Правописание окончаний существительных в родительном падеже.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Киселёва Лариса Николаевна

Овладение умением обосновывать написание безударных окончаний имён существительных.  Усвоение особенностей родительного падежа. Воспитывать любовь к птицам и оказание помощи им.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_25.docx16.14 КБ

Предварительный просмотр:

---------------- Урок №

Тема. Правописание окончаний существительных в родительном падеже.

Цель. Овладение умением обосновывать написание безударных окончаний имён существительных.

           Усвоение особенностей родительного падежа. Воспитывать любовь к птицам и оказание помощи им.

Ход урока.

I. Организационный момент урока.

II. Актуализация знаний.

1.Чистописание.

- Сегодня к нам на урок в гости прилетели птицы. Они нам помогут в изучении  темы. Посмотрите, как их много! Многие из них вам встречались на воле и вы их знаете.

 - Послушайте загадку…

*Маленький мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет, крохи подбирает,
По ночам кочует - коноплю ворует.
(Воробей.)

Будем писать заглавную и строчную буквы Вв.

- Какой это звук? (Согласный, звонкий, может быть мягким и твердым.)

А это кто?

*На шесте дворец, во дворце певец,

 А зовут его…(Скворец.)

- Какая орфограмма здесь встречается? Запишем это слово.

- Какую еще птицу знаете на эту букву? (Ворона.)

- Какая птица лишняя? (Скворец – перелетная птица.)

 - Составим и запишем предложение о перелетных птицах.

Улетели на юг перелетные птицы.

Разберем предложение по членам предложения.

2. Словарная работа.

- Птицам, которые остаются зимовать бывает трудно, им надо помогать.

Подберите и запишите однокоренные  имена существительные.

Укажите склонение.

Просить – просьба 1 скл.

Защищать – защита 1 скл.

Гнездиться – гнездо 2 скл.

Рисовать – рисунок 2 скл.      

- Как узнать склонение имен существительных?

3. Постановка учебной задачи.

- Посмотрите на наших гостей птиц и назовите название птиц 1-го склонения, 2-го склонения и 3-го склонения.

- Запишем предложения. Как правильно записать окончания? (Определить падеж.)

- Какой падеж? (Родительный.)

У вып.  длинные ноги.

Без щегл.  тихо в лесу.

Раздался крик кукушк..

- Почему разные окончания? (Разные склонения.)

- Сегодня мы будем учиться писать падежные окончания имен существительных 1, 2, 3-го склонения в родительном падеже.

- Посмотрите таблицу.

Родительный падеж

Кого? Чего? Откуда? Где?

от, до, из, без, у, для, около, с

III. Работа над новым материалом.

1. Беседа о птицах с выполнением заданий.

- Вот интересно, за что кукушка получила свое название? (За голос, за песню, за то, как она кричит.)

-Что вы знаете о кукушке?

 Кукование услышал не только русский народ. Во многих странах название «кукушка» звучит очень похоже. Чехи, например, называют эту птицу «кукачка», болгары – «кукувица», немцы – «кукук», а по-татарски как? (Кукай.)

 Много птиц названы за голос – это чайка, скворец, щегол. А пищуха, когда проверяет ствол у дерева и вытаскивает из трещинок насекомых пищит.

Тихое попискивание раздается от пищухи.

Найдем родительный падеж и выделим окончания.

- А это что за птица? (Ласточка-береговушка.) 

- Почему ее так назвали? (От места жительства.)

У ласточки дом в высоком берегу реки.

А вот птичка камышовка.

- Как думаете, почему ее так назвали? (Всю жизнь проводит в камышах и прилетает к нам, когда вода у берегов зарастает камышом.)

- Разберем это слово по составу.

Пусть я птичка – невеличка,

У меня, друзья, привычка –

Как начнутся холода,

Прямо с севера сюда. (Снегирь.)  

- Почему так назвали птицу? (От времени, прилетают со снегом и живут всю зиму, а весной отправляются на север.)

Для снегиря земля должна быть в снегу.

 А вот птичка зяблик не боится холодов, не зябнет. Улетает от нас поздней осенью.

Еда для зяблика – спасение от холода.

Раз у него полный животик, то и холод ему не страшен, т.к. температура тела у него +43 градуса. Найдем родительный падеж, выделим окончания.

- Почему разные окончания в родительном падеже? (Разные склонения.)

2. Работа по учебнику.

*Упражнение 196 (письменно).

*Упражнение 197 (устно).

*Упражнение 199 (выполнить в парах).

IV. Рефдексия.

1.Творческий диктант.

На небе луна - на небе нет луны.

У меня есть собака –

В лесу есть земляника –

На столе стоит стакан –

На грядке растёт морковь –

В небе яркое солнце –

За лесом поле -

V. Итог урока.

- Что надо знать, чтобы правильно написать окончания имён существительных в родительном падеже?

- У каких существительных окончания в родительном падеже одинаковые?

VI. Домашнее задание: упр.200 (правила, словарные слова).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок проек, "Правописание окончаний существительных в родительном падеже"

Урок прект, "Правописание окончаний имен существительных" русский язык 4 класс. Разработан с требованиями ФГОС....

Правописание окончаний существительных в родительном падеже.4 класс

Тема раскрывается на основе знакомства с птицами. Ученики узнают почему птиц так назвали....

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: Правописание окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах

Тема: «Правописание окончаний в родительном, дательном и предложном падежах» Цели:  - Развитие умения распознавать родительный, дательный, предложные падежи...

Упражнение в правописании имен существительных в родительном падеже

Технологическая карта по русскому языку в 4 классе по теме "Упражнение в правописании имен существительных  в родительном падеже"...