Технологическая карта урока п русскому языку "Буквосочетания чк-чн-щн-нч-чт"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Пилипчак Наталья Геннадьевна

Урок по теме "Буквосочетания чк-чн-чт-нч-щн".Тип урока-  урок открытия нового знания. В разделе является первым уроком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_bukvosochetaniya_chkchnshchn_cht.docx39.11 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Буквосочетания ЧК,ЧН,ЧТ,ЩН,НЧ».

Тип урока - открытие» нового знания.
    Метод обучения - проблемно – поисковый.

Формы работы на уроке: индивидуальная, работа в парах, самостоятельная  работа.

Педагогическая цель: 

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: формирование  умения распознавать в словах сочетания ЧК, ЧН; правильно их писать.

Планируемые результаты:

Предметные – научатся писать в словах сочетания ЧК,ЧН,ЧТ,ЩН,НЧ; различать мягкие согласные, после которых пишется или не пишется мягкий знак;

Личностные – проявляют навыки сотрудничества со  сверстниками в различных социальных ситуациях, умеют избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

УУД (метапредметные):

Регулятивные – планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определяют наиболее эффективные способы достижения  результата.

Познавательные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; анализируют;

Коммуникативные – определяют общую цель и пути её достижения, осуществляют контроль в совместной деятельности,  оценивают собственное поведение и поведение окружающих.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация к уроку, оценочные листы, индивидуальные листы для работы, картинки: Знайкин, солнце, поезд с вагончиками, заготовки для кластера.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

1.Каждое утро, когда мы с вами просыпаемся и идем в школу, нас встречает  солнышко, которое обогревает всех своими лучиками. Эти лучики не только согревают нас, но и открывают тайны про каждого из нас. (солнышко на доску)

Сегодня на уроке эти лучики будут нам помогать открывать тайны нашего урока.

2.Для того, чтобы знать, какие тайны, мы должны поставить перед собой цель.

3. Для достижения цели мы с вами отправимся в путешествие по стране Знаний на паровозике (вагон)

4.Какие задачи мы выберем для себя, чтобы достигнуть цели урока? (появляются вагончики)

Приветствие учащихся.

Дети готовы к уроку

Дети перечисляют задачи, учитель вывешивает  на доску вагоны с данными задачами

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные:

- формирование  умения слушать и слышать.

2.Актуализация и пробное учебное действие.

1.С нами в путешествие по стране Знаний отправится Знайка. Почему его так зовут? Как вы думаете, какими качествами должен обладать человек, чтобы быть Знайкиным? А вы хотите быть Знайкиными? Тогда я предлагаю взять с собой в путешествие все эти качества. Согласны?  

Знайка приготовил для вас задание:

2. Внимательно посмотрите на него и назовите, какой предмет есть у Знайки, в названии которого спряталась буква, обозначающая согласный, непарный мягкий, непарный глухой звук.

3.Правильно, молодцы. Это ОЧКИ. Буква, которую загадал вам Знайка – буква Ч.

4 Давайте на своих листах запишем число, классная работа.

-Пропишем строчную букву Ч (5 букв) и на самую красивую оденем корону.

-Ребята, а кто знает, какая буква в русском алфавите обозначает так же как и буква ч, согласный непарный мягкий и непарный глухой? (буква Щ)

-А давайте эту букву тоже с вами пропишем, чтобы букве Ч было не одиноко.

-Итак, первое учебное затруднение мы с вами преодолели, давай это зафиксируем на наших оценочных листах. У вас на партах лежат листочки, на которых изображена лестница. Эта лестница ведет нас к успеху, чем выше мы с вами по ней поднимемся, тем больше шансов у нас появится стать Знайкиными.

Итак, первое учебное затруднение мы с вами преодолели. Молодцы!

На доске картинка Знайки

Дети рассматривают картинку, ищут предмет (ОЧКИ)

Показ буквы Ч.

(демонстрация показа письма буквы)

Дети прописывают букву, одевают корону на самую удачную букву.

Дети называют букву Щ (на магните повесить букву щ)

(демонстрация показа письма буквы)

Дети прописывают букву Щ (5 букв), одевают корону на самую красивую.

Дети работают с оценочными листами (отмечают первую ступеньку к успеху)

Регулятивные:

- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Познавательные:

- умение решать проблемные ситуации

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

3. Выявление места и причины затруднения.

1. Продолжим наш путь к успеху?

Следующее учебное затруднение, которое придумал  нам Знайка.

- Вспомните, какое слово загадал нам Знайка?

-Ребята, как вы думаете, почему между буквами Ч и К стоит знак вопроса?

-Правильно, нам надо узнать, нужен между этими буквами ь или не нужен?

