Урок русского языка 4 класс Наша речь
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Аджимефаева Алиме Решатовна

Урок русского языка 4 класс Наша речь

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon 1_urok_nasha_rech.zip1.87 МБ

Предварительный просмотр:

Урок . Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык

Цели: 

-познакомить с учебником и правилами работы с ним;

-воспроизвести и уточнить представления о речи и её значении в жизни человека.

  • Формируемые универсальные учебные действия (УУД):
  • позна вательные - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; смысловое чтение; поиск и выделение не обходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • комму никативные - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • регулятивные - постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвое ния, его временных характеристик; оценивание качества и уровня усвоения материала;
  • личностные - установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
  • Ход урока

1.     Организационный момент

2.     Вступительная беседа

Знакомство с учебником

  •  В этом учебном году мы продолжим раскрывать тайны рус ского языка, а помогать нам будет новый учебник - для 4 класса. Посмотрите на обложку и скажите, чем он похож на учебники для 1, 2 и 3 классов, чем отличается от них. (Слайд №2)
  •  Откройте учебник на с. 3. (Слайд №3) Прочитайте высказывание рус ского писателя И.С. Тургенева. Как вы его понимаете? Почему писатель называет русский язык кладом? (Ответы детей.)
  •  К чему он нас призывает? (Беречь русский  язык.)
  •  Что это значит? Как мы можем его беречь?
  •  Прочитайте обращение авторов учебника.
  •  Какие открытия нам поможет сделать учебник?
  •  Для чего это нужно? Прочитайте, как авторы необходимость изучать русский язык.
  • (Слайд №4)

- Рассмотрите условные знаки в учебнике и вспомните, обозначает каждый из них. Прочитайте статью к ним и выясните, для чего они нужны.

  •  Прочитайте, какие виды заданий мы будем выполнять.
  •  Назовите виды грамматических разборов, которые мы будем выполнять на уроках русского языка. Какими цифрами они обозначены?

3.  Самоопределение к деятельности

  •  Прочитайте название раздела на с. 5. (Слайд №5)        
  •  Какие слова Д.С. Лихачёва стаям эпиграфом к разделу? Как вы их понимаете?
  •  Прочитайте, что нам предстоит вспомнить.
  •  Прочитайте пословицы. (Слайд №6)
  •  Какова голова, такова и речь.
  •  Короткую речь слушать хорошо, под долгую речь думать хорошо-
  •  Хорошая речь слаще меда.
  •  Видна птица по перьям, а человек - по речам.
  • Что их объединяет? (Все пословицы о речи.)
  •  Объясните смысл пословиц.

К.Г. Паустовский писал: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку». (Слайд №7)

  •  Как вы понимаете высказывание К.Г. Паустовского?
  •  О чём мы будем говорить сегодня на уроке? (О языке и речи.)

4.  Работа по теме урока

Работа по учебнику

 Упр.1(с. 6).

  •  Прочитайте высказывание К.Г. Паустовского.
  •  Как писатель показывает богатство и простоту русского языка? (*Нет ничего такого... чего нельзя было бы передать русским словом».)
  •  Прочитайте высказывание Д.С. Лихачёва.
  •  Почему по речи человека можно судить о том. что он собой представляет?
  •  Определите главную мысль высказываний. (Чтобы наша речь стала понятной для окружающих людей, выразительной, интересной, надо учиться правильно говорить.)
  •  Выполните письменное задание к упражнению. Дополнительное задание (уровень повышенной сложности): най ти в словаре и выписать мудрые изречения о русском языке.

(На данном этапе урока можно использовать школьный сло варик «Пословицы, поговорки и крылатые выражения».)

Упр. 2 (с. 6).

-  Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

-  Как речь помогает человеку в жизни? Как может подвести?

    -  Выполните письменное задание к упражнению. (Взаимопроверка.)

- Запишите в словарик слово человек, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.

-  Что означает это слово? (Слайд №8)

(На данном этапе урока можно использовать школьный тол ково-этимологический словарик.)

- Составьте с этим словом словосочетание, запишите, под черкните непроверяемые гласные.

5. Физкультминутка.

6.   Закрепление изученного материала 

Работа по карточкам

 - Расположите части текста в такой последовательности, чтобы получился связный рассказ, запишите, вставьте пропу щенные буквы и раскройте скобки.

Мурка и ежата

Как (по)друж..ть животных? Мы аккуратно завернули к..лючих ежи в мя..кис тряпоч..ки и подн..ели к кошке. На этот раз Мурка спокойно л..жала рядом.

Ёж..ки уткнули мордоч..ки в теплый кошкин ж..вот. М.лыши с..сали м.лоч..ко у новой мамы. Такд..машняя кошка вык..рмила л..сных зв..рят.

