Методическая разработка по русскому языку для 2 класса "Состав слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Вафина Лилия Ильшатовна

Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostav_slova.docx941.33 КБ
Файл costav_slova.pptx2.68 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  образовательное учреждение

"Базарно-Матакская средняя общеобразовательная школа "

Алькеевского муниципального района РТ

Разработка урока по русскому языку

на тему «Состав слова»

(2 класс)

Составила:

Вафина Лилия Ильшатовна,

учитель начальных классов

МАОУ «БМСОШ»

с. Базарные Матаки, 2015г.

Тема урока «Состав слова»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности.

Учебно-методическое обеспечение:  Л.Ф. Климанова (Академический школьный учебник Перспектива) Русский язык  2-й класс, «Просвещение», 2011 г.

 Образовательное учреждение: МАОУ «БМСОШ» с. Базарные Матаки Алькеевского района РТ.  

Цели и задачи:

Образовательные:

  1. Совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова.
  2. Повторить изученные орфограммы в корне  слова.
  3. Закрепить умение разбирать слова по составу.

Воспитательная задача:  воспитывать активную творческую личность, умеющую видеть, ставить и разрешать учебные проблемы;

Развивающие задачи:

  1. Способствовать созданию атмосферы хорошего настроения при организации работы на уроке.
  2. Способствовать формированию личностных, коммуникативных, регулятивных умений:

личностных

  • Умение слушать и слышать собеседника.
  • Умение формулировать свою позицию.

Коммуникативных

  • Слушать и понимать речь других.
  • Умение строить связные высказывания в устной и письменной  форме.  
  • Умение редактировать (совершенствовать) текст.
  • Умение выражать свои мысли.
  • Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Познавательных

  • Осознавать познавательную задачу.
  • Читать и слушать, извлекая нужную информацию.
  • Делать обобщения, выводы.  

Регулятивных (рефлексивных)

  • Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.
  • Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
  • Умение самостоятельно анализировать и оценивать свою работу.

 1)  Воспитывать  любознательность, пытливость при получении знаний.

 2)  Формировать интерес к изучению родного языка.

 3)  Воспитывать чувство взаимоуважения, взаимовыручки.

 4)Воспитывать аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность.

Оборудование:  ноутбук, проектор, колонки, компьютерная презентация,  карточки  с  заданиями.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой

- Сегодня у нас необычный урок. Урок-путешествие. Путешествие – это дорога,   нужны силы,  здоровье,  внимание…

- Как вы думаете, какой человек может отправиться в путешествие? (Здоровый, внимательный, аккуратный, любознательный…)

- Я желаю, чтобы на нашем уроке у вас присутствовали все качества, которые вы перечислили. Так как сегодня нас ждёт встреча с чудесными открытиями.  Вы будете исследователями, которые исследуют и объясняют, делают открытия и познают новое. Я верю, в вас и знаю — у вас все получится!  А поможет вам дружба, взаимовыручка и поддержка друзей.

  1. Минутка чистописания

Запись на доске: по, за, ок, онок, а, про, у, ек, и, ик, ое, пере. Слайд 2
- Прочитайте. Что вы можете сказать об этой записи?

Запишите эти части слова: 1 группа- приставки, 2 группа- суффиксы,
3 группа- окончание.

- Ребята, посмотрите еще раз на доску и обозначьте тему урока.

(Тема нашего урока – состав слова) Слайд 3

- Какие задачи поставим перед собой и будем решать на уроке?

  1. Закрепим умение разбирать слова по составу, находить орфограммы в корнях слов.
  2. Проверим наши знания о значимых частях слова.
  3. Будем учиться  рассуждать, сравнивать, анализировать, делать выводы.

- Я думаю, ребята, если мы все поставленные задачи решим и будем вдумчиво работать, то к концу урока вы не только сможете правильно самостоятельно разбирать слова по составу, а даже сможете научить этому других ребят или даже взрослых.

