Самостоятельные работы по русскому языку для 3 класса.
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) на тему

Этот материал учитель может использовать как для проведения самостоятельных работ, так и в качестве тренировочных на уроках закрепления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sam._raboty_po_rus._yaz._3_klass.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

Правописание безударных гласных в корне слова

Вариант 1

    А 1. Как найти проверочное слово при написании  безударных гласных?

     1) безударные гласные проверить нельзя

     2) проверочным может быть любое однокоренное слово

     3) определить количество звуков в проверяемом слове

     4) изменить проверяемое слово или подобрать однокоренное

     слово так, чтобы безударный гласный стал ударным

  А 2. В каком варианте допущена ошибка в подборе проверочного слова?

    1)        тяжёлый — тЯжесть         3)        столовая        — стОлы

    2)        похвала — хвАлит         4)        гостиница        — гОсть

  А 3. В каком слове ударный второй слог?

    1)        торопись                3)        голова

      2)        темнеть                4)        встреча

  А 4. В каком слове выделена буква, обозначающая  

       безударный гласный звук?

    1)        плАмя                3)        хвАлит

    2)        сИльный                4)        крИчит

 В 1.  В каком слове допущена ошибка?

      1)        морской                3)        посадить

      2)        песьмо                4)        страна

 С 1. В каком случае перестановка ударения изменит  смысл слова?

       1)        тяжёлые                3)        малыш

       2)        косит                4)        спортивный

Вариант 2

А 1. Как найти проверочное слово при написании безударных гласных?

    1) безударные гласные проверить нельзя

    2) проверочным может быть любое однокоренное слово

    3) изменить проверяемое слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы безударный гласный стал ударным

   4) определить количество звуков в проверяемом слове

А 2. В каком варианте допущена ошибка в подборе проверочного слова?

   1)         тяжёлый — тЯжесть         3)        столовая — стОлик

   2)         похвала — хвАлить         4)        гостиница — гОсть

А З. В каком слове ударный второй слог?

   1)         поумнеть        3)        деревянный

   2)         весёлый        4)        счастье

А 4. В каком слове выделена буква, обозначающая безударный гласный звук?

  1)         трЯска        3)        хвАлят

  2)         сИльный        4)        кОрням

В 1. В каком слове допущена ошибка?

   1)         морской        3)        посодить

   2)         письмо        4)        страна

С 1. В каком случае перестановка ударения изменит смысл слова?

 1)         камушки        3)        стрелки

 2 )        лёгкие        4)        спортивный

Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне и на конце слова

Вариант 1

А 1. Как проверить слова с парными согласными корне?

  1. подобрать однокоренное слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный звук

2) прочитать слово по слогам, а затем написать

3) подчеркнуть букву, которую нужно проверить

4) поставить ударение и подумать

А 2. Найди ошибку

3) ж — ш

 4) н — м

А 3. Найди ошибку в подборе проверочных слов.

1) гру(з, с) — грузило, грузить, грузы

2) уло(в, ф) — ловить, уловом, лов, ловушка

 3) горо(д, т) — города, городок, городище

 4) гла(д, т)кий — гладить, гладенький, погладить

А 4. Какое слово здесь лишнее (см. тему)?

1) зарядка

2) мороз

3) сугроб

 4) собака

В1. В каком ряду во всех словах пропущена буква В?

1) тра(в, ф)ка, морко(в, ф)ка, голо(в, ф)ка, жи- ра(в, ф)

 2) шка(в, ф), кана(в, ф)ка, шар(в, ф), подгото(в, ф)ка

 3) зимо(в, ф)ка, спла(в, ф), ло(в, ф)кий, Дуро(в, ф)

 4) обу(в, ф)ь, г у (в, ф)л и, кро(в, ф)ь, о(в, ф)ца

В2. В каком предложении верно указаны пропущенные согласные буквы?

1)        Дож..ь и сне.. — это оса..ки (д, г, д).

2)        Дру.. — это близкий тебе челове.. (к, з,        к).

3)        Стри.. выбрал самый        крутой бере..        (ш, г).

4)        Если зимой сне..  глубокий, значит, летом        хле..

высокий (г, п).

ВЗ. Сколько ошибок допущено в пословицах?

Холод не терпит голот. Лучше хлеп с водою, чем пирок с бедою. Каков арбус, таков и вкус. Моркофь прибавляет кровь. Зимний тулуб всякому люп. Видом хорош, а на дело не гош.

 1) 7        3) 9

 2) 8         4) 10

С 1. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) ска..ка, сла..кий, серё..ка, селё.ка, сторо..ка, сосе.ка

2) голу..ь, ро..кий, про..ка, ры..ка, тру..ка, оши..ка

 3) лебе..ь, площа..ка, заря..ка, кру..ки, варе..ка, гря..ка

4) пиро.., игру..ка, мя..кий, ре..кий, повя..ка, бума..ка

С 2. В каком предложении допущена ошибка?

