Главные вкладки

    План-конспект занятия по русскому языку (3 класс) на тему:
    Конспект занятия курса "Занимательная грамматика" по теме "Волшебник "Ударение"

    Кошлань Виктория Валентиновна

    Цель: закреплять у учащихся умение выделять в словах ударный слог, обозначать ударение, различать в словах ударные и безударные слоги, работать с орфоэпическим словарём.

    Планируемые результаты.

    Познавательные УУД: умение решать учебную задачу, моделировать ситуацию, используя алгоритм; умение оценивать результат своей деятельности и деятельности членов группы.

    Коммуникативные УУД:  развитие связной речи при передаче информации на основных этапах урока, умение использовать полученные знания при аргументации ответа; развитие навыков общения в паре и группе.

    Регулятивные УУД: развитие умения планировать свою деятельность; выделение и осознание уже полученных знаний и нового, неизученного; умение обсуждать возникшую проблему, используя личные знания.

    Личностные УУД:  учить общению внутри группы, в паре, позитивному отношению к окружающим.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл volshebnik_udarenie.docx20.05 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Волшебник «Ударение».

    Цель: закреплять у учащихся умение выделять в словах ударный слог, обозначать ударение, различать в словах ударные и безударные слоги, работать с орфоэпическим словарём.

    Планируемые результаты.

    Познавательные УУД: умение решать учебную задачу, моделировать ситуацию, используя алгоритм; умение оценивать результат своей деятельности и деятельности членов группы.

    Коммуникативные УУД:  развитие связной речи при передаче информации на основных этапах урока, умение использовать полученные знания при аргументации ответа; развитие навыков общения в паре и группе.

    Регулятивные УУД: развитие умения планировать свою деятельность; выделение и осознание уже полученных знаний и нового, неизученного; умение обсуждать возникшую проблему, используя личные знания.

    Личностные УУД:  учить общению внутри группы, в паре, позитивному отношению к окружающим.

    Ход занятия.

    - Прочитайте. На двери замка нет замка.

    Сравните значение выделенных слов. На какой слог падает ударение в каждом из этих слов. Сделайте вывод, от чего может зависеть смысл слова.

    1. Беседа об ударении.

    Ударение подобно биению сердца. Но мы не вспоминаем о нем, пока кто-то не исказит слово неправильной постановкой ударения — оно тотчас же теряет свой ритмический пульс, а порой и смысл, и грамматическую форму.

    Ударение — это музыкальный тон, на который настраивается слово. Но усвоение ударения в русском языке сопряжено с рядом трудностей:

    1.  Оно свободное, не прикрепляется к какому-либо определенному слогу в слове (как в некоторых других языках мира).

    2.  Оно подвижное, меняет свое место в зависимости от формы.

    3.  Русское ударение характеризует также изменчивость с течением времени. Если мы откроем произведения Крылова, Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, Некрасова и других русских поэтов, то найдем там немало слов, произносимых с иным ударением, чем в современном русском языке.

    В слове один слог произносится с большей силой. Это ударный слог. Остальные слоги безударные. При перестановке ударения может измениться значение слова.

    1. Игра «Школа». На данную тему ученики записывают сначала слова с ударением на первом слоге, затем на втором слоге, потом на третьем. Игра на время: кто больше записал слов и не ошибся в ударении, тот победил.
    1. Поставь ударение. Ученики, пользуясь орфоэпическим словарем, на выданных со словами листочках ставят ударение. Побеждает тот, кто выполнит работу быстрее, не сделает ошибок совсем или сделает их наименьшее количество.

