Методическая разработка урока русского языка в 1 классе на тему "Согласные звуки [с], [c´], буквы C, c"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Урок построен с учётом индивидуальных особенностей детей на основе системно- деятельностного подхода с применением ИКТ,  соблюдая структуру урока введения нового знания.

         Основной целью урока являлось знакомство с новым математическим понятием -  «периметр многоугольника». Весь материал урока был отобран исходя из поставленной цели. Выполнение этой цели  проходило на каждом этапе урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_obucheniyu_gramote.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

                                             ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

                                       Согласные звуки [с], [c´], буквы C, c

ФИО (полностью)

Мокшина Татьяна Николаевна

Место работы

ГБОУ СОШ «ОЦ» пос. Глушицкий

Должность

Учитель начальных классов

Предмет

Русский язык

Класс

1 класс

Тема и номер урока в теме

Согласные звуки [с], [с´], буквы С, с. Урок №16.  

           7.

Базовый учебник

«Азбука» В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л,А Виноградская, М.В.Бойкина, М.:Просвещение, 2011г

         8. Цель урока:  ознакомление учащихся с новыми буквами и звуками,  совершенствование  навыков сознательного, выразительного, слогового и беглого чтения.

         9. Задачи:

- обучающие :

познакомить учащихся с буквами С, с, обозначающих звуками [с] ,[с´]; формировать навыки правильного, слогового ,выразительного и сознательного чтения; упражнять в написании слогов с заданной буквой.

-развивающие :

развивать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза, фонематический слух, память, внимание.

-воспитательные:

воспитывать аккуратность ,трудолюбие, самоконтроль, настойчивость в достижении цели; прививать интерес к красоте природы.

Познавательные УУД:

-моделирование – преобразование объекта из словесной формы в пространственно – графическую модель;

- рефлексия способов и условий действия , контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных ,несущественных).

Регулятивные УУД:

- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;

- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения ,его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- владение монологической и диалогической формами речи. 

Личностные УУД:

- формирование умений высказывать своё отношение к происходящему, выражать свои эмоции.

- формирование умений оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

  1. Тип урока: изучение нового материала
  2. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная ,групповая.

12 Необходимое техническое оборудование: ПК ,мультимедийный проектор с экраном, аудиоаппаратура

  1.  Структура и ход  урока:

I  Организационный момент.

II  Целеполагание.

III  Актуализация знаний.

IV Аналитический этап, изучение звуков [c], [c’].

V  Физкультминутка .

VI Тренировочные упражнения:

а) запись буквы и запоминание её графического образа

б) артикуляция звуков [ с],  [с’ ]

в) работа со звуковыми моделями

г) печатание слогов в тетрадь

д)зарядка для глаз

е) чтение слогов с буквой С ,с

VII Рефлексия.

VIII Итог урока.

  1. Используемые технологии

Этап урока

Название используемых технологий

Время

1

2.  Целеполагание

Синквейн

2 мин

2

 6.Тренировочные           упражнения.

Кластеры

4 мин

3

 5. Чтение слогов , слов, предложений с буквой С ,с.

Инсерт

6 мин

4

3.Актуализация знаний.

Групповая работа

6 мин

5

6. Тренировочные           упражнения.

Уровневая дифференциация

3 мин

                                                      СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР, технологий

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1

Организационный момент.

Эмоционально настраивает на урок. Учитель читает стихотворение:

Если хочешь много знать,
    Многого добиться

   Обязательно читать

    Должен научиться!

 Приветствуют учителя

2

2

Целеполагание.

№3 Сверчок играет на скрипке (N 193499)

Синквейн

Постановка учебной проблемы  и познавательной задачи.

Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня к нам на урок пришёл гость. Отгадайте, кто это:

…( Светлячок).
Маленький, зелёненький

Зажигается, светится,  ползает

Золотистый жучок сидит на веточке.

Огонёк

Угадай, кто это?
-Мудрый светлячок пришёл познакомить с новой буквой, научить читать слова и предложения, писать новые слоги и слова. Показывает анимированный плакат.
- Кто видел светлячка? Какой он? (Показ картинки).

Отгадывают загадку, рассказывают о светлячке.

4

3

Актуализация знаний.

Групповая работа

1 Беседа: Учитель:- Чем занимались на прошлом уроке?

- Какие новые звуки узнали? 

2  Помогает  ученикам воспроизвести  по  иллюстрациям сказку «Заюшкина избушка».

- Кто знает, как называется сказка, к которой нарисованы рисунки?

