Открытый урок по русскому языку " Одушевленные и неодушевленные имена существительные "
план-конспект урока по русскому языку на тему

Ольга Владимировна Тулякова

Открытый урок по русскому языку 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Фокинская СОШ № 2»

Конспект открытого урока

по русскому языку во 2 классе

«Одушевленные и неодушевленные имена существительные»

составила учитель

начальных классов

Тулякова О.В.

Тема: «Одушевленные и неодушевленные  имена существительные»

            Цели урока: 

  • формировать умение отличать слова, отвечающие на вопрос кто? от слов, отвечающих на вопрос что?;   учить находить имена существительные в тексте подбирать их самостоятельно; классифицировать одушевленные и неодушевленные  имена существительные; вырабатывать навыки грамотного письма.
  • Формируемые УУД
  • Познавательные: развивать познавательную активность, формировать умение выделять информацию из разных источников, развивать умение правильно, осознанно строить речевое высказывание.
  • Познавательные логические: умение выделять существенные признаки, выполнять анализ и синтез, правильно строить свои рассуждения.
  • Регулятивные: формировать умения ставить учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять контроль и коррекцию своим действиям, давать оценку своей работе.
  • Коммуникативные: формирование умения работать в группе, сотрудничать.
  • Личностные: самоопределение, самооценка.
  • Осваиваемые понятия
  • одушевленные и неодушевленные предметы
  • Планируемые результаты урока
  • Учащиеся будут учиться различать слова-предметы и правильно задавать к ним вопросы кто? что?

Оборудование:

           раздаточные карточки с заданиями, компьютерная анимация.

Ход урока.

I. Орг. момент.(мотивация к учебной деятельности)

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Начинаем мы опять

Думать, рассуждать, смекать!

- Ребята, я желаю вам, чтобы сегодняшний урок был для вас интересным, полезным, чтобы мы вместе повторили и закрепили то, что мы уже знаем и постарались открыть новые тайны русского языка.

Пальчиковая гимнастика.

2.Гимнастика для пальчиков рук.

1. Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать.

А потом они в тетради будут буковки писать.

(Дети вытягивают руки вперед, сжимают кулачки, а затем их разжимают. Так повторяется несколько раз.

2.Две веселые лягушки ни минуты не сидят –

Ловко прыгают подружки, только брызги вверх летят.

(Дети сжимают кулачки и кладут их на парту пальцами вниз. Резко распрямляют пальцы и кладут ладони на парту. Затем резко сжимают кулачки и опять кладут их на парту.)

Откройте свои тетради и подпишите число и классная работа

II. Минутка чистописания. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии)

-Работу начинаем с чистописания.

-Внимательно посмотрите на данную запись:

большой - маленький,                        

        война - …мир                                                       

твёрдый - …мягкий                                                                 

 сухой -…мокрый

     старый - …молодой

глубокий - …мелкий        

гладить - …мять

- Если вы правильно сформулируете и выполните задание, то узнаете, какую букву  мы будем сегодня писать на минутке чистописания.

(Необходимо подобрать слова с противоположным значением, антонимы)

- Верно, подберите слова-антонимы, но одно условие, эти слова, должны начинаться с одинаковой буквы.

- Догадались, какую букву будем писать на минутке чистописания? (буква м)

- Какой звук обозначает буква м? (согласный, непарный звонкий, по глухости-звонкости, бывает твёрдый или мягкий)

- Определите порядок написания букв в данном ряду.

Мме   Ммё ….

(Заглавная М, строчная м чередуются с гласными буквами, указывающие на мягкость согласного звука)

- Сколько существует таких гласных? (5: е, ё, ю, я, и)

- Напишите начатый ряд букв, соблюдая последовательность.

Самооценка.

- Оцените свою работу, подчеркните самое красивое буквосочетание.

III. Словарная работа.

- Отгадайте загадку.

