конспект открытого урока
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Филиал МАОУ « Аромашевская СОШ имени В.Д.Кармацкого» Новоаптулинская ООШ
Конспект урока русского языка в 4 классе
на тему:
«Настоящее время глагола».
Выполнила: учитель начальных классов
Хасанова Венера Сайфутдиновна
2016г.
Тема урока: «Настоящее время глагола».
Цели урока:
Создать условия для ознакомления с понятием временных форм глаголов и с особенностью формы настоящего времени” через постановку учебной проблемы и организацию поисково-исследовательской деятельности;
Способствовать развитию связной речи, мыслительных операций: обобщение, классификация, анализ, синтез, сравнение, память, внимание, мышление;
Воспитывать чуткое отношение к русскому языку, интерес к предмету, культуру поведения при фронтальной и групповой работе.
Тип урока: изучение нового материала.
Технологии обучения: ИКТ, технология проблемного диалога
Формируемые УУД:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь собеседника; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; наблюдать и делать выводы; преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Планируемый результат
Предметные:
Знать временные формы глагола и особенности формы настоящего времени;
Уметь определять время глагола и вычленять из текста глаголы в форме настоящего времени.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).
Основные понятия: времена глаголов, настоящее время глагола
Межпредметные связи: русский язык, окружающий мир
Ход урока
1. Мобилизующий этап
На доске написаны слова:
выточил, меняю, отцепил, ломаю, играю.
Учитель. Прочитайте слова вслух. Скажите, что их объединяет.
Это слова одной части речи — глаголы.
Учитель. Разделите эти глаголы по группам не менее чем по пяти признакам одновременно. Назовите глаголы первой группы. Обоснуйте свой ответ.
К первой группе можно отнести слова выточил, отделил. Это глаголы совершенного вида, в прошедшем времени, в третьем лице, в единственном числе, мужском роде, в них есть приставка.
Ко второй группе мы отнесем слова меняю, ломаю, играю. Это глаголы несовершенного вида, в настоящем времени, в первом лице, в единственном числе, без приставок, все согласные звонкие: в этих словах звуков больше, чем букв.
2. Формулирование темы и цели урока
Учитель. Сформулируйте тему сегодняшнего урока. При этом ориентируйтесь на время тех глаголов, количество которых преобладает.
Преобладают глаголы в форме настоящего времени. Значит, тема сегодняшнего урока - «Настоящее время глагола».
Учитель пишет тему урока на доске.
Учитель. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные фразы на доске.
1) Вспомнить изученный материал о ...;
2) повторить признаки ...;
3) учиться находить глаголы ... и правильно их ....
Цель урока: вспомнить изученный материал о глаголе, повторить признаки, по которым можно отличить глаголы настоящего времени от других глаголов; учиться находить глаголы настоящего времени и правильно их писать.
3. Актуализация знаний учащихся
Учитель. Скажите, что такое глагол?
На какие вопросы отвечают и что обозначают глаголы в настоящем времени?
Как изменяются глаголы в настоящем времени?
4. Тренировочные упражнения
Упражнение 1
Они принадлежат всем и всем в равной степени приносят пользу. Они возводятся в тех местах, где сходится множество человеческих потребностей. Они долговечнее других строении, и они никогда не служили какой-либо скрытой или злой цели.
Учитель. К тексту предусмотрены несколько заданий. Внимательно прочитайте его. Скажите, какую работу надо выполнить прежде всего?
Надо определить, о чем идет речь в этом тексте, и озаглавить его.
Учитель. Слушаю ваши ответы.
Действительно, в этом тексте говорится о мостах, поэтому его можно озаглавить «Мосты». Что бы вы хотели и этом тексте исправить?
В тексте несколько раз подряд встречается слово они. Его надо заменить другими словами.
Учитель. Напишите ту часть текста, которая соответствует теме урока. Выделите глаголы в настоящем времени.
Расскажите о написании приставки в глаголах настоящего времени.