- Что изображено на первой иллюстрации?

- Опишите как одета лиса.

- Рассмотрите следующие иллюстрации и скажите, почему больше нигде не изображено солнышко?

- Что произошло дальше?

Всё ли изобразил художник?

Рассматривают  иллюстрации к сказке в «Азбуке» на

 с. 43

Передают содержание сказки.  

4

4

Аналитический этап, изучение звуков [c], [c’].

1. Знакомство со звуками [с], [с].

4 Звук [с'] (N 193558)

1 Два звука [с] (N 193458)

ЭОР№ 4

Модель АРМ учителя-класс

Учитель предлагает, игру «Доскажи словечко».

Больше всех на суше он,
Очень, очень, добрый… (слон)
Видно, даже у зверей
Тот и больше, кто добрей!


Небольшая пёстрая птица
Не боится зимой простудиться.
Угощение наше ей снится,
Прилетает к нам часто… (синица)

Говорят один рыбак
В речке выловил башмак.
Но зато ему потом
На крючок попался…(сом)

- Что объединяет слона, синицу и сома? ( Они представители животного мира).
-С какого звука начинаются все эти слова?
-Назовите первый звук в слове синица.
-Подберите свои слова с таким же звуком.

Дети отгадывают загадки, предметные картинки с отгадками прикрепляет на доску).
Выполняют групповую работу с ЭОР.

Выполняют индивидуальную работу с ЭОР.

10

5

Физкультминутка

7 Осень в произведениях искусства.

Объясняет и показывает движения, демонстрируя осенний пейзаж.

 Стояла корзинка на полке без дела (присесть, округлить руки – изобразить корзину)

Скучала, наверно, все лето она (наклоны головы, вправо-влево)

Вот осень пришла и листва пожелтела, (встать, изобразить ветви деревьев)

Настала пора собирать урожай. (потянуться, изобразить срывание фруктов с деревьев)

Корзинка довольна (руки округлить перед собой, кивать головой)

Она удивилась (развести руки)

Что так много фруктов в саду уродилось! (подняться на носочки, показать руками большой круг)

Выполняют движения.

2

6

Тренировочные упражнения.

1. Запись буквы и запоминание её графического образа.

2Артикуляция звуков [ с],  [с’ ].

3 Работа со звуковыми моделями.

4 Печатание слогов в тетрадь.

5 Строчная буква "с" (N 193559)

2Найди букву "с" (N 193560)

Кластеры

Уровневая дифференциация

Показ  учителем  образца  написания  буквы. Предлагает сравнить письменную  и  печатную  буквы «С».  Из  какого  элемента  состоит буква? Показ анимации.

Учитель показывает положение губ, зубов, языка, прохождение воздуха при произношении звуков [c ], [с’ ]

Вывод: воздух задерживается – звук согласный, произносится без голоса – глухой, может быть твердым, мягким.

Повторение упражнения «Зубная щетка». Рот открыт. Чистим языком, как щеткой верхние зубки сверху вниз с внутренней стороны, нижние зубки – снизу вверх с внутренней стороны.

Даёт задание с использованием ЭОР.

Проводит игру «Узнайте звук».

Вставайте, если услышите в слове звуки [с], [с’]: слон, семечки, корова, миска, фара, лисица, нора, автобус, малина, Карлсон.

- Объясните, где находится звук: в конце, начале, середине слова. Проводит игру «Кто больше составит слов из слогов».

Работа по учебнику стр.46 (Какие слова спрятались в схемах?).

- Нам нужно научиться писать те слоги, которые только что прочитали.
( Учитель показывает написание  слогов, которые прочитали,  обращает внимание на то, что в слогах «сы», «су» - верхнее соединение, а в слоге «со» - нижнее.)
Дополнение слогов до слов - должно получиться по 10 слов на каждый слог.
( со- сом, сок, собака, сорт, сова, сорока, сон, сони, соли) и т.д.
Если буквы не изучены, на их месте ставится кружок – гласная (красный) или согласная (синий).

 Письмо  учащимися  буквы  «с».

Выполняют все движения.

Выполняют задание, находят букву.

Дети выполняют задание учителя, объясняют, где находиться звук, какой он.

13

5 Чтение слогов ,слов, предложений с буквой С ,с

Инсерт

Учитель показывает написание каждого слога, обращает внимание на то, что в слогах «сы», «су» - верхнее соединение, а в слоге «со» - нижнее.)
Дополнение слогов до слов - должно получиться по 10 слов на каждый слог.
( со- сом, сок, собака, сорт, сова, сорока, сон, сони, соли) и т.д.
Если буквы не изучены, на их месте ставится кружок – гласная (красный) или согласная (синий).

