Урок русского языка в 4 классе. Тема: «Однородные члены предложения».
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

 

Использование исторического наследия Санкт-Петербурга для развития общеучебных умений младшего школьника

 на уроках русского языка.

 

 

   Тип урока: изучение нового материала.

 Деятельностный подход в изучении нового материала в ходе исследования. Все учащиеся включены в учебное исследование, они формулируют цель своей деятельности и план  действий, на каждом этапе урока видят результат своего труда, что влияет на формирование положительного отношения к учебному предмету и стимулирует учащихся на дальнейшую  учебную деятельность. Учащимся самостоятельно необходимо найти решение на созданную проблемную ситуацию. Работа в группах и в парах способствует выполнению заданий учащимся разного уровня способностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование исторического наследия Санкт-Петербурга для развития общеучебных умений младшего школьника

 на уроках русского языка.

Яворская Татьяна Федоровна

учитель начальных классов

ГОУ средней общеобразовательной школы № 641

 с углубленным изучением английского языка

Невского района Санкт- Петербурга.

Урок русского языка в 4 классе.

Тема: «Однородные члены предложения».

    Цель: развивать умения распознавать в предложении однородные члены, связанные с помощью союзов и без них, ставить запятую при однородных членах предложения;

 формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов)

   Технология деятельностного подхода:

 1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

 2) Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

 3) Постановка проблемы.

 4) Построение проекта выхода из затруднения.

 5) Реализация построенного проекта.

 6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

8) Включение в систему знаний и повторение.

 9) Рефлексия учебной деятельности.

   Тип урока: изучение нового материала.

 Деятельностный подход в изучении нового материала в ходе исследования. Все учащиеся включены в учебное исследование, они формулируют цель своей деятельности и план  действий, на каждом этапе урока видят результат своего труда, что влияет на формирование положительного отношения к учебному предмету и стимулирует учащихся на дальнейшую  учебную деятельность. Учащимся самостоятельно необходимо найти решение на созданную проблемную ситуацию. Работа в группах и в парах способствует выполнению заданий учащимся разного уровня способностей.

   На  уроке используются следующие методы:

  1. наглядные – наблюдение за построением предложений, использованием союзов; иллюстративный материал;
  2. словесные – объяснение и выводы учащихся
  3. практические – работа с карточками, учебником
  4. проектная деятельность – продолжение исследования значения союзов.

Оборудование урока: презентация, таблицы проектно-исследовательской работы «Союзы», «Схемы», учебники, фломастеры, листы бумаги.

Успешность и результативность в достижении учащимися целей  данного урока оценивается учителем по следующим критериям:

умение учащихся соотносить и понимать, что они знали в начале урока и какие знания приобрели на уроке;

увлеченность учащихся в получении новых знаний;

активность детей на уроке;

самооценка учащихся на этапе рефлексии.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Готовность к уроку. мотивирование (самоопределить) учащихся к учебной деятельности
  2. Проверка домашнего задания. К схеме составить предложение.

какие ?        какой ?                какая?                        когда?

- Какие предложения, используя словарные слова, вы составили?

(Дети зачитывают предложения, поясняют схемы, называя признаки однородных членов предложения)

- Признаки однородных членов предложения.

- Какими членами предложения они являются? (Подлежащими и сказуемыми)

  1. Работа по теме урока.

Чистописание. (образец записи на доске)

В Вв Ва Во Вд

Валлен- Деламот, Воронихин (слайд 2)

На главном проспекте нашего города мы можем видеть здания, архитекторами которых они были. Что это за здания? (Гостиный двор, Казанский собор) (слайд 3)

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

На доске открываются записанные слова. 

Л . тература, Невский пр. спект, гр. вюра, воспеть, живопись.

-Вставьте пропущенные орфограммы. Составьте предложение.

(Дети предлагают варианты предложений.)

Невский проспект воспет в литературе, гравюре и живописи.

В литературе, живописи и гравюре воспет Невский проспект.

(На экране появляется образец предложения  без расстановки запятых и союза.) (слайд 4)

В литературе живописи гравюре воспет Невский проспект.(слайд 5)

Учитель.

- Проверьте запись предложенного вами предложения.

Учащиеся.

-  В предложении не хватает знаков препинания – запятых, так как есть однородные члены предложения.

Учащиеся исправляют запись предложения и проверяют . ( слайд 6)

Учитель.

- Назовите признаки однородных членов предложения.

- Являются ли данные однородные члены предложения главными членами предложения?

Учащиеся.

- Нет, они являются второстепенными. (Объясняют)

Учитель. – Запишите предложение.

