Технологическая карта урока русского языка в 3 Б классе УМК "Перспектива" Тема: Однородные члены предложения.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Кутлузаманова Зульфия Халитовна

Тема: Однородные члены предложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_3_klperspektiva.docx33.99 КБ

Предварительный просмотр:

 МБОУ «СОШ №3»

г. Альметьевска Республики Татарстан

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

УРОКА

РУССКОГО ЯЗЫКА

В 3 Б КЛАССЕ

УМК «Перспектива»

ТЕМА: Однородные члены предложения.

Составила

 учитель начальных

 классов:

Кутлузаманова

Зульфия Халитовна

2016-2017 учебный год

ТЕМА

ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ТИП УРОКА

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цель:

-создание условий для проявления познавательной активности учащихся в совершенствовании знаний об однородных членах предложения

Задачи:

-формировать знания об однородных членах предложения;

-развивать умение постановки знаков препинания при однородных членах предложения с союзом И и без него;

-воспитывать чувство доброты и человечности

Планируемые результаты:

учащиеся научатся находить в предложении однородные члены; ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами; обнаруживать и формулировать учебную проблему; оценивать правильность выполнения действия; контролировать свои действия.

УДД

УУД:

Личностные:
уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать алгоритм  действий на уроке

Коммуникативные:

учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос; учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре, в группе и следовать им.

Познавательные:

уметь отличать от других предложений предложение с однородными членами ; уметь составлять предложение с однородными подлежащими и сказуемыми; учиться ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами; уметь проверять правильность написания слов и предложений.

Основные понятия:

-орфограмма

-главные члены предложения

-второстепенные члены предложения

-однородные члены предложения, «однородные подлежащие», «однородные сказуемые»

Межпредметная связь:

-окружающий мир, музыка

Организация пространства:

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, группах.

Оборудование:

ноутбук, раздаточный материал ( карточки), плакаты с записью текста и отдельных предложений, портрет П.И. Чайковского, картинки на тему «Ноябрь», «На тройке».

Технология проведения

Деятельность ученика

Деятельность учителя

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Формируемые УДД

I этап.

Организационный момент.

Цель: создание эмоционального настроя.

Проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на урок

Приветливые, доброжелательные слова учителя.

Учитель:

-Посмотрите, ребята, друг на друга, мысленно пожелайте себе и всем людям здоровья, мира и добра. 
Положите руку на сердце и повторяйте за мной: 
Я есть любовь, 
Я есть воля, 
Я есть сила, 
Я есть добро, 
Я есть всё прекрасное. 
Я есть Человек, 
Всё зависит от меня, 
Всё в моих руках. 

Регулятивные умения:  нацеливание на успешную деятельность.

Личностные умения:

-выражение положительного отношения к процессу познания

II этап.

Актуализация знаний

Цель:

-активизировать имеющиеся знания, связанные с однородными членами предложения

Проверка домашнего задания (упр.157, стр.89 в рабочей тетради)

Открывается на доске запись:

Однородные члены предложения

Учитель:

-Прочитайте предложения, которые вы составили.

-Какие однородные члены есть во всех ваших предложениях?

-Что вы знаете об однородных членах?

Учащиеся:

Относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос.

-Как при чтении произносятся однородные члены предложения?

-Произносятся с интонацией перечисления.

-Как разделяются они при письме?

Предметные умения:

-знание основных понятий по теме «Однородные члены предложения»

III этап

Самоопределение к деятельности.

Цель:

-познакомить с новой информацией;

-мотивировать обучающихся к изучению темы

Работа по учебнику (стр.93)

Чтение правила про себя. Вслух читает 1 ученик.

-Откройте учебник на стр.93, прочитайте про себя

сообщение Совенка.

- … читает вслух.

-Как соединяются однородные члены предложения?

-В каком случае ставится запятая между однородными членами?

-Сформулируйте тему урока.

-Чему будем учиться на уроке?

Учащиеся:

-На уроке будем учиться ставить знаки препинания между однородными членами.

Личностные умения:

-проявлять интерес к изучению темы

IV этап

Работа по теме урока

1.Работа по учебнику(стр.93)

2.Словарная работа.

Цель:

развитие орфографической зоркости, умения находить группы однокоренных слов, подбирать к словам однокоренные слова

3.Минутка чистописания.

Цель:

-развитие каллиграфического письма

3.Упр.155, стр.93.

Письменно.

3   ученика работают по карточкам.

Учащиеся называют однокоренные слова к слову дорожки.

Учащиеся до конца новой строчки записывают соединения:

ый, ой,ий.

Деревья, кусты и дорожки были покрыты снегом.

Ребята бегали, играли в снежки и лепили снеговика.

Учитель раздаёт 3 ученикам карточки.

