Урок русского языка 3 класс. Школа 2100.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Дашкина Татьяна Ивановна

 

Тема: Приставка, её роль в слове (повторение). Различение приставок и предлогов (повторение). Развитие умения находить в словах приставки.

Цель:

 – развитие умений находить приставку в слове, различать омонимичные приставки и предлоги, отличать их от сходных по буквосочетаниям начальных частей корня;

 – мотивировать слитное или раздельное написание слов, правильно писать слова с орфограммами-пробелом (предлогом) и контактом (приставкой).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx20.52 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

Тема: Приставка, её роль в слове (повторение). Различение приставок и предлогов (повторение). Развитие умения находить в словах приставки.

Цель:

 – развитие умений находить приставку в слове, различать омонимичные приставки и предлоги, отличать их от сходных по буквосочетаниям начальных частей корня;

 – мотивировать слитное или раздельное написание слов, правильно писать слова с орфограммами-пробелом (предлогом) и контактом (приставкой).

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний. Формулирование проблемы, планирование деятельности.

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

1. Работа по учебнику.

– Откройте учебник на с. 120. Прочитайте название параграфа.

– Выскажите предположение, что в нём нужно изучить. Спланируйте работу по теме. Подсказка: вспомните, что изучали в предыдущем параграфе, – безударные гласные в корне слова. (Предположения детей.)

– Что такое приставка?

– Как найти приставку в слове?

– Какие бывают приставки?

– Как отличить приставку от предлога?

– Как пишутся приставки?

– Что мы сейчас делали? (Формулировали тему, планировали свою деятельность.)

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II. Открытие знаний.

1. Рассматривание иллюстрации к разделу.

– Чем занят Афанасий?

– Сколько значений у слова приставка? (1) То, что приставлено,

присоединено к чему-либо. 2) Часть слова.)

2. Игра «Знаток приставок».

– Я называю слова, а вы записываете только приставки.

Уж, ох, муж, на, от, я, ой, с, к, у, по, му, ой, про.

- Проверим

На, от, с, у, по, про.

Поднимите руку, у кого всё выполнено верно. Молодцы!

3.  Запишите словосочетания.

Надкусить яблоко, посадить осинку, посмотреть на облако, сорвать ромашку, уехать на троллейбусе.

– Написание каких слов надо запомнить? Почему? Какие буквы гласных вы написали в корне слова? (Проверка сигнальными карточками.)

– Напишите по одному однокоренному слову к каждому словарному слову.

– Прочитайте слова, которые обозначают действие предмета.

– Что общего у всех этих слов? (Приставка.) Выделите эти приставки. Вспомните основное правило написания приставок.

4. Работа по учебнику.

а) Упр. 143 – закрепляется умение выделять части слова, находить

слова с приставками.

– Объясните схему, которая записана на доске.

________ + = новое слово

(С помощью приставок образуются новые слова.)

– Назовите слова, в которых есть приставки.

– Что их ещё объединяет? (Однокоренные.)

– Чем отличается от них слово звездолёт?

б) Упр. 144 – развивается умение различать омонимичные приставки и предлоги (за-), мотивировать слитное и раздельное написание за- со словами.

Образец рассуждения:

В 1-м предложении в слове закрасила за- – это приставка, часть слова (между за- и словом красила нельзя вставить другое слово, называет действие, а предлоги употребляются со словами-названиями предметов). Так как приставка – часть слова, она написана слитно, можно подобрать однокоренные слова без приставки или с другими приставками (красила, покрасила).

Во 2-м предложении за – предлог (между ним и словом можно вставить другое слово: пошёл за (новыми) красками, употребляется со словом-названием предмета). Предлог пишется раздельно со словом.

Последнее задание можно усложнить: составить словосочетание, в котором есть одновременно и приставка за-, и предлог за (забежать за угол).

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ΙII. Развитие умений – применение знания.

Работа по учебнику.

1. Упр. 145 – развивается умение отличать одинаковые (омонимичные) приставки и предлоги, писать их слитно или раздельно со словами. Самостоятельная работа с взаимопроверкой.

2. Упр. 146 – развивается умение анализировать состав слова, отличать буквосочетание на-, которое может быть приставкой или частью корня.

– Какую особенность в словах вы заметили?

– Ответьте на вопрос: почему авторы предложили понаблюдать за этими словами? (Не всегда на- это приставка в слове.)

Слова с приставками: наводнение, набег, наговорить, написал.

Способ проверки: попробуйте закрыть приставку и проверить, существует ли такое слово.

3. Задание № 1, тема 4 в рабочей тетради.

– Сверьте свой вариант ответа с ключами в приложении.

– Кто правильно выполнил задание? Какое слово вы выбрали? Объясните своё решение. (Побег – подбираем однокоренные слова: бег,

разбег, убежать, пробежка, между по- и -бег нельзя вставить слово, значит, это приставка.)

– Запишите пример в тетради. Как нужно написать слово, раскрыв

скобки? (Слитно.)

П. Почему по- не является приставкой в слове победа? (Однокоренные слова: победить, победный, непобедимый, по- нельзя убрать (закрыть) без изменения смысла – победа и беда имеют разные значения.)

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

 Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

ΙV. Итог урока.

«Слуховая зарядка».

Хлопните всего разок,

Если в слове есть предлог.

А приставку услыхали –

Хором все её назвали.

Если же их в слове нет –

То молчание в ответ.

– Как поняли, что нужно делать? (Хлопнуть в ладоши, если есть предлог, произнести приставку или промолчать, если нет ни предлога, ни приставки.) Поехать, помидор, на улице, нарубил, замок, за горой, запомнил.

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

V. Домашнее задание.

1. Упр. 1, с. 130.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "За землю Русскую" 3 класс "Школа 2100"

Урок окружающего мира в 3 классе по учебнику Данилова "Моё Отечество" по программе "Школа 2100"...

Урок русского языка ОС"ШКОЛА 2100", 2 класс.

Урок русского языка во 2 классе."Упражнение в написании слов с буквами и, у, а после шипящих". ОС «ШКОЛА 2100» ; Бунеев Р. Н., Бунеева О. В., Пронина О. В. Русский язык. 2 класс...

презентация к уроку русский язык ОС"ШКОЛА 2100" 2 класс

приложение к уроку русского языка 2 класс ОС "ШКОЛА 2100" по  теме «Упражнение в написании слов с буквами И, У, А после шипящих »...

Урок русского языка ОС Школа 2100 "Сложные слова ",презентация

Урок обобщения по теме сложные слова с использованием НКТ...

Урок русского языка. ОС "Школа 2100",3 класс по теме :Звук [й\'] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь.

Вашему вниманию   представлен урок по теме « Звук [й\'] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь » по предмету « Русский язык» в рамках программы «Школа 2100». Данный...

План-конспект урока русского языка. УМК "Школа 2100" Тема: Текст. Заголовок. 2 класс.

Разработка урока русского языка во втором классе по программе "Школа 2100"....