Предметно-тематический праздник "Русская речь"
классный час по русскому языку (3 класс) на тему

Никифорова Людмила Аркадьевна

Чем отличается речь культурного человека от речи человека, страдающего от плохого воспитания и недостатка образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_rech.docx26.91 КБ

Предварительный просмотр:

Предметно-тематический праздник «Русская речь»

Ведущий: Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы решить вопрос: чем отличается\ речь культурного человека от речи человека, страдающего от плохого воспитания и недостатка образования. Какую речь приятнее слушать?

_ Послушайте стихотворение Ю. Тимянского «Рассказ школьного портфеля» и подумайте, почему мальчик обиделся на ребят?

 Ю. Тимянский
Рассказ школьного портфеля

Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.
Ему уже двенадцать лет.
Но говорит он до сих пор
Не «коридор», а «колидор».
«Дилектор входит в кабинет...»
«Закрыт магазин на обед...»
«Секёт свеклу...»
«Пекёт блины...»
И до меня дошёл черёд:
Портфель он «портфелем» зовёт
Но мне не зря «Родную речь»
Судьбой доверено беречь.
И я придумал не шутя:
Пусть и его зовут Петя.    
-    Петя! — несётся со двора. — 
Тебе домой идти пора!
-    Не трогай малыша, Петя,
Ведь ты большой, а он дитя!
«Петя» обижен на ребят:
-    Скажите, в чём я виноват?
Я не ругался, не грубил
И никого не оскорбил,
За что же среди бела дня
Отняли имя у меня?

Ведущий:

Очень часто можно услышать как кто-то неправильно произносит слова или употребляет их не по назначению. Приятно ли слушать такую речь?

А какие пословицы на эту тему вы знаете?

Дети: Сначала подумай, потом скажи.

Коротко да ясно.

Язык мой-враг мой, прежде ума глаголет.

Говорить не думая, что стрелять не целясь.

И дорого дал б за словечко, да не выкупишь.

Ведущий: А из чего состоит наша речь? Вы знаете название многих частей речи и частей слова. Я предлагаю  провести игру, которая покажет, насколько хорошо вы их знаете.

(Проводится игра с карточками. На одних карточках написаны части речи, на других-слова. Все карточки разложены на столах в хаотическом виде. Дети делятся на две группы, какая группа быстрее разложит верно, карточки на две группы, та и победит.)

Ведущий: На доске записаны предложения. Можно ли сказать, что в них заключено одно и то же смысловое значение?

Они обедают в три часа.

Они обедают три часа.

Ведущий: А с какой частью речи предлоги не употребляются никогда?

Проводится игра «Кто быстрее?» Для этого на доске заранее записаны слова. Ученики должны их быстро записать в две колонки: 1 склонение, 2 склонение, 3 склонение.

Учитель, степь, конь, лошадь, армия, лётчик, спутник, космос, планета, звезда, география, кран, поле, грач, молоко, медаль, зелень, трава, луг, цветок, сирень, гараж, плащ, печь.

Ведущий: Хочу вам, ребята, задать хитрый вопрос. Как заменить словосочетание «сухая трава» одним словом?

Сегодня, друзья, у меня для вас приготовлено совершенно особое задание. Я вам предлагаю слова, а вы из них должны составить рассказ, интересный и обязательно весёлый. Запомните эти слова: метро, пальто, кино, кашне, кенгуру, шоссе, шимпанзе, домино, пенсне, кафе, фортепьяно.

1 ученик: Тут и запомнить нечего!

2ученик: И сейчас из этих слов не только рассказ, мы поэму в стихах напишем.

1 ученик:

Как-то рано поутру

С другом сели мы в метру.

2ученик:

И поехали в метре

Фильм смотреть о кенгуре.

Вот сидим опять в кине

Без пальта и без кашне.

1 ученик:

А вернее: я и ты

 Без пальта и без кашны.

2 ученик:

Любят кина детвора,

Если в кинах кенгура.