- Чтобы узнать на каком виде транспорта мы будем путешествовать, я предлагаю вам отгадать загадку: Слайд 4

Бродит морем, океаном

Нынче здесь, а завтра там.

И следов не оставляет

Белый  чудо-великан. (Корабль)

К. .РАБЛЬ

- Вставьте пропущенную букву.

- Можно ли ее проверить? (Словарное слово)

- А что обозначает это слово?

1) вид морского транспорта

2) космический корабль (Слово многозначное)

- Мы с вами сегодня будем путешествовать на морском корабле.

- На доске записаны слова:  морской,  заморский,  море. Запишите слова в таком порядке, как расположены схемы. Слайд 5

C:\Users\ЛИЛИЯ\Pictures\image002_95.gif

C:\Users\ЛИЛИЯ\Pictures\image002_95.gifC:\Users\ЛИЛИЯ\Pictures\image003_72.gif

         C:\Users\ЛИЛИЯ\Pictures\image008_39.gif  C:\Users\ЛИЛИЯ\Pictures\image002_95.gifC:\Users\ЛИЛИЯ\Pictures\image003_72.gif

- Объясните, как вы понимаете эти слова.

  1. Обобщение и закрепление полученных знаний. Формирование умений и навыков

–  Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по Стране Знаний в царство Русского языка.   Слайд 6

– Итак, в путь! Наш корабль отправляется в плавание. Чтобы в пути  не было скучно, каждая группа получает задание, которое надо выполнить по дороге до первого острова.
Каждая группа получает задание на карточке.
1 группа.  Рассказать, что такое корень слова, однокоренные слова, окончание,  подобрать однокоренные слова с корнем  -ход-.
2 группа.  Рассказать, что такое приставка, для чего она служит, образовать новые слова с корнем – ход-,  используя разные приставки.
3 группа.  Рассказать, что такое суффикс, окончание. Образовать новые слова с корнем – ход-.

Первый остров -  остров Корней.

 Слов на свете нам не счесть,
В каждом слове корень есть,
Чтобы грамотно писать,
Надо корень выделять.

- Как вы думаете, почему мы вначале отправились в остров  Корней? (Это главная часть слова)

Ребята 1 группы озвучивают свое задание другим, идет коллективная проверка  выполненного.

-   Что такое корень? Что еще знаете о корне? (Общая  часть однокоренных  слов.  Несет  основное  значение). Слайд 7

- Как правильно выделить в слове корень?

1) - Какие слова могли бы «вырасти» на этом дереве?  (Ребята  работают  по  группам. 1 группа - вод,2 группа -  сад, 3 группа - лес).  Слайд 8

 - Напишите эти слова в тетрадь. Сколько веток «выросло» на вашем дереве?

(Проверка проводится в форме соревнования, когда ребята 1,2 и 3группы  называют по очереди составленные слова).

2) Нас ждёт следующее задание: на доске записаны слова, выпишите пары однокоренных слов, выделите корень, объясните свой выбор.  Слайд 9

СТОЛ — СТОЛБЫ    

КОЗА — КОЗЛЕНОК

КОЗА — СТРЕКОЗА

АЗБУКА — АЛФАВИТ

ДЕНЬ — ДЕНЬГИ

ОСЕНЬ -  ОСЕННИЙ

ВОДА — ВОДИТЕЛЬ

ДОРОГА — ПОДОРОЖНИК

- А сейчас вспомните, какие орфограммы в корне  слова вы знаете?

Давайте повторим написание безударной гласной в корне  слова.

3) Тренажёр «Безударная гласная» Слайд 10

На это задание у вас 3 минуты. У вас всё получится!

4)Впиши пропущенные буквы. Найди  и  зачеркни слово, которое является лишним в каждой строке.

