Главные вкладки

    План-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему:
    Правописание окончаний существительных в родительном падеже.

    Киселёва Лариса Николаевна

    Овладение умением обосновывать написание безударных окончаний имён существительных.  Усвоение особенностей родительного падежа. Воспитывать любовь к птицам и оказание помощи им.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_office_word_25.docx16.14 КБ

    Предварительный просмотр:

    ---------------- Урок №

    Тема. Правописание окончаний существительных в родительном падеже.

    Цель. Овладение умением обосновывать написание безударных окончаний имён существительных.

               Усвоение особенностей родительного падежа. Воспитывать любовь к птицам и оказание помощи им.

    Ход урока.

    I. Организационный момент урока.

    II. Актуализация знаний.

    1.Чистописание.

    - Сегодня к нам на урок в гости прилетели птицы. Они нам помогут в изучении  темы. Посмотрите, как их много! Многие из них вам встречались на воле и вы их знаете.

     - Послушайте загадку…

    *Маленький мальчишка в сером армячишке
    По дворам шныряет, крохи подбирает,
    По ночам кочует - коноплю ворует.
    (Воробей.)

    Будем писать заглавную и строчную буквы Вв.

    - Какой это звук? (Согласный, звонкий, может быть мягким и твердым.)

    А это кто?

    *На шесте дворец, во дворце певец,

     А зовут его…(Скворец.)

    - Какая орфограмма здесь встречается? Запишем это слово.

    - Какую еще птицу знаете на эту букву? (Ворона.)

    - Какая птица лишняя? (Скворец – перелетная птица.)

     - Составим и запишем предложение о перелетных птицах.

    Улетели на юг перелетные птицы.

    Разберем предложение по членам предложения.

    2. Словарная работа.

    - Птицам, которые остаются зимовать бывает трудно, им надо помогать.

    Подберите и запишите однокоренные  имена существительные.

    Укажите склонение.

    Просить – просьба 1 скл.

    Защищать – защита 1 скл.

    Гнездиться – гнездо 2 скл.

    Рисовать – рисунок 2 скл.      

    - Как узнать склонение имен существительных?

    3. Постановка учебной задачи.

    - Посмотрите на наших гостей птиц и назовите название птиц 1-го склонения, 2-го склонения и 3-го склонения.

    - Запишем предложения. Как правильно записать окончания? (Определить падеж.)

    - Какой падеж? (Родительный.)

    У вып.  длинные ноги.

    Без щегл.  тихо в лесу.

    Раздался крик кукушк..

    - Почему разные окончания? (Разные склонения.)

    - Сегодня мы будем учиться писать падежные окончания имен существительных 1, 2, 3-го склонения в родительном падеже.

    - Посмотрите таблицу.

    Родительный падеж

    Кого? Чего? Откуда? Где?

    от, до, из, без, у, для, около, с

    III. Работа над новым материалом.

    1. Беседа о птицах с выполнением заданий.

    - Вот интересно, за что кукушка получила свое название? (За голос, за песню, за то, как она кричит.)

    -Что вы знаете о кукушке?

     Кукование услышал не только русский народ. Во многих странах название «кукушка» звучит очень похоже. Чехи, например, называют эту птицу «кукачка», болгары – «кукувица», немцы – «кукук», а по-татарски как? (Кукай.)

     Много птиц названы за голос – это чайка, скворец, щегол. А пищуха, когда проверяет ствол у дерева и вытаскивает из трещинок насекомых пищит.

    Тихое попискивание раздается от пищухи.

    Найдем родительный падеж и выделим окончания.

    - А это что за птица? (Ласточка-береговушка.) 

    - Почему ее так назвали? (От места жительства.)

    У ласточки дом в высоком берегу реки.

    А вот птичка камышовка.

    - Как думаете, почему ее так назвали? (Всю жизнь проводит в камышах и прилетает к нам, когда вода у берегов зарастает камышом.)

    - Разберем это слово по составу.

    Пусть я птичка – невеличка,

    У меня, друзья, привычка –

    Как начнутся холода,

    Прямо с севера сюда. (Снегирь.)  

    - Почему так назвали птицу? (От времени, прилетают со снегом и живут всю зиму, а весной отправляются на север.)

    Для снегиря земля должна быть в снегу.

     А вот птичка зяблик не боится холодов, не зябнет. Улетает от нас поздней осенью.

    Еда для зяблика – спасение от холода.

    Раз у него полный животик, то и холод ему не страшен, т.к. температура тела у него +43 градуса. Найдем родительный падеж, выделим окончания.

    - Почему разные окончания в родительном падеже? (Разные склонения.)

    2. Работа по учебнику.

    *Упражнение 196 (письменно).

    *Упражнение 197 (устно).

    *Упражнение 199 (выполнить в парах).

    IV. Рефдексия.

    1.Творческий диктант.

    На небе луна - на небе нет луны.

    У меня есть собака –

    В лесу есть земляника –

    На столе стоит стакан –

    На грядке растёт морковь –

    В небе яркое солнце –

    За лесом поле -

    V. Итог урока.

    - Что надо знать, чтобы правильно написать окончания имён существительных в родительном падеже?

    - У каких существительных окончания в родительном падеже одинаковые?

    VI. Домашнее задание: упр.200 (правила, словарные слова).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок проек, "Правописание окончаний существительных в родительном падеже"

    Урок прект, "Правописание окончаний имен существительных" русский язык 4 класс. Разработан с требованиями ФГОС....

    Правописание окончаний существительных в родительном падеже.4 класс

    Тема раскрывается на основе знакомства с птицами. Ученики узнают почему птиц так назвали....

    Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: Правописание окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах

    Тема: «Правописание окончаний в родительном, дательном и предложном падежах» Цели:  - Развитие умения распознавать родительный, дательный, предложные падежи...

    Упражнение в правописании имен существительных в родительном падеже

    Технологическая карта по русскому языку в 4 классе по теме "Упражнение в правописании имен существительных  в родительном падеже"...