На доску прикрепляются карточки со словами:

дорожный, дороженька, подорожник.

На доске открывается запись:

ый, ой, ий.

Звучит музыка П.И. Чайковского («Ноябрь», «На тройке»)

Выставляется портрет П.И. Чайковского. 
 (1840-1893) – знаменитый русский композитор, дирижер. Один из величайших композиторов мира, автор более 80 музыкальных произведений.

Выставляются иллюстрации с изображением   тройки коней.

Включается запись…

(слышен звон колокольчика)

Предложение из упражнения:

В городе на зиму остаются синицы воробьи галки и вороны.

Учитель: (Предложения выносятся и на доску).

-Прочитайте примеры предложений, которые приводит Совёнок.

…читает вслух первое предложение.

Найдите главные члены предложения. Есть ли среди них однородные?

-Объясните постановку знаков препинания.

(Аналогично проводится разбор второго предложения).

-Запишем предложения. Работу выполним по группам.

-1 ряд (1 группа) пишет первое предложение.

-2 ряд (2 группа) пишет второе предложение.

Проверка:

-Как выделили однородные подлежащие?

-Подчеркнули одной чертой.

-Как выделили однородные сказуемые?

-Подчеркнули двумя черточками.

Взаимопроверка.

-Работаем в парах. Обменяйтесь тетрадями. Проверьте выполненную работу.

Содержание карточек:

Карточка №1

Образуйте от данных слов имена прилагательные с суффиксом -н-.

Огород, овощ, картофель, огурец, помидор, морковь.

Карточка №2

Образуйте от данных слов однокоренные.

Огород, овощ, картофель, огурец, помидор, морковь.

Карточка №3

Выпишите из предложений словосочетания со словарными словами.

Как вкусен был картофельный суп с грибами!
Зайчишка-трусишка по полю бежал, морковку нашел, сидит и грызет.
На гряде сорвать неплохо крупный красный помидор!
До обеда Таня решила полить огуречные грядки.

Учитель:

-Скажите, какие слова, с непроверяемыми гласными встретились в данных предложениях?

орожки, ребята.

-Есть ли в данных словах другие орфограммы?

-В слове дорожки орфограмма на парную согласную в середине слова. Слышим [ш], а пишем букву ж(жэ)

-Подберите проверочные слова.

-Учащиеся:

-Дорожный, дороженька, подорожник.

-Чем схожи слова?

-Как называются такие слова?

-Запишем их, выделим общую часть слов.

-Какое слово здесь лишнее?

-Скажите, какого рода данное имя прилагательное? Как догадались? Какие ещё окончания имеют прилагательные мужского рода?

Учитель:

-На минутке чистописания запишем соединения ый, ой, ий. Пишем красиво, как звучит музыка…

-Видно, что музыка вам помогла. Молодцы, справились с заданием.

-Что вы представили, слушая эту музыку.

-Музыка была вам знакома?

-Прозвучала музыкальная пьеса из цикла «Времена года» композитора П.И. Чайковского. Она посвящена ноябрю и называется «На тройке».

-Как вы понимаете значение слова «тройка» в данном случае?

-Тройка-так называют в России коней, запряженных вместе, под одной дугой.

Учитель:

-К ней часто подвешивали колокольчики, которые при быстрой езде звонко играли.

-Слушаешь музыку «Ноября» - и кажется, будто сама сидишь в санях, закутанная в тёплую медвежью шкуру, а лошади несут тебя по снежной тропе.

-Что вы знаете об этом месяце? Вспомним народный календарь.

-Ноябрь – и не зима, и не осень.

-Ноябрь славяне называли грудень, от слова «груда», потому что смёрзшаяся земля лежит на дорогах.

-В ноябре зима с осенью борются».

- «В ноябре снегу надует – хлеба прибудет. Если снег ляжет на сырую землю и не растает, то весной рано и дружно зацветут подснежники».

-Если на ноябрьском небе звёзды светят ярко, быть холоду.

-В ноябре с утра дождь, а вечером снег.

-Если в ноябре много снега, то хлеба в следующем году будет много.

-Ноябрь зиме дорогу показывает.

- 12 ноября- Синичкин день.

- Что это за день?

- С этого дня на Руси развешивали кормушки и подкармливали птиц.

-А как прошёл Синичкин день в нашем классе?

- К этому дню приготовили кормушки. После уроков пошли в городской парк. Повесили на деревья кормушки и насыпали в них корм.

Учитель: Покормить птиц — несложный способ проявить человечность и стать добрее. Но надо заметить, что если уж вы взялись подкармливать птиц, то делать это надо регулярно — по мере расходования корма. Иначе можно погубить привыкших к подкормке пернатых.

-На стр.93, найдите упр.155.Прочитайте задание про себя.

…, прочитай задание вслух.