Какой это художник

На стекло нанёс

Волшебные узоры

Из серебристых роз…    (Мороз)

   - А что такое мороз? Выясним значение этого слова. Какой словарь поможет нам?

(Толковый словарь)

Мороз – сильный холод, стужа, холодная погода, холодное время с очень низкой температурой. Произошло слово от древнего слова мерз – «холодный», от него и образовалось слово мёрзнуть.

- Запишите слово мороз, разберём по схеме СУО (слог, ударение, орфограммы)

- От слова мороз образуйте и запишите однокоренные слова.

- Первоначально вспомним признаки однокоренных слов. (Общее значение, одинаковый корень).

- Как по-другому называются однокоренные слова? (родственные)

1.Очень холодный день…(морозный)

2.Он раздаёт подарки взрослым и детям…(Дед Мороз)

3.Устройство, для длительного хранения продуктов питания…(морозильник)

4.Сказочный персонаж, который отблагодарил одну девочку и наказал другую…(Морозко)

- Посмотрите на получившийся ряд однокоренных слов, выделите корень, подчеркните безударную гласную в корне, написание которой необходимо запомнить.

Мороз, морозный, Дед Мороз, морозильник, Морозко.

- Какое слово будет лишним и почему? (морозный, слово обозначает признак предмета, а все остальные слова являются предметами)

IV. Формулировка темы урока.(Постановка учебной задачи)

- А как называются слова, которые обозначают предметы? (имена существительные)

- На какие группы можно разбить оставшиеся слова? (слова, отвечающие на вопросы кто? и слова, отвечающие на вопросы что?)

- Как называются слова, отвечающие на вопрос кто? (одушевлённые)

- Кого можно отнести в группу одушевлённых предметов? (люди и животные)

- Как называются слова, отвечающие на вопросы что? (неодушевлённые)

- Что отнесём в группу неодушевлённых предметов? (все остальные предметы, которые не являются людьми и животными)

- Определите тему нашего урока. (Одушевленные и неодушевлённые  имена существительные) Анимация

- Я приготовила вам задания, которые помогут совершенствовать ваше умение различать одушевлённые и неодушевлённые предметы, помогут развить память, внимание, мышление.

V. Распределение слов на группы( задание с компьютера)( открытие нового)

Запишите слова в два столбика и добавьте по одному слову в каждый столбик.

Я придумала 2 слова роза и мышка, куда мне их записать?

(Слова мышка и роза записаны в 1 и во 2 столбиках)

- Как вы думаете, почему?

- В первом столбике, какое значение имеет слово мышка? А во втором?

(в 1 столбике - животное, во 2 столбике - компьютерная мышка)

- А слово роза?

(в 1 столбике – девочка Роза, а во втором – цветок роза)

-Вывод: в русском языке много таких слов, которые бывают  одушевлённые и неодушевлённые. Они меняют своё  лексическое значение в зависимости от предложения, в котором употребляются. Такие слова имеют определённое название – многозначные.

VI. Физминутка.

- А теперь я предлагаю немного отдохнуть.

Поиграем в группы слов,

Кто из вас играть готов?

- Сейчас будут звучать слова, обозначающие предметы, услышав слово, отвечающее на вопрос кто? вы приседаете, если услышите слово, отвечающее на вопрос что? встаёте на носочки,

Окно, узор, снегирь, сугроб, олень, санки, воробей, шуба, валенки, водитель, ласточка, стакан, Мурка, морж, льдина, тюлень.

VII. Работа по учебнику( первичное закрепление)

1 вариант. с.49 №81.      (устно)

     2 вариант с. 50 №85.

Каждый вариант делает вывод.

      1.вариант. с.49 №82. (1)      (письменно)

2 вариант с. 50 №82.(2)

VIII. «Самый внимательный»

- А теперь мне бы хотелось проверить насколько вы внимательны.

- В предложенном наборе букв, вам нужно найти 6 слов.

- Работать будет в парах, ведь недаром говорится «Один ум хорошо, а два лучше».

