Орфограммы русского языка
материал по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Кулёва Юлия Александровна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orfogrammy_russkogo_yazyka_.docx23.35 КБ

Предварительный просмотр:

Орфограммы русского языка

1.

Заглавная буква в начале предложения.

Речь нужна людям для общения. - № 1

2.

Заглавная буква в именах людей, названиях городов, рек и других именах собственных.

Москва - № 2, Тула, Калуга.

3.

Буквы И, А, У после шипящих (сочетания: ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ)

машина - № 3, груши, пушинка

4.

Правописание сочетаний ЧК-ЧН.

девочка - № 4, ручной, печка, лавочка.

5.

Словарные слова, которые надо запоминать.

карандаш - № 5, пальто, работа.

дорога - № 5, коньки, морковь.

6.

Перенос слова с одной строки на другую – по слогам.

(записать все возможные варианты)

прокатился - № 6, про-катился, прока-тился, прокатил-ся.

7.

Пропуск, искажение, замена букв в слове при списывании.

(написать слово, разделив его на слоги)

пожелтевшие - № 7, по-жел-тев-ши-е.

8.

Безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением.

гроза - № 8, грозы.

9.

Звонкие / глухие парные согласные на конце слова  и  перед другими согласными.

гриб - № 9, грибы

указка - № 9, указочка

10.

Мягкий знак ( Ь ) на конце имён существительных после шипящих.

луч - № 10, шалаш (м.р.), гараж (м.р.)

мышь - № 10, дочь (ж.р), ночь (ж.р.)

11.

Написание букв И / Ы после Ц.

циркач - №11, цирк, цирковая, цифра, циркуль

ножницы - №11, птицы, пальцы

цыган - №11, цыплёнок, цыц

12.

Сложные слова с буквой соединительного гласного

самолёт - №12, сам, летать

птицелов - №12, птиц, ловить

13.

Обращение выделяется запятыми (,) или восклицательным знаком (!)

Тише, Танечка, не плач! - №13

Ребята! Давайте жить дружно! - №13

14.

Разделительное написание предлогов, слитное написание приставок.

пришёл - №14, посмотрел, увидел, выбежал

в лесу - №14, в зимнем лесу

15.

Раздельное написание частицы НЕ с глаголами.

не знает - №15, не может, не старается

16.

Разделительный Ь.

деревья - №16, осенью, воробьи, вьюга, ружьё, платье, ручьи

17.

Разделительный Ъ.

Съел - №17, съедобный, подъёмный, объявление, предъюбилейный

18.

Непроизносимые согласные в корне слова.

Местный - №18, место, грустный – грусть, сердце – сердечный

Вкусный - №18, вкусен, парусный – паруса.

19.

Глаголы с основой на ЧЬ.

Беречь (что делать?) - №19, стеречь, печь

20.

Удвоенная буква согласного на границе частей слова.

осен  +  н  +  ий  =  осенний  - № 20

 утр  +  енн  +  ий  = утренний  - № 20

дерев  + янн  +  ый  =  деревянный  - № 20

21.

Безударное падежное окончание существительного.

на поляне – 1скл., П.п. (на земле) - № 21

у речки – 1 скл., Р.п. (у земли) - № 21

к скамейке – 1 скл., Д.п. (к земле) - № 21

на площади – 3 скл., П.п. - № 21

22.

Правописание приставок (раз-/ рас-; из-/ ис; без-/бес; воз-/вос; и др.)(Выделить приставку, подчеркнуть букву с которой начинается корень)

Безголовый - № 22, бездарный, безмятежный

23.

Буква О, Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

Хлебцем – № 23, зайцем, плачем

Кольцом - № 23, ножом, ключом

24.

Существительные в форме  мн.ч., Р.п. с основой на шипящий.

Туч - № 24, мн.ч., Р.п.; много луж

25.

Существительные с суффиксом – ОК после шипящих.

Бычок - № 25, дружок, пастушок

26.

Безударное падежное окончание прилагательного.

Тихому дому - № 26, (какому? –ому, -ему) м. р., Д. п.

В синей юбке - № 26, (в какой? –ой, -ей)ж .р., Р. п

27.

Беглые гласные О и Е

Замочек - № 27, нет замочка

Телёнок - № 27, нет телёнка

28.

Запятые при однородных членах предложения

Прилетели грачи, жаворонки, скворцы.

В лесу росли дубы, сосны и ели.

Декабрь год кончает, а зиму начинает.

Снег был холодный, но мягкий.

29.

Безударные личные окончания глаголов.

(поставь в начальную форму и определи спряжение)

              1 спряжение                                      2 спряжение

        ед.ч.                    мн.ч.                         ед.ч.                    мн.ч.

   я    -у(-ю)         мы  -ем                    я    -у(-ю)         мы  -им

   ты  -ешЬ            вы  -ете                  ты  -ишЬ            вы  -ите

3л   он  -ет               они  -ут(-ют)        3л   он  -ит               они  -ат(-ят)

рисует - №29, рисовать, 1 спр.

ходит - №29, ходить, 2 спр.

Глаголы-исключения (относятся к 2 спряжению):

гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть, и зависеть, и вертеть, и обидеть, терпеть.

Глаголы БРИТЬ, СТЕЛИТЬ относятся к 1 спряжению.

30.

Ь в окончаниях глаголов 2-ого лица –ЕШЬ, -ИШЬ

читаешь - №30, 2л., ед.ч.

носишь - №30, 2л., ед.ч.

31.

Написание –ТСЯ и –ТЬСЯ у глаголов.

катается - №31, что делает?, наст.вр., 3л., ед.ч

кататься - №31, что делать?, нач. форма


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты и практические работы "Орфограммы русского языка"

материал содержит карточки и  тексты с проверочными работами и тестами на темы : " Звуки и буквы русского языка", " Упражнения для определения орфограмм", "Игры с буквами", "Правописание гласных ...

Урок русского языка в 3 классе по теме: «Обобщение знаний о правописании корневых орфограмм, требующих подбора однокоренных слов для проверки орфограммы в корне».

Тема: «Обобщение знаний о правописании корневых орфограмм, требующих подбора однокоренных слов для проверки орфограммы в корне».Цель:- создать ситуацию, помогающую на основе учебного исследования подв...

Урок русского языка во 2 классе по системе Эльконина-Давыдова "Проверка орфограмм в корне разными способами. Проверка орфограмм по словарю"."

Дети учатся проверятьорфограммы слабых позиций всеми известными способами, сами ставят цель урока, на протяжении всего урока работают с листом самоконтроля....

Банк данных. Орфограммы русского языка

Карточки с заданиями по основным орфограммам русского языка: правописание Ь и Ъ после шипящих согласных, разделительные Ь и Ъ, правописание частицы НЕ с глаголами, суффиксы -ек, -ик...

Урок русского языка по теме: "Повторение. Орфограмма. Классификация орфограмм", 2 класс. Школа 2100

Разработка включает в себя технологическую карту урока и презентацию....

Системно-деятельностный подход на уроке русского языка Знакомство с орфограммой «Проверяемые согласные на конце слова» Графическое обозначение орфограммы. Выведение алгоритма проверки.

Сущность системно-деятельностного подхода проявляется в формировании личности ученика и продвижении его в развитии не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной д...

Памятки основные орфограммы русского языка

памятки с основными орфограммами по русскому языку...