Главные вкладки

    Тема «Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне»
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

    Запровская Елена Николаевна

    урок русского языка по данной теме

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема «Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне»

       Цель: формировать умения различать парные звонкие и глухие согласные, правильно писать слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками.

    Ход урока

    I.  Организационный момент

    II. Проверка домашнего задания

         - Прочитайте слова, которые вы записали.

         - Написание каких гласных нужно проверять?

         - Назовите проверочные слова.

    III. Актуализация знаний

          1. Индивидуальная работа

          - От данных слов образуйте однокоренные слова, которые отвечают на вопрос что делать? Выделите в словах корень, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

          Образец:

          Воз, ход, скрип, визг, хватка, шаг, сад, крик, корм, пляска, стон, свист, горе, смотр.

          - От данных слов образуйте однокоренные слова, которые отвечают на вопрос какой? Выделите в словах корень, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

          Образец:

          Почта, тяжесть, холод, польза, дом, рог, гриб, шерсть, стол, дождь, дело, осень, боль, голубь.

          - Спишите, вставьте пропущенные буквы. Обозначьте в словах орфограммы. Выпишите слова, в которых звуков меньше, чем букв.

          Небо быстро поч..рнело. Надвинулась чёрная туча. Нал..тел сильный порыв ветра. Кругом зак..чались, заст..нали, как живые, дерев..я. Пол..тели с них лист..я и суч..я. Хлынул сильный дождь. Но скоро ветер усп..коился, дождь перестал. Слышится в лесу только скри.. деревьев да мягкие удары т..жёлых д..ждевых капел...

         - Спишите, вставьте пропущенные буквы. В скобках запишите проверочные слова. Найдите в тексте вопросительные предложения.

         Ночью грянул моро.. . На сн..гу образовалась кре..кая л..дяная корка. Р..бята б..гут на лыжах по л..сной доро..ке. На каждом шагу тут зага..ки. Под деревьями пустые ши..ки, скорлу..ки. Кто тут гры.. оре..ки? Это р..бота белки. А вот ро..кий зв..рёк в белой шу..ке с..дит у куста, прижал у..ки. Это за..ц!

        2. Фронтальная работа

        - Спишите, вставьте пропущенные буквы. В скобках запишите проверочные слова. Обозначьте в словах орфограммы.

        Солнце село, но в л..су ещё св..тло. Птицы болтливо л..печут. М..лодая тр..ва блестит в..сёлым блеском изумруда. Алый свет в..черней зари медленно ск..льзит по к..рням и ств..лам д..ревьев. Вот и самые в..рхушки потускнели. Румяное небо с..неет. Л.хной запах усиливается.

                                                                                                                                                            По И. Тургеневу

    (Самопроверка.)

    IV. Самоопределение к деятельности

          - Отгадайте загадку.

    Весь я сделан из железа,

    У меня ни ног, ни рук.

    Я по шляпку в доску влезу,

    А по мне все стук да стук. (Гвоздь.)

          - Назовите орфограмму в слове-отгадке.

          - Сформулируйте тему урока.

    V.  Работа по теме урока

         1. Беседа о парных по глухости-звонкости согласных звуках

         Сегодня к нам в класс вошли два приятеля-согласных (кстати,  они часто ходят к нам на уроки парой). Они очень похожи друг на друга: одинаково сложены, одинаково ходят, смотрят, одеваются. Но когда один говорит - его слышно, а другого очень трудно услышать, даже когда он старается говорить громко.

         - Что же это за согласные? Мы можем их узнать?

         Это парные по глухости-звонкости согласные звуки. Представьте, что иногда два разных звука - звонкий и глухой - оказываются в слове рядом, и один так влияет на другой, что тот становится тоже звонким (и тогда учёные говорят, что произошло озвончение) или глухим (происходит оглушение). Например, возьмём слово подшутить: [д] [ш] - по[тш]утить.

         - Что мы слышим? Глухой [т] и глухой [ш].

         - Что же произошло? (Оглушение.)

        2. Работа по учебнику

        Упр. 208 (с. 111).

         - Прочитайте текст.

         - Прочитайте слова с орфограммами. Назовите эти орфограммы.

         - Как проверить слова с безударными гласными?

         - Прочитайте слова с выделенными буквами. Назовите орфограммы в этих словах.

         - Как проверить слова с парными согласными звуками?

         - Выполните письменное задание к упражнению.

         (Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова с пропущенными и выделенными буквами и объясняют их написание.)

        3. Работа со словом из словаря

        - Какое новое слово встретилось в тексте? (Пороша.)

        - Объясните его лексическое значение. (Свежий слой выпавшего с вечера или ночью снега.)

        - Найдите слово пороша в орфографическом словаре.

        - Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

        - Составьте предложение со словом пороша, запишите.

        - Запомните написание этого слова.

        4. Работа по учебнику

        Упр. 209 (с. 111).

        - Прочитайте. Выполните задание по образцу.

        - Прочитайте слова и назовите звук, который обозначает выделенная буква.

        - В каких словах написание этих букв надо проверять? Обоснуйте.

    VI. Физкультминутка

    VII. Продолжение работы по теме урока

           Работа по учебнику

           Упр. 210 (с. 112).

           - Прочитайте.

           - Что нужно сделать, чтобы узнать, какую букву написать в словах?

           - Назовите два способа подбора проверочных слов. (Изменить форму или подобрать однокоренное слово.)

           - Выполните письменное задание к упражнению.

           (Проверка.)

           - Прочитайте ниже сведения о языке.

           - Как найти проверочное слово для слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком?

           - Приведите примеры.

           - Расскажите правило соседу по парте.

        Упр. 211 (с. 112).

       (Работа в парах. Проверка.)

    VIII. Рефлексия

            Игра «Самый внимательный»

           (Учитель читает текст. Когда учащиеся слышат слово с парным по глухости-звонкости согласным звуком, они поднимают карточку с буквой, которой этот звук обозначается на письме.)

    Ено..-красавец смотрит вниз,

    Там потянулась сладко ры..ь.

    Плывёт могучий бегемо..,

    Медве..ь над нерпою ревёт,

    И белый голу..ь там летает,

    Всех отдохнуть нас приглашает.

         - Почему нужно проверять слова с парными согласными? (Потому что звук и буква могут не  совпадать.)

         - Какие слова называются проверочными? (Слова, в которых, после согласного стоит гласный звук.)

         - Оцените свою работу на уроке.

    IX. Подведение итогов урока

          - С какой орфограммой мы работали сегодня на уроке?

          - Что показалось трудным?

    Домашнее задание

          Записать десять слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками, подобрать к ним проверочные слова.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Введение темы "Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне"

    Введение темы "Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне" по ФГОС. Учителю необходимо дополнить конспект теми упражнениями, которые подходят для его учеников....

    Конспект урока по русскому языку по теме "Упражнение в правописании слов с глухими и звонкими согласными в корне."

    Урок можно использовать при закреплении правописания слов с глухими и звонкими согласными в корне...

    Презентация к уроку русского языка по теме: "Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне."

    Презнтация к уроку к уроку русского языка по теме:" Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне"....

    УРОК русского языка во 2 классе по теме "Упражнения в правописании слов с глухими и звонкими согласными в корне и в середине слов"

    Развитие умения проверять написание слов с парными согласными в конце и в середине слова; формирование умения проверять написание парных согласных в конце и середине слова; воспитание любви к природе,...

    Карточки по русскому языку на тему: « Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне и на конце слова» для индивидуальной работы в 3 классе.

    Данные карточки с заданиями помогут вам организовать как индивидуальную работу на уроке, так и работу в парах. Задания помогут закрепить материал по данной теме....

    Урок русского языка в 3 классе тема Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.""

    Формировать умение различать парные звонкие и глухие согласные, правильно писать слова с парными по глухости – звонкости согласными звуками....