Задание:

Спишите предложения. Подчеркните однородные члены предложения, расставьте запятые при перечислении.

Учитель:

Данное задание мы выполним выборочно, запишем второе предложение.

На доске запишет   предложение ….

А все остальные работают в тетради.

Вопросы: (по ходу работы)

-Есть ли в   предложении однородные члены?

-Какая интонация помогает их найти?

-Учитель: (обращается к классу)

-Правильно ли расставлены знаки препинания?

Регулятивные умения:

-выполнять учебное задание в соответствие с целью

Предметные умения:

-находить однородные члены предложения; -объяснить постановку знаков препинания при однородных членах предложения

Коммуникативные умения:

- анализировать и обсуждать услышанное или прочитанное

Предметные умения:

-находить слова с непроверяемыми написаниями; группы однокоренных слов; подбор и написание однокоренных слов, распределяя по частям речи

Познавательные умения:

-определять знаки препинания в предложении с однородными членами с союзом или без него и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

-выполнять учебное задание в соответствии с правилом;

-выполнять самопроверку задания и вносить корректировку.

V этап.

Физкультминутка.

«Скачет шустрая синица»

Ученик читает стихотворные строчки и выполняет движения.

Учитель предлагает одному из учеников провести физкультминутку.

Включается запись: пение синички.

Ученик:

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.) 
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.) 
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.) 
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.) 
Вот присела на минутку, (Присели.) 
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.) 
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.) 
Тири -тири, (Прыжки на месте на правой ноге.) 
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.) 
                                                                      (А. Барто) 

VI этап

Продолжение работы по теме урока.

Учитель обращает внимание детей на запись предложений

на доске.

Из упражнения №156 на стр.93 выносится на доску следующая запись:

К кормушке прилетели воробьи. К кормушке прилетели синички. К кормушке прилетели голуби.

- Обратите внимание на следующую запись. Прочитайте предложения   про себя.

… читает вслух.

-Что объединяет эти предложения?

-Повтор слов.

Задание:

-Замените три предложения одним предложением с однородными членами.

-Какие будут ответы.

-К кормушке прилетели воробьи, синички, голуби.

(На доске открывается запись предложения без знаков препинания)

К кормушке прилетели воробьи, синички и голуби.

(Открывается запись без знака препинания)

-Назовите однородные члены предложения. Как догадались?

-Чего не хватает в предложении?

-Запишите. Верно расставьте знаки препинания.

Проверка:

-Кто желает расставить знаки препинания?

-Всё ли правильно?

Вывод:

-Как соединяются однородные члены предложения?

-В каком случае ставится запятая   между однородными членами?

VII этап

Рефлексия.

Цель:

-оценивать результат своей деятельности

Индивидуаль-

ная работа.

Обратите внимание, на партах лежат карточки с записью текста. Положите их перед собой.

Задание: Расставьте знаки препинания.

    Только осенью можно оценить красоту ясеня осины рябины клёна. Королевой осеннего леса становится осина. Летом на её ствол листья ветви мы  не обращаем внимания. Листья осины жёлтые малиновые пурпурные. Хорошо смотреть на   осенние деревья при закате. Лес весь лучится сверкает светится.

-Проверьте выполненную работу. (открывается текст с расставленными знаками препинания)

-Трудно ли вам было выполнить предложенное задание?

Оцените свою работу. Выберите соответствующие знаки «!», «+», «-».

«!»- молодец, всё выполнено верно;

«+» -есть небольшие ошибки, неточности, но в целом верно;

«-» много ошибок, материал не понят, нужна помощь.

-Найдите в тексте слова с выделенными орфограммами. Что их объединяет?

-Какую роль играет разделительный мягкий знак?

-Когда пишется разделительный   ь?

-Найдите слова, где ь показывает на мягкость согласного.

-Скажите когда ещё встречается ь ?

-После шипящих, на конце имен существительных ж. р. Приведите примеры слов на это правило.

-Все ли слова вам понятны?

Познавательные умения:

-использовать приобретённые знания при выполнении учебного задания

Личностные умения:

-оценивать результат собственной деятельности.

VIII этап

Подведение итогов урока.

Цель:

-оценивать результат учебной деятельности

Домашнее задание

-Какую цель ставили в начале урока?

-Как вы   думаете, достигли мы цели?

-Какие члены предложения могут быть однородными?

-При помощи какого союза   могут соединяться однородные члены предложения?

Из книг для чтения выписать предложения с однородными членами, приготовиться диктовать их соседу по парте.

Регулятивные умения:

-соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Оцените свою работу. Выберите соответствующие знаки «!», «+», «-».

«!»- молодец, всё выполнено верно;

«+» -есть небольшие ошибки, неточности, но в целом верно;

«-» много ошибок, материал не понят, нужна помощь.