Учитель даёт задания: прочитать-

а) для начинающих: ис, ас, ос, ыс, ус, си, са, со, сы, су, иси, иса, исо, ысо, усо.

б) для слабочитающих: слова в учебнике на странице 46 предложения на странице 48.

в) для читающих : индивидуальные карточки с текстами. Дети самостоятельно читают текст 2-3 раза,  стараются запомнить его. В конце урока пересказывают тексты.

(Например: Подарок.  Де-воч-ки в са-ду цве-ты со-би-ра-ли. Цве-то-чек бе-лень-кий, цве-то-чек си-нень-кий, цве-то-чек а-лень-кий. А по-том из цве-тов бу-кет сд-ела-ли и по-да-ри-ли его сво-ей у-чи-тель-ни-це).

Составляют слова, записывают слоги с изученными буквами.

Правильно читают слоги.

Читают  текст ,объясняют смысл пословиц.

Дети самостоятельно читают текст 2-3 раза, стараются запомнить его. В конце урока пересказывают тексты.

7

Рефлексия.

6 Чем похожи слова? (N 193500)

Организует игру, представляет иллюстрированный материал. С   какими   новыми   звуками  познакомились?   Расскажите  о  них?

-  Как   называется   буква,  которая  на  письме   обозначает  эти   звуки?

-  Светлячок      доволен  вашей  работой.

-- Отметьте  и  вы, свою  работу    на   уроке,  с  помощью   цветных  карандашей.

Красный  кружок  -всё   было   понятным,    работой   доволен.

Зелёный   кружок – понял,   но  хотел  бы  ещё   поупражняться.

Синий  кружок – было  не   интересно.

Ребята иллюстрируют свою работу на уроке.

3

8

Итог урока.

Даёт качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. Информирует о правильном  выполнении домашнего задания.

Подведение итогов самими учащимися.

2

Приложение к плану-конспекту урока

Согласные звуки [с], [с], буквы С, с.

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Два звука [с] (N 193458)

Практический

Интерактивное задание

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a9a4a30-0a01-0180-011b-e6b9c1e05bee/%5BNS-RUS_1-15%5D_%5BQS_133%5D.html 

2

Найди букву "с" (N 193560)

Практический

Интерактивное задание

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a9a3842-0a01-0180-002b-7fc2df7ceb60/%5BNS-RUS_1-15%5D_%5BIM_130%5D.swf 

3

Сверчок играет на скрипке (N 193499)

Информационный

Анимация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a9a37f0-0a01-0180-0191-275b636f96ea/%5BNS-RUS_1-15%5D_%5BMA_126%5D.swf 

4

Звук [с'] (N 193558)

Информационный

Иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a9a3820-0a01-0180-01e1-153a1b5bac44/%5BNS-RUS_1-15%5D_%5BIM_128%5D.swf 

5

Строчная буква "с" (N 193559)

Информационный

Анимация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a9a3831-0a01-0180-00ec-0b80eb4be25e/%5BNS-RUS_1-15%5D_%5BMA_129%5D.swf 

6

Чем похожи слова? (N 193500)

Информационный

Иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a9a37fa-0a01-0180-01b8-1d4f43cbff80/%5BNS-RUS_1-15%5D_%5BIM_127%5D.swf 

7

Осень в произведениях искусства.

Информационный

Озвученная презентация

http://migranov.ru/photoalbum/fall/silence.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема:«Состав слова».

Урок разработан по теме "Состав слова" по учебнику С.В. Иванова по программе "Начальная школа ХХI век"...

Методическая разработка урока русского языка 2 класс"Парные звонкие и глухие согласные"

Урок с элементами игры и разнообразным дополнительным материалом....

методическая разработка урока русского языка 2 класс УМК "Гармония"

Аннотация.Урок русского языка разработан в соответствии с концепцией государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения. Оборудование: презентации «Словарная работа. Фрукт...

Методическая разработка урока русского языка 2 класс УМК "Перспектива"

Роль учебного предмета «Русский язык» огромна, так как именно на уроках русского языка мир общения становится для обучающихся предметом изучения и осмысления, а родной язык – главным...

Методическая разработка урока русского языка (3 класс).Тема "Словоизменение и словообразование"

Материал содержит конспект урока по русскому в 3 классе по теме"Словоизменение и словообразование" по программе Л.В.Занокова....

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."...