 Дети записывают предложение.

- Составьте схему  к этому предложению.

Учитель.

- Как вы думаете, все ли мы изучили об однородных членах предложения?

- Поставьте цель работы на этот урок.

- Сегодня на уроке мы продолжим распознавать однородные члены в предложениях и познакомимся еще одним интересным союзом. Но прежде в предложении встретилось слово «гравюра».

 - А что такое «гравюра»?

«Гравюра» - от французского «gravure» - это печатный оттиск на бумаге (или на сходном материале) с пластины ("доски"), на которой вырезан рисунок.  (слайд 6)

                             

- Какой союз можно поставить при записи предложения? (И)

- Какие союзы еще вы знаете? (Дети называют известные союзы)

Постановка проблемы.

- Попробуйте выполнить замену союзов.

а     но

И

Получилось? Как вы думаете, почему?

- Назовите значение союза – и.

- Назовите значение союзов – а, но.

Вывешивается таблица «Союзы» (проектно-исследовательская работа учащихся «Значение союзов в русском языке»)

Союзы

Соединяют

противопоставляют

И

А

Но

- Только ли между главными членами предложения их можно ставить?

Построение проекта выхода из затруднения.

Откройте учебники на стр. 50  проверьте свои выводы.

Как ставятся запятые при однородных членах предложения?

- Расскажите по схемам.

        ,   ,                              и      

  , и    , и                                  , а (но)        

Физминутка.  (слайд 7)

На экране стихотворение без расстановки знаков препинания.

 - Прочитайте и подумайте, правильно ли записано стихотворение?

- Где необходимо поставить запятые?

- Где ставим запятую - хлопаем в ладоши.

Пришла рассыпалась клоками

Повисла на суках дубов

Легла волнистыми коврами

Среди полей вокруг холмов.

                А.С. Пушкин

- О чем речь в отрывке? Сколько предложений?

Проверка. На экране появляется текст с расставленными знаками препинания. (слайд 8)

Пришла, рассыпалась клоками,

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов.

                А.С. Пушкин

Открывается новый текст.

- Прочитайте. Выполните действия. (слайд 9)

Мы немножко отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Вправо, влево поворот.

Дружно хлопаем руками,

Дружно топаем ногами,

Тихо сядем мы за стол

И продолжим разговор.

- Продолжим разговор об однородных членах предложения и союзах между ними. Какие же значения союзов вы знаете, и какие союзы их выполняют?

- Соединяет союз И; противопоставляют союзы А, НО.

Постановка проблемы.

Самостоятельная работа учащихся по группам (4 варианта предложений)

- Я раздаю вам слова, составьте из них предложения, определите значение союза.

1 группа составляет предложение из слов: поет, да, орешки, песенки, белка, все, грызет.

Белка песенки поет

Да орешки все грызет…

2 группа: льют, монетку, да, в ход, из скорлупок, по свету, пускают.

Из скорлупок льют монету

Да пускают в ход по свету…

3группа: ярко, да, солнце, светит, греет, не, в феврале.

В феврале яркое солнце светит, да не греет.

4 группа: деревья, медленно, на севере, крепкими, вырастут, растут, да. 

На севере деревья растут медленно, да вырастают крепкими.

- Какой союз вам встретился?

- Союз ДА.

- В каком значении он употреблен.

Каждая группа называет свой вариант ответа, не зная предложений других групп. Возникает ситуация противоречий в ответе. Проекта выхода из затруднения

 - Давайте разберемся, кто же прав? (слайд 10)

- Какое предложение записала 1 группа.

Предложение появляется на экране.

Белка песенки поет

Да орешки все грызет…

- В каком значении использован союз? Можно ли его заменить на другой союз? На какой?

- Запись в таблицу на доске. ( Начало исследовательской работы на предыдущем уроке)

союзы

Соединяют

Противопоставляют

И

А

НО

- Какое предложение записала 2 группа.

Предложение появляется на экране.

Из скорлупок льют монету

Да пускают в ход по свету…

- В каком значении использован союз? Можно ли его заменить на другой союз? На какой?

-Ответы совпадают, может быть, ошиблись остальные? Проверим.

- Какое предложение записала 3 группа.

Предложение появляется на экране.

В феврале яркое солнце светит, да не греет.

- Можно ли здесь вставить союз И? А какой правильнее поставить?

- Союз а или но.

- Какое же значение здесь у союза ДА?

- Сразу посмотрим еще на одно предложение 4 группы.

На севере деревья растут медленно, да вырастают крепкими.

