Урок русского языка
план-конспект по русскому языку на тему

Прокопчук Людмила Владимировна

Обобщение знаний по теме «Глагол»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gubenko_urok_po_russkomu_yazyku.docx32.07 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение знаний по теме «Глагол»

Тип УЗ: обобщения и систематизации знаний учащихся.

Цель: создать благоприятные условия для обобщения и систематизации знаний по теме урока.

Задачи:
- повторить грамматические признаки глаголов;

- формировать умение использовать различные формы глагола в речи;

- развивать устную и письменную речь учеников, навыки самоконтроля, коммуникативные умения;

- воспитывать любовь к родному языку и культуру общения.

Ход урока.

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

(Слайд 1)

Прозвенел звонок,

начинается урок,

вы за парты тихо сели

и на меня все посмотрели.

- Настроились на урок. Пожелали соседу по парте удачи и приступаем к уроку.

II. Актуализация опорных знаний.

(Слайд 2)

Что без меня предметы?

Лишь названия.

А я приду –

Все в действие придет.

Л●тит ракета.

Люди строят здания.

Цв●тут сады.

И хле● в п●лях растет.

- Обратите внимание на пропущенные буквы. Вставьте их и докажите правильность написания.

- Какая часть речи приводит предметы в действие?

- Назовите глаголы, которые встретились в стихотворении.

- С какой целью выполняли задание? (чтобы узнать тему урока)

- Над какой темой будем работать? (глагол)

- Что мы знаем о глаголе: (глагол (определение) - время (в пр.в. –род)- число- лицо- спряжение) появляются слова на доске- схема( Слайд 3)

умеем: отличать глагол от других частей речи, определять время, лицо, число, спряжение.

( Слайд 4) - Какую цель поставим перед собой?(обобщить знания о глаголе)

Давайте прочитаем задачи урока:

  • повторить признаки глагола;
  • отрабатывать умения определять у глаголов время, лицо, спряжение, род в прошедшем времени;
  • учиться правильно употреблять глаголы в устной и письменной речи.

III. Обобщение знаний и способов действий.

1.- Предлагаю применить наши знания на практике. Поработаем в парах. Возьмите  карточку № 1.

- Скакой целью будем выполнять задание?Прочитайте

Цель: формировать умения собирать из морфем глаголы и определять их время.

- Прочитайте задание.

Задание: соберите из частей глаголы с корнем лет. Запишите их в тетрадь и  определите время.Подчеркните орфограммы.

¬

͡

^

про

лет

е

а

пере

чит

л

ет

за

реш

а

ят

Задание: соберите из частей глаголы с корнем чит. Запишите их в тетрадь и  определите время. Подчеркните орфограммы.

¬

͡

^

про

лет

е

а

пере

чит

л

ет

за

реш

а

ят

Задание: соберите из частей глаголы с корнем реш. Запишите их в тетрадь и  определите время.Подчеркните орфограммы.

¬

͡

^

про

лет

е

а

пере

чит

л

ет

за

реш

а

ят

Слова:

1 ряд: пролетела (пр.в.), перелетела (пр.в.), летят (н.в.),залетела (пр.в.), перелетят (б.в.), залетят (б.в.), пролетят (б.в.).

2 ряд: прочитала (пр.в.), зачитала (пр.в.), читает (н.в.), прочитает (б.в.), перечитает (д.в.), перечитала (пр.в.)

3 ряд:прорешала (пр.в.), перерешал (пр.в.), решала (пр.в.), решает (н.в.), прорешает (б.в.), перерешает (б.в.)

( Проверка - контрольная пара с каждого ряда)

- Какие отличительные особенности имеют глаголы Пр. в. и Б. в. (суффикс  Л и  вопрос начинается со слова буду или с приставки С)

- Что у глаголов в прошедшем времени можно ещё определить? (род)

- Как? (по местоимениям и окончаниям)

- Определите в  глаголах прошедшего времени род.

- Какие орфограммы встретились в словах? (правописание приставок-в каких словах; безударная гласная, проверяемая ударением – в каких словах;       окончания глаголов).

- Так что помогло вам справиться с этим заданием? (знание вопросов и отличительные признаки времён глагола)

2.- Что мы ещё умеем определять у глаголов? (лицо)

- Предлагаю поиграть в игру «Я- вам, вы- мне»

- Я  называю глагол, вы показываете карточку, определив лицо глагола.

Читаем1, решаю 1, принесёте2,прилетел3,слышу1, заходила3, шагаешь2, работают3, скучаешь2.

- Какие умения отрабатывали? (определять лицо глагола)

- Как  определить лицо у глагола? (по местоимениям и окончаниям)

- Какую особенность имеют глаголы 2 лицаед.ч.? (на конце пишется ь)

 4. Физминутка( Слайд 5)

3- Мы повторили время,лицо и число,а что ещё можно определить у глагола? (спряжение)

- Предлагаю написать графический диктант.

Они получают1,ты моешь1, вы сидите 2, крутит болт 2,  мама стирает1,корабль плывёт1,смотрю в окно 2, светит солнце2, весной всё оживет1,застелить постель 1

( Слайд 6)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

I спр.

.

.

.

.

.

.

II спр.

.

.

.

.

(Проверка - сверка с доской) если верно, поставьте +

- Какие знания помогли справиться с заданием? (личныеокончания,н.ф., правило,  как определить спряжение, знание глаголов -исключений)

- Кому было трудно? Почему?

- А для чего нам нужно определять спряжения глагола? (чтобы знать, какое окончание писать у глагола)

- А в каком времени нельзя определить спряжение? Почему? (в пр.в. – т.к.у таких глаголов окончание не требует проверки).

- А хотите проверить свои знания по теме урока? Предлагаю поработать самостоятельно.

5.Самостоятельная работа по уровням.Перед вами лежит карточка № 2.

- Прочитайте цель работы.

Цель: отрабатывать умения определять время, лицо, спряжение глагола.

- Прочитайте задания и выберите тот уровень, с которым справитесь без ошибок.

Карточка № 2

Цель: отрабатывать умения определять время, лицо, спряжение глагола.

Уровень

Учебный материал с указанием задания

Управление обучением

Измените глагол по временам, определите спряжение:

решать, решить.

Работай самостоятельно.

Проверь у учителя.

Выпишите  строчки, где все глаголы 2 спряжения. Определите лицо глагола.

Поливает, мечтаете, жалеешь, дотронуться.

Крутите, лечить, гонят, верчу.

Ненавидеть, летят, дышат, смотрим.

Шью, колотишь, стричь, ловит.

Работай самостоятельно.

Проверь по ключу.

Вставь глагол, подходящий по смыслу. Запиши в тетрадь пословицы. Определи время, лицо, спряжение глагола.

Семеро одного не …

На час отстанешь, за день не…

Работай самостоятельно.

Проверь у консультанта.

Спасибо за работу!

Ι˅. Итог

- Мне хотелось бы услышать ваши впечатления об уроке и как вы поработали на нём. Оцените свою работу.

-  Что помогло сегодня вам справиться со всеми заданиями?

˅. Домашнее задание

Стр.115 №512 (устно),№113 письменно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....