 1, 2, 3 склонения: юноша, Сережа, метель, Маша, мороз, окно, песня,  квартира, слива, март, статья, доска, папа, Ваня. Катя,  мяч, няня, Илья, полка, мышь, поле.

    Физ. минутка. (Слайд 11)

 Чтение памятки об определении склонения имён существительных. (Слайд 12)

 Тест «Склонение имён существительных». (Слайд 13)
 («Академия младшего школьника». Морфологический разбор, игра №5,6)

Творческое задание (работа в паре) (Слайд 14)

-Найдите на картинке существительные, определите их склонение ( ПМК Мир музыки - Изучаем→Россия→Родина моя→ Пейзажи России)
 

- Что мы научились определять на уроке? (Слайд 15)

1.Что такое склонение?

2.  Какие существительные относятся к 1- му склонению?

3. Какие существительные относятся ко 2-му склонению?

4. Какие существительные относятся к 3- му склонению?

5. Как определить склонение существительного?

(Слайд  )

Оцените свою работу на уроке.( С помощью смайлов). Выставление отметок учителем.

 - Что нового мы узнали сегодня о существительном? 

•      Склонение – изменение существительного по падежам.

•      Окончания имен существительных зависят не только от рода числа и падежа, но и от склонения. Вот как важно определить правильно склонение.

 

 

Приветствует учащихся

 

Мотивирует учащихся на работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 Организует повторение изученного, проверку с помощью документ-камеры

Организует диалог с учащимся, контролирует правильность написания орфограмм, чистописания

  Создает проблемную задачу. Проверка с помощью документ-камеры

 

 

 

 

 

 

 

Координация работы учащихся, фронтальная проверка  

Организует игровую ситуацию. 

 

 

 

Знакомит с памяткой по работе со склонениями

Организует тестовую работу Нацеливает на решение теста

Координация работы учащихся

 

 

 Задает вопросы
о задачах урока. Акцентирует внимание на конечных  результатах учебной деятельности.

 Оценивание работы уч-ся на уроке

 

 Поясняет домашнее задание, мотивирует на дальнейшую работу по теме

Приветствует учителя, проверяет свою готовность к уроку

 

 

 

 

 

 

  Развитие навыков чистописания

 

 

Обобщают знания об имени существитель-ном.            

Ответ ученика.

  

 Повторяют падежи имён существительных.

 

 

 

 Самооценка

Повторяют орфограммы, написание словарных слов, работа на интерактивной доске

 Проводят исследование. На листе вписывают в    клеточки падежные окончания.

Спикер  каждой группы делает выводы.                  

Работа в тетради, работа на интерактивной доске

Самооценка

Работа у доски с интерактивным тренажером

Решают проблему, выполняя задания

Проводят физминтку

 Проговаривание алгоритма определения склонения

Применение новых знаний

  Решают тест, делают самопроверку, самооценка

 Работают с иллюстрацией в паре (в тетради), совершают поиск сущ-х, опр-т склонение

   Проговаривает новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делает предположения, анализирует свою работу на уроке

Самооценка

 Записывают домашнего задания

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из

 схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

 

 

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё

предположение на основе работы с материалом

 учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии

 с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу

 (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и

 личностную рефлексию.

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в

 соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение

, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с

определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и

целенаправленной познавательной

деятельности.

4.адекватное понимание причин успеха / неуспеха

 в учебной деятельности;

 

5. рефлексия способов и условий действия;

контроль и оценка процесса и результатов

 деятельности

 


 

 Приложение

Измените по падежам существительные.

И.п.

 

 

 

 

Р.п.

 

 

 

 

Д.п.

 

 

 

 

В.п.

 

 

 

 

Т.п.

 

 

 

 

П.п.

 

 

 

 

 1группа - лиса, сестра, папа

2 группа- гнездо, стол, окно

3 группа - степь, рожь, глушь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока в четвертом классе школы VIII вида по русскому языку с использованием здоровьесберегающей технологии обучения на тему: «Правописание предлогов»

Урок по русскому языку в 4 классе школы VIII вида по учебнику А.К. Аксеновой и  М.Г. Галунчиковой. Данный урок был построен с использованием здоровьесберегающих технологий обучения, в его основе...

Конспект открытого урока во втором классе по русскому языку с использованием разноуровневой технологии обучения на тему: «Большая буква в кличках животных».

Урок по русскому языку во 2  классе школы VIII вида по учебнику Н.М. Барской. Данный урок был построен с использованием разноуровневой технологии обучения. В данном уроке также применялись здоров...

Конспект открытого урока в четвертом классе по русскому языку с использованием игровой технологии обучения на тему: «Звонкие и глухие парные согласные на конце слова».

Открытый урок по русскому языку в четвертом классе коррекционной школы VIII вида с использованием игровой технологии обучения на тему: «Звонкие и глухие парные согласные на к...

Урок русского языка с использованием здоровьесберегающих технологий, 2 класс Морское путешествие. Тема урока: Правописание сочетаний ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ (закрепление).

Урок русского языка с использованием здоровьесберегающих технологий,  2 классМорское путешествие.Тема урока: Правописание сочетаний ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ (закрепление). Цели и задачи уро...

Методическая разработка урока по русскому языку с использованием здоровьесберегающих технологий "Понятие о временных формах глагола". 3 класс.

В данном материале представлено использование здровьесберегающих технологий на примере урока руского языка....

Конспект урока во втором классе по русскому языку с использованием разноуровневой технологии обучения на тему: «Большая буква в кличках животных».

Тип урока: закрепление изученного материала.Цель: формировать навык грамотного письма слов, обозначающих клички животных.Задачи:1. Образовательные:улучшать умение различать название животног...

Конспект урока в 4 классе по русскому языку с использованием игровой технологии обучения на тему "Звонкие и глухие парные согласные на конце слова"

КОНСПЕКТ  УРОКА В ЧЕТВЕРТОМ КЛАССЕПО РУССКОМУ ЯЗЫКУс использованием игровойтехнологии обученияна тему:«Звонкие и глухие парные согласныена конце слова»....