..днажлы л..сник принёс троих ежат. (У)них погибла мать. Мы р..ши ли сп..сти ежат и поде.лили г.лодных зв..рьков кошке Мурке. Она тро нула их ла..кой и ре..ко (от)прыгнула.

(По Е. Кузнецову)

Проверка (Слайд №9)

7.  Рефлексия

 Продолжите пословицы. (Слайд №10)

-           Слово не воробей,... (вылетит — не поймаешь).

  •  Умные речи... (и слушать приятно).
  •  По речам узнают... (человека).
  •  Видна птица по перьям, а человек -... (по речам).

-  Оцените свою работу на уроке.

8.  Подведение итогов урока

-  Какие открытия мы сделали на сегодняшнем уроке?

-  Какую роль играет речь в жизни человека?

9. Домашнее задание

Упр. 2 (с. 6) - написать сочинение по пословице.

Карточка 1

 -Расположите части текста в такой последовательности, чтобы получился связный рассказ, запишите, вставьте пропу щенные буквы и раскройте скобки.

Мурка и ежата

Как (по)друж..ть животных? Мы аккуратно завернули к..лючих ежи в мя..кис тряпоч..ки и подн..ели к кошке. На этот раз Мурка спокойно л..жала рядом.

Ёж..ки уткнули мордоч..ки в теплый кошкин ж..вот. М.лыши с..сали м.лоч..ко у новой мамы. Такд..машняя кошка вык..рмила л..сных зв..рят.

..днажлы л..сник принёс троих ежат. (У)них погибла мать. Мы р..ши ли сп..сти ежат и поде.лили г.лодных зв..рьков кошке Мурке. Она тро нула их ла..кой и ре..ко (от)прыгнула.

(По Е. Кузнецову)

Карточка 1

 -Расположите части текста в такой последовательности, чтобы получился связный рассказ, запишите, вставьте пропу щенные буквы и раскройте скобки.

Мурка и ежата

Как (по)друж..ть животных? Мы аккуратно завернули к..лючих ежи в мя..кис тряпоч..ки и подн..ели к кошке. На этот раз Мурка спокойно л..жала рядом.

Ёж..ки уткнули мордоч..ки в теплый кошкин ж..вот. М.лыши с..сали м.лоч..ко у новой мамы. Такд..машняя кошка вык..рмила л..сных зв..рят.

..днажлы л..сник принёс троих ежат. (У)них погибла мать. Мы р..ши ли сп..сти ежат и поде.лили г.лодных зв..рьков кошке Мурке. Она тро нула их ла..кой и ре..ко (от)прыгнула.

(По Е. Кузнецову)

Карточка 1

 -Расположите части текста в такой последовательности, чтобы получился связный рассказ, запишите, вставьте пропу щенные буквы и раскройте скобки.

Мурка и ежата

Как (по)друж..ть животных? Мы аккуратно завернули к..лючих ежи в мя..кис тряпоч..ки и подн..ели к кошке. На этот раз Мурка спокойно л..жала рядом.

Ёж..ки уткнули мордоч..ки в теплый кошкин ж..вот. М.лыши с..сали м.лоч..ко у новой мамы. Такд..машняя кошка вык..рмила л..сных зв..рят.

..днажлы л..сник принёс троих ежат. (У)них погибла мать. Мы р..ши ли сп..сти ежат и поде.лили г.лодных зв..рьков кошке Мурке. Она тро нула их ла..кой и ре..ко (от)прыгнула.

(По Е. Кузнецову)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Служебные части речи" 3 класс, система Л.В.Занкова

Урок русского языка отвечает современным требованиям. В нем расписаны все УУД, как того требует ФГОС....

Методическое пособие. «Влияние изучения имени прилагательного на уроках русского языка на развитие речи учащихся 2 класса»

Важнейшей задачей школы на современном этапе является формирование у учащихся потребности к овладению знаниями и способами действий с ними в соответствии с познавательными установками....

Методическая разработка урока русского языка и развития речи в коррекционном классе

Тема урока: "Закрепление изученных букв. В. Берестов "Как найти дорожку"Данная методическая разработка предназначена для педагогов, работающих с детьми, обучающихся  по программе 7, 8 вида. Урок ...

Технологическая карта урока 1 класс Урок русского языка КАКОЙ БЫВАЕТ РЕЧЬ?

Технологическая карта урока урок русского языкаКакой бывает речь?...

Информационные технологии на уроках русского языка и развития речи. Урок в 1 классе по теме "Красный день календаря — 23 февраля"

Создание календаря знаменательных дат;Расширение словарного запаса детей словами, связанными с темой 23 февраля;Развитие навыков работы в микрогруппе, навыков взаимопомощи, положительного отношения и ...