 1) Волк опустил в прорубь свой хвост.

2) Рыбка мелка, да уха сладка.

 3) Глеб Рыбкин упал в сугроб.

 4) Прохожие ропко ступают по скользким дорожкам.

Вариант 2

А 1.  Как проверить слова с парными согласными  в корне?

  1. поставить ударение и подумать
  2. прочитать слово по слогам, а затем написать
  3. подчеркнуть букву, которую нужно проверить
  4. подобрать однокоренное слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный звук

А 2. Найди ошибку.

3) в - ф

4) д - т

А 3. Найди ошибку в подборе проверочных слов.

  1. гру(з, с) — грузило, грузить, грузы
  2. уло(в, ф) — ловить, уловом, ловушка
  3. горо(д, т) — города, городок, городки, городище
  4. гла(д, т)кий — гладить, гладенький, погладить

А 4.  Какое слово лишнее (см. тему)?

1) коробка         3) побег

 2) работа         4) способ

В 1.  В каком ряду во всех словах пропущена буква В?

 1) морко(в, ф)ка, голо(в, ф)ка, жира(в, ф), тра(в, ф)ка

 2) коро(в, ф)ка, була(в, ф)ка, ло(в, ф)кий, Шило(в, ф)

3) шка(в, ф), кана(в, ф)ка, шар(в, ф), подгото(в, ф)кА

4) обу(в, ф)ь, ту(в, ф)ли, кро(в, ф)ь, о(в, ф)ца, тор(в, ф)

В2. В каком предложении верно указаны пропущенные согласные буквы?

1)        Дру.. — это бли..кий   тебе челове..  (к, з, к).

2)        Дож..ь и сне.. — это оса..ки   (д, г, д).

3)        Стри.. выбрал самый крутой бере..  (ш, г).

4)        Если зимой сне.. глубокий, значит, летом хле.. высокий (г, п).

ВЗ. Сколько ошибок допущено в пословицах?

Есть клёв, будет и лоф. Ласковый взглят, да на сердце ят. Нужда да голод выгонят на холот. Мал золотниг, да дорок. Будет хлеп, будет и обед. Самолюп никому не люп. В зимний холод всякий молот.

 1) 7        3) 9

 2) 8        4) 10

С1. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) ска..ка, сла..кий, серё.ка, селё..ка, сторо..ка, сосе..ка

 2) голу..ь, ро..кий, ша..ка, ры..ка, тру..ка, кру..ка, оши..ка

 3) лебе..ь, площа.ка, заря.ка, кру..ки, варе..ка, гря..ка

 4) пиро.., мя..кий, утю.., подви.., дру.., лё..кий, сне..

С2. В каком предложении допущена ошибка?

1) Волк опустил в прорупь свой хвост.

 2) Рыбка мелка, да уха сладка.

3) Глеб Рыбкин упал в сугроб.

4) Прохожие робко ступают по скользким дорожкам.

Проверочная работа  «Правописание приставок и предлогов».

В. - 1

А 1. Что такое приставка?

1) половина слова

2) часть слова перед корнем

3) часть слова после корня

4) первая буква в слове

А 2. Найди ошибку в пояснении:

1) (под)плыл – слитно

2) (под)подушкой – раздельно

3) (за)шумели – раздельно

4) (за)столом  - раздельно

А 3. Найди неверное высказывание.

1) Предлог – это отдельное слово.

2) Между предлогом и следующим за ним словом можно поставить другое слово.

3) Все приставки и предлоги отвечают на вопрос КТО?

4)Приставка служит для образования новых слов.

В 1. В каком из данных слов ПО - приставка?

1) поджарка

2) поляна

3) повязка

4) посуда

В 2. В написании какой приставки допущена ошибка?

Вдруг у видел зайчика филин ушастый и полетел на бедного зверька.

1) на-

2) у-

3) по-

4) за-

В 3. В каком предложении нет ни одного предлога?

1) (В)клетку (в)летел чиж.

2) (После)мороза (на)ступила (от)тепель.

3) (На)ели лежали огромные шапки снега.

4) Малыш слишком быстро (по)бежал и поэтому (у)пал.

С 1. Сколько приставок в словах текста?

(На)лесную тропку (из)кустов (вы)скочил рябенький цыплёнок. Он (по)стоял, (по)вертел головкой и бросился (в)кусты.

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

С 2. Сколько предлогов в тексте?

(На)лесную тропку (из)кустов (вы)скочил рябенький цыплёнок. Он (по)стоял, (по)вертел головкой и бросился (в)кусты.

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

Проверочная работа  «Правописание приставок и предлогов»

В. - 2

А 1. Что такое приставка?