- Положите перед собой карточку, внимательно изучите, найденные слова обведите.

тимдятелтрьбгбелкаоькдотонп

встснежокбрлюлшгелесаыук

бпоепокрывалотенгмзимамигв

- Проверка.

Ученики выходят к доске, обводят найденные слова.

дятел, снежок, лес, белка, покрывало, зима

XI. Самостоятельная работа (разноуровневое задание) (включение нового знания)

-А теперь предлагается вам последнее задание, при помощи которого  я смогу проверить насколько вы усвоили материал сегодняшнего урока.

- У вас на столах карточки двух цветов, вам необходимо выбрать задание по силам.

Карточка №1 

Даны слова, если слово отвечает на вопрос кто? сверху запишите букву О (одушевлённые предметы), если слово отвечает на вопрос что? запишите букву Н (неодушевлённые предметы).

Скворец, дом, кровать, Оля, ведро, тигр, машина, окно, цветы, ученик, водитель, гусь, Маша, грибник, портфель, телевизор, стул, котёнок.

Карточка №2

Даны слова с пропущенными орфограммами, необходимо вставить нужные буквы, а затем,  сверху записать нужную букву, если слово отвечает на вопрос кто? сверху запишите букву О (одушевлённые предметы), если слово отвечает на вопрос что? запишите букву Н (неодушевлённые предметы).

Пруж…на, в…да, моро…, ж…раф, доч(?)ка, ч…йник, Олен…ка, птен(?)чик.

- Выберите карточку, подпишите и приступайте к работе.

Проверка карточек осуществляется после урока.

XII. Подведение итогов.

- Подведём итог урока. Возьмите двухцветный круг, я буду читать высказывание, если оно истинное, то покажите зелёный цвет, если высказывание ложное, то красный цвет.

  • Слова, отвечающие на вопросы кто? или что? обозначают признаки предметов. (красный цвет – ложное высказывание, обозначают предметы)
  • Слова, обозначающие предметы и отвечающие на вопросы кто? или что? называются именами существительными. (зелёный цвет – истинное высказывание)
  • Слова, отвечающие на вопрос кто? являются одушевлёнными существительными (зелёный цвет – истинное высказывание).
  • Неодушевлённые существительные отвечают на вопрос кто? (красный цвет – ложное высказывание, отвечают на вопрос что?)
  • В русском языке существуют слова, которые могут отвечать одновременно на вопросы кто? и что? (зелёный цвет – истинное высказывание). Приведите примеры таких слов.

XIII. Домашнее задание.

- Подберите и запишите как можно больше одушевлённых и неодушевлённых существительных на тему «Школа».

XIV. Рефлексия.

- Молодцы. А теперь, используя двухцветные круги:

если вы испытывали затруднения на уроке, у вас возникали трудности, покажите красный цвет, а кому было легко и интересно, покажите зелёный цвет.

   Карточка №1 

Даны слова, если слово отвечает на вопрос кто? сверху запишите букву О (одушевлённые предметы), если слово отвечает на вопрос что? запишите букву Н (неодушевлённые предметы).

Скворец, дом, кровать, Оля, ведро, тигр, машина, окно, цветы, ученик, водитель, гусь, Маша, грибник, портфель, телевизор, стул, котёнок.

Карточка №2

Даны слова с пропущенными орфограммами, необходимо вставить нужные буквы, а затем,  сверху записать нужную букву, если слово отвечает на вопрос кто? сверху запишите букву О (одушевлённые предметы), если слово отвечает на вопрос что? запишите букву Н (неодушевлённые предметы).

Пруж…на, в…да, моро…, ж…раф, доч...ка, ч…йник, Олен…ка, птен…чик.

Карточка №1 

Даны слова, если слово отвечает на вопрос кто? сверху запишите букву О (одушевлённые предметы), если слово отвечает на вопрос что? запишите букву Н (неодушевлённые предметы).

Скворец, дом, кровать, Оля, ведро, тигр, машина, окно, цветы, ученик, водитель, гусь, Маша, грибник, портфель, телевизор, стул, котёнок.

Карточка №2

Даны слова с пропущенными орфограммами, необходимо вставить нужные буквы, а затем,  сверху записать нужную букву, если слово отвечает на вопрос кто? сверху запишите букву О (одушевлённые предметы), если слово отвечает на вопрос что? запишите букву Н (неодушевлённые предметы).

Пруж…на, в…да, моро…, ж…раф, доч...ка, ч…йник, Олен…ка, птен…чик.

Карточка №1 

Даны слова, если слово отвечает на вопрос кто? сверху запишите букву О (одушевлённые предметы), если слово отвечает на вопрос что? запишите букву Н (неодушевлённые предметы).

Скворец, дом, кровать, Оля, ведро, тигр, машина, окно, цветы, ученик, водитель, гусь, Маша, грибник, портфель, телевизор, стул, котёнок.

Карточка №2

Даны слова с пропущенными орфограммами, необходимо вставить нужные буквы, а затем,  сверху записать нужную букву, если слово отвечает на вопрос кто? сверху запишите букву О (одушевлённые предметы), если слово отвечает на вопрос что? запишите букву Н (неодушевлённые предметы).

Пруж…на, в…да, моро…, ж…раф, доч...ка, ч…йник, Олен…ка, птен…чик.

Положите перед собой карточку, внимательно изучите, найденные слова обведите.

тимдятелтрьбгбелкаоькдотонп

встснежокбрлюлшгелесаыук

бпоепокрывалотенгмзимамигв

Положите перед собой карточку, внимательно изучите, найденные слова обведите.

тимдятелтрьбгбелкаоькдотонп

встснежокбрлюлшгелесаыук

бпоепокрывалотенгмзимамигв

Положите перед собой карточку, внимательно изучите, найденные слова обведите.

тимдятелтрьбгбелкаоькдотонп

встснежокбрлюлшгелесаыук

бпоепокрывалотенгмзимамигв

Положите перед собой карточку, внимательно изучите, найденные слова обведите.

тимдятелтрьбгбелкаоькдотонп

встснежокбрлюлшгелесаыук

бпоепокрывалотенгмзимамигв

Положите перед собой карточку, внимательно изучите, найденные слова обведите.

тимдятелтрьбгбелкаоькдотонп

встснежокбрлюлшгелесаыук

бпоепокрывалотенгмзимамигв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Одушевленные и неодушевленные имена существительные" 2 класс Школа России

Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Одушевленные и неодушевленные имена существительныеЦели урока:•  формировать умение отличать слова, отвечающие на вопрос кто? от слов, отвечающих на вопро...

Открытый урок по русскому языку "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Аннотацияк уроку русский язык по теме:«Одушевленные и неодушевленные имена существительные»Тип урока -  урок изучение новых  знаний.Данный урок разработан с использованием Э...

Индивидуальные карточки к уроку по русскому языку «Одушевленные и неодушевленные имена существительные».

Индивидуальные карточки на разный уровень сложности (сложный уровень, средний, слабый) 1 уровень: Составить из предложений текст, используя слова для справок. Вставить пропущенные орфограммы. Выделит...

Конспект урока по русскому языку "Одушевленные и неодушевленные имена существительные" 2 класс

Конспект урока по русскому языкуТема: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»Цели деятельности учителя: формирование умения определять по вопросу одушевленные и неодушевленны...

План- конспект открытого урока по русскому языку "Одушевленные и неодушевленные имена существительные". 2 класс.

Данный урок построен в соответствии с ФГОС на основе информационно-коммуникативной технологии.  Представлен по ходу изучения раздела «Части речи». На уроке были учтены возрастные и пс...

Технологическая карта урока по русскому языку: "Одушевленные и неодушевленные имена существительные", 2 класс

Технологическая карта урока по русскому языку: "Одушевленные и неодушевленные имена существительные", 2 класс...