Ходит бродит по шоссу,

Носит в сумке шимпанзу.

1 ученик:

Кенгуру в кафу зашёл,

Занял там свободный стол.

2ученик:

И сидит за доминой

С шимпанзой и какадой.

1ученик:

Вдруг огромный обезьян

Стал играть на фортепьян

А потом ещё с мышом,

Бедным серым малышом.

2ученик:

Тут и взрослый, сняв пенсню.

Хохотал на всю киню.

Интересное киню!

1ученик:

 Жаль, что кончилось оно.

В гардероб пора бежать-

Будут польта выдавать!

Ведущий: Ну что, друзья, у вас получилась как раз про то, как не надо говорить.. Вот представьте себе: в зоопарке сидят шимпанзе-брат и сестра. Нельзя сказать, что брат – шимпанзе, а сестра – шимпанза. Нельзя потому, что по родам такие слова не изменяются.

1 ученик: А где же можно прочитать о том, как нужно произносить те или иные слова?

Ведущий: Вам помогут словари, книги по риторике автора Т. Ладыженской. Из-за нечёткого произношения иногда невозможно понять, о чём идёт речь.

(Дети читают стих. Н.Матвеевой «Путаница»)

Вот бутон,
А вот — батон.
Вот бидон,
А вот — питон.
Ну а вот — бетон.

В печке выпечен 
Батон,
А в петлицу вдет
Бутон,
По траве ползёт 
Питон,
Молоко течёт
В бидон,
А на стройке есть
Бетон.

Повтори и ты мне в тон:
Где бутон,
А где батон,
Где бидон,
А где питон,
Ни и где — бетон.

Раз, два, три, четыре, пять, 
Начинаю повторять:
В печке выпечен
Бутон,
А в петлице вдет 
Батон,
По траве ползёт 
Бидон,
Молоко течёт
В бетон,
А на стройке есть
Питон.

— Нет, не так!
Нет, не так!
— Ну тогда вот так:
В печке выпечен
Бидон,
А в петлицу вдет 
Питон,
По траве ползёт 
Бетон,
Молоко течёт в 
Батон,
А на стройке есть
Бутон.

— Нет, не так!
Нет, не так! —
Подскажите сами: как?
Разберитесь сами в том,
Где бутон,
А где батон,
Где бидон, 
А где питон,
Ну и где — бетон.

Ведущий: Весёлый урок русской речи подходит к концу.Со всеми заданиями, которые выполняли, вы смогли справиться потому, что вам помогла грамматика, которую вы изучаете в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 2 класса

Рабочие программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой – М.; Просвеще...

Предметно-тематический КВН "Волшебный мир сказок"

Разработка урока по литературному чтению. Воспитание литературного вкуса на примере произведений русской литературы. Развитие творческих способностей учащихся....

Предметно-тематический праздник "В царстве математики"

Данный праздник можно провести как между командами одного класса, так и между командами разных классов от 2 до 4....

Урок обучения грамоте "Звук "о", буква "о" (предметно-тематическая карта).

Предметно-тематическая карта     1-б класс    МБОУ «СОШ № 176»    Учитель: Косарева И.Г.ПредметОбучение грамоте (литературное чтение)ТемаЗвук «о», бук...

Предметно-тематическая игра « Звездный час» по кубановедению

Предметно-тематическая игра « Звездный час»по кубановедению  тема « Кубанские товары  и услуги – только высшего качества»3 класс...

Виды речи. Устная и письменная речь.Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление) Тема Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление) Педагогические цели сформировать способности

Виды речи (общее представление).Речь устная и речь письменная (общее представление)ТемаВиды речи (общее представление).Речь устная и речь письменная (общее представление)Педагогические целисформироват...

Предметно-тематический классный час "Зимующие птицы нашего края" 3 класс

Заколдован невидимкой,дремлет лес под сказку сна.Словно белою косынкойподвязалась сосна....