-Давайте будем вместе рассуждать, искать выход из затруднения.

На слайде записано слово: ОЧ?КИ

Высказывания детей, их предположения.

Дети приходят к выводу, что ь не пишем, т.к. буква Ч всегда мягкая.

Регулятивные:

 - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще неизвестно;

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Ребята, может кто из вас догадался, какая тема нашего урока?

-Какие задачи мы для себя поставим? Чему мы должны научиться, что должны узнать?

-Для чего нам надо знать данное правило?

Дети называют тему (буквосочетания чк-чн-щн-чт-нч)

Научимся правильно писать буквосочетания.

Узнаем,  почему в буквосочетаниях чк, чн, нч, щн, чт не пишется Ь.

Узнаем в чем заключается опасность в буквосочетаниях.

Чтобы быть грамотными

Регулятивные:

 - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

- знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

5.Физминутка

1.Игровой массаж «ладошка»

Твоя ладошка – это пруд,

По ней кораблики плывут (медленно водим согнутым указательным пальцем по ладони)

Твоя ладошка – как лужок,

А сверху падает снежок, (дотрагиваться до ладошки кончиками пальцев)

Твоя ладошка - как окно,

Его помыть пора давно! (потереть ладошку пальцами, сжатыми в кулак)

Твоя ладошка – как дорожка,

А по дорожке ходит кошка. (ходить пальчиками по ладошке)

2. Гимнастика для глаз.

Дети выполняют упражнение

Познавательные:

- выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства;

Регулятивные:

- составление плана и последовательности действий.

6. Реализация построенного проекта

1. Что мы с вами узнали про правописание данных сочетаний?

2.Работа в учебнике.

-Итак, мы с вами открыли новое правило. Что нам поможет убедиться в правильности нашего открытия?

-Давайте откроем с вами учебники на с. 5.

- Работа с правилом с.5.

-Как произносятся согласные звуки в  буквосочетаниях ЧК,ЧН,ЧТ,ЩН,НЧ? Можно ли сказать, что это опасные места? В чем заключается опасность?

_ Как называются такие опасные места в словах русского языка?

-Ребята, наше открытие совпадает с правилом или мы что- то с вами не указали?

3. Работа с оценочными листами.

-Как вы думаете, мы справились с учебным затруднением Знайки? Решили проблему? Давайте это зафиксируем на своих оценочных листах

(на доске составляется кластер)

чк-чн-щн-нч-чт

           

          ь

дети отвечают-учебник

Читают правило.

Один ученик вслух.

Звук произносится мягко, но мягкий знак не пишется.

Орфограмма

Ребята заполняют оценочные листы

Выполняют упражнения.

7.Работа в парах с  коллективной

проверкой

1.Итак, мы с вами молодцы. Два учебных затруднения Знайки решили. Знайка очень вам доволен.

Чтобы тему закрепить, нам с вами надо тренироваться. Продолжим?

-Знайка решил проверить, какие вы дружные, как вы умеете работать в парах. Давайте вспомним правила работы в паре.

1.Я предлагаю вам сейчас повернуться друг к другу, улыбнуться и назвать своего соседа ласково по имени.

Скажите, а какая орфограмма встретилась вам, когда вы произносили имя соседа?

Молодцы, вы оказались внимательными учениками.

-Что мы с вами знаем про написание этой орфограммы?

-Давайте сделаем приятно своему соседу и себе, напишем свое имя и имя соседа ласково и подчеркнем данную орфограмму в словах.

2.Следующее учебное затруднение, которое приготовил вам Знайка.

У вас на партах лежат листы желтого цвета. Каждой паре нужно выполнить задание, которое записано на этих листах и оценить свою работу (нужно составить из слогов слова, выделить изученную орфограмму)

Чья пара выполнит, поднимают вместе руки.

После выполнения работы проверка по слайду или устно коллективно. 

Работа с оценочными листами.

-Ребята, а теперь каждый из вас подумайте, справились ли вы с учебным затруднением Знайки? Преодолели ли вы затруднение? Если все выполнили верно, тогда вы поднялись на ступеньку, если выполнили не все задание, тогда на полступеньки, а если не справились – тогда не подниметесь никуда, остаетесь пока на предыдущей ступеньке.

Дети называют правила, вывесить на доску правила работы в паре.

Эмоциональный настрой на работу

(чк-чн)

Дети еще раз проговаривают правило вслух.

Дети записывают имена, подчеркивают орфограммы.