Буквы

Лишнее

1.  (о-а) м_ряк, м_рской, м_розный, м_ре

2. (и-е) л_сник, л_сья, л_сной, л_сок, л_сная

3. (у-и-е) гр_сть, гр_бник, гр_бок, гр_бница, гр_б

Проверьте себя по ответу. Слайд 11

Физкультминутка.

Остров  Приставок

Перед корнем есть приставка,

Слитно пишется она,

И при помощи приставки

Образуются слова.

1) Ребята 2 группы озвучивают свое задание другим, идет коллективная проверка выполненного. (Зачитывают новые слова: подход, приход заход, переход, выход, поход, обход).

- Расскажите, что такое приставка, для чего она служит. Слайд 12

2) Ребята,  посмотрите,  пожалуйста,  мультфильм  и  образуйте   новые  слова  при  помощи  приставок  от  слова  «шёл» Слайд 13

(шёл, дошёл, пришёл, подошёл, обошёл, зашёл,  вышел,  перешёл, прошёл,  ушёл)  Слайд 14

С помощью чего вы образовали новые слова?  Изменились  ли  значения  слов?

  1. Работа с деформированными предложением.

Задание на выбор: Слайд 15

 (Н..)писал, адрес, отец, (н..)конверте.

- Предлагаю вам задание на выбор.

 Первый вариант. Составьте и запишите предложение из слов, выделите приставки, обозначьте орфограммы.

Второй вариант. Найдите и выпишите  слова с приставками, обозначьте орфограмму.
-Почему нужно различать приставки и предлоги?

– Задания выполнили правильно. Плывем дальше.

Остров Суффиксов

После корня он стоит,

Перед окончанием

Его если заменю,

Другое слово получу.

Обозначу уголком.

Называя суффиксом.

1) Ребята 3 группы озвучивают свое задание другим, идет коллективная проверка выполненного. (ход, ходики, хода, ходу, ходом, о ходе). Слайд 16

- Расскажите,   что  вы  знаете  о  суффиксах.   Какую  «строительную»    работу   они выполняют? (Образуют новые слова:  придают словам различные смысловые оттенки.)

-Как найти в слове суффикс?

2) Исключите из цепочек лишние слова. Назовите суффиксы. Слайд 17

  1. Рыбка, дубок, горка, норка.
  2. Тракторист, пианист, танкист, печник.
  3. Хвостище, глазоньки, усище, когтище.

- Какие значения придают здесь  суффиксы?

3) Вставить пропущенные буквы  кузнеч_к,  ореш_к,  арбуз_к,  волч_нок, медвеж_нок,  лисён_к.  (Объяснить правописание суффиксов).  Слайд 18

Остров Окончаний 

Та часть слова, которая изменяется,

Окончанием называется.

1) Ребята 1 и 3 группы рассказывают об окончании (формы слова: ход, хода, ходу, ходом, о ходе).

- Что такое окончание? Для чего оно служит?  (Изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении). Слайд 19
-2)Если я покажу слово с окончанием  
а,  вы хлопаете в ладоши над головой.

Если увидите любое другое окончание, то вытягиваете руки вперёд. Попытайтесь сосчитать, сколько будет слов с окончанием  а. Слайд 20

Слова: река, озеро, пила, утро, звезды, роса, море, ворота, орехи, школа.

3) Прочитайте, что нужно сделать, чтобы зазвучали пословицы. Запись на доске:

Что написано (перо), то не вырубишь (топор).

За двумя (заяц) погонишься, ни одного не поймаешь.

Спишите пословицы, изменяя по смыслу слова в скобках.

Выделите окончания. Слайд 21

-  Объясните смысл пословиц.

4)Выписать родственные слова, выделить окончание. Слайд 22
Рыбаки наловили много рыбы. Часть рыбы сдали на рыбный завод. А бабушка испекла рыбник — пирог с рыбой

IV. Рефлексия.

  - Вот и заканчивается наше путешествие,  возвращаемся в класс.  Давайте проверим, как вы усвоили материал нашего урока.