1) первая буква в слове

2) половина слова

3) часть слова перед корнем

4) часть слова после корня

А 2. Найди ошибку в пояснении:

1) (под)плыл – раздельно

2) (под)подушкой – раздельно

3) (за)шумели – слитно

4) (за)столом  - раздельно

А 3. Найди неверное высказывание.

1) Между предлогом и следующим за ним словом можно поставить другое слово.

2) Все приставки и предлоги отвечают на вопрос КТО?

3) Приставка служит для образования новых слов.

4) Предлог – это отдельное слово.

Приставка служит для образования новых слов.

В 1. В каком из данных слов ПО - приставка?

1) подставка

2) помидор

3) почитать

4) почта

В 2. В написании какой приставки допущена ошибка?

Вдруг увидел зайчика филин ушастый и по летел на бедного зверька.

1) на-

2) у-

3) по-

4) за-

В 3. В каком предложении нет ни одной приставки?

1) (В)клетку (в)летел чиж.

2) (После)мороза (на)ступила (от)тепель.

3) (На)ели лежали огромные шапки снега.

4) Малыш слишком быстро (по)бежал и поэтому (у)пал.

С 1. Сколько приставок в словах текста?

(По)дула зима холодом, (со)рвала листья (с)лесов и (раз)метала их (по)дорогам. (По)кричали и (по)летели птицы (в)тёплые страны.

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

С 2. Сколько предлогов в тексте?

(По)дула зима холодом, (со)рвала листья (с)лесов и (раз)метала их (по)дорогам. (По)кричали и (по)летели птицы (в)тёплые страны.

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

Проверочная работа по теме «Словосочетание»

Вариант 1.

1. В каком случае дано словосочетание? Обведи номер ответа.

1) Они, утром.                                           3) Они вернулись.

2) Вернулись весной.                               4) Весной ко мне.

2. В каком словосочетании зависимое слово называет признак предмета? Укажи номер ответа.

1) встреча у реки                                       3) вручить ему

2) знаменитый тренер                               4) редко встречаются

3. Проверь, правильно ли сочетаются главные и зависимые слова в словосочетаниях. Если нужно, исправь (зачеркни, надпиши).

В глубоких озёрах, тёплый ладонь, по главной улице, с резкий свистом, подойти к им.

4. Какие словосочетания соответствуют схеме? Обведи номера ответов.

1) лист рябины                                          3) верному другу

2) смешит людей                                      4) шелест листвы

 

сущ.                       сущ.

5. Обозначь графически в словосочетаниях связь главного и зависимого слова. Определи падеж зависимого слова.

Из ущелья узкого, книга об открытиях, по местному обычаю, её берегут,

иду под мостом.

6. Допиши словосочетания: зависимое слово (из скобок) поставь в нужную падежную форму и используй, где нужно, предлог.

Росла (Р. п.) ………………………. (ручей), идти (Т. п.) ………………….. (она), плыть (Д. п.) ……………………… (берег), писать (П. п.) ……………(они),

вошёл (В. п.) …………………  (подъезд)

7. Обозначь в предложении словосочетания (стрелкой). Укажи падеж зависимых слов.

К нему подошёл с письмом молодой человек.

Проверочная работа по теме «Словосочетание»

Вариант 2.

1. В каком случае дано словосочетание? Обведи номер ответа.

1) Она линяла.                                  3) Линяла осенью.

2) Осенью, она.                                4) Осенью у неё.

2. В каком словосочетании зависимое слово называет место действия? Укажи номер ответа.

1) бодро шагаю                                       3) косишь траву

2) зацвёл летом                                       4) в небе сверкнула

3. Проверь, правильно ли сочетаются главные и зависимые слова в словосочетаниях. Если нужно, исправь (зачеркни, надпиши).

На широких просторах, к аккуратному обёртке, над каменном мостом, спросить у её.

4. Какие словосочетания соответствуют схеме? Обведи номера ответов.

1) бросок мяча                                          3) печь пироги

2) метать копьё                                         4) читать бегло

 

сущ.                       сущ.

5. Обозначь графически в словосочетаниях связь главного и зависимого слова. Определи падеж зависимого слова.

За редким исключением, расскажу подруге, для российского спорта,

её читают, былина о богатырях.

6. Допиши словосочетания: зависимое слово (из скобок) поставь в нужную падежную форму и используй, где нужно, предлог.

Басня (В. п.) ………………………. (муравей), мыть  (Т. п.) ………………….. (он), присел (Д. п.) ……………………… (костёр), читать (П. п.) ……………(они),

лист (Р. п.) …………………  (альбом)

7. Обозначь в предложении словосочетания (стрелкой). Укажи падеж зависимых слов.

Из сада ей слышалась приятная музыка.

