Методическая разработка урока русского языка "Парные согласные"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Урок составленн в соответсвии с новыми требованиями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka.doc121.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество

Архипова Елена Валерьевна

Район

Ленинский

Место работы

МБОУ школа № 94

Должность

Учитель начальных классов

Общая информация

УМК

«Гармония»

Урок

Русский язык

Тема урока

« Звонкие и глухие согласные»

Тип урока

Закрепление изученного материала

Цель, задачи

Цель: закрепление способа проверки парных по глухости-звонкости согласных.

Задачи: развивать орфографическую зоркость в процессе работы с парными согласными; закрепить алгоритм работы по проверке парных согласных на конце и в середине слова.

Необходимое оборудование

Компьютер, интерактивная и магнитная доски.

Дидактическое обеспечение

Учебник, тетради учащихся, наглядный  материал и раздаточный материал.

Планируемые результаты  урока

  1. личностные
  1. Воспитание лингвистической культуры; формирование мотивации к изучению родного языка.
  1. предметные
  1. Формирование грамматических и орфографических понятий, предопределённых дидактическими задачами урока.
  1. метапредметные
    (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)

 1)   Познавательные УУД: умение выделять необходимую информацию, структурировать знания, анализировать,  классифицировать, сравнивать и обобщать.

2) Коммуникативные УУД: умение кооперироваться в малую  группу, вести учебный диалог в соответствии с задачами коммуникации.

3) Регулятивные УУД: умение ставить, принимать и решать учебную задачу, осуществлять контроль и оценку учебной деятельности.

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения*

Самостоятельная работа по проверке умения подбирать, анализировать и грамотно записывать слова с изучаемой орфограммой; контрольный тест на этапе рефлексии.

Литература и Интернет-ресурсы

Основная

  1. Учебник  М.С.Соловейчик Русский язык « К тайнам нашего языка», 2 класс, 1 часть.

Дополнительная

  1. В.В.Волина «Весёлая грамматика», М. 2003.

Интернет-ресурсы

  1. http : // eor. edu. ry

        
План проведения занятия с обоснованием выбора  технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

Этап урока
Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы
Деятельность обучающихся с указанием форм организации
Формируемые УУД
(с указанием конкретных действий)

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).

Учитель предоставляет слово заранее подготовленному ученику, который читает стихотворение:

В нашем русском языке

«Ходят парами» бэ-пэ,

Вэ-эф, гэ-ка, дэ-тэ,

Жэ-ша, зэ-эс.

Эти пары у людей

Вызывают интерес.

Часто «хитрые подружки»

Подменить хотят друг дружку.

Как узнать, писать какую-

Эту букву иль другую?

Но у нас не детский сад!

Мы решим проблему эту

И расскажем всему свету!

Предстоит сегодня нам

Всё расставить по местам».

Далее учитель подводит учащихся к формулированию темы урока.

Затем учитель организует словарную работу, предваряя её словами:

« Предлагаю вам новинку:

Словарную разминку!

Слова из словаря возьмём,

Проверять мы их начнём».

Предлагается подобрать из словаря слова, оканчивающиеся на согласный звук, который нужно проверять.

Обучающиеся слушают стих, а в процессе слушания повторяют согласные, парные по глухости-звонкости.

Затем учащиеся участвуют в целеполага-нии, принимают учебную задачу, формулируют тему урока: « Правописа-ние  слов с парными согласными».

Учащиеся называют проверочные слова и записывают в тетрадь, объясняют, почему слова нужно проверять: «Арбуз, билет, город, жираф, медведь, мороз, обед».

Развиваются регулятивные УУД, так как идёт целеполагание, ориентация на предстоящую деятельность на уроке, принятие учебной задачи.

Развиваются личностные УУД, потому что задание носит мотивационный характер

( мотивация  вызвана  тем, что  задание носит частично – поисковый характер,  для выполнения которого у учащихся есть необходимый арсенал  умений).

Развиваются познавательные УУД, потому что  учащиеся  учатся работать со словарём как одним из источников информации.

 

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.

Учитель предлагает обратить внимание на слова, расположенные на карточках на магнитной доске, и распределить их на группы:

« Гриб, дождь, гроза, коза, ряд, часы, багаж»

Затем учитель подводит к рациональному способу классификации, основанному на типе орфограммы.

Далее задаётся вопрос:

 « Есть ли сходство в способе проверки этих орфограмм?»

Обучающиеся предлагают варианты классификации: по количеству слогов

( односложные и двусложные слова) или по типу орфограммы

( проверяемые безударные гласные и парные согласные).

Ученики высказывают мнение о том, что способ проверки этих орфограмм одинаковый: «Нужно изменить слово или подобрать однокоренное так, чтобы проверяемый звук оказался в сильной позиции, для гласного – под ударением, для согласного - перед гласным или звонким непарным согласным».

