Урок по русскому языку в 4 классе по теме «Синтаксический разбор предложения»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Цыбулина Елена Леонидовна

Урок русского языка по УМК "Начальная школа XXI века".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_1_po_russkomu_yazyku_v_4_klasse_po_teme.docx41.21 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по русскому языку в 4 классе по теме

«Синтаксический разбор предложения»

Цель: повторить характеристики предложения по цели высказывания, интонации и структуре; отработать порядок выполнения синтаксического анализа предложения.

1. Организационный момент.

Подготовка рабочего места.

 -Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать  пожеланием.

– Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день. А теперь присаживайтесь на свои рабочие места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.

  1. Орфографическая минутка

 Листопад

Иван Бунин



Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой...

Вот на ветке лист кленовый.
Нынче он совсем как новый!
Весь румяный, золотой.
Ты куда, листок? Постой!

МУЗЫКА

  • Какое чувство вызывают у вас падающие листья?( радости, восторга, удивления, печали)

Хочется ли вам кружиться вместе с листвой?        

  Продолжаем тему осени          

         И я вам предлагаю словарь осени. Ваша задача: вставить пропущенные орфограммы и записать  их в тетрадь.

            З_л_тая,  вет_р, п.р.лётные (птицы), шел_ст, лист.пад, к_рмушки, ул_тают, лист.я.

3.Актуализация знаний, целеполагание. Работа с интерактивной доской.

            Что объединяет эти слова? (эти слова на тему «Осень»)

             Все словарные слова я записала в три группы и добавила в каждую из них еще несколько слов, которые помогут нам составить интересные предложения .

         золотая                          птицы                       кружатся

         перелетные                   листья                      падают

         разноцветный                ветер                        улетают

         шаловливый                  ковёр                        покрывает

          тёплые                           листопад                  наступила        

        К какой части речи относятся слова 1 группы? ( 2 и 3 группы?)(

– Что можно составить из данных слов? (предложения, текст).

– Правильно!

– Какую работу можно провести с предложением? Как называется такой разбор?(синтаксический разбор предложения).

– Сформулируйте тему урока.  (Синтаксический разбор предложения).

-Что такое синтаксис?

Синтаксис – это раздел науки о языке, изучающий строение словосочетаний и предложений, и взаимодействие в них различных частей речи.

-Прорекламируйте этот раздел русского языка.

Для успешной работы предлагаю вам сформулировать учебные задачи:

  • Вспомнить виды предложений.
  • Построить алгоритм разбора предложения.
  • Выполнить синтаксический разбор предложений по алгоритму.

– Молодцы! Можем эти задачи считать планом урока.

– Каждый возьмите со стола личную карточку,  подпишите её.

4. Организация усвоения способов деятельности

– Первая учебная задача: вспомнить виды предложений. Посмотрите внимательно на экран и дополните:

1. Предложения по цели высказывания бывают  …

(повествовательное – о чем-либо рассказывает (повествует), побудительные – побуждает к выполнению действия, вопросительные – задаётся вопрос);

2. Предложения по интонации бывают……… (восклицательные и невосклицательные);

3. Предложения по наличию грамматических основ бывают………. (простые – содержат 1 грамматическую основу и сложные – содержит 2 и более грамматических основ);

4. Предложения по наличию второстепенных членов бывают ………. (распространённые – предложение с второстепенными членами и нераспространённые – предложения, содержащие только грамматическую основу).

– Эти пункты относятся к характеристике предложения. Что ещё можем определить в предложении? (разобрать по членам предложения и по частям речи, составить схему).

– Посмотрите внимательно на слайд и выберите ответ:

1. Члены предложения бывают………

(дополнение  главные  звук  буква   второстепенные  вопросительные);

Главные члены предложения - это………..

(прилагательное   подлежащее    наречие   фонема   сказуемое);

Второстепенные члены предложения – это …

(глагол    определение      синтаксис     дополнение        союз      обстоятельство).

Молодцы!

Первую учебную задачу выполнили , отметьте в личной карточке выполнение задачи и оцените свою работу на данном этапе.

Следующий пункт плана…. (дети продолжают).

– Возьмите конверт 1, и из предложенных карточек в паре с соседом составьте алгоритм синтаксического разбора:

1. Определи вид предложения по цели высказывания

2.  Определи интонацию предложения.

3. Найди грамматическую основу

4.Найди второстепенные члены предложения и определи,  распространённым или нераспространённым является предложение.

5.Укажи, есть ли в предложении однородные члены.

– Прочитайте полученный алгоритм. (Если поменяли 1 и 2 пункты, то ошибки нет)

– Готовый алгоритм разбора предложения лежит на партах на … карточке. На него можете опираться при разборе предложения.

        

Вторую  учебную задачу выполнили , отметьте в личной карточке выполнение задачи и оцените свою работу на данном этапе.

А теперь немного отдохнем. (Физминутка)

Следующая задача – тренироваться в выполнении синтаксического разбора по алгоритму.

Чего для этого не хватает? (Предложения).

Работа в группах

Из слов составить предложение об осени и сделать его синтаксический разбор.

(Каждая группа записывает своё предложение на доске)

Работа с учебником

Стр. 71 упр. 4

Третью  учебную задачу выполнили , отметьте в личной карточке выполнение задачи и оцените свою работу на данном этапе.

5. Итог урока. Оценивание детей.

– Существует такое высказывание:

Человек прожил день зря, если не узнал что-то новое.

-Для вас день прожит не зря?

-Что нового вы узнали?

Выставление оценок.

6. Рефлексия

Вспомните, как вы работали на протяжении всего урока, и поставьте  итоговую оценку за весь урок:

– всё понял на уроке, трудностей не было;

– имел трудности на уроке;

         

                                                    - было сложно, не понял тему урока.

Раскрасить осенние листья и ими помахать.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку в 4 классе по теме: "Синтаксический разбор предложения"

Урок по русскому языку в 4 классе по теме: «Синтаксический разбор предложения»Урок комплексного применения знаний и способов деятельностиЦель: создать содержательные и организационные условия для само...

Технологическая карта урока по русскому языку 4г класс ФГОС Тема урока: Как отличить простое предложение от сложного.

Конспект урока русского языка для четвертого класса по теме: Как отличить простое предложение  от  сложного....

Технологическая карта урока по русскому языку, 3 класс по теме "разбор слова по составу"

Предмет: Русский зыкТема урока: разбор слова по составуЦели урока: повторить темы «состав слова» и «словообразование»Планируемые результаты: ·        Предметные:...

Технологическая карта урока по русскому языку, 3 класс по теме "морфологический разбор имени прилагательное "

Предмет: Русский зыкТема урока: морфологический разбор имени прилагательное Цели урока: развитие умения определять и называть  грамматические признаки имен прилагательных (производить морфоло...

Конспект урока по русскому языку 2 класс по теме "Повторение по теме предложение"

Конспект урока по русскому языку 2 класс по теме "Повторение по теме предложение"...

Урок русского языка 4 класс по теме " Морфологический разбор имени прилагательного. " УМК "Школа России

Тип урока: Урок повторения, углубления и обобщения изученного. Цель: развивать умение называть грамматические признаки имён прилагательных (производить морфологический разбор Оборудование: ...