урок русского языка
презентация к уроку по русскому языку (4 класс) на тему

Годунова Анна Юрьевна

Урок русского языка в 4 классе по программе "Начальная школа XXI века" по теме "Правописание тся, ться"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_-tsya_-tsya.doc40 КБ
Office presentation icon pravopisanie_-tsya_-tsya.ppt371 КБ

Предварительный просмотр:

Цели урока:

-отработка алгоритма применения правила правописания -ться, -тся в глаголах;

-упражнение в переводе транскрипции в буквенную запись;

-формирование орфографической зоркости;

-формирование навыков самоконтроля и взаимопроверки;

Оборудование:

Учебники, тетради на печатной основе, мультимедийная установка.

Ход урока:

Что без меня предметы- лишь названья,

А я приду- все в действие придет.

Летит  ракета, люди строят зданья,

Цветут сады и хлеб в полях растет.

        О какой части речи идет речь?

В этом стихотворении речь идет о глаголах.

Да, ребята, мы продолжаем знакомиться с глаголами и девизом нашего урока станет пословица:

Хочешь  научиться, должен потрудиться. (слайд)

Прочитайте хором.

Как вы понимаете смысл этой пословицы?

А как вы считаете, связана ли эта пословица с темой нашего урока?

Да, в пословице в глаголах встречается –ться, над правописанием которой мы работали на предыдущем уроке.

Да, друзья, на сегодняшнем уроке мы  закрепим  с вами умение  писать в глаголах –ться, -тся и начнем нашу работу с проверки домашнего задания.

        Запишите, пожалуйста,  число,

Словарный  диктант:

Ребята, вы дома готовились к словарному диктанту. Сделать орфографическую запись слов, представленных на  слайде орфоэпически.

А теперь взаимопроверка, проверьте правильность выполнения задания и оцените работу товарища.(слайд )

        Проверим правильность выполнения письменной домашней работы.(слайд)

(объяснить написание орфограмм)

Медвежата- б\г словарное слово

Сердце – н\с сердечко

Обрадовались –приставка об

Начали –б\г начало

Возиться-  - б\г возится

Кувыркаться =что делать?

Снегу – б\г снег

Родились – б\г род

Они –б\г он

Под предлог

Снегом –б\ок  колесом

В берлоге – б\ок в весне

Раз = п\с разик

Впервые б\г первый

Опасались – опасный

Медведица- словарное слово

Научила – приставка

Бояться –б\г бойся, ться

        Встретились ли в этом тексте глаголы на изученное  на предыдущем уроке правило?

Да, такие глаголы нам встретились. Это слова кувыркаться, боится, возиться.

Когда в глаголах пишем –ться, а когда –тся?

(слайд)

У глаголов в начальной форме на конце пишем –ться.

Глаголы 3 лица единственного и множественного числа на конце пишутся с –тся.

Что помогает нам определить, писать слово с ь или без него?

Нам на помощь приходят вопросы: если глагол отвечает на вопрос что делать, то пишем с ь, если вопрос- что делает, то пишем без ь.

А теперь, опираясь на данную схему, выполним упражнение №1.

Слова нужно записать в два столбика.

Как будем распределять слова?

В первый столбик мы запишем слова, которые отвечают на вопрос что делать?

Во второй столбик запишем слова, которые отвечают на вопрос что делает?

Упражнение выполняется фронтально, дети цепочкой комментируют выполнение данного задания.

Итак,  какая форма глаголов записана в первом столбике?

А во втором?

Дифференцированная работа.

А теперь я предлагаю работу в группах.

(слайд)

1 группа работает самостоятельно. Вы выполните упражнение №5 страница 204.

Вам нужно будет распределить слова в два столбика:

В первый столбик вы запишите глаголы, а во второй столбик- имена существительные.

А вот 2 группа будет работать со мной у доски. Мы с вами выполним упражнение №3.

Учащиеся 2 группы цепочкой выполняют работу у доски:

Что делать?                                           Что делает?

знакомиться                                         знакомишь

мириться                                              мирится

беспокоиться                                        беспокоится

тревожиться                                         тревожится

сердиться                                               сердится

нравиться                                              нравится

(в процессе работы постоянно делать акцент на то, каким правилом пользуемся для того, чтобы правильно написать данные глаголы.)