Тест. Взаимопроверка.

- Выберите ответ, результат занесите в таблицу.

1

2

3

4

5

1.Изменяемая  часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

  1. окончание
  2. корень
  3. суффикс

2.Часть слова, которая является общей для родственных слов.

  1. основа
  2. приставка
  3. корень

3.Укажи слово, в котором есть приставка.

  1. изюм
  2. поляна
  3. покрасить

4.Какое  слово состоит из приставки, корня, суффикса и  окончания.

  1. сказка
  2. присказка
  3. сказочник

5.Какое слово «лишнее».

  1. мышка
  2. мышонок
  3. смышленый

6. Какому слову суффикс придает уменьшительно-ласкательный оттенок значения?

  1. серенький
  2. зайчище
  3. гитарист

самопроверка по ключу. Слайд 23

самооценка:  

 - я собой доволен, все сделал правильно;    

- я выполнил задание, но допустил ошибки.

- Я поздравляю вас с окончанием путешествия. Вы проявили себя знающими и любознательными путешественниками, хорошо работали на уроке. А справиться с заданиями вам помогла дружба. Оставайтесь всегда такими активными и сплоченными.  Желаю вам дальнейших успехов в изучении русского языка.

V.  Итог .

-А теперь давайте подведем итог нашего урока. Над чем мы сегодня работали?

-Какие открытия на уроке вы для себя сделали?
- Что сегодня вам удалось?

-Кого бы вам хотелось сегодня особо отметить?.. Слайд 24

VI. Домашнее задание:

Придумайте и запишите 10 слов к схеме img5

Вафина Л.И.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Состав слова Урок русского языка во 2 классе УМК «Перспектива» МАОУ « Базарно-Матакская средняя общеобразовательная школа» Алькеевского района РТ Учитель: Вафина Лилия Ильшатовна

Слайд 2

Минутка чистописания по, за, ок , онок , а, про, у, ек , и, ик , ое , пере 1 группа- приставки 2 группа- суффиксы 3 группа- окончание

Слайд 3

Цели и задачи: Состав слова Закрепим умение разбирать слова по составу, находить орфограммы в корнях слов. Проверим наши знания о значимых частях слова. Будем учиться рассуждать, сравнивать, анализировать, делать выводы.

Слайд 4

Бродит морем, океаном Нынче здесь, а завтра там. И следов не оставляет Белый чудо-великан. К Р А Б Л Ь О

Слайд 5

мор е морск ой заморский морской, заморский, море Запишите слова в таком порядке, как расположены схемы.

Слайд 6

Путешествие в Страну Знаний

Слайд 7

Остров Корней Расскажите, что такое корень слова, однокоренные слова.

Слайд 8

ВОД ЛЕС САД 3 группа 2 группа 1 группа

Слайд 9

СТОЛ — СТОЛБЫ КОЗА — КОЗЛЕНОК КОЗА — СТРЕКОЗА АЗБУКА — АЛФАВИТ ДЕНЬ — ДЕНЬГИ ОСЕНЬ - ОСЕННИЙ ВОДА — ВОДИТЕЛЬ ДОРОГА — ПОДОРОЖНИК ОСЕНЬ - ОСЕННИЙ ДОРОГА — ПОДОРОЖНИК Выпишите пары однокоренных слов, выделите корень, объясните свой выбо р КОЗА — КОЗЛЕНОК

Слайд 10

б...льшой гр...чи р...ка п...тнистый з...ма зв...рёк пл...сать см...треть о а я е и а о е я и е я о Тренажёр «Безударная гласная»

Слайд 11

Буквы Лишнее 1. ( о-а ) м_ряк , м_рской , м_розный , м_ре 2 . ( и-е ) л_сник , л_ сья , л _сной , л_сок , л_сная 3 . ( у-и-е ) гр_сть , гр_бник , гр_бок , гр_бница , гр_б Впиши пропущенные буквы о морозный е лисья и грусть

Слайд 12

Остров Приставок Расскажите, что такое приставка, для чего она служит.