Проверочная работа.

1. Прочитай словосочетания: верить в победу, вера в победу.

Чем они отличаются друг от друга?

1) разные по значению

2) главным словом

3) зависимым словом

4) падежной формой зависимого слова

Объясни свой ответ схемами этих словосочетаний в окошках.

 

верить в победу

вера в победу

2. По какому основанию (признаку) выполнено деление словосочетаний на группы?

Дополни таблицу: запиши основание деления и названия групп.

Основание деления ……..

…………………

…………………………

Касаюсь руки

Гостить у него

Испекли из теста

Читаю рассказ

Вырастили её

Добавить в молоко

3. Что нарушено в словосочетаниях при связи зависимых слов с главными? Укажи (соедини линиями).

кожаная пальто                                   форма числа

пришёл с магазина                              форма рода

под железном замком                         форма падежа

горячее пончики                                 выбор предлога

4. Замени в словосочетаниях имена прилагательные противоположными по значению (антонимами). Укажи их формы рода, числа, падежа.

О печальном случае – о …………………….. (в …р., в ….ч., в ….п.) случае.

К раннему ужину – к …………………….. (в …р., в ….ч., в ….п.) ужину.

С солнечной погодой – с …………………….. (в …р., в ….ч., в ….п.) погодой.

Состав слова

Вариант 1

             А 1.  Что такое корень слова?

                1) вторая часть слова

                2) общая часть родственных слов, в которой передаётся их основное значение

                3) ударный слог

4              4) подходящие по смыслу слова

          А 2.  Что такое окончание?

              1) изменяемая часть слова

              2) самая интересная часть слова

              3) незаменимая часть слова

              4) нулевая часть слова

        А 3 Что такое приставка?

1) часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов

2) слова, которые приставляют для смысла

3) часть слова, которая стоит перед окончанием

 4) часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов

       А 4.  Что такое суффикс?

1) изменяемая часть слова

2) часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов

3) общая часть однокоренных слов, в которой передаётся их основное значение

4) часть слова, которая служит для связи слов в предложении

      В 1. Из каких частей состоит слово ТАНКИСТ?

        1) из приставки, корня и суффикса

2       2) из приставки, корня, суффикса и окончания

        3) из корня и окончания

        4) из корня, суффикса и окончания

      В 2.  Найди лишнее слово.

1) лень

2) ленивый      

3) полено

4) лентяй

        В З.  Укажи верную отгадку.

Корень мой находится в цене,

В очерке найди приставку мне,

Суффикс мой в тетрадке все встречали,

Вся же в дневнике я и в журнале.

 1) цена

 2) ценность

 3) драгоценность

4) оценка

С  1.  В каком из данных слов есть приставка?

             1) погода

              2) портрет

            3) посадка

         4) полоса

         С  2.  Укажи строку, в которой все слова являются однокоренными.

1           1)водный, обводить, водяной

            2) медь, медный, медовый

            3) дружить, дружный, подружка

4          4) гора, загореть, горный

Состав слова

Вариант 2

А1. Что такое корень слова?

1) первая часть слова

2) ключевые слова

3) общая часть родственных слов, в которой передаётся их основное значение

4) безударный слог

А2. Что такое окончание?

 1) последняя часть слова

2) часть слова перед корнем

 3) скрытая часть слова

4) изменяемая часть слова

 АЗ. Что такое приставка?

      1) изменяемая часть слова

 2) часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов

 3) часть слова, которая стоит перед окончанием

 4) часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов

 А4. Что такое суффикс?

 1) изменяемая часть слова

 2) общая часть однокоренных слов, в которой передаётся их основное значение

 3) часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов

 4) часть слова, которая служит для связи слов в предложении

В1. Из каких частей состоит слово ПОДОРОЖНИКИ?

1) из приставки, корня и суффикса

2) из приставки, корня, суффикса и окончания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кратковременная самостоятельная работа по русскому языку 4 класс

Итоговая работа для 4 класса, показыающая степень усвоения материала за год....

Самостоятельная работа по русскому языку 2 класс.

Самостоятельная работа по русскому языку 2 класс....

Самостоятельная работа по русскому языку, 2 класс "Гласные после шипящих"

Проверка: знаний по темам: - гласные после шипящих, состав слова;- умения делать фонетический разбор слов...

Самостоятельная работа по русскому языку, 2 класс "Междометия. Имя существительное"

Умение классифицировать слова. Находить имя существительное в тексте и слова, к которым нельзя задать вопрос....

Самостоятельная работа по русскому языку, 2 класс "Суффикс"

Прверить: - умение обозначать суффикс в слове;- умение "видеть" суффикс в слове;- умение образовывать "новые" слова, с помощью суффиксов;- умение делить слова для переноса;- умение делать фонетический...