Спасибо, ребята, за работу. Познакомьтесь теперь с заданием упражнения №3. А мы с ребятами из первой группы проверим, как они справились с заданием.

Прочитать слова  каждого столбика.

(самопроверка; слайд)

Физминутка.

А теперь давайте выполним задания упражнения №3. Будьте внимательны. Не забывайте правила написания –ться, -тся.

 Дети выполняют задания, обосновывая свой выбор глагола.

Ребята, пришло время работы в парах. Мы сейчас выполним с вами творческую работу. Для этого откройте, пожалуйста, тетради на печатной основе на странице 92. Упражнение №2.

Придумайте предложения, включив в них данные слова. Каждый ряд получает свое задание.

Проверка правильности выполнения задания. Дети зачитывают составленные  предложения.

Итог урока:

Итак, друзья чему был посвящен наш урок, который уже подходит к концу?

Мы сегодня на уроке закрепляли умения правильно писать глаголы с -ться и тся без ь.

Домашнее задание.

Дома, ребята, вы продолжите работу над правописанием глаголов с –ться, =тся на конце.

Домашнее задание выполняем по группам.

1 группа- продолжит рассуждение на тему» Мой младший брат пойдет в школу»

А учащиеся 2 группы выполнят упражнение №4, страница 104.

(слайд)

Ребята, вы неплохо работали сегодня, спасибо за урок.

 

 

        

           

                     

                     

                                                                       

                               2008 учебный год


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Хочешь ться , должен потруди научи ться

Слайд 2

"Правописание Тема урока: -тся, -ться в глаголах"

Слайд 3

[ б ` иаграф ` ий ` а ] [ жилат `] [ багацтва ] [ ист ` ина ] [ бут ` ирброт ] [ искуства ] [ гатоф ] [ изображен ` ий ` э ] биография желать богатство истина бутерброд искусство готов изображение

Слайд 4

Как увидели м [ и ] двежата с [ он ] це, лес- [ а ] брадовались, нач [ и ] ли в [ а ] зи [ ца ] , кувырка [ ца ] в сн [ и ] гу. Ведь р [ а ] дились –то [ а ] ни п [ а ] д снег [ ам ] , в берлог [ и ] , только теперь, в первый раз, и попали на вольный све [ т ] . Людей медвежата видели тоже вп [ и ] рвые и нисколько не оп [ а ] сались: медведица еще не н [ а ] учила их [ бай ` аца ] человека. Как увидели медвежата солнце, лес-обрадовались, начали возиться, кувыркаться в снегу. Ведь родились –то они под снегом, в берлоге, только теперь, в первый раз, и попали на вольный свет. Людей медвежата видели тоже впервые и нисколько не опасались: медведица еще не научила их бояться человека. Как увидели медвежата солнце, лес-обрадовались, начали вози ться , кувырка ться в снегу. Ведь родились –то они под снегом, в берлоге, только теперь, в первый раз, и попали на вольный свет. Людей медвежата видели тоже впервые и нисколько не опасались: медведица еще не научила их боя ться человека.

Слайд 5

-ться -тся что делать? что сделать? что делает? что сделает? неопределенная форма форма 3 лица ед. числа

Слайд 6

1 группа 2 группа Самостоятельно Упражнение №5 Записать слова в два столбика: глаголы и существительные У доски Упражнение №2 Списать, заполняя пропуски. Не забывать изменять форму слова Учебник стр. 104 Учебник стр. 103

Слайд 7

[ ца ] - ться [ ца ] – ца Что делать? Кто? Что? улыбаться курица умываться пуговица учиться улица пениться умница вертеться учительница баловаться мыльница трудиться

Слайд 8

1 ряд Трудится, трудиться 2 ряд Надеяться, Надеется 3 ряд Стараться, старается придумайте предложения, включив в них данные слова .

Слайд 9

Домашнее задание 1 группа: минисочинение. продолжим рассказ, используя в тексте слова, оканчивающихся на –ться «Осенью мой младший брат пойдет в школу…» 2 группа упражнение №4 стр.4. списать, подчеркнуть безударные гласные в корнях глаголов Молодцы! Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....