Развиваются коммуникативные УУД, потому что  задание связано с умением  слушать, выстраивать устные высказывания.

Развиваются познавательные УУД,  потому что происходит развитие мыслительных операций анализа, сравнения, классификации, обобщения; повторяются способы действий.

3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

Учитель задаёт вопросы, ориентирующие на повторение темы предыдущего урока:

1) « Когда парным по глухости – звонкости согласным можно доверять и обозначать их буквами так, как слышишь?»

2) « Когда парным по глухости – звонкости согласным звукам нельзя доверять?»

В случае затруднений учитель предлагает обратиться к материалам учебника на страницах

58 -59.

Учащиеся вспоминают вывод учёных, который они рассматривали на предыдущем уроке, делают попытку пересказать его.

Затем проводится сверка устных ответов учащихся с информацией учебника, вносятся коррективы в высказывания.

Развиваются коммуникативные УУД, потому что  учащиеся, рассматривая вопросы, рассуждают, аргументируют мнения, активно и внимательно слушают друг друга.

Развиваются познавательные УУД, потому что углубляются  и уточняются лингвистические понятия  учащихся, расширяется познавательная сфера.

4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).

Учитель предлагает для размышления вопрос:

« Достаточно ли знать правило, чтобы грамотно писать?»

Далее учитель предлагает варианты организации работы по выполнению проблемного задания: работать индивидуально или разбившись на группы.

Ученики высказывают мнение о том, что главное – не только правило знать, нужно уметь его применять.

Учащиеся выбирают групповой способ, обосновывая тем, что трудные задания легче и интереснее выполнять в группах.

Развиваются личностные УУД, поскольку вопросы учителя направлены на самоопределение, осознание смысла, осуществление личного выбора.  

5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.

Учитель организует групповую работу, в ходе которой в отпечатанном тексте нужно найти слова, вызывающие недоумение, написанные с ошибками, обосновать правильность написания, используя алгоритм.

( Образовано 6 групп, различных текстов – 3)

1) « Иди прямо через зелёный лук. Слева будет лес, слаткие яготки манят туда.  Справа будет большой прут, на нём деревянный плод. Не пугайся кос – они не бодаются. Ждём тебя».

2) « Солнечная поготка. Мы плывём на лотке к зелёному острофку. Под берёсками и дупками прячутся грипки. Скорее на берек!»

3) « На пруду плавал белый лебеть. У воды рос камыж. На берек выполс уш. На высокий дуп  сел ястреп».

Учащиеся распределяются на группы, планируют совместную работу, действуют самостоятельно, но, в случае затруднения, обращаются за помощью к учителю.

По истечении определённого времени, группы представляют отчёты по работе, дополняют ответы других групп.

Обоснование правописания строится следующим образом: « В слове « грибки» парный согласный б стоит перед парным глухим к, значит это орфограмма. Подбираю проверочное слово так, чтобы после проверяемого согласного стоял гласный или звонкий непарный согласный: « грибок», «грибной». Пишу в слове «грибки» букву б».

Развиваются познавательные УУД, поскольку происходит систематизация, обобщение, переработка   языковой  информации, оформление её в устной форме (в виде высказывания) и в  письменной

(на листах).

Развиваются регулятивные УУД, потому что  происходит целеполагание, планирование работы, соблюдение намечен-ной последовательно-сти действий.

Развиваются коммуникативные УУД, потому что организовано учебное сотрудничество в группах по выполнению задания, а затем идёт межгрупповое взаимодействие.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).

Учитель предлагает выполнить задание в парах:

« Сделайте словооборот, Прочтите слова наоборот.

Вспомните правило к словам,

Написанье объясните нам!»

На слайде № 1 даны слова-перевёртыши:

« Пулут, дурт, залг, генс, гарво, дзеоп, долох, дог, шрё, жиртс, шыднал».

Ученики выполняют задание, а затем идёт фронтальное обсуждение составленных пар слов (проверочное - проверяемое), запись в тетрадь:

« Тулупчик – тулуп, труды –труд, глазик – глаз, снеговик- снег, овраги- овраг, поезда- поезд, холодный –холод, годы –год, ёршик –ёрш, стрижи – стриж, ландыши – ландыш».

Развиваются познавательные УУД, потому что  идёт повторение ключевых  понятий темы урока.

Развиваются коммуникативные УУД, потому что сначала идёт парная, а затем фронтальная работа, при которой класс  даёт доказательные ответы, дополняет ответы друг друга, комментирует свои и чужие мысли.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Учитель предлагает выполнить самостоятельную работу на индивидуальных карточках - нужно вставить пропущенные слова с парными согласными и подчеркнуть орфограммы во вставленных словах:

« Ученик сделал в диктанте три _________.

В аквариуме живут золотые ______________.

В берлогу зале_  бурый ________________.

