Разработка урока русского языка по теме "Непроизносимые согласные"
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) на тему

Яковлева Ирина Леонидовна

         Класс — 3

         Программа «Школа России».

         Тема: «Непроизносимые согласные»

         Тип урока — открытие  новых знаний.

         Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, групповая.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neproiznosimye_sogl.docx20.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»

Урок русского языка

Тема: «Непроизносимые согласные»

Работу выполнила

учитель начальных классов

Яковлева Ирина Леонидовна

План — конспект урока.

Тема: «Непроизносимые согласные»

Цель: сформировать представление о непроизносимых согласных в корне,

         научить способам проверки непроизносимых согласных;

Задачи:   - развивать умение анализировать языковой материал, делать выводы,

    - воспитывать культуру взаимодействия учащихся между собой.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер для школьника, карточки для работы в группах.

Ход урока:

  1. Актуализация знаний

        Слайд 2.

  • Какое слово лишнее в этом списке?
  • Запишите в тетрадь слова  с парной согласной в корне, подбирая к ним проверочные слова. По окончанию работы осуществите взаимопроверку.
  • Подберите к  слову «звёздный» однокоренные слова.

Слайд 3.

  • Могут ли эти слова быть проверочными для слова «звёздный»?

( Да, корни в однокоренных словах пишутся одинаково)

  • Что можете сказать о звуке [д] в этом слове?

II. Определение темы  и задачи урока.

  • Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Слайд 4.

  • Чему вы должны научиться на уроке?

Слайд 5.

III. Формирование новых знаний.

Работа в группах.

У каждой группы имеется  карточка. Приложение 1

Задание:  понаблюдать, когда в словах бывает непроизносимая согласная,

из группы слов выбрать проверочные. Объяснить свой выбор классу.

Проверка выполненного задания. Слайды 6-10.

Вывод:  Непроизносимый звук бывает при стечении трёх согласных.

После того, как учащиеся объяснят выбор проверочных слов, их ответ обобщается. Слайд 11.

IV. Физминутка. Физминутка включает в себя офтальмологический тренажер.

  • Слайд 12-17.

V. Первичное закрепление знаний.

Учебник. Часть 1 упражнение 49.  Приложение 2

Проверка фронтальная.

Слайд 18.

  • Какое бывает у вас настроение, когда на небе солнышко?
  • Какую особенность вы заметили?

Слайды 19-20

(Задание может выполняться со всеми учениками, а при наличии программы  

е- Learning Сlass,  на индивидуальных компьютерах. Если задание выполняется фронтально, то ученики составляют по одному предложению из слов каждой группы и записывают в тетрадь.

Кроссворд. Слайд 21.  

(Кроссворд можно разгадывать всем классом  или же отправить на индивидуальный компьютер школьника. Тогда на общем экране отображается экран ученика, первым выполнившего задание).

V. Итог урока.

Приложения

Приложение 1

Карточка 1

Понаблюдать, когда в словах бывает непроизносимая согласная.  Из  слов выбрать проверочные,  объяснить свой выбор классу.

поздняя

опоздать

поздно

припоздниться

Карточка 2

Понаблюдать, когда в словах бывает непроизносимая согласная. Из  слов выбрать проверочные, объяснить свой выбор классу.

капустный

капуста

капустник

капусточка

        

        

Карточка 3

Понаблюдать, когда в словах бывает непроизносимая согласная. Из  слов выбрать проверочные, объяснить свой выбор классу.

грустит

грустный

грустно

грусть

Карточка 4

Понаблюдать, когда в словах бывает непроизносимая согласная. Из  слов выбрать проверочные, объяснить свой выбор классу.

местность

местный

место

местечко

        

        

Карточка 5

Понаблюдать, когда в словах бывает непроизносимая согласная. Из  слов выбрать проверочные, объяснить свой выбор классу.

власть

властный

властвовать

властелин

Приложение 2

 Упражнение 49

        К данным существительным подберите однокоренные прилагательные. Сравните произношение согласных в корнях каждой пары слов. Можно ли одно слово из пары считать проверочным?

  Счастье       ненависть         ненастье         прелесть         честь           зависть

Запишите слова парами.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка 2 класс"Парные звонкие и глухие согласные"

Урок с элементами игры и разнообразным дополнительным материалом....

разработка урока русского языка во 2 классе по теме "Правописание парных согласных в корне слова".

Урок, проведенный во 2 классе ( УМК "Планета знаний") в форме деловой игры, позволяет закрепить и обобщить знания детей по орфограмме- правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова, раз...

Методическая разработка урока русского языка "Парные согласные"

Урок составленн в соответсвии с новыми требованиями...

Методическая разработка урока русского языка в 1 классе по программе "Планета знаний". Тема: Согласные звуки

Урок:   Русский язык Тема: Согласные звуки.Цель урока:Приведение в систему знаний учащихся о согласных звуках и об их смыслоразличительной роли.Задачи:Обучающие:  научить учащихся разли...

Разработка урока русского языка 3 класс "Правописание удвоенных согласных на стыке корня и суффикса"

Урок открытия нового знания по указанной теме проведён в 3 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова с использованием компьютерных технологий. Урок разработан в соответствии с ФГОС, направл...

Методическая разработка урока русского языка по теме: "Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука"

Методическая разработка урока рус.языка по теме: Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука...