Главные вкладки

    Введение темы "Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне"
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

    Хлапкова Алёна Сергеевна

    Введение темы "Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне" по ФГОС. Учителю необходимо дополнить конспект теми упражнениями, которые подходят для его учеников.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Введение темы «Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне»

    3 класс

    УМК «Школа России».

    Учебник В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого

    Тема: правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне

    Цель: познакомить со способом проверки слов с глухими согласными в корне

    Задачи:

    1. Формировать умения определять орфограмму «Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне»
    2. Формировать умения применять способы проверки слов с глухими  согласными в корне.
    3. Развивать способность высказывать свою точку зрения в нестандартной ситуации.

    Ход урока:

    Актуализация знаний.

    На доске написаны слова:

    Р__ка,  кр__чать,  кр_снеть.

    Учитель.  Ребята, буквы с нами захотели поиграть в прятки. Давайте угадаем, какие буквы спрятались? Для каждого слова предоставьте доказательство, что спряталась именно эта буква. Что нужно сделать, чтобы доказать свой ответ?

    Дети. Подобрать проверочное слово

    Учитель. Как называется орфограмма в данных словах?

    Дети. Безударная гласная в корне слова.

    Учитель. Как же проверить эту орфограмму?

    Дети. Подобрать однокоренное слово так, чтобы безударная гласная встала под ударение.

    Запишите у себя в тетрадях сначала проверочное, затем проверяемое слово.

         (Происходит взаимопроверка. Учитель спрашивает определённого ученика, который отвечает какую букву необходимо вставить на месте пропуска и предъявляет доказательство – проверочное слово. Остальные дети показывают знаки «+» или «-», т. е. согласны с ответом ученика или нет).

    Этап объяснения нового материала.

    На доске прикреплены картинки, а под ними соответствующие слова:

    лебе__ь,  ду__,  сапо__ки.

    Учитель. Ребята, буквы спрятались и в этих словах! Скажите, какие буквы пропущены?

    (Дети высказывают свои предположения. Среди ответов могут быть правильные и неправильные. Учитель фиксирует все варианты на доске)

    Учитель. Посмотрите, что происходит, кто – то из вас говорит что нужно писать лебедь, а кто – то лебеть. Так же есть вариант ответа сапошки и сапожки. Как же проверить, какой вариант правильный?

    Чтобы определить, какой вариант верен, воспользуйтесь моей подсказкой.

    Сделайте так, чтобы этих животных стало много. Какое слово получилось?

    Дети. Лебеди

    Учитель. А можно ли сказать «лебети»?

    Дети. Нет, такого слова не бывает.

    Учитель: Значит, какую букву мы напишем в первом слове?

    Дети. Букву «дэ»

    Учитель: А какой звук обозначает эта буква в этом слове?

    Дети. Звук «ть»

    Учитель. А оказывается, нужно писать…

    Дети. Букву «дэ», так как в слове лебеди мы слышим отчетливо звук «дь»

    Учитель. Какие же это звуки «дь» и «ть»?

    Дети. Согласные парные по глухости – звонкости.

    Учитель. Попробуйте сами назвать данную орфограмму в слове.

    Дети. Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

    Учитель. Какова тема сегодняшнего урока?

    Дети. Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

    Учитель. Какую цель вы поставите на урок?

    Дети.  Правильно писать слова с парными согласными в корне.

    Учитель. Чтобы правильно писать слова с данной орфограммой, что для этого необходимо сделать?

    Дети. Нужно подобрать проверочное слово.

    Учитель. Как же его подобрать? Чтобы понять это, давайте рассмотрим следующие слова.

    Позовите слово дуб ласково. Какое слово получается?

    Дети. Дубок Слышим звук «б», поэтому будем писать букву «бэ»

    Учитель. Показывает на третье слово. Сделайте так, чтобы предмет оказался один. Какое слово получилось?

    Дети. Сапожок

    Учитель. Какую букву напишем?

    Дети. Букву «жэ», так как слышим звук «ж»

    Учитель.

    В первом случае мы проверили слово лебедь словом лебеди, во втором случае проверили словом дубок, следующее слово проверили словом сапожок.

    Посмотрите внимательно на все проверочные слова и скажите, порчему мы стали отчётливо слышать проверяемый звук. (Если возникают трудности, можно задать такой вопрос: обратите внимание какая буква стоит после проверяемого согласного, гласная или согласная?)

    Дети. В проверочных словах после согласной буквы нужно поставить гласную, чтобы понять какой буквой обозначать парный согласный звук.

    Учитель. А сейчас давайте прочитаем правило на стр. 112 и сравним наш вывод с этим правилом.

    (Дети читают, еще раз обобщают способы проверки парных согласных в слове,)

    Формируемые универсальные учебные действия на уроке:

    Регулятивные: постановка цели урока учениками, формулировка темы урока, организация своей деятельности на уроке в соответствии с поставленной задачей.

    Познавательные: устанавливать причинно – следственные связи; выстраивать логическую цепь рассуждений.

    Коммуникативные: участие в диалоге, слушание и понимание других; высказывание своей точки зрения.

    Личностные: развитие умений находить выходы из спорных ситуаций; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками

    Список литературы:

    Канакина В.П., Горецкий В.Г.  Русский язык. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1.М.: Просвещение, 2013 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок по теме:обобщение о проверке слов с глухими и звонкими согласными в корне.

    Урок в форме КВН.Совершенствование умения распознавать слова с глухими и звонкими согласными,требующими проверки. ...

    Урок русского языка в 3 классе: "Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне"

    Данный урок проходит в игровой форме. Дети совершают путешествие в сказку. В ходе путешествия учатся писать слова с глухими и звонкими согласными в корне"....

    УРОК русского языка во 2 классе по теме "Упражнения в правописании слов с глухими и звонкими согласными в корне и в середине слов"

    Развитие умения проверять написание слов с парными согласными в конце и в середине слова; формирование умения проверять написание парных согласных в конце и середине слова; воспитание любви к природе,...

    Карточки по русскому языку на тему: « Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне и на конце слова» для индивидуальной работы в 3 классе.

    Данные карточки с заданиями помогут вам организовать как индивидуальную работу на уроке, так и работу в парах. Задания помогут закрепить материал по данной теме....

    Урок по теме «Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне и на конце слов»

    Предмет: РУССКИЙ ЯЗЫККласс: 3Тема: ПРАВОПИСАНИЕ ПРОВЕРЯЕМЫХ  СОГЛАСНЫХ БУКВ В КОРНЕ  СЛОВА.Тип урока: закрепление  материала.Технологии и методики: проблемные т...

    Урок по теме «Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне и на конце слов»

    Предмет: РУССКИЙ ЯЗЫК Класс: 3 Тема: ПРАВОПИСАНИЕ ПРОВЕРЯЕМЫХ  СОГЛАСНЫХ БУКВ В КОРНЕ  СЛОВА. Тип урока: закрепление  материала. Технологии и методики: проблемные те...