Скажите, чем отличаются между собой первое и второе предложения?
5. Словарно-орфографическая работа
Если бетон и металл, то получается прочное сооружение.
Если воля и целеустремленность, го формируется .
Учитель. Сегодня мы познакомимся с новым словом. Вы его наловите, если правильно определите основную функцию мостов. Ваш ответ должен соответствовать теме урока. Какое это слово?
Это слово соединяет.
Учитель. Что обозначает это слово?
Слово соединяет обозначает скрепляет, связывает од но с другим, устанавливает сообщение, связь с чем или кем-либо.
Учитель. Напишите это слово, объясните его правописание.
В слове соединяет приставка со-, приставки са- не бывает. Две безударные гласные в корне слова. И — проверяемая безударная гласная, проверочное слово единый. Е — непроверяемая безударная гласная. Ее надо запомнить. Ет — личное окончание глагола, пишется гласная е, так как это глагол первого спряжения.
Учитель. Прочитайте предложения на доске и сформулируйте свое задание.
В первое предложение надо вставить новое словарное слово. Во второе — новое словарное слово и словосочетание, которое соответствовало бы смыслу предложения.
Если соединяются бетон и металл, то получается прочное сооружение. Если соединяются воля и целеустремленность, то формируется сильный характер.
Учитель. Объедините слова в этих предложениях по орфограммам. Расскажите об их написании.
Дайте полную характеристику написанным предложениям.
Назовите все глаголы настоящего времени, с которыми мы работали на уроке, определите их вид, сравните их с глаголами прошедшего времени и сделайте вывод.
Все глаголы настоящего времена, с которыми мы работали, имеют несовершенный вид. Можно сделать вывод, что формы настоящего времени имеют только глаголы не совершенного вида.
6. Тренировочные упражнения (продолжение)
Упражнение 2
По мосту нельзя ходить в ногу. Если попасть в ритм колебаний моста, то он может разрушиться. Бывали случаи, когда мост обрушивался из-за того, что колонна солдат шла по нему в ногу. Поэтому, прежде чем колонна вступает на мост, ей отдается команда: « !».
Справка:
Бежать! Стоять! Сбить ногу!
Учитель. Прочитайте текст. Сформулируйте задание.
Надо закончить последнее предложение текста, добавив в него подходящие по смыслу слова прямой речи. (Сбить ногу!)
Учитель. Напишите этот текст, разделив его на части в зависимости от смысла и формы употребленных в предложениях глаголов.
Назовите глаголы, которые имеют форму настоящего времени. Обоснуйте свои выбор, учитывая все их рассмотренные на уроке признаки.
Назовите слова, в которых в качестве безударной гласной выступает буква о. Сгруппируйте их по орфограммам.
7.Рефлексия
Учитель. С какой формой глагола мы сегодня работали на уроке?
Расскажите все, что знаете о глаголах и форме настоящего времени.
Ответы учащихся.
Дается задание на дом. Оценивается деятельность школьников на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов" план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Өсөнсө класс. Миҙгелдәр. Сифат темаһын ҡабатлау....

Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».
Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....

Конспект открытого урока по окружающему миру, 4 класс, по теме "Новое время: великие открытия".
Цели урока. ...

Конспект открытого урока обучение грамоте по теме: «Чтение слов и предложений с буквами П п». В 1-а классе (24.10.18) Тип урока: урок закрепления изучаемого материала (развития умений и навыков).
В основу урока была заложена «тактика сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Также урок планировала и строила в форме, где за основу берется формирование универсальных учебных действий уч...

Конспект открытого урока обучение грамоте по теме: «Чтение слов и предложений с буквами П п». В 1-а классе (24.10.18) Тип урока: урок закрепления изучаемого материала (развития умений и навыков).
В основу урока была заложена «тактика сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Также урок планировала и строила в форме, где за основу берется формирование универсальных учебных действий уч...