- Сделайте вывод самостоятельно.  Реализация построенного проекта.

- Союз ДА может  соединять или противопоставлять. Это зависит от смысла предложения.

- Правильно ли записаны 3 и 4 предложения на экране?

- Необходимо поставить запятые.(слайд 12)

- Где же должен быть записан в таблице этот союз?

- Как будет выглядеть схемы с этим союзом. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Учащиеся берут листы бумаги на столе и в парах составляют схемы.

             да(и)                            , да (но)

Показывают фронтально учителю.

Посмотрите на  таблицу и сделайте выводы: когда ставятся в предложении запятые.  Включение в систему знаний и повторение.

Вывод по изученной теме:

Однородные члены предложения произносятся с интонацией перечисления, на один и тот же вопрос отвечают, одно и то же слово поясняют.

– Где же ставить запятые?

Вот вам правила простые.

– Коль союзы повторяем, иль союзов вовсе нет,

То поставьте запятые! – Это правильный совет.

На экране появляется стихотворение о союзах. (слайд 13)

Союзы - а, но, да

В тексте сыщешь без труда,

Можешь ставить запятую

Перед ними ты всегда.

Но, дружок, не торопись:

В значенье “да” ты убедись!

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Этап закрепления изученного материала.

На экране открывается новое предложение. Задание – ловушка. (слайд 14)

Запишите предложение с однородными членами предложения.

Учащиеся. Здесь нет однородных членов предложения. Слова не отвечают не относятся к одному слову.

Пили чай с булками и с удовольствием.

Как правильно записать предложение.

С удовольствием пили чай с булками.  (слайд 15)

Домашнее задание.

Упражнение  472.

Составить два предложения с союзом да с разным значением или подобрать (найти) в произведениях.

2


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 4 классе. Учитель начальных классов ГОУ средняя общеобразовательная школа №641 Яворская Татьяна Федоровна Однородные члены предложения.

Слайд 2

Жан Батист Вален -Деламот Гостиный двор

Слайд 3

Андрей Никифорович Воронихин Казанский собор

Слайд 4

Старинная гравюра 1887 год Невский проспект.

Слайд 5

В литературе живописи гравюре воспет Невский проспект.

Слайд 6

В литературе, живописи, гравюре воспет Невский проспект.

Слайд 7

Невский проспект. Гравюра

Слайд 8

Расставьте хлопками запятые Пришла рассыпалась клоками Повисла на суках дубов Легла волнистыми коврами Среди полей вокруг холмов. А.С. Пушкин

Слайд 9

Пришла, рассыпалась клоками, Повисла на суках дубов, Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов. А.С. Пушкин

Слайд 10

физминутка Мы немножко отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, Вправо, влево поворот. Дружно хлопаем руками, Дружно топаем ногами, Тихо сядем мы за стол И продолжим разговор.

Слайд 11

союз ДА Белка песенки поет Да орешки все грызет… Из скорлупок льют монету Да пускают в ход по свету… В феврале яркое солнце светит да не греет. На севере деревья растут медленно да вырастают крепкими.

Слайд 12

союз ДА Белка песенки поет Да орешки все грызет… Из скорлупок льют монету Да пускают в ход по свету… В феврале яркое солнце светит, да не греет. На севере деревья растут медленно, да вырастают крепкими.

Слайд 13

Союзы - а, но, да В тексте сыщешь без труда, Можешь ставить запятую Перед ними ты всегда. Но, дружок, не торопись: В значенье “ да ” ты убедись!

Слайд 14

! ! ! Пили чай с булками и с удовольствием.

Слайд 15

С удовольствием пили чай с булками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе Однородные члены предложенния

Конспект урока русского языка в 4 классе, УМК "Перспективная начальная школа". Тема урока: "Однородные членвы предложения"...

Урок русского языка в 4 классе "Однородные члены предложения"

Урок формирования и отработки умений и навыков находить и различать однородные члены предложения, правильно расставлять знаки препинания при однородных членах предложения. На уроке учащиеся сталкивают...

Урок русского язык в 3 классе «Однородные члены предложения»

урок закрепления и обобщения знаний об однородных членах предложения...

Урок русского языка в 3 классе «Однородные члены предложения».

План-конспект урока в 3 классе (открытие новых знаний)  с применением ЭОР по теме "Однородные члены предложения". Структура урока....

Урок русского языка: «Знаки препинания при однородных членах предложения»

Тема. Знаки препинания при однородных членах предложенияЦели:         развивать умение находить однородные члены в предложениях, на слух и зрительно определять, как ...