К лесу вела узкая ___________.

Сторо_ живёт в _____________.»

По истечении отведённого времени учитель предлагает проверить свою работу, сличив с правильным вариантом, представленным на слайде № 2.

Учащиеся работают самостоятельно, вставляя следующие слова в предложения: « Ошибки, рыбки, залез, медведь, тропка, сторож, (в) сторожке».

 Затем ученики проверяют и оценивают успешность выполнения своей работы.  

Развиваются познавательные УУД, поскольку у учащихся формируются умения самостоятельно работать по заданию, применяя сформированный способ действия.

Развиваются  личностные УУД, поскольку задание сопровождается мотивацией достижения успеха (ребята в полной мере готовы к  его качественному выполнению).

Развиваются регулятивные УУД, так как задание завершается самопроверкой, самооцениванием собственного знания-незнания.

8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Учитель демонстрирует на слайде №3 загадки, составленные по типу «Доскажи словечко»:

1)« Этот зверь тебе знаком -

Ест мышей, пьёт молоко.

Но на кошку не похож,

Весь в колючках длинных...».

2) « Он ходит голову задрав,

Не потому, что важный граф,

Не потому, что гордый нрав,

А потому, что он …».

3) « Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал.

А проснувшись, стал реветь,

Это зверь лесной …».

4) « К солнышку подняв свой рог,

Дремлет толстый, неуклюжий …».

Обучающиеся хором читают загадки и договаривают отгадки.

В словах отгадках предлагается слабым учащимся объяснить правописание парных согласных на конце слова.

Кроме того, это задание для учащихся является ещё и физкультминуткой, поэтому назвав животных, ученики импровизируют и изображают их походку, звуки, движения.

Развиваются  познавательные  УУД, потому что идёт смысловой анализ материала, повторение  изученного алгоритма проверки парных согласных.

Развиваются коммуникативные УУД, поскольку учащиеся учатся строить устные высказывания и обоснованно отвечать на вопросы.

Развиваются личностные УУД, поскольку игра –импровизация мотивирует, расслабляет учащихся, позволяет в игровом действии раскрыться каждому ученику.

9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

Учитель организует проверку усвоения материала урока на основе пяти  тестовых заданий закрытого типа, представленных на слайде № 4:

1) Какие согласные не являются парными по глухости – звонкости?  

а) ч- щ  б) б-п  в) к-г  г) д-т

2) Когда парным  соглас-ным звукам при письме нельзя доверять?

а) перед буквой в б) перед непарными звонкими  

в) перед гласными г) на конце слов

3) Какое слово не являет-ся проверочным к слову

« морковь»?

а) морковочка

б) морковина

в) морковка г) морковный

4) В предложении « На грядке – лук, за деревней- луг» __  слов с орфограм-мой « парная согласная»

а) 2  б) 3  в) 4  г) 1

5) Почему парные по глухости- звонкости являются одной из главных опасностей письма?

а) встречаются чаще других б) встречаются реже других в) трудны в проверке г) легки в проверке

Затем учитель задаёт  дифференцированное домашнее задание: или выполнить упражнение

№ 124 из учебника, или сочинить текст объёмом 5-6 предложений, насыщенный словами с парными согласными.

Учащиеся, выполняют тест.

В качестве эталона даётся серия ответов:

« 1а, 2г, 3в, 4б, 5а».

Учащиеся выполняют самопроверку и самооценку, ставят  себе отметку, соответствующую количеству правильных ответов.

Ученики, определившись с домашним заданием, задают уточняющие вопросы и записывают задание в дневник.

Развиваются регулятивные УУД, потому что идёт оценивание степени освоения своих  знаний, сравнение с эталоном, то есть формируются рефлексивные умения.

Развиваются личностные УУД, так как подача домашнего задания носит вариативный характер и связана с самоопределением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка 2 класс"Парные звонкие и глухие согласные"

Урок с элементами игры и разнообразным дополнительным материалом....

Методическая разработка урока русского языка в 1 классе по программе "Планета знаний". Тема: Согласные звуки

Урок:   Русский язык Тема: Согласные звуки.Цель урока:Приведение в систему знаний учащихся о согласных звуках и об их смыслоразличительной роли.Задачи:Обучающие:  научить учащихся разли...

Методическая разработка урока русского языка по теме: "Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука"

Методическая разработка урока рус.языка по теме: Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука...

Методическая разработка урока русского языка в 1 классе на тему "Согласные звуки [с], [c´], буквы C, c"

Урок построен с учётом индивидуальных особенностей детей на основе системно- деятельностного подхода с применением ИКТ,  соблюдая структуру урока введения нового знания....

Учебно-методическая разработка Урок русского языка 3 кл :Тема «ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА»

Конспект урока  в 3 классе по любому УМК по русскому языку .Тема "ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА"  Разработка содержит  материал по развитию речи на данную...