Слайд 14

ПРОВЕРЬ СЕБЯ Выделите в этих словах приставки. Изменились ли значения слов? Почему? Шёл, перешёл, дошёл, пришёл, подошёл, обошёл, зашёл, вышел, прошёл, ушёл.

Слайд 15

(Н…)писал, адрес, отец, (н…)конверте. 1) Составьте и запишите предложение из слов, выделите приставки, обозначьте орфограммы. 2) Найдите и выпишите слова с приставками, обозначьте орфограмму. Задание на выбор

Слайд 16

Остров Суффиксов Расскажите, что вы знаете о суффиксах. Какую «строительную» работу они выполняют ?

Слайд 17

Исключите из цепочек лишние слова. Назовите суффиксы. Рыбка, дубок, горка, норка. Тракторист, пианист, танкист, печник. Хвостище, глазоньки, усище, когтище.

Слайд 18

Вставить пропущенные буквы кузнеч _ к, ореш _ к, арбуз _ к, волч _ нок, медвеж _ нок, лисён _ к. и е и о о о

Слайд 19

Остров Окончаний Расскажите об окончаниях. Для чего оно служит?

Слайд 20

озеро пила утро звёзды река мячи ворота орехи школа Поиграем роса

Слайд 21

Что нужно сделать, чтобы зазвучали пословицы Что написано (перо), то не вырубишь (топор). За двумя (заяц) погонишься, ни одного не поймаешь. Что написано пером, то не вырубишь топором. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Слайд 22

Рыбаки наловили много рыбы. Часть рыбы сдали на рыбный завод. А бабушка испекла рыбник - пирог с рыбой. Выпишите родственные слова, выделите окончание Рыбаки, рыбы, рыбный, рыбник, с рыбой.

Слайд 23

Давайте проверим, как вы усвоили материал нашего урока. 1 2 3 4 5 6 а с с b c a

Слайд 24

Какие открытия на уроке вы для себя сделали? Что сегодня вам удалось? Кого бы вам хотелось сегодня особо отметить?.. МОЛОДЦЫ !

Слайд 25

Придумайте и запишите 10 слов к схеме Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно- методическая разработка урока русского языка для 2 класса по теме « Нахождение проверочных слов для безударной гласной в корне слова из ряда однокоренных слов».

Орфографическая грамотность учащихся - это одна из актуальных проблем, стоящая перед школой на протяжении всего ее исторического развития. Но, несмотря на ее возраст, проблема орфографической грамотно...

Методическая разработка урока русского языка по теме «Слово в словаре и тексте» во 2 классе.

Масалова Татьяна СергеевнаУчитель начальных классовМОУ «Белгородская область Белгородский район Беломестненская средняя общеобразовательная школа»Методическая разработка урока русского языка по теме «...

Учебно-методическая разработка Урок русского языка 3 кл :Тема «ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА»

Конспект урока  в 3 классе по любому УМК по русскому языку .Тема "ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА"  Разработка содержит  материал по развитию речи на данную...

Методическая разработка урока русского языка по теме "Корень слова. Однокоренные слова." 2 класс , "Школа России.

Разработка урока русского языка по теме "Корень слова. Однокоренные слова" составлена для 2 класса в виде технологической карты....

Методическая разработка урока русского языка по теме: «Слова с удвоенными согласными» ( 2 класс, УМК "Школа России").

Конспект урока по русскому языку по теме "Слова с удвоенными гласными" для 2 класса, УМК "Школа России"....

Методическая разработка урока_Русский язык_ 2 класс (УМК "Школа России".) Закрепление. Корень слова. Однокоренные слова

Методическая разработка будет полезна учителям начальных классов.Поможет грамотно выстроить ход урока по формированию предметных и метапредметных умений обучающихся при изучении данной темы.Разработка...