    алфавит

    каталог

    паралич

    арест

    квартал

    партер

    баловать

    коклюш

    петля

    ворона

    комбайнер

    процент

    диалог

    красивее

    распоясался

    договор

    кухонный

    ремень

    заржаветь

    намерение

    столяр

    звонит

    начать

    танцовщица

    звонят

    нефтепровод

    украинский

    искра

    озлобленный

    щавель

    1. Поставьте знак ударения в выделенных словах.
    1. Все пили ключевую воду. Возьми пилу и пили.
    2. Я мою руки. Мою руку взял доктор.
    3. Ребенок стоит на ногах. Стоит посмотреть этот фильм.
    4. Наташа выходила из зала. Мать выходила больного ребенка.

    1. Разгадайте шарады.

    Я — травянистое растение

    С цветком сиреневого цвета,        

    Но переставьте ударение,              

    И превращаюсь я в конфету.        

    (И́рис — ири́с)          

    Я – сборник  карт; от ударения

    Зависят два моих значения.

    Хочу – преображусь в название

    Блестящей, шелковистой ткани.

    (А́тлас — атла́с)

    Мы — для пильщиков подставка,

    Мы — для кучера сиденье.

    Но попробуй-ка, поставь-ка

    Нам другое ударение.

    Осторожней будешь с нами:

    Забодаем мы рогами.

    (Ко́злы — козлы́)

    1. Найдите слова, в которых ударение поставлено неверно.

    ма́газин

    мага́зин

    магази́н

    у́лица

    ули́ца

    улица́

    стри́жонок

    стрижо́нок

    стрижоно́к

    библиоте́ка

    библио́тека

    зво́нит

    звони́т

    шо́фер

    шофё́р

    1. Расставьте знаки ударения в каждом слове.

    Косит косец, а зайчишка косит.

    Трусит трусишка, а ослик трусит.

    1. В каком слове третий слог ударный?

    Крокодил, столовая, добыча, диспансер.

    1. Прочитайте двустишья. Объясните, почему не рифмуются строки.

    Рожь мы пишем с мягким знаком,

    С этим я давно знаком.

    Уродились густые хлеба,

    Будет много душистого хлеба.

    1. Поставьте ударение на разные слоги в данных словах. Изменится ли их значение при переносе ударения?

    пора

    избегать

    пахнуть

    угольный

    трусить

    вычитать

    1. Как изменится смысл предложения, если в начале поставить слово У?

    Берега заросли.

    Итог.

    - Как определить в слове ударный слог?

    - Сколько ударных слогов в слове?

    - Что происходит, если в слове изменить ударение?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"

    Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...

    Дополнительное образование. Занятие на тему : "Цирк" . Конспект занятия.

    Дополнительное образование по факультативному курсу "Театр", ориентировано на развитие творческих способностей ребёнка через приобщение его к миру театра....

    Конспект занятия в 1 классе по теме: «Умозаключения и доказательства» (первое занятие по теме)

    В конспекте даётся подробное описание всех заданий и упражнений. Приведены примеры использования ИКТ во внеурочной деятельности. Конспект занятия написан в соответствии с новыми требованиями ФГОС к вн...

    Конспект занятия в комнате релаксации «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях в комнате релаксации»

    Занятия в сенсорной комнате с младшими школьниками как новые возможности школы по здоровьесбережению детей...

    Конспект занятия"В гостях у Светофора «занятие по профилактике ПДД»

    Занятие по ПДД "В гостях у светофора" позволит вам повторить правила дорожного движения. Конспект составлен для детей школы-интернат 1 вида, все доступно, так же может подойти для детского сада. Так ж...

    Конспект занятия в кружке «Волшебные ручки» Тема занятия: «Самое обыкновенное чудо».

    Конспект занятия в кружке «Волшебные ручки»Тема занятия: «Самое обыкновенное чудо». Цель: ·        научить детей с удовольствием мастерить, фантазировать и дела...

    Конспект занятия в кружке «Волшебные ручки» Тема занятия: «Самое обыкновенное чудо».

    Конспект занятия в кружке «Волшебные ручки»Тема занятия: «Самое обыкновенное чудо». Цель: ·        научить детей с удовольствием мастерить, фантазировать и дела...