Работа в паре (у каждой пары лист с заданием)

Самооценка:

зеленый – было легко, все получилось

желтый- были затруднения, но мы справились

красный- было трудно, не справились 

Ребята заполняют оценочные листы

Коммуникативные:

 - умение работать в статичных и мигрирующих группах, делегировать полномочия, распределять роли, владение монологической и диалогической формами речи;

Познавательные:

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Личностные:

- знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);

Регулятивные:

- умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

8. Включение в систему знаний и повторения.

- Давайте вспомним еще раз, как называется тема нашего урока?

-Какое открытие мы с вами сделали по данной теме?

Готовы дальше выполнять задания Знайки?

1.Работа с интерактивной доской или устно по рядам

Замените словосочетания одним словом, которое отвечает на вопрос какой?

-Суп, который готовится на молоке?(молочный)

-Порт на реке?(речной)

-Суп из овощей?(овощной)

-Животное, которое питается мясом других животных?(хищное)

-Часы в которых песок пересыпается из верхней емкости в нижнюю.(песочные)

-Порошок из яиц.(яичный)

-Зверь, которого приручили.(ручной)

-Что общего между всеми словами?

Что мы узнали про сочетание данных букв?

2.Самостоятельная работа

1 ряд – слова с сочетанием ЧК

2 ряд – с сочетанием ЧН

3 ряд – с сочетанием ЩН 

Работа с оценочными листами

(Мы с вами преодолели еще одно препятствие, поэтому поднимаемся еще на одну ступеньку вверх)

Буквосочетания  ЧК,ЧН,ЧТ,ЩН,НЧ

Они пишутся без мягкого знака.

Ребята работают у доски по одному или с места по рядам

Дети еще раз вспоминают и проговаривают правило

Ребята самостоятельно выписывают из ряда слов слова с указанной орфограммой

Ребята заполняют оценочные листы

Регулятивные:

 - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий;

Личностные:

- оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей;

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении  проблем, интегрироваться в группу сверстников.

9 Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Тест по теме «Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн, нч

1.Нужен ли мягкий знак в буквенных сочетаниях чк, чн, ст, сн? (да, нет)

2.Все ли слова написаны правильно: сочный, ночка, молочный, Жучка, задачка, ручной, свечка, тучка, дочка, звучный?(да,нет)

3. Выпиши из каждой строки лишнее слово.

1. Мачта, почта, матч, мечта, чтение.

2. Яблочко, корочка, пончик, тапочки.

3. Молочный, цветочница, почта, яблочный, песочница.

4. Сказочный, точный, вечный, скучный, кирпичный, закончить

Итог урока

- Давайте подведем итог нашего урока.

-Что нового мы с вами узнали? Какое открытие сделали?

-Что помогло нам справиться со всеми учебными затруднениями? (обращение к вагончикам, которые повесили в начале урока)

-А теперь встаньте те ученики, кто оказался на вершине к успеху и кто был сегодня на уроке Знайкиным, похлопайте себя и погладьте по голове себя.

-Спасибо всем за урок и за работу!

Ребята на своих листах выполняют тест,  который на слайде, оценивают свою работу

Самостоятельная проверка по эталону

Дети называют, учитель убирает по одному вагончику, остается солнце

Регулятивные:

 - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

- осуществлять итоговый контроль

Личностные:

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

- проявлять активность в деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку.Тема урока: «Родственные слова разных частей речи» 3 класс( ПНШ) + презентация

Цели урока: уточнить представления о том, что корень в однокоренных словах пишется одинаково; учить находить корень в словах; способствовать формированию умения находить однокоренные слова, умение под...

Технологическая карта урока по русскому языку 4г класс ФГОС Тема урока: Как отличить простое предложение от сложного.

Конспект урока русского языка для четвертого класса по теме: Как отличить простое предложение  от  сложного....

Технологическая карта урока. Предмет: русский язык. Тема урока: Изменение имен прилагательных по падежам.

Технологическая карта урока. Предмет:  русский язык. Тема урока:  Изменение имен прилагательных по падежам. Цель урока:  - Познакомить учащихся со словоизменением имен прилага...

Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс УМК "Школа России" . Тема урока: "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне".

Данный урок поможет сформировать у обучающихся умения видеть и проверять безударные гласные в корне слова. Обобщить и дополнить знания обучающихся о правописании слов с безударным гласным звуком в кор...

Технологическая карта урока по русскому языку. Тема урока " Числительное как часть речи "

к концу урока обучающиеся должны иметь представление о числительном как части речи;уметь различать количественные и порядковые числительные                ...

Технологическая карта урока. Предмет: русский язык Тема урока: Настоящее, будущее и прошедшее время глагола.

Технологическая карта урокаКласс: 2УМК: Л.В. ЗанковаПредмет: русский языкТема урока: Настоящее, будущее и прошедшее время глагола.Тип урока: формирование новых учебных знанийЦель: создать условия для ...