Правописание окончаний существительных в родительном падеже.4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Яшагина Ольга Александровна

Тема раскрывается на основе знакомства с птицами. Ученики узнают почему птиц так назвали.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_4_klass.rar2.52 МБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка 4 класс

Тема: Правописание окончаний существительных в родительном падеже.

Цель: Овладение умением обосновывать написание безударных окончаний    

           имен существительных.

           Усвоение особенностей родительного падежа.

           Воспитывать любовь к птицам и оказание помощи им.

Оборудование: карточки склонений у детей, таблицы, картинки, голоса птиц.

Ход урока.

1.Чистописание.

       - Сегодня к нам на урок в гости прилетели птицы. Они нам помогут в изучении новой темы. Посмотрите, как их много! Многие из них вам встречались на воле и вы их знаете.

          - Послушайте загадку…

Маленький мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет, крохи подбирает,
По ночам кочует - коноплю ворует.( воробей)

Будем писать заглавную и строчную буквы Вв. Какой это звук? (согласный, звонкий, может быть мягким и твердым)

А это кто? На шесте дворец, во дворце певец,

                   А зовут его…(скворец)

Какая орфограмма здесь встречается? Запишем это слово.

Какую еще птицу знаете на эту букву? ворона

Какая птица лишняя? (скворец – перелетная птица)

 

Составим и запишем предложение о перелетных птицах.

Улетели на юг перелетные птицы.

Разберем предложение по членам предложения.

2. Словарная работа.

           - Птицам, которые остаются зимовать бывает трудно, им надо помогать.

Подберите и запишите однокоренные  имена существительные.

Укажите склонение.

Просить – просьба 1 скл

Защищать – защита 1 скл

Гнездиться – гнездо 2 скл

Рисовать – рисунок 2 скл       Покажите карточками  склонение.

Как узнать склонение имен существительных?

3.Постановка учебной задачи.

            - Посмотрите на наших гостей птиц и назовите название птиц 1-го склонения, 2-го склонения и 3-го склонения ( выпь)

Запишем предложения. Как правильно записать окончания?

(определить падеж) Какой падеж? (родительный)

У вып.  длинные ноги.

Без щегл.  тихо в лесу.

Раздался крик кукушк..    Почему разные окончания?  (разные склонения)

           Сегодня мы будем учиться писать падежные окончания имен существительных 1, 2, 3-го склонения в родительном падеже.

Посмотрите таблицу

                                                 Родительный падеж

                                             Кого? Чего? Откуда? Где?

                                           от, до, из, без, у, для, около, с

4, Работа над новым материалом.

           - Вот интересно, за что кукушка получила свое название?

(за голос, за песню, за то, как она кричит)

Что вы знаете о кукушке?

   Кукование услышал не только русский народ. Во многих странах название «кукушка» звучит очень похоже. Чехи, например, называют эту птицу «кукачка», болгары – «кукувица», немцы – «кукук», а по-татарски как? (кукай)

              Много птиц названы за голос – это чайка, скворец, щегол. А пищуха, когда проверяет ствол у дерева и вытаскивает из трещинок насекомых пищит.

Запишем предложение. Тихое попискивание раздается от пищухи.

Найдем родительный падеж и выделим окончания.

А это что за птица? (ласточка-береговушка) Почему ее так назвали?

(от места жительства)

Запишем. У ласточки дом в высоком берегу реки. Где родительный падеж?

А вот птичка камышовка. Как думаете, почему ее так назвали?

Всю жизнь проводит в камышах и прилетает к нам, когда вода у берегов зарастает камышом. Разберем это слово по составу.

Пусть я птичка – невеличка,

У меня, друзья, привычка –

Как начнутся холода,

Прямо с севера сюда. (снегирь)    Почему так назвали птицу?

(от времени, прилетают со снегом и живут всю зиму, а весной отправляются на север)

Запишем. Для снегиря земля должна быть в снегу. Где родительный?

          А вот птичка зяблик не боится холодов, не зябнет. Улетает от нас поздней осенью.

Запишем. Еда для зяблика – спасение от холода.

Раз у него полный животик, то и холод ему не страшен, т.к. температура тела у него +43 градуса. Найдем родительный падеж, выделим окончания.

Почему разные окончания в родительном падеже?  (разные склонения)

5. Самостоятельная работа.

             - Представьте, ребята, что вы оказались в парке или в лесу.

 Напишите несколько предложений о птицах.

6. Итог урока.

            - Что сегодня вы узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок проек, "Правописание окончаний существительных в родительном падеже"

Урок прект, "Правописание окончаний имен существительных" русский язык 4 класс. Разработан с требованиями ФГОС....

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: Правописание окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах

Тема: «Правописание окончаний в родительном, дательном и предложном падежах» Цели:  - Развитие умения распознавать родительный, дательный, предложные падежи...

Упражнение в правописании имен существительных в родительном падеже

Технологическая карта по русскому языку в 4 классе по теме "Упражнение в правописании имен существительных  в родительном падеже"...

Правописание окончаний существительных в родительном падеже.

Овладение умением обосновывать написание безударных окончаний имён существительных.  Усвоение особенностей родительного падежа. Воспитывать любовь к птицам и оказание помощи им....


 

Комментарии

Фомина Татьяна Александровна

голосую, мою работу можно посмотреть по ссылке http://nsportal.ru/node/651941

Ольга Александровна!Голосую!Отличная работа!Зайдите и ко мне на страничку!Буду рада узнать Ваше мнение!http://nsportal.ru/node/499316

Мерзлютина Ирина Александровна

Хороший урок. Мой голос. Познакомьтесь с моей работой.http://nsportal.ru/node/612101